Толкование Божественной литургии
Высшее Таинство Церкви
Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία
Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας
Преосвященнеший Митрополит Писидийский Сотириос
Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου
Беседа 27
Великий вход
Η Μεγάλη Είσοδος
Херувимской песнью и молитвами Священника совершено духовное приготовление всех, так что ныне, с Великим, так называемым Входом, уже приготовленные Святые Дары, положенные на святой Дискос и святую Чашу, переносятся с официальной церемонией со святого жертвенника на святой Престол.
Как мы сказали, во время Малого входа Святого Евангелия священник закрывает свое лицо Святым Евангелием: Христос пришел проповедовать слово Свое. Во время Великого входа священник закрывает свое лицо предносимыми Дарами: Христос идет на жертву, возлагая на Себя Крест, Он восходит из града Иерусалима на гору Голгофу, чтобы пролить Свою Святую и Животворящую Кровь «за живот всего мира и спасение». Даже за спасение души раскаявшегося разбойника, распятого рядом с Иисусом. Мы также в это же время вспоминаем этого разбойника, ободряемся и повторяем его слова: «Помяни мя Господи, егда приидеши в Царствии Твоем» (Лк. 23:42); с верой и надеждой, что милостивый Господь скажет и нам - во время, которое Он установил для каждого из нас – «Ныне будеши со Мною в раи» (Луки 23:43).
Вот почему священник, держа в руках Святые Дары, и, идя по храму, прилагая мольбу разбойника ко всем верующим, возглашает: «Всех вас православных христиан, да помянет Господь во царствии своем, всегда ныне и присно и во веки веков». И народ принимает просьбу сердечным «Аминь». Все присутствующие в храме мысленно, душой участвует в шествии Иисуса Христа к месту жертвоприношения. Все мы низко кланяемся и с кадилами с ладаном, которые предшествует, свечами, рипидами и песнопениями, стремимся подражать святым Ангелам, которые незримо предшествуют тем, кто восхваляет Царя Христа.
Как вы все заметили, во время Божественной литургии, когда Священный крестный ход проходит через середину храма и достигает Святого Престола, в соответственной последовательности, согласно установленному Церковью порядку, священник благоговейно поставляет Святые Дары на Престол. Отцы Церкви комментируют это так, что в поставлении святого Дискоса и святой Чаши на Святой Престол совершается воспоминание о накрытом столе на Тайной вечере. В дальнейшем этот стол станет Крестом, Гробом Господним, Воскресением и Вознесением.
Когда священник ставит Святые Дары на Престол, что символизирует положение во Гроб Господа, тогда же совершается вспоминание о погребении Иисуса Христа Иосифом и по этой причине произносится соответствующую песнь: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело, плащаницею обвив и вонями во горобе новем положи».
Святой Герман Константинопольский пишет, что Дискос это место Иосифа и Никодима Аримафейских, принявших Тело Господне с Креста, а Воздух (самый большой покров) это Плащаница, которой Иосиф обвил мертвое тело Христа. Фимиам-ладан символизирует благовония, которыми Никодим помазал тело Иисуса.
На этом месте мы сделаем уточнение: некоторые благочестивые прихожане, по неведению, когда перед ними, во время Великого входа, проносят Святые Дары, поклоняются им, делая земной поклон, потому что думают о них как о Святом Теле и Крови. Христа. Это ошибка. В это заблуждение они впадают под влиянием Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в будние дни Великого поста. Видимо, они не знают разницы между Божественной литургией Преждеосвященных и Божественной литургией свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста, которые совершаются все другое время. Вам необходимо помнить, что Святые Дары во время великого Входа Божественной Литургии, которую мы изучаем, еще не принесены в жертву и несовершенные, поэтому мы приносим им почтительно поклонение с благоговейным глубоким, низким поклоном. В то время как на Великом входе литургии Преждеосвященных Святых Даров они уже совершенны, принесены в жертву, они уже претворены в Святое Тело и Кровь Христовы в прошедшее воскресенье, и когда из проносят перед нами, то мы припадаем на землю в страхе перед нашим Господом и Богом и поклоняемся Ему, нашему Господу и нашему Богу. Но это совершается только во время Великого входа литургии Преждеосвященных Даров.
Считаю, что вам всем полезно знать, что два дня в году вместо обычной Херувимской песни (Иже Херувимы тайно образующе...) поется на Божественной литургии свт. Василия Великого в Великий Четверг: «Вечери твоея Тайныя днесь, Сыне Божий …». А в день Великой Субботы за Божественной литургией поется поистине потрясающая древняя песнь:
«Да молчи́тъ вся́кая пло́ть человѣ́ча, и да стои́тъ со стра́хомъ и тре́петомъ, и ничто́же земно́е въ себѣ́ да помышля́етъ: Ца́рь бо ца́рствующихъ и Госпо́дь госпо́дствующихъ прихо́дитъ закла́тися и да́тися въ снѣ́дь вѣ́рнымъ. Предхо́дятъ же Сему́ ли́цы а́нгельстіи со вся́кимъ нача́ломъ и вла́стію, многоочи́тіи херуви́ми и шестокрила́тіи серафи́ми, ли́ца закрыва́юще, и вопію́ще пѣ́снь: аллилу́ія, аллилу́ія, аллилу́ія. …».
И этот гимн поразительным образом побуждает нас, поскольку мы теперь находимся в присутствии Господа и Небесных Бесплотных Сил, когда земля стала Небом, чтобы нам возвыситься над земным и не думать ни о чем из него, чтобы вознестись чтобы в наших сердцах воцарился Христос.
Для завершения беседы о Великом входе со Святыми Дарами добавим, что в то время как певчие после Входа поют остальную часть Херувимской песни, Священник покрывает Святые Дары, поставленные им на Престол, «Воздухом» (самым большим из трех употребленных покровов), который, как мы уже сказали, символизирует святую плащаницу, которой Иосиф обвил Тело Иисуса после снятия господа с Креста.
http://oodegr.com/oode/biblia/8_leitoyrgia/27.htm
©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2022г.