Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей

Ветхий и Новый Рим

Основные отличия между Православием и римо-католицизмом (Папизмом)

 

 Παλαιά καί Νέα Ρώμη

Βασικές διαφορές μεταξύ Ὀρθοδοξίας καί Παπισμοῦ

08 38  

 

Если говорить с точки зрения богословия, то западное христианство оторвалось от Церкви Христовой. В первый раз это произошло с Древним Римом-Папой, а позднее с Протестантами, которые отделились от Римского папы.

Причины для отрыва Древнего Рима от Православной Церкви были политические и богословские. Однако, в действительности, западные христиане отличались как в догматах, так, преимущественно, методологией в догматах, которой является исихастская традиция. То есть, человек с помощью исихастской традиции  достигает познания Бога, а в дальнейшем это знание записывается в определениях-догматах. Но, когда утрачивается опытное познание Бога, тогда искажаются и догматы. Мы в кратце обратим наше внимание на эти отличия.

 

Догматические и экклесиологические отличия

 

После завоевания западной части Римской империи франками в ней начался процесс внедрения первых догматических отличий, а, по истечении времени, добавились и другие отличия. По этому вопросу мной было достаточно написано в первой части книги и в главе с названием «Августин-Фома Аквинат».

Несмотря на существование малых и несущественных различий, епископы Древнего Рима всегда имели общение с епископами Нового Рима и епископами Востока вплоть до 1009-1014 года, то есть до того времени, когда впервые престол Древнего Рима был захвачен франками. Вплоть до 1009г. Римские Папы и Патриархи Константинопольские были едины в совместной борьбе против франкских правителей и епископов, но против с еретиков того времени.

Франки на Франкфуртском соборе 784г. по Р. Х. осудили решения VII Вселенского собора и отвергли почтительное поклонение святым иконам. Франки также в 809 г по Р. Х. ввели в Символ веры Filioque, то есть учение об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Это введение тогда было осуждено и православным папой Рима. На Константинопольском соборе 879-880гг. при свт. Фотие Великом, на котором приняли участие и представители православного Римского Папы, осуждены были как те, которые  вынесли осуждение решениям VII Вселенского Собора, так и те, которые внесли добавление в Символ веры. Но, впервые, франкский Римский папа Сергий IV в своем  письме по поводу своей интронизации сделал добавление в Символ веры, внес Filioque, а папа Бенедикт VIII в 1014 г. по Р. Х. ввел в богослужебное употребление Символ веры с Filioque. С того времени Папа был вычеркнут из диптихов Православной Церкви.

Фундаментальным отличием между Православной Церкви и Папизмом является учение о нетварной сущности и нетварных-несозданных Божественных действованиях-энергиях. В то время как православные веруют, что Бог имеет несозданную сущность и нетварные-несозданные действования –энергии, и что Бог входит в общение с творением и человеком посредством Своей несозданной энергии-действования, в это же время римо-католики веруют в Бога, отождествляя Его несозданную сущность с Его несозданными действованиями-энергиями, и что Бог входит в общение с творением посредством Своих тварных энергий. То есть ими утверждается, что в Боге существуют и созданные действования-энергии. Отсюда и Божественная благодать, посредством которой человек освящается, достигает святости, считается ими за созданное действование-энергию. Но в таком случае человек не может освящаться и становиться святым, поскольку в Таинствах действует «тварная благодать».

Однако, такие воззрения имеют и свои экклесиологические последствия. Поскольку благодать, посредством которой Бог входит в общение с миром является созданной-тварной, а тварная благодать действует в Таинствах, то это неизбежно приводит к тому, что совершаемое среди них таинство Божественной Евхаристии не является Таинством и не происходит преложения-изменения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Поскольку, как это возможно, чтобы созданная благодать изменяла тварное в нетварное? Безусловно, это относится и ко всем остальным Таинствам, как Крещение, Миропомазания и т.д.

А от этого основополагающего учения (об actus purus) проистекает учение об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына, учение о чистилищном огне, о первенстве Римского папы и т.д., которые временами становились предметами богословских диалогов, т.е:

- Filioque, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына, в результате чего принижается монархия Отца, уничтожается совершенное равенство Лиц Святой Троицы, уничижается Святой Дух, как не равный по силе и по славе с иными Лицами Святой Троицы, поскольку Святой Дух представляется как  «бесплодная личность» («πρόσωπο στεῖρο»).

- Использование западными христианами пресного хлеба (азимы) , что нарушает образ которым Христос совершил Тайную вечерю.

- Освящение «честных даров», которое совершается не призыванием Отца, дабы Он ниспослал Святого Духа, но произнесением установленных слов Христа «примите ядите…пийте от нея вси…»,

- мнение, что крестная жертва Христа была принесена ради удовлетворения божественной правды, что представляет Бога Отца как своего рода феодала и недооценивает Воскресение,

- мнение о «сверхдолжных заслугах» Христа и святых, которыми распоряжается Римский папа,

-разделение и разрыв между Таинствами Крещения, Миропомазания и Божественной Евхаристией,

- учение о наследовании вины за прародительский грех,

- литургические нововведения во все Таинства Церкви (Крещение, Миропомазание, Священства, Исповеди, Брака, Соборования),

- не причащение мирян «Кровью» Христовой,

- первенство Римского папы, согласно которому  Папа является епископом епископов (episcopus episcoporum) и источником священной и церковной власти, он является непогрешимым главой и наместником Церкви, управляющий ей монархически как наместник Христа на земле (проф. Иоанн Кармирис). Именно в этом смысла Римский папа считает себя наследником-преемником апостола Петра, которому подчиняются все Апостолы, и даже апостол Павел,

- отсутствие сослужения во время литургических действий,

- непогрешимость Римского папы,

Догмат о непорочном зачатии Богородицы, и в целом  вся Мариалатрия (Мариология –учение о Богоматери, примеч. переводчика), согласно которой Пресвятая Дева возносится к Троичному Богу и, естественно, ведется речь и о Святой Четверице,

- теории analogia entis и analogia fidei, которые в западных странах стали доминировать,

- теория о постоянном развитии Церкви в плане раскрытия различных аспектов богооткровенной истины,
- учение об абсолютном предопределении,

-мнение о единой методологии познания Бога и творений, которая привела к конфликту между богословием и наукой,

Огромное отличие между Православием и римо-католицизмом также мы обнаружим и в принципиальном отличии между схоластическим и исихастским богословием. На Западе развитие получила схоластика, как своего рода стремление исследовать все таинства веры с помощью рассудка (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинат). В то время как в Православной Церкви преобладает исихазм, то есть очищение сердца и просвещение ума для того, чтобы достичь познания Бога. Диалог между свт. Григорием Паламой и схоластом и униатом Варлаамом в этом отношении является весьма показательным и указывает на отличие.

Следствием всех выше названных отличий является то, что в Папизме существует отклонение от православной экклесиологии. В то время как в Православной Церкви приедается большое значение обожению, которое состоит в общении с Богом посредством созерцания Нетварного Света, в состоянии обожения Отцы собираются на Вселенские Соборы и непогрешимо определяют богооткровенную истину в случаях созданной путаницы, в то время как в Папизме придается огромное значение положению Папы, который даже стоит выше Вселенских Соборов.

Согласно латинскому богословию «Авторитет Церкви только тогда существует, когда он утверждается папой и согласуется с ним. В противном случае он нивелируется». Епископ Маре писал: «Для римо-католиков было бы более правильно, когда они произносят «Верую» (Символ веры) говорить : «в единого папу», вместо того, чтобы говорить: « и во едину…Церковь»».

Также следует сказать, что «значение и роль епископов в Римской Церкви состоит не в чем ином как в простом представительстве папской власти, которой сами епископы подчиняются, как простые верующие». В папской экклесиологии по сути утверждается, что «апостольская власть апостолами оставлена и не была передана епископам. Только папская власть апостола Петра, под которой находятся и все остальные, была передана преемникам Петра, то есть Римским папам». Даже Вселенские Соборы получают свою ценность и достоинство по предоставлению Римского Папы, потому что «они не могут обладать правом  представительства за Христианство, поскольку они созываются авторитетом и властью Папы и проводятся под его председательством». Поскольку когда Папа покидает зал заседания говоря: «Я более не хочу находиться здесь», то в этот момент Вселенский Собор теряет авторитет. «Определения Соборов также не имеют никакого авторитета, если они не приняты и не утверждены папой, который им подает своим авторитетом».

В этой ретроспективе папская «Церковь» утверждает, что все Восточные Церкви являются не равными и имеют ущербность, а, следовательно, по икономии они принимаются ей в общение, а также, конечно же, по икономии нас православных она принимает как сестренские Церкви. Потому что эта папская «Церковь» сама себя считает за матерь Церковь, а нас она расценивает как дочерние Церкви.

Ватикан является государством, а каждый Папа является правителем Государства Ватикан. Речь идет о некоем антропоцентричной организации ради секуляризации, конечно же, институциональной секуляризации. Государство Ватикан было основано в 755 по Р. Х. Пипином Коротким, отцом Карла Великого, а в наше время оно было признано в 1929 году диктатором Муссолини. Весьма важным является обоснование провозглашения Папского Государства, как его изложил Пий XI: «Представитель Бога на земле не может быть послушным земному государству». Христос был послушен земному государству, а папа не может быть таковым! Папская власть является теократией, поскольку теократия сосредотачивается, как отождествляемая со светской и церковной властью, в одном лице. Сегодня теократическими государствами являются Ватикан и Иран.

Весьма показательным является то, что утверждал в своей интронизационной речи Папа Иннокентий III (1198-1216): «Тот, кто имеет невесту, является женихом. Но эта невеста (Церковь) не с пустыми руками, но она преподнесла для меня несравненное драгоценное приданое, то есть полноту духовных благ и множество мирских, величие и изобилие… Символом мирских благ, которые дарованы мне является Корона, Митра Священства, Корона для царствования и поставила меня быть представителем Того, на одеждах и бедрах Которого написано: «Царь царствующих и Господь господствующих».

Итак, существуют огромные богословские различия, которые были осуждены на Соборе при свт. Фотие Великом и на Соборе при свт. Григорие Паламе, что явствует из «Синодика Православия». Более того, и Святые Отцы Церкви и Поместные соборы вплоть до 19 столетия осуждали все заблуждения Папизма.

Реальная ситуация остается не уврачеванной, и не исправленной никакими обычными извинения, которые дал бы Папа за какую-т историческую ошибку, потому что Богословские его взгляды находятся вне Божественного Откровения, экклесиология движется в ошибочном направлении, поскольку папа, естественно, представляется в качестве лидера Христианского мира, в качестве преемника апостола Петра и викария – представителя Христа на всей земле, словно Христос дал свою власть Папе, а Он счастливо упокоился на Небесах.

https://www.pelagia.org/

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2019год

 



Подписка на новости

Последние обновления

События