Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Софроній Іерусалимскій († ок. 638 г.) 

Омилія, произнесенная на поклоненіе честному и животворящему Кресту въ среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы, говорящая также и о томъ, что по силѣ очистившимъ свой умъ постомъ, возможно неосужденно приступить и причаститься Божественныхъ Таинъ.
 

Опознавая первые приступы находящихъ на насъ болѣзней, врачи умѣло смѣшивая нѣкія лѣкарства, часто отгоняютъ имѣющія прiйти болѣзни, приключающiяся въ результатѣ отсутствiя отпора у организма, такъ чтобы (благодаря этимъ лѣкарствамъ) человѣкъ не получилъ какую-либо болѣзнь и не возъимѣлъ отъ этого нестерпимыя страданiя. Часто же, на основанiи большого опыта, они бываютъ вь силѣ и уже затянувшiяся болѣзни въ тѣлѣ удачно излѣчивать и, особенно, если больной всецѣло предаетъ себя въ руки врача и послушно слѣдуетъ методамъ его лѣченія Такъ и нашъ благой Богъ поступилъ и предлагаетъ намъ цѣлебное лѣкарство: этотъ священный и прекрасный постъ, ограниченный не на извѣстные перiоды и времена, но всегда долженствующій соблюдаться, какъ обуздывающій плотскiя страсти и удерживающiй недугъ, приключающiйся намъ по причинѣ потворства своимъ страстямъ, и чтобы не допустить, дабы духъ, побѣжденный жаждой удовольствій, и самъ опустился, и тогда произошло бы не малое паденіе. Потому что, по-истинѣ, по слову величайшаго проповѣдника ап. Павла, тѣло и духъ находятся въ тяжкой войнѣ другъ съ другомъ. Плоть бо, — говоритъ онъ, — похотствуетъ на духъ, духъ же на плоть. сія же другъ другу противятся (Гал. 5, 17).

Поэтому, вотъ, возлюбленные, Богъ всѣхъ опредѣлилъ для всѣхъ насъ общественный сорокодневный постъ, назначенный для болѣе строгихъ во всѣхъ отношеніяхъ подвиговъ и для побѣды надъ воздушными, злыми духами; дабы полностью отогнавъ ихъ, намъ, путемъ чистаго образа жизни, достичь Господняго Дня Тридневнаго и Живоноснаго Воскресенія, и чистыми воззрѣть на чистаго Бога нашего и вмѣстѣ съ Нимъ прославиться и съ любовію быть принятыми Имъ. Такъ и путникъ, когда ради достиженія цѣли своего путешествія будетъ долженъ ежедневно проходить часть пути, если только представитъ себѣ мѣсто ожидающаго его покоя, то уже большую часть путешествія совершаетъ съ удовольствіемъ; и хотя бы онъ и утомился отъ множества тягостей на пути, однако, надежда на ожидающій его покой весьма поддерживаетъ его. И мы также являемся путниками, пробѣгающими краткую стезю нашей жизни и совершающіе нашъ путь; и одни, проживъ прекраснымъ, святымъ образомъ жизнь, достигаютъ Небеснаго Царства, гдѣ — наше жительство, а другіе, живущіе нечестиво, подобно мнѣ, бываютъ держимы въ нѣкоей дольней ямѣ своихъ страстей, которымъ раболѣпствовали при жизни, и здѣсь будутъ зримы погруженными въ нихъ.

И какимъ образомъ, говорять, человѣку, находящемуся еще въ этой жизни, возможно востечь къ небесному міру? Кто это можетъ сдѣлать? Я тебѣ скажу. Чистымъ умомъ парящіе и сорадующіеся съ небесными силами, торжествующіе надъ крушеніемъ всеобщаго врага. Такъ что, душею и тѣломъ, въ равной мѣрѣ, очистившись милующимъ постомъ и прикосновеніемъ къ Животворящему и Пречистому Древу, будемъ ликовать, какъ мы сказали, вмѣстѣ съ небесными силами, съ которыми и согражданами станемъ, когда Судія придетъ съ небесъ. И какимъ образомъ, говоришь, возможно достигнуть этого состоянія? Тѣмъ что, благодаря руководящему въ насъ свѣтлому началу и уклоненію и отталкиванію отъ сопротивныхъ духовъ, мы явимся достойными чистыми устами прикоснуться къ Животворящему и Всечестному Кресту, поелику и благой нашъ Богъ, чрезъ преданіе святыхъ Отцовъ, открылъ намъ этотъ путь, я имѣю въ виду, путь, приносящаго намъ пользу, поста, дабы мы, немного пожертвовавъ нашъ трудъ и очистившись отъ скверны, и отвергнувъ злыя цѣли страстей, пріяли полное разрѣшеніе прикоснуться къ Животворящему Древу отъ Пригвожденнаго на немъ, какъ, впрочемъ, это возможно видѣть. Но какимъ образомъ одно содѣйствуетъ другому и направляетъ насъ ко дню Воскресенія? Постъ, вотъ, дѣлаетъ тѣло легкимъ, а истинное поклоненіе Божественному Кресту возводитъ нашъ умъ отъ стока постыдныхъ дѣлъ и возводитъ къ Высшему Царству. Это установилъ Посредникъ между Богомъ и людьми, Христосъ, совершивъ спасеніе наше посреди земли Своимъ спасительнымъ распятіемъ на Крестѣ, и въ серединѣ этого поста явилъ намъ благія надежды Воскресенія.

О, постъ, богоданное орудіе, какъ бы сѣкирою отрубающій вкоренившіяся въ насъ страстныя влеченія, которое Адамъ потерявъ, явился изверженнымъ отъ пребыванія въ Раю, а Моѵсей, сохранивъ его, сталъ богозрителемъ! О, постъ, сильнѣйшій огня, испепелившій халдейскій огонь, и трехъ отроковъ невредимыми сохранившій (въ халдейской печи)! О, постъ, опечалившій пророка Іону, а градъ ниневитянъ сохранившій! [1]. И если бы кто пожелалъ изслѣдовать пути поста, то едва-ли было бы возможно постигнуть неиспытанныя судьбы Божіи.

Но дабы намъ не только восхвалять постъ и жизнетворное его благодѣяніе, вотъ, давайте, представимъ на середину представляемое намъ по серединѣ поста Животворящее Древо честнаго Креста, которое было воодружено ради нашего спасенія посреди земли. Какимъ же образомъ мы воспоемъ его въ устахъ и въ сердцѣ? Скажемъ такъ, восклицая и обращаясь къ нему: Радуйся, честный Кресте, на которомъ Сынъ Божій и Слово, распростерши руки, объялъ насъ и привелъ къ Небесному Отцу! Радуйся, Кресте, которымъ очищаются наши чувства отъ всякой скверны, въ силу того, что все наше сердце объято тобою! Радуйся, Кресте, неложно даровавый неизреченную радость отцамъ нашимъ силою Пригвожденнаго на тебѣ! Радуйся, Кресте, притупленіе онаго огненнаго меча, заграждавшаго входъ въ Рай, поелику благодаря тебѣ, онъ отступилъ передъ благоразумнымъ разбойникомъ! Радуйся, Кресте, который нынѣ держа мы, вѣрные люди, народъ святой, приносимъ въ мольбу Пригвожденному на тебѣ Христу и Богу, потому и всякая хвала долженствуетъ тебѣ, поелику Владыка нашъ на тебѣ простеръ Свои пречистыя руки и на тебѣ излилъ богоизліянную Кровь Свою — Сынъ и Слово невидимаго Отца, которой сегодня благочестиво причащающіеся, дѣлаютъ милостивымъ къ нимъ Животворящаго Бога нашего въ отношеніи ранѣе содѣланныхъ ими прегрѣшеній, и безъ труда мы получаемъ отпущеніе ихъ, въ силу его совершившагося крайняго снисхожденія къ намъ и въ силу воспоминанія его Живоносной Страсти.

Радуйся, Кресте, побѣдительное знаменіе великаго Царя, которое во время Второго и страшнаго Его пришествія, имѣетъ прійти, сопровождаемое [2] Небесными силами и сонмами всѣхъ праведныхъ, которые вмѣстѣ съ тобою возсіяютъ какъ звѣзды, являя и приготовляя путь для пришествія Царя всей твари, Котораго дѣйствіе благодати и непревзойденная лѣпота, сокровенной въ тебѣ славы, которую ты пріялъ отъ Пригвожденнаго на тебѣ Іисуса, болѣе явно, вмѣстѣ съ праведниками, возсіяетъ въ постыжденіе іудеевъ, въ похвалу же тѣхъ, которые узрѣли въ сей грубой, матеріальной формѣ, присущую тебѣ, Божественную твою силу! Но, о, честный Кресте, крѣпчайшій хранителю христіанъ, мощнѣйшій сокрушителю всѣхъ вражескихъ навѣтовъ, озари насъ сокровенной въ тебѣ свѣтозарностію; просвѣти зрѣніе нашего сердца, дабы и мы были готовы въ чемъ-то пострадать, какъ пострадалъ на тебѣ Сынъ и Слово невидимаго Отца, и ради Него, какъ и Онъ ради насъ, быть готовыми положить души свои даже до смерти. Потому что если мы пожелаемъ быть готовыми на страданіе и избрать этотъ добрый и прекрасный путь, то мы удобно возможемъ стать сообразными Его Страстямъ, каковымъ путемъ слѣдовать насъ сподоби дѣйственной твоей силой, и непреоборимой властью умертвившаго тобою смерть; сдѣлай насъ достойными созерцателями Тебя и благоговѣйными поклонниками, и вмѣстѣ съ этимъ, удостой насъ съ веселіемъ и радостью увидѣть и свѣтоносный и лучезарный день Воскресенія, въ залогъ и предвкушеніе болѣе полной и болѣе истинной Пасхи, въ наслажденіе вѣчными оными благами, что да будетъ намъ всѣмъ быть участниками, благодатью и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ Которымъ Отцу слава, вмѣстѣ и со Святымъ Его Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь [3]
 

Примѣчанія. 
[1] Въ книгѣ пророка Іоны, гл. 3 повѣствуется, что пророкъ Іона, увидѣвъ, что благодаря наложенному на себя строжайшему посту, ниневитяне будутъ прощены Богомь, опечалился, потому что, какъ пророкъ Божій, онъ ревновалъ о своемъ пророчествѣ, въ которомъ онъ отъ лица Бога возвѣстилъ городу гибель, и онъ боялся, чго, поскольку городъ спасется въ своемъ подвигѣ поста и покаянія, то и самое пророчество его будетъ принято за ложь. 
[2] Здѣсь мы встрѣчаемъ рѣдчайшее значеніе слова «ιυνδιαπορευϑηναι». См. это слово у Лампэ въ «А Grееk Раtrіstіс Lехісоn». 
[3] Sорhronіi mоnасhоrum sаnotіssimi, роstеа раtriаrсhае Ніеrоsоlуmіtаni, оrаtіo diсtа іn аdоrаtionеm ѵеnеrаndае ас ѵіѵіfiсае сruсis mеdіа S. Quаdrаgеsіmае hеbdоmаdе; еt quod mеntе реr jеjunium sinlеrum рurifiсаtа Еuсhаrіstіае еt diѵіnоrum mуsterіum possimus competes fieri. Міgnе Р. G. t. 87/3 соl. 3309-3316. 
 

Источникъ: Проповеди святителя Софронія, Патріарха Іерусалимскаго. / Пер. и комм. Архим. Амвросія (Погодина). — Джорданвилъ: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 97-100. 

 

Примечание: 

 

С. В. Булгаковъ. 
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

 

Иже во святыхъ отца нашего Софронія, патріарха Іерусалимскаго.

Родомъ изъ г. Дамаска, съ блестящимъ свѣтскимъ образованіемъ, онъ отъ юности возлюбилъ благочестивую жизнь, путешествовалъ по монастырямъ и, наконецъ, принялъ иночество въ обители св. Ѳеодосія Великаго. Онъ много боролся съ ересью монофизитовъ и моноѳелитовъ, за свою ревность по вѣрѣ избранъ былъ въ 634 г. въ патріархи Іерусалимскіе и продолжалъ послѣ того еще ревностнѣе бороться съ еретиками. Онъ былъ «цѣломудръ въ дѣлѣхъ, и праведенъ, мужествененъ и разуменъ». Въ 636 г. Іѳрусалимъ былъ взятъ магометанами, которые начали сильно притѣснять христіанъ. Св. Софроній слезно молилъ Господа о своей смерти, чтобы не видѣть страданій христіанъ и поруганія святыни невѣрными, и мирно предалъ духъ свой Господу (въ 638-644 г.). Св. Софроній оставилъ послѣ себя: Соборное посланіе, которымъ онъ нанесъ сильное пораженіе моноѳелитству, объясненіе на литургію, имѣющее историко-топографическій характеръ, житія нѣкоторыхъ святыхъ [1], [2], чинопослѣдованіе царскихъ часовъ на Рождество Христово, чинопослѣдованіе великаго водоосвященія и много другихъ церковныхъ пѣснопѣній [1]
 

Примѣчанія: 
[1] Св. Софронію принадлежатъ не находящіяся въ нынѣшней нашей Тріоди трипѣснцы на св. Четыредесятницу, проникнутые глубокимъ и искреннимъ чувствомъ сокрушенія о грѣхахъ и отличающіеся силою и возвышенностію мыслей, а также пѣснопѣнія на дни отъ Пасхи до Вознесенія включительно, представляющія собою какъ бы одинъ торжественный и возвышенный гимнъ воскресшему и сокрушившему силу смерти и ада Спасителю; число трипѣснцевъ св. Софронія, отсутствующихъ въ нынѣшней Тріоди, весъма обширно, до 956 тропарей. 
 

Источникъ: С. В. БулгаковъНастольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 113-114. 

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События