Александрос Христодулу, богослов
Ангелы за Божественной литургией
Οι Άγγελοι στη Θεία Λειτουργία
Ангелы относятся к числу невидимых творений, созданных Богом, как мы это исповедуем в Символе веры. Мы не знаем способа и времени их создания, и Священное Писание ничего не говорит нам об этом. Мы только знаем, что Ангелы существуют в нашем мире и заботятся о нас в каждый момент нашей жизни. Термин «ангел», который мы используем для обозначения небесных духовных существ, не передает того, что мы хотим выразить. Слово «ангел-άγγελος» означает «посланник-несущий весть» (αγγελιοφόρος) и относится только к двум классам, имеющим связь с человеком. Когда Ангел собирается явиться человеку, он принимает человеческий облик, но это вовсе не означает, что он имеет тело. Василий Великий пишет, что «сущность ангелов есть дуновение ветра или бессмертное пламя, и потому они обнаруживаются или еще видны в виде тела, для тех, кто достоин их видеть». Это означает, что они появляются в человеческом обличии, хотя и не осязаемы человеком. С самого начала своего творения они не имеют материального существования, но не будучи несотворенными также как Бог. Они не ограничены пространством и временем. У них нет возраста, ни юности, ни старости, у них нет пола, мужского или женского, они не знают ни боли, ни несчастья, ни сомнений, ни страхов. Они — глашатаи Всевышнего Бога в великих исторических событиях, проводники, хранители, советники, защитники, утешители и предстатели, помошники с момента рождения человека до последнего момента его жизни.
Архангел Михаил Византийская икона 14 в. Афины
Ангельских Чинов 9. Серафимы (Ис. 6,2), Херувимы (Иез. 10,1), Престолы (Кол. 1,16), Господства (Кол. 1,16), Власти ( 1 Петра 3:22), Силы (Кол. 1:16, Еф. 3:10), Архангелы (1 Фес. 4:15) и Ангелы. Ангельские чины делятся на три группы, которые святой Дионисий Ареопагит называет «хорами-ликами Ангелов» ("χορούς αγγέλων"). Первый лик - Серафимы, Херувимы и Престолы. Они не имеют никакой связи с человеком, но они заняты служением Богу. Второй хор-лик — «Господства, Власти и Силы». Они считаются правителями вселенной и звезд. У нас нет непосредственного контакта с ним, хотя земля принадлежит их власти. Третий хор-лик – это Начала, Архангелы и Ангелы, которые держат землю под своей опекой и покровительством. Из семи архангелов в Священном Писании упоминаются имена только 4-х архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила.
Ниже мы увидим участие святых Ангелов в Божественной Литургии.
В текстах ежедневных служб Православной Церкви, особенно Божественной литургии, очень часто упоминаются святые Ангелы. Таким образом Церковь выражает свое глубокое уважение к самим Ангелам, а также к их труду по спасению людей.
Перед началом Божественной литургии, в конце Утрени, поется славословие, начинающееся словами «Слава в вышних Богу...», словами, которые пели Ангелы при рождении Иисуса Христа. Все славословие - это гимн славе и величию Божию. В Божественной литургии ангелы упоминаются многократно. Небесные духи вместе с живыми верующими и усопшими стоят перед престолом Божиим.
Первым визуальным контактом верующего с ангелами является момент его входа в храм, где при в входе в него, как правило, имеются два больших изображения, на двух боковых дверях иконостаса, с архангелами Михаилом и Гавриилом. Через эти две двери проходят дети, служащие во время Божественной литургии, и диаконы, и своим служением на земле они символизируют святых ангелов. Вот откуда мы знаем, что ангелы находятся с нами во время совершения таинства Святой Евхаристии. Средняя дверь иконостаса называется Царскими вратами, а они символизируют врата Неба. На куполе изображен Христос Вседержитель и вокруг него служащие ему ангелы. Ангелы написаны во многих частях храма.
Во время Малого входа, совершающегося за Божественной литургией и символизирующего пришествие Христа в мир, Святое Евангелие выносится через северную дверь иконостаса, где изображен Архангел Гавриил, и его проносят через Царские врата и поставляют на Святом Престоле. Дети, держащие зажженные свечи, символизируют ангелов. Во время Великого входя дети обычно держат гексаптеригиум (рипида), два больших металлических диска, на которых изображены шестикрылые Серафимы. Во время Божественной литургии эти гексаптеригиумы помещаются за Престолом.
Во время Входа со Святым Евангелием священник произносит молитву: «Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангел и архангел, в служение Твоея славы: сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». В этой молитве священник умоляет Господа о том, чтобы Он послал ангелов для сослужения им во время Божественной литургии. Хотя мы их не видим, множество их окружает нас, собравшихся с нами в храме.
После Малого входа поется Трисвятая песнь согласно тому ангельскому гимну, который услышал пророк Исойя во время своего чудесного видения (Исайя 6:3). Во время пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» священник молится: «Святый Боже, иже во святых почиваяяй, иже трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый, и от Херувимами славословимый и от всякия небесныя силы поклоняемый …». И здесь мы видим упоминание об Ангелах, восхваляющих и поклоняющихся Богу.
Приношение в это время фимиама напоминает «Ангела воскуряющего фимиам, благовония» (Άγγελο του Θυμιάματος) на небесах, а поднимающийся дым от кадильницы символизирует молитвы верующих, восходящих к Богу во время богослужения. В конце священник прославляет Бога, «сидящаго на Херувимском престоле». В присутствии множества ангелов мы слышим апостольское и евангельское чтение, которое есть Слово Божие к верующим, которые выражают свою радость пением ангельской песни «Аллилуйя», что означает «хвалите Бога». Ангелы и верные радостно приветствуют Господа, Который приходит на собрание своих верных.
Песнь, которая поется до и после Великого входа, является одной из самых красивых в Православной гимнологии. Во время Великого Входа Святые Дары переносятся из Святого Предложения (Жертвенника, где совершалась Проскомидия) на Святой Престол и тем самым предизображается Второе Пришествие Господа, Который придет на землю во славе, окружаемый небесными Ангелами. «Иже Херувимы, тайно образующее, и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающее, всякое ныне отложим попечение» . То есть«Мы, которые таинственно изображаем Херувимом и поем Трисвятую песнь животворящей Троице, да оставим всякое житейское попечение, дабы нам принять Царя всех, Который невидимо окружается Ангельскими чинами. Аллилуйя». Действительно, забота о жизни должна быть далеко отстранена, а небо близко, когда поется этот умилительный гимн.
В наивысший момент Божественной литургии, освящения Святых Даров, небо приближается к нам, и мы осознаем, с одной стороны, свое ничтожество, а с другой — неизреченную любовь Бога, приведшего человека из небытия в бытие и давшего ему право участвовать в Тайнстве Божественной Евхаристии. Вот почему священник и молится: «…Благодарим Тя и о службе сей,юже от рук наших приятии изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящы Архангелов и тьмы А, Херувимы и Серфимы, шестокрылатии, многоочитии, возвышающиеся пернатии». Хор поет ангельскую песнь: «Свят, Свят, Свят Ты, Господь Саваоф; исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна Вышний, Благословен грядый во имя Господне. Осанна вышний. (Спаси нас, Всевышний Боже, благословен Грядущий во имя Господне. Спаси нас, Всевышний Боже)». Гимн основан на ангельском гимне, услышанном пророком Исайей и которым евреи приветствовали Иисуса Христа при Его входе в Иерусалим. Когда наши голоса наполняют храм, они присоединяются к ангельским голосам и возносятся к престолу Божьему. Потому и молится иерей и говорит: «С сими и мы блаженными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты , и единородный твой Сын, и Дух твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единароднаго дати, да всяк веруяй в него не погибнет, но имать живот вечный …»
Святые ангелы, собравшиеся вокруг Престола в наших храмах, преклоняют колени вместе с нами, и все мы приносим бескровную Жертву.
После освящения Святых Даров мы молимся устами священника за всех тех, за кого мы приносим «словесную службу» за живых и за умерших, «за» всех Святых и особенно за Пресвятую Богородицу, которой мы поем эту уникальную песнь. : «. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Кроме того выше ангелов восседает единственная и неповторимая из рода человеческого, Дева-Матерь Господа, смиренно согласившаяся оказать содействие Богу в Его Воплощении. Все небесные силы на коленях преклоняются перед Ней.
Затем следует та часть Божественной литургии, где верующие готовятся ко Святому Причащению и начинается с молитвами и моления. Среди наших прошений есть и такая: «Попросим Господа подать нам ангела мира, верно вести нас и охранять умственно и физически»-«Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим».
Когда мы читаем «Отче наш», диакон на своей спине крестообразно полагает орарь, что символизирует положение ангельских крыльев во время их поклонения Богу. И, может быть, если бы мы знали, то услышали бы шелест складывающихся ангельских крыльев.
https://www.pemptousia.gr/2022/11/i-angeli-sti-thia-litourgia/
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.