Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

 

Вероучительные заблуждения римо-католицизма

Παπικές κακοδοξίες1

продолжение

 

1. Filioque. Согласно божественном откровению в Боге различаются Три Лица, Которые единосущны, единочестны и равносильны между собой. Тем самым не существуют три Бога, но есть один Бог. Однако каждое Лицо обладает одним отличительным свойством, которое указывает на отличный образ Его бытия: Отец является не рожденным (является единственным началом и источником Божества), Сын является рожденным (Он рождается от Отца «прежде всех веков» и Святой Дух является исходящим (не не рожденным, ни рожденным, но Он исходит от Отца «прежде всех веков»).

Символ веры, который был выработан на I и II Вселенских соборах (325г. И 381г.) исповедует веру «в Духа Святаго, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящего», следуя словам Христа: «Когда же приидет Утешитель...Дух истины, Который от Отца исходит...» (Ин. 15, 26). III Вселенский собор категорически запретил каким бы то ни было образом что-то добавлять или убавлять из Символа веры.

Однако франки, желая постичь сущность Бога своим рассудком, стали искажать слова Христа, переосмысливать решения Вселенских соборов и добавили в текст Символа веры, после фразы «..иже от Отца исходящего», слово Filioque (и от Сына) , что означает, что святой Дух исходит и от Сына. Из-за этой вставки возникает неразрешима богословская проблема и серьезные искажения в вере и жизни Церкви. Если говорить конкретно, то это следующие:

  • Святой Дух умалятся и оттесняется из жизни Церкви и христианства. Тем самым Церковь лишается своего харизматическо-благодатного характера, она стремится к тому, чтобы обрести общественное уважение и мирской авторитет, чрезмерно подчеркивая свое светское устроение и служение. И вновь христианство в качестве своей цели уже не ставит внутреннее обновление и познание Бога, которое совершается только по действию Святого Духа, но оно ограничивается нравственным изменением и внешним подражанием Христу.

  • Таким образом зависимость Святого Духа от Сына дало возможность Риму авторитетно утверждать, что в мире только папа, как представитель Христа, обладает способностью распоряжаться дарами, который подает в Церкви Святой Дух.2

 

2. Тварные энергии у Бога (тварная благодать).

Одним из величайших заблуждений Папизма является то, что он отождествляет нетварную Божественную сущность с нетварными Божественными энергиями. И более того, он приписывает Богу тварность Его энергий. Но тварные энергии имеют только тварные существа. Нетварный Бог обладает только нетварными энергиями.

В православном богословии делается различие между нетварной сущностью Бога и Его нетварными энергиями/ Безусловно, верующий человек не может войти в общение с Божественной сущностью, которая абсолютно непостижима и невыразима. Но он входит в общение только с нетварными божественными энергиями (божественная благодать). Они, как и божественная сущност являются нетварными и несозданными. Они являются чем-то отличным от божественной сущности, но не чем-то отличным и иным по отношению к божеству. Верующий человек с помощью покаяния, подвига, молитвы и участия в таинствах Церкви, входит в общение с нетварными божественными энергиями, становится «причастником божеского естества» (2 Петр. 1, 4). Т.е. Посредством божественных энергий и сообразно степени духовного подвига человека, очищается его сердце от страстей, просвещается его ум, и он удостаивается «видеть», таинственным образом и неизреченно, божественную славу, нетварный Свет. Все это является исихастской традицией нашей Церкви.

Римо-католики напротив, не приемлют учение о нетварных энергиях в Боге. Они верят, что Бог это неприступная и недосягаемой сущность и не вступает лично в общение с человеком. Он действует в это мире не непосредственно, а только косвенно, тарными энергиями. Поэтому для них божественная благодать является чем-то величайшим из тварного, которое Бог создает для того, чтобы спасти человека. Тварной также является и благодать Таинств, точно также как тварным был и свет на горе Фавор во время Преображения Христа.

Это учение имеет гибельные последствия в жизни христианина. Поэтому, если божественна благодать действительно является тварной, то человек не может достигнуть освящения и обожения. И это потому, что вполне естественно, некая тварь, тварная энергия (благодать) неспособна освободить или обожить другое творение — человека. Тем самым западные христиане «не говорят об обожении как цели жизни человека, а о нравственном совершенствовании, что необходимо нам стать более лучшими людьми, но не только богами по благодати. В следствие чего Церковь не смога бы стать обществом обожения, но учреждением предоставляющим людям оправдание в соответствии с неким законническим и юридическим образом посредством тварной благодати. Таким образом при завершающем анализе раскрывается сама истина Церкви как реальном богочеловеческом обществе».3 Из-за отказа принять учение о нетварных энергиях в Боге западное богословие стало чуждым святоотеческому богословию, а в последствии это приведет и к появлению иных нечестивых догматов. Посему, поскольку Отцы Церкви, когда они богословствовали, они высказывали в человеческих словах и формулах опыт, который они обрели благодаря их причастности к нетварным божественным энергиям святого Духа (опыт обожения). То есть их богословие было откровением Самого Бога. Однако римо-католики, поскольку они не имеют возможности вступить в общение с нетварными божественными энергиями, богословствуют на основании чисто человеческого рассуждения. То есть их богословие является некой метафизической идеологией, которая не имеет никакого отношения к божественной истине.

Глубинным искажением и изменением жизни Церкви, которое принесла теория о тварной благодати, самым непосредственным образом пристально занимался Православный Восток на пяти великих Соборах в Константинополе (14 век). А них самым явным образом был изложен православный опыт обожения главным исповедником веры архиепископом Фессалоникский свт. Григорием Паламой.

 

3. Первенство власти Римского папы и его непогрешимость

Поскольку нечестивым учением Filioque и учением о тварности божественной благодати, было принижено значение Святого Духа, и в целом Троичное Божество было отнесено к области непостижимости и недосягаемости опытом. Вакуум, пустота, которая была создана, прикрывается неким человеком, Римским понтификом. Он объявляется непогрешимым и абсолютным господином всемирной Церкви.

Для того, чтобы кто-то не подумал, что учение о первенстве власти Римского папы и о его непогрешимости относится только к давнему прошлому Западной «Церкви, мы приведем некоторые выдержки из современных деяний папы и представим выдержки из «Догматической Конституции о Церкви» II Ватиканского собора (1965г.), которые включены и в современный «Катехизис Католической Церкви»:

«Ибо в силу своей должности, то есть как Наместник Христа и Пастырь всей Церкви, Римский Понтифик обладает в Церкви полной, верховной и универсальной властью, которую он всегда вправе свободно осуществлять. »4

«Вселенский Собор имеет место лишь в том случае, если он утверждён или, по крайней мере, принят как таковой Преемником Петра».5

«Эта безошибочность, которой Божественный Искупитель пожелал наделить Свою Церковь в определении учения о вере и нравах,простирается столь же широко, сколь и сокровищница Божественного Откровения, которая должно свято храниться и верно излагаться. В силу своей должности этой безошибочностью обладает Римский Понтифик,... Поэтому его определения по праву называются непреложными сами по себе, а не по согласию Церкви... и, следовательно, не нуждаются ни в каком утверждении иных лиц и не подлежат никакой апелляции в другой суд».6

В духе непогрешимости власти Римского епископа папа Павел VI в 1963г. объявил II Ватиканский собор Вселенским в следующих словах:

«Итак я, папа, который в своей личности и в святом своем достоинстве сосредотачивает всю Церковь, провозглашаю этот Собор Вселенским» . И он подписал решения этого собора следующим образом: «Я, Павел, епископ Католической Церкви». Но и каждый папа сам себя считает сверхъепископом, и не подписывается «Епископ Римский», но как «Епископ Католической Церкви» (только он !) , или же просто своим именем, как например., «Бенедикт XVI».

Все епископы «Западной «Церкви», в каком бы то не было месте на земле, не избираются собором поместной «Церкви», но назначаются папой и из лично его руки принимают омофор, как знак их подчинения папской власти.

Папа Иоанн-Павел II (+2005) превзошел в своей подвижности всех других политических и религиозных лидеров, в данном случае речь идет о наблюдении за формированием Нового Мирового Порядка в качестве бесспорного религиозного глобального начальника. Мы опасаемся лишь только его «продвижения вглубь» в православные страны (к сожалению и в Грецию), но и ежегодных Межрелигиозных Встреч, в которых он начиная с 1986 года принимает участие и собирает и в присутствии которого они происходят как перед неким центром всех религий.

Папоцентризм Западной «Церкви» хранится папой, и истинно то, что с помощью организованного единства выходящего за грани национальных и местных традиций и одновременно придает этому единству некую устойчивость благодаря некой глобальной силе, которая может оказывать влияние и управлять многими социальными группами по всей планете. Параллельно авторитет пап наделяет Римского понтифика правом определять, объективно и непоколебим, истину Западной «Церкви», которой народы должны слепо повиноваться и подчиняться. Эти стороны придают Папизму характер абсолютной власти. Итак, в данном случае речь идет не просто о какой-то подделке, фальсификации церковного этоса, но о его существенном и весьма печальном разрушении, которое познало христианство на своем историческом пути.

Первенство власти римского папы и его непогрешимость не только лишены всякого богословского и исторического оправдания, но и противоречат элементарной логике. Во-первых, не существует какого-либо свидетельства о том, что апостол Петр был первым епископом Рима и что он был наделен первенством власти над остальными апостолами, которую он передал поставляемым приемникам, римским епископам. Поэтому в первом тысячелетии никакой Вселенский собор не выносил никаких постановлений о непогрешимости или первенстве власти Римского епископа. Со времен святых Апостолов Церковь сохраняет в качестве характерного элемента ее административного устройства — соборность. Епископы, которые принимают участие на соборах, представляют на нем веру и жизнь церковной полноты, которую они и представляют. Мнение и решение всех епископов обладает той же силой, что и соборные решения, принимаемые под освящением Святого Духа. Святой Дух , в конечном итоге, созидает Церковь и «наставляет на всякую истину» (Ин. 16, 13). Тем самым, непогрешимость принадлежит не некоему человеку, но всем телу Церкви и высказывается с помощью решений Вселенских соборов поскольку они полностью принимаются церковным сознанием, то есть народом Божиим.

Напротив же, для римо-католицизма (папства) соборы являются лишь просто совещательным органом, сознание церковной полноты игнорируется и папа ставится над Церковью. Однако как и почему папа считается непогрешимым, когда история предоставляет многочисленные примеры пап, которые совершали трагические ошибки, впадали даже в ереси, как например папа Юлий, который был отлучен Сардикийским собором (347г.), Гонорий, который был анафематствован VI Вселенским собором (691г.), или Григорий VII, который учредил Священную Инквизицию.

Благодаря учению о первенстве и непогрешимости Римского папы, как главных догматов Западной «Церкви», закрепляется крепко накрепко ее антропоцентризм. Вере в Богочеловека противопоставляется вера в человека, когда на земле уже нет более места для Христа, поскольку Его заменяет папа как универсальный наместник Бога (Vicarios Christi). «Сколь трагическая бессмыслица, какой абсудр!», - восклицает современный отец Церкви прп. Иустин Попович: «Для того, чтобы заменить повсюду ныне пребывающего Господа и Бога, поставляется Его заместитель и заменитель!» И добавляет: «Догмат о непогрешимости папы-человека является ересью ересей, , некий без сомнения бунт против Богочеловека Христа...В истории человеческого рода было совершено три великих падения: Адама, Иуды, папы».7

 

4. Папоцезаризм.

Речь идет о сосредоточении церковной власти мирской у одного лица (теократия). Папа является начальником Латинской «Церкви» и одновременно главой государства Ватикан. Папацезаризм, совершенно несовместимый с Евангелием, священными канонами и церковной традицией, отнимает у папы всякое право представлять себя в качестве Церкви.

Первое папское государство, как мы видим, было основано в 754году. Нынешнее же государство Ватикан является достойным глубокой печали средневековый пережиток нашего времени. Его границы были определены в 1929 году диктатором Муссолини и папой Пием XI. Безусловно, это в конечном итоге доказывает мнение о том, что «представитель Бога на земле не может быть послушным земным властям». (Христос проявлял послушание земной власти, а Его «представитель» папа не может этого сделать). Сегодня Ватикан, как и всякое иное государство, ведет свою дипломатию, заключать политические договоры с другими государствами, поставлять премьер-министра, министров, вести сбор налогов, информационное агентство печати и содержать главным образом банки, с помощью которых оказывается влияние на международную экономику, участие в мегокомпаниях и предприятиях.

 

5. Удовлетворение божественному правосудию

 

Начиная с 1 столетия было сформировано мнение, которое позднее становится основополагающим догматом папизма, что Бог послал Сына Своего в мир, чтобы он был распят, чтобы тем самым принести удовлетворение божественному правосудию по причине оскорбления, которое было нанесено по причине совершенного человеком греха. Этим злочестивым учением искажается представление о лице Бога отца, а христианская жизнь переполняется духом законничества. Совершенный и всемилостивый Бог приобретает черты страстного человека, - оскорбляемого, гневающегося, который возмущается, мстит, и Он превращается в неумолимого судью и жесткого карателя. Грех не считается душевной болезнью, но как достойная наказания ошибка и оскорбление Бога. Подвиг ради спасения не ставит в качестве своей цели исцеление от страстей, оживление человека и обретения им единства с Богом, но как искупление Бога, законное оправдание человека и освобождение его от вины через совершение добрых дел, епитимий, всевозможных обетов и т. д. В конечном результате отношение Бога к человеку в любви превращается в торговые отношения. В действительности можно говорить об искажении Евангелия любви и возвращении к первоначальным формам религиозности.

Теория об удовлетворении божественного правосудия фактически узаконила насилие и оправдала на уровне богословском Крестовые походы, священную Инквизицию, религиозные войны. Уничтожение и искоренение врагов веры также является удовлетворение божественной правде и очищением душ жертвами.

В рамах такой атмосферы юридизма был сформирован догмат об очистительном огне. В очистительный огонь попадают души людей вскоре после их смерти для того, чтобы претерпеть временные наказания в огне и чтобы очиститься от наказаний за свои грехи. Для скорейшего выведения их из очистительного огня было выдумано специальное место для разрешения от кары, которое в юридической теории используется для заслуг, наград. То есть Христос и святые во время своей земной жизни совершили множество добрых дел, достойных вознаграждения или награды. Тем самым была создана некая сокровищница со множеством наград. Папа, который считает, что он может распоряжаться этой сокровищницей, берет некую часть из обильной этой сокровищницы и и разрешает от наказаний грешников. В более ранние, древние времена это учение о сокровищнице добрых дел стала поводом для злоупотреблений, то есть использовалось для незаконного сбора денег при покупке так называемых «индульгенций». Тем самым благодать и спасение были сведены к выкупам долга.

 

 

 

6. Мариология.

 

В нашем православии Матери Божией воссылаются похвалы и воздается почтение многими святыми, поэтому она и называется Пресвятая. Однако, в римо-католицизме, по причине ошибочного «благочестия», Богоматери воздается служебное поклонение (λατρεία ), которое принадлежит только Троичному Богу. Так были сформулированы следующие догматы:

а) о непорочном зачатии Богоматери, согласно которому Пресвятая Дева не унаследовала первородного греха, б) о телесном вознесении Богоматери на небо, учение, согласно которому Богоматерь вознеслась на небо с телом и душой, не познав смерти и погребения. (в то время как Христос и умер и был погребен!) С помощью этих нечестивых догматов Богородица возводится до Троичного Бога, так что можно говорить о святой Четверице!

 

7. Литургические нововведения

Благодаря преобладанию в Папской «Церкви» рационализма не была оставлена нетронутой и ее литургическая жизнь .

Мы лишь сжато изложим только на некоторые литургические нововведения.

Таинство Крещения у них заменяется символическим «окроплением». Миропомазание совершается только епископами, спустя значительное время после уже Крещения. В их литургии для святого Тела Евхаристии употребляется не квасной хлеб., а пресный (στια). Безбрачие является необходимостью для всех клириков. Таинство соборования совершается только для умирающих. Церковные праздники до крайней степени секуляризованы и превращаются в фантастические процессии (сердца Иисуса, святых Даров и др.). Пост фактически упраздняется, поскольку согласно решению II Ватиканского собора, дни пощения органичиваются и образ совершения поста не пределен, в то же время предоставляется «возможность заменить полностью или частично праволо поста и воздержания иными делами покаяния, такими как например дела любви ближним или другими делами благочестия».8

 

ОСУЖДЕНИЕ ПАПСТВА

Краткое изложение ложных учений латинян непринужденно приводит к выводу, что Римо-католицизм (Папство) является не просто христианской ересью, поскольку ереси присуще незначительное уклонение от истины, но он является всеересью и разделяющему само христианство. И это потому, как разъясняет прп. Иустин Попович, что различные ереси искажали только некоторые свойства Христа, в то время как папизм полностью отошел от Христа и на Его место поставил непогрешимого человека. «В случае с нововведениями Западной церкви мы имеем не просто некое новую «ересь» в христианстве, но изменение его в самом корне церковной истины. Любая предыдущая ересь не изменяла настолько в корне образ христианской жизни, не создавала культуру разрушающую границы христианского благовестия».9

Церковное сознание определяющего Папизм как ересь было зафиксировано неоднократно в многочисленные соборные определения.10 Так III и IV Вселенские соборы (431, 451) выносят осуждение тем, которые искажают веру, когда делают добавления в священный Символ, или же, обыкновенно считающийся VIII Вселенским собором, Константинопольский собор 879-880 осуждает ересь Filioque. Или же считающийся IX Вселенским собором, Константинопольский собор 1351г. осуждает как ересь учение о тварной благодати. В новейшие времена, антикатолические соборы, которые были созваны в Константинополе (1722, 1727, 1755, 1838, 1848, 1895)записали славную страницу в нашей церковной истории. В них восточные патриархи и остальные православные иерархи, с чувством огромной ответственности и с ясным голосом заклеймили Папизм за искажение христианской веры.

По данному вопросу имеется самое широкое согласие в творениях Святых Отцов (consensus Patrum). Все Отцы, без какого-либо исключения, начиная со свт. Фотия Великого и свт. Григория Паламы и вплоть до прп. Косьмы Этолийского, прп. Никодима Святогорца и свт. Нектария Пентапольского, осуждают римо-католиков (папистов) как еретиков. Мы только выделим слово свт. Марка Ефесского: «Мы их избегаем как еретиков и потому что их охарактеризовали ...они являются еретиками,и как еретиков мы их отсекаем».

Посему саморазумющимся является то, что Папизм, как всеересь, находится вне Церкви Христовой, поэтому имена римо-католиков не должно поминать во время совершения нашей Божественной литургии. «Те, которые принадлежат Церкви Христовой», - соответственно говорит свт. Григорий Палама, - те обладают истинной верой; те же, однако, которые не обладают истинной верой, не принадлежат Церкви Христовой».

Конечно же, Папизм не является какой-то еще иной Церковью, потому что в Символе веры мы исповедуем веру в существовании Единой и единственной Церкви, точно также как единственным является Христос. «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф. 4: 5). Вне Церкви нет священства, не существует действительных и святых Тайнств. Как говорит соответственно свт. Симеон Фессалоникский, «у них нет вообще (у папистов) Святого Духа, поэтому и таинства их являются безблагодатными».

Я предельной ясностью соответственно говорит и свт. Василий Великий в своем 1-м каноническом правиле, используемый Пято-Шестым Вселенским собором: «Ибо хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцов и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали. Вот почему приходящих от них к Церкви, как крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищать истинным церковным Крещением». Посему и сегодня те римо-католические «священники», которые обращаются к Православию и желают служить в святом алтаре, над ними совершается рукоположение.

 

 

© Перевод «Православного Апологета» 2012г. Санкт-Петербург.

Продолжение следует

 

1Ὁ Παπισμός χθές καὶ σήμερα. Ιερά Νονή Παρακλήτου Ωρωπός Αττικής., 3η έκδοση. 2009

2Иногда, главным образом в православных странах, римо-католики читают Символ веры без прибавления Filioque. Это делается из чисто пропагандистский целей, а не потому, что они перестали Filioque рассматривать как один из главных догматов веры. Поразительно то, что вычеркивание одного из слов из священного Символа веры для них не имеет никакого значения, поскольку они не отвергли схоластическое богословие, которое создало Filioque и все остальные нечестивые догматы римо-католиков.

3Архим. Георгий Капсанис, игумен священной обители прп. Григория. Православие и римо-католицизм (папизм). ρθοδοξία και Ρωμαιο-καθολικισμός (Παπισμός). Έκδ. . Μ. σ. Γρηγορίου, γ. ρος. 2006, σ. 19

4п. 22

5п. 22

6п. 25

7Ахим. Иустин Попович. Православная Церковь и Экуменизм. (Ὀρθόδοξος Ἐκκλησία καί Οἰκουμενισμός, ἐκδ. Ὀρθόδοξος Κυξέλη, Θσσαλονίκη 1974, σ. 212, 220)

8Δημητρίου Σαλάχα, Εκκλησία Καθολική, στόμ τόμο Οἱ θρησκεῖες, ἐκδ. Ἐκδοτική Ἀυηνῶν. Ἀθήνα. 1992, σ. 132

9Χρήστου ΓιανναρὈρθοδοξία καί Δύση στή Νεώτερη Ἐλλάδα, ἐκδ. Δόμος,Ἀθῆνα 2006, σ. 43-44

10См. ρχίμ. Ἐμμανουήλ Καλύβα, Ἡ Καταδίκη τοῦ Παπισμοῦ (Осуждение папства), Ἀθῆναι 1999

 



Подписка на новости

Последние обновления

События