Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архимандрит Павлос Димитракопулос, Богослов – писатель

 Клирик храма Святого Креста в Пирее

Аспекты чуда Преображения Господня

Πτυχές του θαύματος της Μεταμορφώσεως

 

В очередной раз, мои дорогие братья, наша святая Церковь празднует и торжественно совершает великий Господский праздник божественного Преображения нашего Господа и приглашает всех нас, ее верных детей, разделить и испытать тайну этого сверхъестественного чуда. Вдохновленными и просвещенными божественным светом тропарями, гимнами и чтениями, с нашим участием в евхаристическом собрании и всей праздничной атмосферой этих дней она стремится нас соделать причастниками божественной славы преображенного Господа.

Преображение Господне

В этом чудесном событии мы снова видим запятнанную по причине грехопадения наших прародителей природу Адама, сияющую в своей «первозданной красотой»[1] и в своей божественной славе в лице преображенного Христа. В Преображении Христовом каждый верующий видит не только обожение человеческой природы, но и возможность своего личного обожения.

Библейские тексты, относящиеся к событию и случаю праздника, составляют историческую отправную точку, от которой богоносные Отцы переходят к богословскому взгляду на это событие и на истолкование его во Святом Духе. Они простираются в глубину и раскрывают более глубокий смысл чуда Преображения и его сотериологических проекций. Сами обладая опытом обожения, опытом боговидения, который пережили ученики на горе Фавор, Святые Отцы не богословствуют рассуждая, как Аристотель, а подлинно во Святом Духе. И подобно тому, как ученики, выходя проповедовать, свидетельствовали о том, что они видели и пережили, так и Святые Отцы своими словами свидетельствуют о своем собственном опыте обожения и боговидения, о своих тайных духовных восхождениях.

Затем все это богатство святоотеческого богословия в неизменном виде входит в православное богослужение, особенно в праздничную гимнографию, и превращается в поэзию, с византийским мелодичным исполнением. Она становится повседневной песней церковного народа, которая тайноводствует нас и возводит горе. Это помогает нам приблизиться к квинтэссенции тайны не как обычным зрителям, а как ее участникам и причастным ей. Два автора божественных песнопений праздника, святой Иоанн Дамаскин и святой Косма епископ Маюмский, написавшие песненное последование праздника, с помощью набора слов вместо цветов, сумели представить образ события с уникальной реалистичностью и выразительностью. Они гармонично сочетают историю с богословием, догматами и верой Церкви с ее практическими следствиями на уровне повседневной жизни. Каждый тропарь раскрывает аспект тайны, каждый гимн интерпретирует аспект чуда. Центральная личность, которая доминирует над всем чудом, - это, конечно, личность Христа , а центральное событие, событие самого Преображения. Как праздничный тропарь и кондак, так и многочисленные тропари канона также вращаются вкруг Него, поскольку Он является сердце тайны, центр, вокруг которого все совершается.

 

Но как истолковывают это событие составители божественных гимнов и Святые Отцы? Что произошло со Христом во время Преображения? Говорят, Христос явил свою «первозданную красоту»[2], свою «Отчую славу». Другими словами, он явил славу своего Божества. Он дал «божественное знамение», то есть божественное знамение своего Божества. Он показал свою «силу», свою божественную силу, озарив учеников нетварным светом, который сиял «паче солнца»[3] не только от Его лица, но и от всего его тела. Это откровение не было полным, как подчеркивает один тропарь (третий тропарь Литии)[4], но это было сделано сообразно мере вместимости учеников и в очень ограниченной степени, в зависимости от восприимчивости и способностей учеников. Ученики видели славу Божества «якоже можаху», согласно тропарю праздника, и «якоже вмещаху» согласно кондаку праздника. Это потому, что откровение славы в величайшей мере привело бы к погибели учеников, согласно другому тропарю Литии. Тот, кто после своего воскресения «открыл им ум и дал уразуметь писания», по-прежнему открывает с умы, душевные и телесные очи и делает их способными видеть. Хотя в это время открывается небольшая часть славы Божества Христа, в то же время его человеческое тело, хотя и излучает неосязаемый Божественный Свет, но оно остается подлинно человеческим. Его плоть преображается, просвещается, но не уничтожается, не теряется в огне Божества. Преображенный в Фаворе, Христос остается таким же совершенным человеком, каким Он был в любой другой момент своей жизни. Лишь на мгновение отодвигается «воспринятая плоть», человеческая природа, чтобы показать славу Божества, которая была сокрыта под ней, но при этом не была устранена или потеряна в Божественном Свете.

Следовательно, слава Божественного Света не была чем-то приобретенным, чем-то данным человеческой природе извне, но она всегда присутствовала в ней с первого момента зачатия. Эту истину исповедуют все Святые Отцы, и конечно же и святой Иоанн Дамаскин, который в своем слове на Преображении отмечает: «Посему, когда Христосъ преображается, то Онъ становится не тѣмъ, чѣмъ не былъ, но, отверзая очи Своихъ учениковъ и изъ слѣпыхъ дѣлая ихъ зрячими, является имъ тѣмъ самымъ, чѣмъ былъ

Вышеупомянутые авторы гимнов (но также и отцы в целом) также раскрывают в ряде тропарей тесную связь и взаимосвязь между распятием и Преображением, которое предшествовало незадолго до Божественных Страстей Спасителя. Уже кондак праздника напрямую связывает Преображение с Крестом, Фавор с Голгофой: «да егда́ Тя́ у́зрятъ распина́ема, страда́ніе у́бо уразумѣ́ютъ во́льное.. .»По словам автора священного гимна, одна из целей Преображения состоит в том, чтобы подготовить учеников к распятию, чтобы, когда они позже увидят Христа, пригвожденного ко Кресту , находящегося в состоянии крайнего бессилия и покинутости, они смогли бы понять, что страдания имеют добровольный характер, и тем самым не поколебать их веру безвозвратно. Помните, что Господь, умирающий на кресте, - это «возлюбленный Сын» Отца, которого вы видели прославленным на Фаворе.

 

Во втором стихире вечерни автор священного гимна упоминает, что Иисус приводит учеников на гору Фавор и преображается перед ними, «показа́ти хотя́ воскресе́нія свѣ́тлость», желая показать им великолепие воскресения. Другими словами, нетварный Свет Преображения - одно и то же что и Свет Воскресения. Ученики во время Преображения смогли предвкусить Свет и радость Воскресения. Тропарь Воскресения Христова: «ныне вся исполнишася света…» также относится к Преображению, за исключением того, что здесь этот Свет еще не осветил преисподнюю земли, так как Христос еще не сошел в ад.

Согласно повествованию апостола Луки, два великих мужа Ветхого Завета, Моисей и Илия, явились во время Преображения: «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме» (Лука 9, 31). Страдания и слава, Фавор и Голгофа переплетаются и пересекаются друг с другом, так что они образуют две стороны одной и той же неделимой тайны. Страдания постигаются во славе Преображения и слава Преображения в страданиях. Собственно, сам Господь видит свою высшую славу не столько в Преображении, сколько в страданиях. По словам Иоанна, когда некоторые греки попросили разрешить им увидеть Иисуса, он, имея в виду страдания, сказал: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (12:23). Когда позже Иуда осуществит план предательства, Господь повторит те же слова в том же значении: «ныне прославился Сын Человеческий» (13:31). Воистину, страдания - это высшая слава Господа, более великая, чем слава Преображения, потому что на кресте была сокрушена сила дьявола, затем побеждена смерть и упразднено тление. Тогда писание наших грехов было разорвано. Тогда небеса соединились с земным, еврейским и национальным миром в одно тело - Церковь.

Конечно, плотскому человеку, который видит и судит по мирским критериям, невозможно понять, что тайна страсти сливается с тайной славы Преображения Господня. Что это два аспекта единой реальности. Это потому, что человеческий разум не может согласиться с тем, что нечестность, унижение и полное изнеможение, влекущие за собой смертный приговор повешенному на кресте, являются причиной славы, победы и триумфа. Крест, как указывает апостол Павел коринфянам, является «соблазном» для иудеев и «безумием» для язычников (1 Кор.1:18). Вообще, светскому человеку невозможно приблизиться к таинству Преображения и иметь какое-то опьянение его Божественным Светом без очищения души от страстей, так как, как подчеркивает Господь: «Блаженны чистые сердцем. , ибо они узрят Бога »(Матф. 5: 8). Только те , «кто преуспевает в добродетели, удостаиваются божественной славы». То есть, пока человек несет скверну греха из-за наличия страстей, он не может стать участником Света Преображения.

Эту великую истину также выразил пророк Давид в своем 23-м псалме, задав вопрос: «Кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем Его?» (стих 3). Кто может взойти на гору Господа и встать на Его святом месте? Трое учеников на горе Преображения пали ниц, на землю, не имея сил лично взирать на лицо преображенного Господа, и пребывали без чувств, лежали как мертвые. Так кто бы посмел дерзнуть на такое? Сам псалмопевец дает ответ: «Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият  всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему» (стих 4). Того, чьи руки и сердце, то есть его действия, слова, мысли и характер чисты и непорочны от всех видов греха. Тот, кто не обращал свою душу к земной суете, а в отношениях с ближним всегда был прям и честен, без обмана и хитрости внутри себя. Только он получит благословение от Господа взойти с Ним на самую высокую гору, Преображение, и насладиться Его божественной славой.

 

Да сподобимся и мы, дорогой читатель, уже из нынешней жизни, стать причастными этому Свету, аминь.

 

 

Источник: https://www.pemptousia.gr/2021/08/ptiches-tou-thavmatos-tis-metamorfoseos/

 © Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2021г.

 

[1] αρχέτυπον κάλλος – первообразная

[2] Славянкский текст службы передает греческий текст как «началообразную доброту» (См. Стихиры на Литии)

[3] υπέρ τον ήλιον

[4] ….дне́сь на Ѳаво́рстѣй горѣ́, та́йно Тро́ицы о́бразъ показу́я, изя́щныя три́ ученики́, Петра́, и Іа́кова, и Іоа́нна, на ню́ возве́лъ еси́ наединѣ́, и ма́ло скры́въ пло́ти воспрія́тіе, преобрази́лся еси́ предъ ни́ми, явля́я началообра́зныя добро́ты благолѣ́піе и то́ не всесоверше́нно: о́во извѣству́я ты́я, вку́пѣ и щадя́, да не ка́ко со зра́комъ и е́же жи́ти погубя́тъ, но я́ко можа́ху вмѣща́ти, тѣле́сныма очи́ма стерпя́ще



Подписка на новости

Последние обновления

События