Свт. Софроній Іерусалимскій († ок. 638 г.)
Слово на воздвиженіе честнаго Креста и на святое Воскресеніе
Совершается празднованіе Креста, и есть ли кто, кто не возрадовался бы духомъ? Возвѣщается Воскресеніе, и есть ли кто, кто не возвеселился бы? Вѣдь по-истинѣ, Кресть, бывъ водруженъ на Краніевомъ мѣстѣ и имѣющій на себѣ пригвожденнаго Владыку твари, рукописаніе же на насъ истребилъ (Кол. 2, 14), которое праотецъ Адамъ подписалъ (какъ долговое обязательство) тѣмъ, что приступилъ Божію заповѣдь — и Крестъ освободилъ насъ отъ узъ грѣховъ и сдѣлалъ то, чтобы мы въ радости ликовали и веселились, на подобіе телятъ, отпущенныхъ съ привязи. Идѣже бо умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать(Рим. 5, 20).
Воскресеніе же Христово отмѣнило смертное истлѣніе и отогнало адскій мракъ, и возставило мертвыхъ отъ гробовъ, и, сказать словами пророка, отъяло слезу отъ всякаго лица (Ис. 25, 8), и всякому человѣку даровало по-истинѣ неотъемлемую благодать. Потому что даръ Воскресенія безмѣренъ и не на нѣкое ограниченное число людей простирается его значеніе. Потому что это былъ Богъ всей твари, Тотъ, Кто въ человѣческой плоти подвергъ Себя въ ней погребенію. Лучше же сказать: совершилъ въ ней Воскресеніе; Кто не вѣдалъ границъ въ подаяніи милостей и Которому чуждо какое-либо лицепріятіе. Потому что Онъ познается какъ истинный Богъ всѣхъ, и на всѣхъ людей Онъ распространилъ даръ спасенія, щадя Свой образъ и обновляя его совершеннымъ образомъ, поелику каждый земной человѣкъ былъ созданъ по образу Божіему.
Наступило памятованіе Креста, и кто изъ людей не пожелаетъ, въ свою очередь, распять себя? Потому что истиннѣйшаго почитателя Христосъ видитъ въ такомъ человѣкѣ, который распялъ себя для міра и кто самыми дѣлами явилъ себя подлиннымъ любителемъ Креста. Совершается праздникъ обновленія Воскресенія, и кто изъ вѣрныхъ не пожелаетъ, со своей стороны, обновить себя, отвергнувъ всякую мертвость, приходящую на основаніи страстей, и облекшись въ нетлѣніе души? Иное есть смерть души, а иное познается относительно смерти тѣла. Первую поражаетъ грѣхъ, какъ это написалъ первый іерархъ и возглавитель этой священной Іерусалимской каѳедры — Іаковъ, братъ Господень. А вторая производитъ распаденіе элементовъ, изъ которыхъ, по своей природѣ, составляется тѣло. Конечно, при этомъ происходитъ отдѣленіе отъ тѣла безсмертной души, хотя бы такъ и не представлялось врачамъ, знатокамъ лѣченія только тѣлъ [1], поелику это человѣку, преступившему Божію заповѣдь, было дано Творцемъ въ видѣ явной епитиміи. Крестъ воздвигается на высоту, и есть ли кто, кто таинственно и самъ не возвысится отъ земли? Потому что туда, куда возвысился Искупитель, туда и искупленный Имъ приходитъ и переселяется, имѣя великое желаніе всегда быть вмѣстѣ со своимъ Спасителемъ и наслаждаться неиждѣваемыми воздаяніями отъ Него. Сегодня предходитъ Воскресеніе, и вселенная радуется предпразднеству. Крестъ заутра явленъ бываетъ, подаетъ дары поклоняющимся ему. Сегодня владѣетъ Воскресеніе, а завтра наступаеть Крестъ; оно выставляетъ смерть на позоръ, а онъ — являетъ посрамленными полчища бѣсовъ; оно — само собою проповѣдуетъ, что смерть, по-истинѣ, сгинула, а онъ — возвѣщаетъ всѣмъ, что всякое злодѣйство бѣсовъ было упразднено, какъ и умерщвлена вся ихъ скверная и душегубительная энергія (сила дѣйствія); раньше Крестъ предшествовалъ Воскресенію, а нынѣ Воскресеніе вводитъ и предваряетъ Крестъ.
О, какое чудесное измѣненіе положенія вещей! Ибо и въ этомъ я вижу явное исполненіе словъ Спасителя: Послѣдніи стали первыми и, въ свою очередь, первые стали послѣдними (Матѳ. 18, 31). И возможетъ ли кто объяснить причину такого измѣненія порядка и перемѣны вещей? Потому что не случайно происходитъ то, что оно (Воскресеніе) какъ бы поспѣшило предшествовать, а онъ (Крестъ) какъ бы запаздывая, послѣдовалъ за симъ. Но развѣ не сначала возсіялъ Божественный Крестъ, а свѣтоносное Воскресеніе не тремя ли днями явилось позднѣе Его? И почему наши Отцы сознательно установили такое измѣненіе вещей, именно, чтобы Воскресеніе предваряло Крестъ, мы это съ точностью не можемъ объяснить. Полагаемъ же и строимъ догадку, что причина для сего заключается въ томъ, чтобы паломники, приходящіе со всѣхъ концевъ земли для того, чтобы поклониться Живоносному Кресту и Воскресенію, сначала отпраздновавъ всерадостный и свѣтлый праздникъ Воскресенія, а затѣмъ, сразу же послѣ сего, видя святое Воздвиженіе Креста Господня, получили бы прекрасное и спасительное снаряженіе во всемогущемъ спутникѣ, т. е., въ Крестѣ Господнемъ, въ земныхъ путяхъ сопутствующемъ имъ, а въ морѣ соплавающемъ вмѣстѣ съ ними, и во всемъ устрояющемъ ихъ спасеніе и сохраняющемъ ихъ отъ всѣхъ превратныхъ обстояній, что и самыми вещами вамъ самимъ показываетъ, потому что всемогущая сила Креста объяла всѣ концы вселенной, и все исполняетъ и вездѣ присутствуетъ и неутомимо (ἀϰόπως) оказываетъ помощь, спасая вѣрныхъ отъ напастей и являя благочестивымъ спасеніе и удерживая всѣхъ враговъ.
Возможно же, что была и иная, нѣкая скрытая причина, которую вѣдали и сознавали бывшіе въ древности учителя сей Церкви, каковую причину мы, малѣйшіе, не стыдимся явно признать, что мы ее не знаемъ. Богъ же даруетъ и ее намъ узнать, какъ мы въ этомъ совершенно увѣрены, ради самой пользы для васъ, которые наивѣрнѣйшіе Ему.
Итакъ, есть ли что, для насъ болѣе возвышенное, чѣмъ эти блаженные праздники? Есть ли для насъ что-нибудь въ мірѣ болѣе священное, чѣмъ эти торжества? Или ужели намъ не радоваться и не ликовать, празднуя эти празднества? — Сіяніе Воскресенія и свѣтлое поклоненіе Кресту. Они — для насъ трофеи всего нашего спасенія. Они, освободивъ насъ отъ смерти и страстей и отъ злостнѣйшаго вреда со стороны бѣсовъ, снова возвели насъ къ нашему Владыкѣ, упразднивъ все гнѣдущее и скорбное и возсіявъ намъ свѣтъ радостей. Не живоносное ли Воскресеніе даруетъ намъ вступленіе въ безсмертную жизнь? Или не воздвиженный ли Крестъ пораждаетъ для насъ освобожденіе отъ страданій и страстей? Потому что, по-истинѣ, они явили насъ снова причастниками усвоенія насъ Богомъ, чѣмъ и вызваны были они и ради чего произошли для всѣхъ насъ, сущихъ на землѣ.
Итакъ, познавъ таинственное значеніе ихъ и по какой степени они были благотворны для насъ и какихъ благодѣяній стали они для насъ источниками, такимъ образомъ будемъ праздновать ихъ прекрасно (свято) и благочестиво, какъ и самые эти праздники имѣютъ своей цѣлью: Не любодѣяніи и студодѣяніи, не рвеніемъ и завистью, не грабежами и неправдами (Рим. 13, 13). Умалчиваю отъ перечисленія остальнаго. Потому что я дерзаю сказать, возлюбленнѣйшіе братіе и участники той же нашей вѣры и обогатившіеся тѣми же духовными плодами, что хотящаго праздновать такъ эти праздники, т. е. не съ благоговѣніемъ, а въ духѣ тѣхъ пороковъ, которые упоминаетъ апостолъ, они не только не пріемлютъ и не допускаютъ къ себѣ, но и отвращаются отъ такого и гнушаются имъ, какъ человѣкомъ ведущимъ жизнь не достойную ихъ и дѣлающаго то, что ненавистно имъ. Поэтому я прошу и увѣщеваю васъ ненавидѣть оные пороки и отвращаться отъ нихъ, какъ отъ нарушающихъ наши праздники; соблюдать же и дѣлать то, что мы сознаемъ, какъ угодное имъ. А мы знаемъ, что угодно и пріятно имъ то, что содѣлывателя сего ведетъ ко спасенію и путеводитъ въ жизнь вѣчную. Не нескончаемою ли жизнью и не немеркнущимъ ли свѣтомъ они озарили насъ, послѣ того, какъ возсіяли отъ Христа для людей? Итакъ, измѣнимъ и сами мы наше поведеніе и, совлачившись прежняго образа жизни, какъ вреднаго и губительнаго, потецемъ путемъ новой жизни. Не дарствуетъ-ли Воскресеніе Христово наслѣдіе намъ жизни? И Крестъ Христовъ не распялъ-ли въ насъ древняго человѣка?
Итакъ, если мы почитаемъ Воскресеніе и празднуемъ его торжество, то и возлюбимъ болѣе новый образъ жизни, въ силу чего станемъ приверженными ей не только на словахъ, но ближайшими и истинными таинниками ея [2]. И если мы прикладываемся ко Кресту, то почему же и страсти, вмѣстѣ съ земными членами, мы не распинаемъ въ себѣ, такъ чтобы вмѣстѣ съ Павломъ и намъ было бы возможно воскликнуть: Христови сораспяхся: живу же не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ (Гал. 2, 19)?
Итакъ, если Христосъ возвѣщаетъ, что Онъ живетъ въ тѣхъ, которые распяли себя для міра и умертвили уды, яже на земли (Кол. 3, 5), какъ восклицаетъ и свидѣтельствуетъ Павелъ, то почему же и мы не поступаемъ такимъ же образомъ и не умерщвляемъ въ себѣ всякій земной нашъ членъ, страсть, злую похоть и прочее счисляемое съ этимъ, дабы жилъ въ насъ Христосъ и даровалъ намъ нестарѣющуюся жизнь? Итакъ, будемъ искать міра со всѣми, и вмѣстѣ съ этимъ пріобрѣтать святость, потому что ихже кромѣ никтоже узритъ Господа (Евр. 12, 14), какъ опять же засвидѣтельствовалъ намъ Павелъ. И посему Христосъ также называется «Миромъ». Той бо есть, — говоритъ Апостолъ, — миръ нашъ (Ефес. 2, 14); къ тому же Онъ именуется и «освященіемъ» нашимъ (1 Кор. 1, 30). Называется же Онъ «миромъ нашимъ», какъ доставившій мирное единодушіе, соединивъ небесное съ сущимъ на землѣ и устроившій единую Церковь, состоящую изъ тѣхъ и другихъ. «Освященіе» же и «искупленіе» (потому что вмѣстѣ съ первыми наименованіями и это возвѣщается) [3], какъ ставшій Искупителемъ насъ, которые находились въ плѣну, и какъ искупившій насъ не только отъ демоновъ и страстей, но и всадившій въ насъ Божественное освященіе.
И тому, что вы слышали въ моей рѣчи, со всѣмъ стараніемъ и усердіемъ послѣдуемъ, и стяжемъ, и восхитимъ, и путемъ сего сочетаемъ себя съ Христомъ въ прекрасномъ и блаженномъ единеніи съ Нимъ. Потому что человѣка, такимъ образомъ приходящаго къ Нему, Онъ не изженетъ вонъ отъ Своей благости и блаженства; прочь даже и сама мысль такая! Слѣдовательно, будемъ стараться стяжать такое единеніе съ Нимъ, такъ-какъ нѣтъ ничего, что было бы болѣе цѣнно, и будемъ стремиться къ тому, чтобы жилъ въ насъ Христосъ, чего нѣтъ ничего болѣе преимущественнаго, чтобы, стяжавъ такое богатство, мы насладились и Царствомъ Небеснымъ и обрѣли жизнь вѣчную, въ Самомъ Христѣ, Богѣ и Спасителѣ нашемъ, съ Которымъ Отцу слава со Святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ Аминь [4].
Примѣчанія.
[1] Скобки принадлежатъ оригиналу. Представляется, что здѣсь имѣются въ виду врачи языческаго времени, матеріалисты. Впрочемъ, возможно, что и во времена св Софронiя были скептики и матеріалисты среди врачей, въ особенности, если они не были христіанами, а инородцами.
[2] Т. е. — полностію посвященные въ истинную, вѣчную жизнь, какъ участники ея.
[3] Текстъ въ скобкахъ добавленъ нами.
[4] Sорhrоnii раtriаrсhае Ніеrоsоlуmіtаni оrаtіo іn Ехаltаtіonеm Ѵеnеrаndае СRUCIS еt in Sаnсtаm Rеsurrесtiоnеm Міgnе Р. G. t. 87/3 соl. 3301-3309.
Источникъ: Проповеди святителя Софронія, Патріарха Іерусалимскаго. / Пер. и комм. Архим. Амвросія (Погодина). — Джорданвилъ: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 92-96.