Святой Григорий Палама богослов опыта
Ο άγιος Γρηγόριος ο Παλαμάς θεολόγος της εμπειρίας
π. Συμεών Κραγιόπουλος (†)
Отец Симеон Крагиопулос (†)
Святой Григорий Палама[1] был богословом не слов, не теории, а, если можно так сказать, эксперимента - опыта. То есть, как и ученые, в физических, в так называемых позитивных науках, они основываются на эксперименте, опыте. Хорошо это, хорошо и другое, но они будут экспериментировать. Они нам ничего не скажут, они ничего не напишут в своих книгах, например, врачи, фармацевты, другие ученые позитивных наук, если они ранее они не опробировали на практике то, что они скажут, что они напишут. Они видят это, они снова видят, что эта болезнь такая-то, другая болезнь такая-то, или она лечится этим лекарством или тем лекарством. Они проводят и другие эксперименты. Так святой Григорий Палама испытал именно это на деле, в действительности: «Видехом Свет истинный, прияхом духа небеснаго». Этот гимн не случайно поется в конце каждой литургии. У всех христиан должен быть этот опыт. В противном случае это будет означать, что они не ходили в церковь, а просто ходили в церковь по привычке. Пожалуйста, не успокаивайтесь, не успокаивайте себя, пока мы не найдем Христа истинно, опытно. Необходимо не просто теоретически верить в существование Христа. Христос существует только для того, чтобы поверить в Него, принять его и исполнить то, что Он говорит и снова говорит: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Иоанн. 15: 4-8). «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанн. 10:10). Есть ли у нас та жизнь, которую дает Христос? И с выше перечисленным?
Святой Григорий Палама говорит, что так же, как там, в раю, Бог дал заповедь - не многим – только первозданным людям: «Сие творите – да не ешьте от этого плода», так и теперь, когда Господь пришел спасти мир, Он дает снова заповедь, и эта единственная заповедь - покаяние. В этой заповеди, в покаянии, заключаются все заповеди.
Насколько я понимаю, есть много людей, которые - в остальном хорошие христиане и с хорошим расположение духа, настроении - хотят пренебрегать имеющимся у них безразличием, что они не полагались на Бога, что им было весело в годы своего невежества и определенным образом они жили вопреки заповедям Божиим, вопреки воле Божией. Они игнорируют это в том смысле, что обходят это вниманием своим, они не хотят этого видеть. А теперь они только что нашли путь Божий и стали хорошими христианами. Это не так. Пожалуйста, обратите на это особое внимание. Мы говорили об этом много раз, но будем повторять это часто, потому что на практике я вижу, что довольно много - не говоря уже о том, что все мы такие, - тех, кто не раскаивается. Они не раскаиваются, они просто предают забвению свои поступки. Когда они хотят измениться, стать лучше, они просто забывают, игнорируют, не хотят знать, какой жизнью они прожили, и просто следят за тем, чтобы с этого момента они стали совсем другими. Необходимо покаяться. Это не шуточное дело.
Из книги: Отец Симеон Крагиопулу, «Хочешь быть освященным?»,Θέλεις να αγιάσεις;”, Νοέμβριος, Πανόραμα Θεσσαλονίκης, 2019, σελ. 190.
[1] Святитель Григорий Палама один из выдающихся отцов Церкви (1296 -1359). Защитник православной веры от идей западного гуманизма и западной католической схоластики. 13-27 совершается Православной Церковью празднование дня его преставления. От него осталось огромное количество трудов одним из важнейших является «Триады в защиту священно-безмолвствующих». Свт. Григорий, опираясь на традицию святости Церкви Христовой показал и доказал, что спасение и совершенство духовное достигается через богообщение. Средством для богообщения являются исполнение заповедей Божиих, аскетический подвиг, участие в Таинствах Церкви и непрестанная умная молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Через делание Иисусовой молитвы, непрестанное покаяние человек достигает чистоты ума и сердца, а через них становится храмом живущего в человека Духа Божия. Им была полностью опровергнута идея гуманистов о том, что человек достигает богопознания и единения с Богом через интеллектуализм, светскую науку. Наука может лишь служить первоначальной ступенью к богопознанию, но не средством для богопознания. И наука не является обязательной для достижения богопознания. Обязательным является исполнение заповедей Божиих. Кроме того, святитель Григорий не раз подчеркивал, что спасение без чистоты веры невозможно, что чистота веры, православие является одним из наиважнейших условий для спасения. (Письмо к патриарху Антиохийскому).