Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Что такое печать-начертание антихриста?

Τι είναι η σφραγίδα-χάραγμα του Αντιχρίστου;

Θεολογική ανάλυση σκέψεων του καθηγιτού κ. Α. Όσιποφ

Анализ воззрений проф. А. И. Осипова на учение о кончине мира, начертании антихриста и числе 6661

 

Известны тебе признаки пришествия антихристова. Не только один ты помни оные, но и всем сообщай с любовью.

Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные.2

 

Число же имени зверя необходимо повсюду распространить, в делах купли и продажи, чтобы тот, кто не несёт его на себе, скончался от недостатка необходимого.

Свт. Арефа Кесарийский. Толкование на Апокалипсис.3

 

Несмотря на то, что о печати антихриста имеется достаточно авторитетных святоотеческих свидетельств, несмотря на то, что в 90-е годы вопросы о начертании и числе 666 были, казалось бы, тщательно разобраны и разъяснены Элладской Церковью, некоторые наши современные богословы пытаются настойчиво опровергать их и навязать совершенно иное, нецерковное мировоззрение. В основе этого мировоззрения лежит во-первых недоверие Священному Писанию и Священному Преданию, во-вторых, незнание учения Церкви, в-третьих – доверие своему разуму, которое именуется в Священном Писании плотским мудрованием, в-четвёртых – желание любыми способами приспособиться к тому опасному глобальному переустройству мира, которое совершается через активное внедрение во все сферы жизни информационных технологий.

В данном замечании хотелось бы обратить внимание православных христиан на то, как профессор А. И. Осипов самым существенным образом искажает церковное учение о начертании антихриста в своих лекциях. Предлагаем рассмотреть лекцию от 20 ноября 2007 г. «Апокалипсис. Ответы на вопросы»4.

 

А) «Что такое печать антихриста и существует ли предпечать антихриста?».

А. И. Осипов справедливо замечает, что не существует термина предпечать антихриста. Но дело не в терминологии. Нужно понимать какой смысл несёт сама печать. В святоотеческой мысли печать антихриста понимается как нечто противоположное печати Христа, которая полагается на человека в таинстве святого Крещения. Эта печать Христова имеет две стороны: видимую-Крест, и духовную, невидимую – благодать освящения и просвещения человека. То есть печать Христова – это знак, знамение вещественное и духовно-благодатное.

Церковь через своих богопросвещённых Отцов нам возвещает о том, что и до явления таинства Креста, были его прообразы. Эти прообразы таинственно изображали спасение человеческого рода через Крест, но и они оказывали своё благодатное воздействие на человека.5

Совершенно очевидно, что и для печати антихриста, как знака и символа антихриста и погибели обмирщённого человечества, существуют свои прообразы. Этими прообразами могут служить символы пентограммы и др. Эти символы обозначают собой действия «тайны беззакония», которая своё завершение найдёт в явлении «человека греха» - антихриста. Чтобы показать, что данные слова не являются выражением личного, субъективного суждения, а учением Церкви, приведём замечательные и глубоко содержательные слова свт. Григория Паламы из его 11 омилии на Крест Господень, творения которого для Православной Церкви являются абсолютным мерилом православия: «Как, например, ещё прежде пришествия «человека греха, сына погибели», я говорю об антихристе, возлюбленный Христу богослов говорит: «и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть» (1 Ин. 2, 18), так и Крест был у праотцев и раньше того времени, как пришел в исполнение. И великий Павел еще яснее уча нас, что и раньше того времени, как придет, антихрист – уже среди нас, говорит, что «тайна его деется среди нас»(2 Фес. 2, 7). Так и Крест Христов, не явившись еще, был уже среди праотцев: ибо тайна его свершалась среди нас».6

Далее А. И. Осипов, переходя к выяснению содержания смыла печати антихриста, применяет недозволенный приём «высмеивания идеи». «Нам-то кажется, что надо просто шлёпнуть по лбу чернилами "666"». Подобные недозволенные, в духе протестанта-харизматика саркастические выпады в отношении числа 666 звучали и раньше: «Что такое 666? Да ставь его хоть на лбу, хоть на майке!». Безусловно, подобное кощунство несовместимо с языком богословия, где требуется сдержанное, точное и глубокое изложение святоотеческого учения.

Собственно говоря, затрагивая вопрос о сущности печати антихриста А. И. Осипов, высмеяв мысль о использовании числа 666 как видимого знака, с уверенностью говорит, что это не знак, а настрой наших мыслей и наших чувств и погружение их в материальное, в земную жизнь. При этом он ссылается на свт. Андрея Кесарийского, что люди «будут просить антихриста: "Дай нам славу, богатство, наслаждение"». То есть печать – это духовное запечатление человека некой невидимой духовной печатью. Но эта позиция А. И. Осипова является неприкрытой фальсификацией учения о печати свт. Андрея Кесарийского и других Святых Отцов.

Свщмч. Ипполит Римский говорит: «Печать (ἡ σφραγίς) же его, наносимая на лоб и правую руку, есть число ( ψῆφος), 666 (χξς´)».7

Свт. Андрей Кесарийский вполне однозначно свидетельствует о том, что начертание-печать антихриста – это внешний видимый знак: «нет ничего странного и в том, что предтеча и оруженосец антихриста при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, прикажет избивать всех не поклоняющихся ему и попытается всем наложить начертание (το χάραγμα) гибельного имени отступника и обольстителя на правых руках, чтобы отнять силу для совершения добрых дел, а также и на челе, чтобы сделать прельщённых дерзновенными в обольщении и тьме. Но те, у которых лица запечатлены Божественным светом, не примут его. И будет он распространять звериную печать везде, и в купле, и в продаже, чтобы не принимающие её умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни»8.

В этом отрывке толкования свт. Андрея есть ряд наиважнейших указаний:

  • на метод наложения начертания – насильственное навязывание,

  • на действие этого начертания – гибельность, способность парализовывать богоугодную деятельность человека, которое усугубляет состояние прельщенности у людей прельщённых ещё ранее.

  • распространение пророком печати-начертания везде, в купле и продаже, т.е. в системе торгово-экономических отношений

  • неизбежная насильственная смерть тех людей, которые не примут это начертание антихриста.

О начертании как о внешнем знаке говорит и свт. Арефа Кесарийский: «опознавательный знак (τὸ γνώρισμα)– на правой руке и на челе. Ведь противоположно благу вырезание (ἑγχάραξις) гибельного имени. На правых (руках), чтобы пресекало (κκόψῃ)9 делание благих дел. На челе же, чтобы на глаза добавленная налегающая часть, произвела в обольщённых помрачение, дабы они не держались благопристойно благочестия в те дни. Но не примут этого те лица, которые отмечены светом Божественного лика».

Прп. Ефрем Сирин называет печать зверя по своей сути противоположной Кресту Христову (σφραγίδα ἀντί τοῦ Σταυροῦ τοῦ Χριστοῦ τοῦ Σωτῆρος), т. е. Символу Христа и Его печати.10 Эту печать начертывает (χαράσση) дракон-зверь.

И несколько далее свт. Арефа задаётся вопросом: «Что же есть начертание, добавляет, имени зверя. Двояким образом оно познаётся: или же через подачу имени его, или же через число. И число же имени его 666 (χξς ´)»11.

Архимандрит Харалампий Василопулос, резюмируя святоотеческое учение о начертании-печати, замечает: «Печать является знаком покорности запечатлённого тому, кто наносит печать. Она является главным образом меткой (συμάδι τό). Она принадлежит тому, от кого человек получает запечатление. Она также выражает запечатление добровольной рабской покорности, и полного подчинения неверных и прельщённых маловерных людей зверю».12

Следовательно утверждение проф. А. И. Осипова о том, что печать антихриста это не внешний знак, а лишь некое духовное греховное устроение человека, настрой души, устремлений к погружению во всё материальное противоречит учению Церкви о печати как внешнем знаке, которым запечатлевает лжепророк всех прельщённых. Греховное устроение, вернее закоснелось в страстях, лишь предшествует запечатлению человека антихристом его скверной печатью. По своей сути и действию печать-начертание антихриста противоположна начертанию -печати Христовой Кресту.

 

Б) Являются ли обман и хитрость методами действия антихриста и лжепророка?

Проф. А. И Осипов высказывает сомнение, в том, что лжепророк антихрист на людей будут воздействовать лестью, обманом, хитростью и даже коварством. «Но есть и ряд серьезных вопросов, которые бы следовало обсудить на высоком церковном богословском уровне. И самый главный, подчеркивает А. И. Осипов, - о незаметном принятии антихриста. Поразительно, как часто мы оболочку принимаем за суть... Сегодня под «незаметностью» иногда толкуют некий обман: зашифруют в штрих-коде три шестерки, а человек, добрый христианин, не зная, купит пакет молока со шрих-кодом, и всё пропало – принял антихриста».13

Свт. Андрей Кесарийский утверждает, что эти два апокалипсических зверя, антихрист и его предтеча-лжепророк будут применять именно прельщение и обман: «Волшебством и обманом предтеча отступника-лжехриста всё будет делать для обольщения людей, чтобы они считали антихриста за Бога, как славного чудотворца и удостоившегося такого прославления подобно Крестителю, приводившему верующих ко Спасителю, ибо для обольщения людей и ложь старается подражать истине. Поэтому неудивительно, если обольщённые увидят глазами сходящий с неба огонь, так как нам известно ещё из истории Иова, что по попущению Божию с неба действием сатаны сошёл огонь и сжёг его стада».14

Об обмане и прельщении, как главных принципах действия антихриста и его предтечи-лжепророка пишет свт. Кирилл Иерусалимкий: «...а здесь будет действовать и страх и обольщение, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя (Мф. 24, 24)».15 Свт. Кирилл подчёркивает также, что мученики при антихристе будут выше мучеников первых веков, поскольку «и прежде воздвигавшие гонения цари только убивали, а не обольщали других, что они воскрешают мёртвых, не являли призраков знамений и чудес».16

Анфим, патриарх Иерусалимский также утверждает, что печать-начертание антихриста – это вещественный знак: «Знак на правой руке их или на лбу их – это число имени зверя, шестьсот шестьдесят шесть». Не оставляет никаких сомнений и то, что лжепророк и антихрист, согласно комментарию патриарха Анфима, будут действовать прельщением и обманом на людей. «Зверь же будет мучить и будет властвовать над благочестивыми, как и до него мучители, и обманет многих не из числа богомыслящих, но из тех, кто лишь кажется благочестивым, названных населяющих землю, то есть прилипшими к земному и тленному».17

Архимандрит Харалампий Василопулос в своём фундаментальном труде по изъяснению Апокалипсиса, также подчёркивает, что спецификой деятельности и лжепророка, и антихриста и его предтеч-еретиков является обольщение: «В деле обольщения второй зверь, лжепророк, не делает различия между людьми. Лжехристы и лжепророки имеют своей целью обольстить всех и «если возможно и избранных».18 Но он не сможет завладеть душами избранных. «Обольщает тех, у кого сердце постоянно устремлено на земное, но он не может обольстить тех, которые приобрели жительство на небе, ибо они совершенно утверждены предсказанием его пришествия»,19 говорит свт. Андрей Кесарийский».20

«Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13,18).

Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим («νήφουσιν» - ˝трезвящимся˝ - только одно это слово в оригинале, вместо двух в русском переводе)»21.

Святитель Игнатий (Брянчанинов), прп. Ефрем Сирин также указывают о необходимости для спасения руководствоваться не своим разумом, а, проявляя послушание голосу Вселенской Церкви, поверять всё словом Божиим и святоотеческими писаниями. «Нужно, крайне нужно внимание к слову Божию, оправдываемыми самими событиями враждебного времени и настроения, да не когда отпадем».22 Именно через послушание голосу Вселенской Церкви, выраженному не в современных решениях богословских Комиссий, которые очень часто идут на поводу требований времени и безбожных властей, принимают компромиссные решения несогласные с учением Церкви, а выраженному в творениях Святых Отцов, через послушание голосу «ума Христова», который имели святые Вселенской Церкви человек может обрести духовное рассуждение.

 

В) Нужно ли нам знать о знамениях кончины мира и антихриста?

Ещё один не менее важный вопрос, который часто волнует людей: о времени и сроках явления антихриста. Профессор А. И. Осипов в своих ответах на вопросы об Апокалипсисе даёт ответ на данный вопрос в следующих тезисах:

  1. Не наше дело рассуждать о временах и сроках (с. 2)

  2. любой христианин стоит перед Апокалипсисом

  3. никто не знает, когда придёт эта минута (с. 1)

  4. конец мира зависит от нравственного состояния человечества,

  5. покаяние всегда может отодвинуть сроки кончины мира,

  6. человек не должен заниматься исканием времени прихода антихриста, а только личной внутренней жизнью.

В принципе почти все эти положения согласуются со Священным Писанием, однако... Однако положение №6 должно быть самым серьёзным образом проанализировано. Для того чтобы понять, в чём и где этот пункт воззрений проф. А. И. Осипова не согласен с учением Церкви приведём слова свт. Кирилла Иерусалимского из 15-го Огласительного слова, посвящённого учению Священного Писания о Втором Пришествии Христовом, а также о явлении антихриста: «Итак, прейдёт видимое, и придёт ожидаемое лучше оного. Но о времени том никто не любопытствуй. Ибо несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти (Деян. 1, 7). И не дерзай назначать времени, когда cиe случится; впрочем и не засыпай от безпечности: Бдите, говорит Христос, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24, 42). Так как надлежало нам знать признаки скончания миpa, и так как мы Христа ожидаем, чтобы не умереть в заблуждении и не впасть в обольщение лжеца антихриста, то подвигнутые Божественною волею Апостолы, для назидания нашего, приступают к истинному Учителю и говорят: рцы нам, когда сия будут: и что есть знамениe Твоего пpuшecтвия и кончина века (Мф. 24, 3). Мы надеемся, что Ты опять придёшь; но сатана преобразуется во ангела светла (2 Кор. 11, 14); для сего предохрани нас, чтобы не поклониться нам вместо Тебя иному. Он, отверзши Божественные и Святые уста Свои, говорит: блюдите, да никтоже вас прельстит (Мф. 24, 4). И вы, слушатели, как бы созерцая Его теперь очами ума своего, слушайте Его, и к вам то же самое говорящего: блюдите, да никтоже вас прельстит. Слова cии убеждают всех вас внимать тому, что говорится. Ибо это не история о делах прошедших, но пророчество о будущем и непременно случиться имеющем. Мы не пророчествуем, ибо мы недостойны, но признаки, находящиеся в Писании, открываем и объясняем. Примечай же ты, что случилось уже и что должно случиться, и предостерегай сам себя.» И далее свт. Кирилл, разбирая все имеющиеся предсказания о знамениях кончины мира и явления антихриста, приводит основные признаки конца мира. Здесь же мы, сопоставляя слова проф. А. И. Осипова со словами богодухновенного Святого Отца Церкви, заметим, что они разнятся в отношении необходимости знания признаков пришествия антихриста и кончины мира. Проф. А. И. Осипов уверенно советует не заниматься исследованием признаков конца мира и явления антихриста, а свт. Кирилл советует эти признаки знать, чтобы не оказаться прельщённым, примечать что уже случилось и что должно случиться, и предостерегать себя. Таким образом, Церковь Христова через своих богодухновенных Святых Отцов нас призывает всегда:

  • бодрствовать,

  • трезвиться,

  • внимать Священному Писанию, его словам и пророческим предказаниям,

  • опасаться прельщения со стороны слуг антихриста и его предтеч,

  • знать признаки пришествия антихриста, чтобы не погибнуть в сетях тонкого и хитрого обольщения,

  • важно также знать какие из признаков уже свершились, а какие ещё нет.

 

О необходимости для спасения души изучать знамения Второго пришествия Христова пишет и прп. Ефрем Сирин: «Не переставай, - говорит он, - испытывать Божественное писание, не переставай вопрошать Матерь свою – Церковь: когда приидет желанный Жених, спрашивай и разведывай о знамениях Его Пришествия, потому что Судия не укоснит (т.е. не замедлит). Не переставай прибегать к помощи знающих о сем в точности».23

 

Г) Является ли штрих-код системы EAN 13-UPC 1 печатью антихриста или её прообразом?

Напомним читателям, что начертание антихриста имеет пять опознавательных признаков:

  • внешний знак, который распространяется во всей системе купли-продажи, т.е. торгово-экономических отношениях,

  • этот знак представляет собой начертание, т.е. такой знак, который накладывается особым образом: нацарапывается, начерчивается, (именно такое значение имеет глагол χαράσσω24, от которого производится существительное начертание- το χάραγμα),

  • имеет в себе число 666 или же имя антихриста, которое сокрыто в Священном Писании,

  • в последствии оно будет налагаться на правую руку или на лоб человека, как знак духовной власти антихриста на человеком.

  • На людей этот знак будет накладываться лжепророком, который будет подготавливать почву для воцарения антихриста.

 

Мы хотим обратить внимание читателя на то, что Апокалипсис даёт пророческие предсказания о будущем мира, описывая их в виде образов и символов, но иногда в тексте встречаются конкретные признаки того или иного исторического периода времени, носящие, как правило, характер оценки духовно-нравственного состояния семи Церквей и т. д. Что касается указания признаков пришествия антихриста, его времени, то в них тоже много образности. Но когда речь идёт о скверном начертании-печати, то называются её внешние признаки. При этом, Господь через апостола Иоанна Богослова не открывает технологии нанесения печати, её технологических характеристик, предоставляя этим подробностям раскрыться в своё время. Однако свт. Игнатий (Брянчанинов), проникая благодатным умом во времена будущего отступления, близкие к его времени жизни, замечает, что именно наука и научно-технический прогресс сделаются в руках погибающего человечества средством борьбы с верой, орудием богоборчества.

Теперь соотнесём указанные нами прежде признаки начертания-печати с современностью. Из всех пяти признаков, указанных в Апокалипсисе, первые три имеют место в шриховом коде, наносимом на товары и продукты. Именно по этой причине Священный Кинот Святой Горы в отношении употребления штрих-кода пишет: «Также и с чисто православной точки зрения существуют серьёзные беспокойства и опасения по поводу возможности попирания религиозной свободы и оскорбления христианских чувств, что в точности и произошло уже с бескомпромиссным навязыванием нашей стране Всемирной Кодировки Продукции (UPS) с использованием известного своей дурной славой числа Апокалипсиса 666». В этом же послании Священный Кинот далее выразил своё однозначное отношение к распространению всемирной информационной системы по образу «Шенген», как реальной возможности использование этой системы «антихристианскими силами с целью навязывания в дальнейшем единой всемирной политико-экономической, а затем духовной диктатуры, как это описывается в 13-й главе Апокалипсиса».25 Навязывание международной Информационной системы «делают вполне понятными и реально осуществимыми эти тревожные строки из Апокалипсиса Евангелиста Иоанна Богослова». Неслучайно и пустынники афониты и наши российские с появлением этого знака, стали его счищать с упаковок или даже выбрасывать такие продукты, как осквернённые. Так поступают люди по своему образу жизни намного ближе предстоящие пред Богом нежели мы, со своими земными ценностями и интересами.

Нет никаких оснований сомневаться в наличии числа 666 в штрих-коде, т.е использовании его в качестве кодового. Элладская Православная Церковь, прежде чем выносить окончательные решения о наличии этого числа, провела тщательную экспертизу.

Были выполнены три исследования штрих-кода Афонским монастырём прп. Григория, представлены исследования дипломантом Боннского университета Информатики г-н Георгием Сахиниан «Система кодирования European Article Numbering (Ean 13)» (10.10.1997), доклад одиннадцати учёных и других экспертов в области электронных технологий в специальную Комиссию Священного Синода, доклад техника г-на Стаматиса Кулутру в Священный Синод (1993 г.)26 и др.

Почему не понял и не увидел проф. А. И. Осипов того, что сумели распознать богомудрые иноки Святой Горы? Ответ может быть один: отсутствие трезвения и духовной чуткости у профессора МДАиС и наличие её у черноризцев.

Сейчас, зная что технический прогресс связан с числом антихриста 666 и установлением всемирной системы контроля за каждым человеком, частью которого является и товарный знак штрих-код, не вправе отрицать того, что нынешний штрих-код есть одновременно и образ-икона дьявола, а также и первоначальный образ-матрица ,будущей совершенной печати антихриста, которая непосредственно связана уже с вживлением микрочипа в человеческое тело. Но даже и сейчас принятие всех личных кодов, паспортов с микрочипами, которые, несомненно, являются промежуточными звеньями в единой системе приведения к совершенной печати-начертанию, является грехом, отступлением от Христа. Каждый шаг в этой системе напоминает воронку в озере, попадая в которую, человек все-равно постепенно погибает. Точно также и здесь, соглашаясь с этой системой, вступая в нее, человек совершает некое духовное преступление, которое приводит к умалению благодати, притуплению веры и здравого разума, уменьшению сил к сопротивлению злу в дальнейшем.

Но даже и это, казалось бы понятное и ясное изобретение современного человечества не смущает профессора А. И. Осипова, который считает что и вживляемый в тело микрочип не имеет отношения к печати антихриста: «Чип не будет печатью антихриста. Чипы – это средство порабощения человека. Вся цивилизация в конечном счете ведет к закрепощению и порабощения человека... А чипы – лишь ничтожная вещь, с помощью которых будет производиться контроль за всей деятельностью человека и, следовательно, за экономической и политической жизнью всего человечества, только и всего».27 Все эти высказывания А. И. Осипова строятся на удивительном противоречии, которые он, видимо, сам не замечает и не чувствует. Ведь если микрочип является средством порабощения и контроля человека – это уже религиозный момент, поскольку совершается процесс прямо противоположный Божественному предначертанию о человеке как образе Божием, наделённом свободой.28 И на эту свободу не посягает даже Сам Творец. Кроме того, именно начертание антихриста, которое появится согласно Апокалипсису ещё до явления антихриста, является именно средством контроля и порабощения. И то, что этого не видит и не осознает А. И. Осипов свидетельствует лишь о серьёзном духовном помрачении, обольщённости.

Относительно, как мы видим, легкомысленных заявлений А. И. Осипова о начертании антихриста, числе 666, приведём также суждение по этому вопросу известного греческого пастыря архимандрита Евсевия Виттиса: «Тот кто принимает это ненавистное число «разлучается со Христом», то есть отрекается от Христа, покидает боевой строй Христа и «сочетается с сатаной». То есть переходит на сторону дьявола. Переходит на сторону того, от кого отрёкся при святом Крещении. И мы об этом говорим не из-за фанатизма, но об этом свидетельствует само Священное Писание. Если сейчас кто-то будет считать что то, о чем нам говорит Священное Писание – это фанатизм и т. п., то пусть так думают. Мы будем следовать тому, чему нас учит Священное Писание, а не они. Христос принёс Себя в жертву ради нашего спасения, а они нет».29

 

Д) Что означают слова апостола Павла «Идол в мире есть ничто»?

Апологеты принятия цифровых кодов, электронных карт и паспортов в качестве оправдания своих воззрений ссылаются на слова апостола Павла в послании к Коринфянам «идол в мире есть ничто» (1 Кор. 8, 4). То есть по мысли богословов сторонников принятия системы электронной кодификации и всякий номер, и число 666 и т. д. не имеют никакого воздействия на душу человека, это мёртвые цифры, точно также как и идол сам по себе никак повредить не может душе человека. Но... Во всех этих казалось бы разумных и вполне понятных доводах имеется некоторая подмена. Она относится к изъяснению слов ап. Павла. Нельзя рассматривать эти слова вне всего контекста учения апостола Павла о идоложертвенном, которое представлено в данном послании.

Чтобы это понять, обратимся к толкованию святителя Феофана Затворника на послание апостола Павла к Коринфянам, которое с доскональной точностью отражает смысл слов Апостола, опираясь на Священное Предание.

Посмотрим, что говорит апостол Павел в 10-й главе послания: «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1 Кор. 10, 19-20).

Святитель Феофан: «Прочитавши это, Коринфяне могли придти в недоумение и возъиметь позыв обратиться к Апостолу с вопросом: из сказанного видно, что и мы, вкушая идоложертвенное, чему-нибудь становимся общниками. Чему же это? Идол ничто, и идоложертвенное ничего не принимает, быв принесено тому, что ничто. Так учил сам Апостол. Кому же мы общники? - Упреждая их, Апостол и оговаривает речь свою: я не говорю, что идол что-нибудь есть, и идоложертвенное что-нибудь есть. Нет, и идол ничто и идоложертвенное чем было, тем и остаётся. Есть другое лицо, с которым жертва и жрущие её (приносящие жертву) и ядущие её вступают в общение, и это лицо богопротивное.

В нравственно-религиозном отношении есть две области: Божия и сатанинская, бесовская, - противоположенные, как свет и тьма, как истина и ложь, как добро и зло, как жизнь и смерть. Кто в Божией, тот не в бесовской, и кто в бесовской, тот не в Божией. Кто Богу что делает, тот чужд бесов, а кто не Богу, тот на бесовской части. ...Идол всё остаётся ничем; но бес не ничто, а есть богопротивное существо, враг Божий и наш. Он научил этим жертвам, он и принимает их, ему и угождают принимающие их и вкушающие от них»30

А вот, что пишет святитель Иоанн Златоуст: «Идоли суть зло и безсильны»31. «Они называются мерзостью. Чувтвовать омерзенье значит чрезмерно ненавидеть что-то как нечистое, как проклятое»32. «Мерзостью же писания обыкновенно называют идолов»33. А по поводу данного места в послании к Коринфянам: «Говорю это и отклоняю вас от идолов не потому, чтобы они могли причинять какой-нибудь вред, или имели какую-нибудь силу; они ничто; но хочу, чтобы вы презирали их. Если же он хочет, скажешь, чтобы мы презирали их, то почему с таким усилием отклоняет нас от них? Потому, что жертвы их приносятся не твоему Господу. Но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Не обращайся же к тому, что противно Богу. Ты вступаешь через это в связь с врагами Божиими. Вот почему я отклоняю тебя от этого! Цель приносящих жертвы и свойства лиц приемлющих оныя (т.е. бесов) делают предлагаемое нечистым. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Видишь ли любовь попечительного отца? Видишь ли, как самыя слова его выражают великую доброжелательность? Не хочу, говорит, чтобы вы имели какое-нибудь общение с нечистыми силами»34.

Поэтому принятие и использование человеком штрих-кода как иконы и образа антихриста и дьявола, а также вхождение в систему антихристового электронного учета – это не проявление презрения и омерзения к изобретению демонов, а соучастие и вступление в общение с демонами. Именно поэтому святогорские иноки-пустынники и наши пустынники, стирая штриховой код поступают согласно совету апостола Павла и святых отцов Церкви. Они проявляют свое отношение к этой системе как к мерзкому и нечистому.

Безусловно, что многие православные христиане будут соблазняться тем, что очень незначительное число людей на фоне даже общего числа верующих распознают знамения времён и решатся пойти против установившихся общественных взглядов, против общепринятого пути. Однако, как нас ободряет свт. Игнатий (Брянчанинов): «Писание им скажет, что не большинство, а только немногие шествуют по узкому пути, в последние же дни мира путь этот до крайности оскудеет».

1Cм. А. И. Осипов. Путь разума в поисках истины. М. Сретенский монастырь. 2004, Глава X.Эсхатологические проблемы....

2Свт. Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Репринт М. Синодальная библиотека. 1991, с. 236

3PG. t. 106, p. 681, col. 765 A

420.11. 2007, А. И. Осипов, «Ответы на вопросы: Апокалипсис». © Расшифровка лекций А. И. Осипова КЦ «Русская неделя».

5Как пишет свт. Григорий Палама, что каждому христианину, находящемуся в недрах Церкви Христовой, «отрадно праздновать и разъяснять божественную благодать и действие Креста, совершаемые на Праотцах еще до явления Креста в мир».Свт. Григорий Палама. Омилии. М. Паломник. 1993, с. 111

6Свт. Григорий Палама. Беседы (Омилии). М. Паломник. 1993, ч. 1, с. 106

7PG. 10, 932 C ΒΕΠ, 6, 287

8PG. t. 106, с. 340 A, B

9Глагол ἐκκόπτω имеет несколько значении, например: отрезать, отрубать, умервщлять, истреблять, уничтожать и т. д

10 Λόγος στήν Παρουσία τοῦ Κυρίου, Τόμ Δ´, Ἔκδ. Τό Περιβόλη τῆς Παναγίας, σελ. 126.
Свт. Григорий Палама также называет Крест «священной и честной Печатью
»(σφραγίς ὢν ἱερὰ καὶ σωστικὴ καὶ αἰδέσιμος), «Символом Царя Славы»(τοῦ βασιλέως τῆς δόξης τὸ σύβολον). Свт. Григорий Беседы (Омилии), М. 1993, ч. 1, с. 117. Омилия 11 «На честной и животворящий Крест Господень. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ἄπαντα τα ἔργα. ΕΠΕ 72, σ. 318

11PG. t. 106, с. 681 В

12Ἀρχιμ.Χαραλάμπους Δ. Βασιλόπουλου. Ἡ Ἀποκάλυψις ἐξηγημένη (το κατά δήναμη).Ἀθήναι. 1990, Ἐκδ. Ὀρθόδοξος Τύπου, τόμος 4, σ. 109

13с. 2 Об этом же. Путь разума в поисках истины, с. 397

14PG. t. 106, p. 338, col. 58 C

15Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительное слово 15, 17

16Там же.

17Πατριάρχου Ἰερουσόλιμων Ἀνθίμου. Ἐρμηνεία εἰς την Ἰερᾶν ἀποκλυψσιν. Τοῦ ἁγίου ἐνδόξου καί πανευθήμου Ἀποστόλου καί .ευαγγελίστου Ἰοάννου τοῦ θεολγου. Ἐκδ. 2-α. Βασ. Ρηγόπολου. 1981

18 Мф. 24, 24

19 Свт. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсиc. Отдел 13. Статья 37 О лжепророке.

20Ἀρχιμ.Χαραλάμπους Δ. Βασιλόπουλου. Ἡ Ἀποκάλυψις ἐξηγημένη (το κατά δήναμη).Ἀθήναι. 1990, Ἐκδ. Ὀρθόδοξος Τύπου, τόμος 4, σ. 104

21PG. t. 106, с. 340 C

22Свт. Игнатий. Творения. Аскетическая проповедь, т. 4. Беседа в неделю тринадесятую. О причине отступления человека от Бога, с. 227-228

23Прп. Ефрем Сирин. Творения. М. 1850, т. 4, с. 33

24Резать, бороздить, царапать, ранить, вырезать, начертавать, чертить, метить, клеймить и др. См. Древнегреческо-русский словарь, сост. И. Х. Дворецкий. М. 1958, т. 2, с. 1765

25Обращение Священного Кинота Святой Горы Афон по поводу проекта закона «О защите человека от сбора и использования сведений личного характера», Европейской информационной системы «Шенген». А также ратификации и начала действия в Греции Шенгенского Соглашения 24.02.1997.// Иеромонах Христодул, «На закате свободы», с. 285

26Παραχάραξη του χαράγματος, αναίρεση τῶν θέσεων τοῦ Σεβαμιωτάτου Μιτροπολίτου Νικοπόλεος καί Πρεβέζης κ. Μελετίου...Ἔκδ. Ἱερᾶς Μονῆς Μεγάλου Μετεώρου. Ἅγια Μετέωρα 1997

27с. 6

28См. Γεωργίου Ἰ. Μαντζαρίδη, Ὀρθόδοξη Θεολογία καί Κοινωνική ζωή, Ἔκδ. Πουρναρᾶ, Θεσσαλονίκη, 1989, σελ. 131-132 «Конечно же в наши дни дело антихриста свидетельствует о несомненном его развитии... В особенности (это касается) сбора информации и присвоения номеров людям, что нас поставляет в эпоху ужасающих масштабов... Личная жизнь человека подвергается притеснению и уничтожается...Речь идет еще о введении числа 666 в паспортах... Если же мы конечно примем дух нашей эпохи и забудем, что мы являемся людьми созданными «по образу и подобию Божию», если мы согласимся жить и вести себя как цифры, как в сущности безвольные, которые для удобства или для жизнедеятельности согласятся поклониться некой бюрократии, то куда еще дальше? Что же больше сможет совершить антихрист?»

29Ἀρχιμ. Γεωργίου, καθηγουμένου Ἱερᾶς Μονῆς Ὁσίου Γριγορίου. Ἐκτιμήσεις καί σχόλια γιά τήν Συνθήκη τοῦ Σένγκεν καϊ τ ἠλεκτρονικς ταυτότητες. Ἔκδοσίς Ἱερᾶς Μονῆς Ὁσίου Γριγορίου Ἁγίου Ὄρους. 1997

30Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. Московский Сретенский монастырь, Паломник-Правило веры, 1998, с. 370-371

31Свт. Иоанн Златоуст. Творения т. 6, кн. 1, Толкование на книгу пророка Исайи, СПб, 1900, с. 111

32Там же, с. 36

33Там же, с. 35

34Цитата приводится у свт. Феофана Затворника. Указанное сочинение, с. 371-372



Подписка на новости

Последние обновления

События