Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Старец архимандрит Ефрем Филофейский (Аризонский):

«Крест — это непобедимое оружие против демонов, против греховных помыслов и страстей»

 

 

 

«Придут времена безбожия и гонений, и потребуется, чтобы мы исповедали Христа пред людьми и тиранами, даже через мученичество».

***

Во Кресте Христовом собрано все учение Евангелия. Христос был распят на Кресте, и Крест привел Его к Воскресению. Христос немыслим без Креста. Если мы отделим Христа от Креста, то Он перестанет быть Христом спасающим. А если мы отделим от жизни христианина распятие своей греховной жизни, то получим обмирщенное христианство, которое не может возвысить нас нравственно и духовно. Кто хорошо познал этот смысл, это послание Господа, кто будет верить и следовать ему, тот станет истинным, подлинным учеником и рабом Христовым. Христос для нас — совершенный пример, которому мы должны следовать и подражать.

Крест Господень являет нам три великие истины.

Первое — для устранения и упразднения великой тяжести греха потребовалось, чтобы Бог телесно сошел на землю, чтобы Он стал человеком и был распят. Потребовалось, чтобы на Кресте пролилась Кровь Христова, дабы так смыть скверну греха. Благодаря Кресту мы смогли найти путь, ведущий к избавлению, ко спасению, к истине и свету.

Второе — Крест являет безграничное человеколюбие, милосердие и любовь Бога, Который оставил небеса и сошел на землю, чтобы спасти нас ― виновных, неблагодарных, жестокосердных людей.

Третье — Крест являет великую ценность нашей души, образа Божия, которую мы по незнанию или по легкомыслию оставляем обнаженной от благочестия и добродетели, оставляем израненной, в то время как мы столько делаем и так заботимся о теле, которое оставим погребенным в земле!

Душа — это все, потому что благодаря ей живет и тело. Однако мы не ухаживаем за ней, не преподносим ей чистую и истинную пищу и потом болеем душевно по причине греха. Мы отравляем свою жизнь, лишаемся благодати Божией, и на нас обрушивается куча несчастий, которые есть результат нашего удаления от Бога.

 

Если бы мы внимали евангельскому чтению, то услышали бы три основных и обязательных условия, чтобы быть учениками Христовыми. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23). К несчастью, многие христиане ничего не знают о Евангелии, поэтому они слушают только еретиков и хилиастов; в остальном же они православные. Но если им сказать что-либо о самоотвержении, они сразу прикрываются словами: «Кто хочет...», сами не зная истинного значения этого высказывания и не понимая его вполне.

«Кто хочет...» в действительности относится к тем, кто во взрослом возрасте изъявил желание покреститься и добровольно принял христианство. Однако мы, которые при крещении сказали: «Отрицаюсь от сатаны и сочетаюсь Христу», соединились с Ним под знамением Креста, и теперь должны каждый день поднимать Крест Господень. А Крест Господень — это скорби, через которые мы проходим с терпением, чтобы угодить Господу Богу.

Крестом является и наш пост, и наша молитва, дарующая освящение, и борьба с помыслами, и наше милосердие к ближним. Однако с помощью Распятого Господа наш крест становится легче. И когда постепенно мы становимся сопричастными страданиям Христовым в жизни сей, мы тем самым удостаиваемся стать причастниками и Его небесной славы.

Евангелие всю эту неделю являет перед нами Распятого и напоминает нам о том, что жизнь верующего должна проходить в распятии; что христианин должен принимать волю Христову как свою волю, не одобрять и не следовать тому, что не нравится Христу, откуда бы оно ни происходило. К несчастью, мы исключили из нашей жизни Крест Христов и сделали ее внешне легкой. Но в результате, мы приобретаем обильные материальные блага, но не спокойствие совести, поскольку совершается нарушение закона Божия и присутствует ощущение вины.

Крест Христов для нас, христиан, — это и символ любви, потому что на Кресте Христос показал нам любовь, когда молился за своих распинателей: «Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). Таков Спаситель православных христиан.

А еще это символ жертвы. Хотя мы были врагами Христа, Он так возлюбил человека, что принес Себя в жертву, пострадал и был распят ради нас, чтобы мы не пострадали вовек, и принес нам спасение.

Крест — это также символ победы и торжества, непобедимое оружие против демонов, против греховных помыслов и страстей. Достаточно использовать его правильно — с верою, со смирением, с добродетелью. И тогда «трепещет и трясется, не терпяй взирати на силу Его»[1] диавол со своими приспешниками.

Честной Крест по промыслу Божию охраняет не только верующих, но и иноверцев. Однажды некий еврей оказался в языческом храме и остался там на ночь. Он подумал, что в этом месте обитают демоны, а демоны боятся креста, и потому перед тем, как лечь спать, перекрестил изголовье. Пришли демоны и стали обсуждать, какое зло они сотворили в мире. Увидев спящего еврея, они захотели поглумиться над ним. Они подошли поближе, чтобы причинить ему зло, но у них ничего не вышло. «Этот сосуд нечист, но он опечатан!», — сказали демоны и ушли. Еврей, который слышал их разговор, познал силу Креста и стал верным христианином, а затем и монахом. Какую же силу имеет Честной Крест Господень!

Крест является всесильным оружием для верных, когда у нас есть добродетель. Если ее нет, то мы становимся лицемерами, фарисеями, обманщиками и не получаем благодеяний, проистекающих от распятия Богочеловека, Спасителя нашего Иисуса Христа.

Приведу вам несколько примеров, чтобы мы посмотрели, исполнили ли мы наш долг в своей жизни или же пошли на компромиссы, являющиеся уступками и предательством по отношению к евангельским и святоотеческим установлениям нашей Церкви.

В Финляндии в наши дни произошло следующее: некий профессор истории читал лекцию перед учеными. Перед тем, как начать, он самым искренним образом совершил крестное знамение. Когда же он завершил лекцию, один из слушателей спросил:

— Вы по обычаю или демонстративно перекрестились?

Профессор ответил:

—    Мы, православные, когда начинаем какое-либо дело, пусть даже мы находимся среди других, когда едим, когда пьем, когда путешествуем, когда идем спать, то осеняем себя орудием нашего избавления, нашего освящения и спасения — честным крестом. Мы делаем это по нашему христианскому долгу, поскольку тем самым мы исповедуем нашу веру и просим о великой милости Богочеловека Христа. Я вам скажу, что, даже если бы я читал лекцию в Нью-Йорке, в Москве или в Тиране, я бы тоже перекрестился.

А мы стесняемся свершать крестное знамение, когда проходим мимо храма или за столом, а иногда мы крестимся настолько небрежно, что тем самым мы просто насмехаемся над крестом. Таким образом мы показываем, насколько слаба наша связь с символами нашей веры.

На острове Хиос в 1821 году, когда турки владели островом (это было мрачное и тяжелое время), двадцать тысяч жителей острова, в основном молодых, находились на пристани в ожидании смерти. Им сказали:

—    Наступите на крест, и вам будет дарована жизнь!

Все они в один голос воскликнули:

—    Да здравствует Крест Христов!

Они осенили себя крестным знамением, и всех их зарезали. Такова вера христиан. А мы, живя среди таких же христиан, не имеем смелости показать, что мы — православные. Некоторым может показаться, что крестное знамение — это формальность, но оно выражает суть нашей веры и имеет великую силу, если совершается с благочестием и вниманием.

Придут времена безбожия и гонений, и потребуется, чтобы мы исповедали Христа пред людьми и тиранами, даже через мученичество. И хотя у нас нет твердого произволения, все же Бог может даровать нам силу для исповедания веры, и в одно мгновение мы станем мучениками, примем венец и войдем в Царствие Небесное.

Церковь многое сказала сегодня своими благословенными песнопениями. Напомним в завершение только одно: «Кресте всечестный, освяти наши души и телеса силою Твоею» и «Силою Креста Твоего спаси нас, Господи. Аминь».

 

Источник: Старец Ефрем Филофейский (Мораитис), Аризонский, архимандрит. Искусство спасения. Беседы. Т. II. – Святая Гора Афон: 2024. – глава 6, с. 67-72.

 


[1] Воскресная стихира на хвалитех 8-го гласа.

 

@Трость Скорописца, 2024 г.



Подписка на новости

Последние обновления

События