Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Глубочайший смысл Рождества Христова

Tο βαθύτερο νόημα των Χριστουγέννων

Του Αρχιμ. Κυρίλλου Κωστοπούλου

 Архим. Кириллос Костопулу, доктор богословия,

Проповедник Патрской митрополии

Рождество Христово: иконы | Православный журнал "Нескучный сад"

 

 Все мы знаем, что «Бог есть любовь» (1 Ин 4:16). Вселенная и человек – это результат внешнего действия любви Триединого Бога.

Но высшее проявление Его любви к Своему творению, человеку и всему творению, произошло через Вочеловечение Бога-Слова. Это событие - не просто исторический, мы бы сказали, факт, но наивысшая сторона проявления домотроительства Триединого Божества. Вот так толкуют и принимают верные, лишенные заблуждений толкователи Священного Писания Святые Отцы нашей Церкви. Святой Григорий Палама говорит нам: «По сути, во время вочеловечения Господа совершилось наилучшее по Богу событий ... и лучшее из всего и, вероятно, единственное истинное и несравненное превосходное - это воплощение Господа нашего Иисуса Христа» ( Г. Манзаридис, Паламика, 53).

И святитель Иоанн Златоуст точно пишет, что Бог сошел на землю «дабы тебя соделать сыном Божиим [...] Он родился по плоти, дабы ты родился по духу [...], дабы соединить вместе ветхого и нового, божественное естество с человеческим, свою с нашей »(PG 57, 26).

С Воплощением Слова Божьего восстанавливается нарушенное и разорванное общение создания Божия с его Творцом. Смерть, в которую вошел падший человек, была лишением жизни. Однако Христос приходит в мир и общается с людьми, «чтобы они имели жизнь и имели с избытком» (Иоан 10:10). Это «еще» указывает на то, что Он сделал людей братьями и наследниками. Человек вновь возвращается к общению с Богом и со своими собратьями. Он снова жив.

«Слово стало плотью и обитало с нами» (Иоанна 1:14). Бог таинственно полностью соединяется с человеком, неразделимо, однако неизменно и неразлучно, как проповедует Православная догматика. Этим общением человек удостаивается как имеющий бытие. Он существует, когда он соединен через священные Таинства и духовную церковную жизнь со своим Богочеловеком Господом и живет в общении любви, которой является наша Святая Церковь, как живой ее член. В конце концов, Сам Господь заверил нас: «Кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, пребывает во Мне» (Иоан 6:53). Святой Григорий Богослов изрек наиглубочайшее богословское слово: «То, что не воспринято, то и не урачевано» (PG 37, 181C Послание к пресвитеру Кледонию против Апполинария).

Пусть это услышат, с одной стороны, те, кто верит и проповедует, что болезни и страсти нашего времени будут излечены предполагаемым признанием человека как индивидуальной сущности, а с другой стороны - те, кто выступает против частого  Божественного Причащения. Святой Григорий Нисский говорит, что в той мере, в какой материальная пища необходима для сохранения жизни, тем более «то приобщение истинно сущего, всегда пребывающего и вечно не изменяющегося, не гораздо ли паче сохраняет в бытии приобщающегося» (PG 46, 173D О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию).

 Сегодня человек должен, наконец признать, что он не существует сам по себе, а существует только потому, что он общается со своим Создателем, Который является «причиной сущих» (όντως όν).

Вы живете в общении любви, в Церкви. Тот кого там нет, тот умер. Это потому, что, по словам св. Василия, «Бог есть жизнь, а смерть лишает жизни» (PG 31, 315A). Вне общения с Богочеловеком, человек не личность и не истинный образ и подобие Бога, а «маска-личина» (προσωπείο). Потому что, как подчеркивает святой Григорий Нисский, «то, что пребывает в сущем есть на самом деле истинное бытие». (J. McDonough, Brill [1962] v. 5, 62). Здесь раскрывается огромное значение и причина Воплощения Сына и Слова Бога Отца, которым является реконструкцией, перетворением, «новым творением», нашей Святой Церковью, которая составляет Его Бого-Человеческое Тело. В нем есть истинное общение людей, общение любви, искупления, спасения, обожение по благодати.

В заключение мы можем однозначно сказать, что воплощение Слова Божьего - это оцерковление, обожение и охристосывание человека. Осознание и переживание этой истины онтологически происходит во время празднования Рождества Христова. По этой причине давайте воскликнем: «Вся днесь радости исполнишася, Христос родися в Вифлееме».

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2021год



Подписка на новости

Последние обновления

События