Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Церковная жизнь

Святость - это осознание нашего греха

Αγιότης είναι η επίγνωση της αμαρτίας μας

 

Архимандрит Эмилиан Симонопетрский

 

 

У святого есть Бог, он знает, что он принадлежит Церкви, Церкви святых. Он также знает, что он грешник, дитя Адама, рожденное свыше при вторым Адамом, Христом. Напротив, мы, люди, выходим за пределы, думая, что мы святые, потому что мы видим только одну сторону самих себя, но благодатью Божьей мы не видим той закваски, которую несем в себе. Святые обладают полным знанием; они видят, с одной стороны, свою греховность, а с другой - святость, благодать и любовь Бога, в которых они участвуют.

Святые осознают, что они святые, в том смысле, что они участвуют в жизни святого Бога и живут полноту святого Бога, живут в присутствии святого Бога; но они осознают, что они грешники, а это святость; они не живут во грехе, но они знают, что грех возбуждается в их членах. Вот почему они очищают себя, делают себя  благоухающими сосудами Святого Духа; и Святой Дух, поскольку Он Свят, освящает их, а посему они обладают дерзновением пред Богом.

 

Мы впадаем в эгоизм, когда знаем свою добродетель, во-первых, потому что мы не знаем своего греха, кто мы такие; а, во-вторых, кто такой Святой Дух, мы думаем, что мы такие: что я свят, у меня нет этого, я у меня нет того, в то время как у меня есть одна добродетель, у меня есть другая. Эгоизм ошибочен в оценке ума, интеллекта. Кто думает, что он святой, тот судит по человеку, по плоти и приходит к выводу, что он святой. Но истинный святой думает и судит не по чувствам, а по божественному вдохновению и  просвещению, поэтому он не падает. Поэтому и святой имеет дерзновение пред Богом, он говорит: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа воскреси», и мертвые воскреснут. В то же время он молится как грешник, потому что знает двойственность человеческой природы, что человек земной и духовный, что в нем воплощается сам Христос, и что он сам, рожденный от Адама и Евы.

Конечно, святой может упасть, и его первое падение - это возвращение к самому себе, к своему самолюбию, к своему существу, а второе падение, самое важное, - это ошибка суждения, потому что это конец его падения.  Другими словами, падение начинается с первого и достигает пика во втором. Когда святой вернулся к себе самому, то он упал; тогда один орел превращается в сокрушенного, а если он теряет что-либо еще,  то превращается в развалину. Тем не менее, он может покаяться, но потребуются годы плача, скорбей и поиск Бога. Зло велико, очень велико. То, что у древних было покаяние, то оно было немаловажным; оно имело глубокий смысл.

Πηγή: (Γέροντας Αιμιλιανός Σιμωνοπετρίτης,  ΠΕΡΙ ΑΓΑΠΗΣ -Ερμηνεία  στον Άγιο Μάξιμο (σελ.113-114), εκδ. Ίνδικτος

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2021г.

 

 

 

 

Иоанн Фундулис, заслуженный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля

Неделя (Воскресение) Всех Святых

Κυριακὴ τῶν ἁγίων Πάντων

повторная публикация

 

 

 

Воскресеньем Всех Святых завершается цикл подвижных праздников, который начался с Воскресенья мытаря и фарисея. В умилительной Триоди и радостном Пентикостарии (Цветной Триоди) нам Церковь представляет все дело божественного домостроительства в центре которого находится Пасха. Мы видели падение первозданных людей и восстановление нашего рода через воскресение Христа. Мы возносим радостные приветствия явлению Святого Духа «во всякой плоти». В самой тесной связи с этим праздником находится и нынешний праздник, некая печать и завершение великого праздничного периода. То есть настает как своего рода свидетельство, доказательство дело Церкви, действие Святого Духа в мире. Потому что Он нам являет плоды этого сеяния, жатву в тех странах, куда были посланы Апостолы. И как замечает Никифор Ксанфопулос в синаксарии этого дня:

 

«Его́же у́бо по Всесвята́го Ду́ха соше́ствіи боже́ственніи отцы́ на́ши узако́ниша соверша́ти, а́ки бы о́бразъ нѣ́кій показу́юще, я́ко Всесвята́го Ду́ха прише́ствіе, сицева́я апо́столы дѣ́йствова, освяти́вшее и упрему́дрившее и́же отъ на́шего смѣше́нія, въ наполне́ніе отпа́дшаго о́наго чи́на а́нгельскаго, си́хъ уста́вившее, и Бо́гу Христо́мъ приве́дшее: о́вѣхъ у́бо — муче́ніемъ и кро́вію, о́вѣхъ же — добродѣ́тельнымъ житіе́мъ и пребыва́ніемъ. И я́же па́че естества́ содѣ́ловаетъ: схо́дитъ у́бо Ду́хъ Святы́й въ ви́дѣ огня́, естество́мъ го́рнѣйшее имѣ́яй преложе́ніе, восхо́дитъ же къ го́рнимъ пе́рсть, естество́мъ до́лу прело́жна су́щи, и на́ше смѣше́ніе. Пре́жде вма́лѣ у́бо прія́тая и обоже́нная Бо́гомъ Сло́вомъ пло́ть, вознесе́нная и одесну́ю Отчи сла́вы сѣ́дшая, ны́нѣ же и всѣ́хъ влече́тъ хотя́щихъ, я́ко обѣтова́ніе, я́коже Бо́гу Сло́ву показу́ющу примире́нія дѣла́ и нѣ́кій намѣ́ренный коне́цъ, е́же къ на́мъ пло́тію прише́ствія Его́ и смотре́нія. Якоже дре́вле отринове́нныя въ соедине́ніе и дру́жество приво́дитъ Бо́жіе — незна́ющія отъ язы́къ лю́ди — человѣ́ческаго естества́, а́ки нѣ́кія нача́тки принося́щаго Бо́гу, и́же въ не́мъ разли́чно благоискуси́вшихся».

Но существует и вторая причина, которая вызвала составление этого общего праздника. Многие святые  известны и почитаются через праздники и торжества в Церкви. Однако и во многих других святых вселился Дух Святой и их освятил. Но они оставались неизвестными и неявными. Итак этих неизвестных святых сегодня чествует Церковь, те, которые «у́бо по Христѣ́ жи́тельствоваша во Индíи, и Еги́птѣ, и Аравíи, Междорѣ́чіи же и Фригíи, и и́же вы́ше Евкси́на мо́ря, еще́ же и во все́мъ За́падѣ, да́же и до самѣ́хъ Вретанíйскихъ острово́въ, и про́сто рещи́, въ Восто́цѣ и За́падѣ».

Синаксарь также приводит и третью причину. Всех святых, которые чтутся по-отдельности, их необходимо было собрать в один общий праздник, тем самым показать, что все они бели борьбу за одного Христа, на общем поприще, поприще христианской добродетели, они были рабами одного Бога, а от Него они достойно восприяли победные венцы. Тем самым необходим общий праздник, общее побуждение для верующих, которые верят в того же Христа и являются рабами того же Бога и которые ведут подвиг борьбы как и все те на арене состязания в жительстве во Христе. Побуждение, но и конечно же надежда на то, что славы тех святых достигнут и современные борцы-подвижники и они будут также сопричислены к их лику, те, которые несут «тяготу дне и вар».[1]Этот праздник, который будем совершать завтра, он является и нашим собственным праздником, поскольку благодать Божия соблаговолила нас призвать в блаженный мир торжествующей на небесах Церкви. Потому что этой надеждой живут чада Церкви, что и все, что они слышат сегодня «Въ то́йже де́нь, въ недѣ́лю по Пятдеся́тницѣ, и́же повсю́ду вселе́нныя — во Асíи, Ливíи и Евро́піи, Сѣ́верѣ же и Юзѣ, святы́хъ всѣ́хъ пра́здникъ пра́зднуемъ», что когда то они будут вместе с ними сопраздновать.

«Воспеваю други Господа моего, и песни им всем возсылаю»

Однако же изначально праздник не имел такого объемного содержания. Это был праздник только всех мучеников. Но уже в 4 веке появляется слово на этот праздник свт. Иоанна Златоуста. А Типик храма Святой Софии в Константинополе в 10 столетии предусматривает синаксис[2] и всенощное бдение в Великой Церкви и в храме святых Мучеников, многие их которых находились в храме святых Апостолов. Праздник именовался «всех Святых» (τῶν ἁγίων Πάντων), но синаксарий этого дня определяет, что совершается память «этих святых и добропобедных мучеников во всей вселенной, которые в разные времена пострадали за имя великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Если сообщение Ксанфопула абсолютно верно, то праздник Всех Святых был установлен при императоре Льве Мудром, когда он создал храм и возжелал его посвятить в честь имени своей супруга Феофании, которая угодила «до величайшей степени Богу». Однако ему указали на то, что не мыслимо, чтобы воздвигать храм женщине, пусть даже и святой, но которая скончалась совсем недавно и даже не дано было времени для проявления к ней «почтения и уважения». Царя убедили и он заложил храм в честь «всѣ́хъ святы́хъ по всей вселенней, глаго́ля: «а́ще и Ѳеофа́на е́сть свята́, да сопричте́тся со всѣ́ми святы́ми».Однако же  если и произошло так, то принцип нового праздника в его главном содержании, то есть не только мучеников, но и всех святых, был успешнораспостранен. Мученики Христовы это не только те, которые пролили свою кровь за веру во Христа и тем самым запечатлели веру и свое мученичество. Мучениками являются и все те, которые вели брань в подвиге христианской жизни и с великим терпением несли Крест Христов в этом мире. Это те, которые мученически пострадали за Христа ежедневным мученичеством совести. Это исповедники, которые исповедали доброе исповедание веры «перед народами и царями».[3] Святителя, которые боголюбиво пасли стадо Христово и утвердили правую веру. Преподобные и подвижники-аскеты, которые распяли плоть свою «со страстями и похотями».[4]  Жившие в миру люди, которые пережили на земле искушения и испытания, но которые «жительствовали»словно находились на небе. А вместе с ними и пророки, праведники и праотцы Ветхого Завета, которые жили согласно закону и «свидетельствованные в вере»[5], ожидая обещания. И в особенности святая святых, Пресвятая Дева и Матерь Христа, Мария Богородица.

И в то времякак древняя гимнография праздника остается верной изначальной, древней тематике, мученикам, как в тропаре «Во всемъ мире мученикъ твоихъ…» и в кондаке «Яко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри, вселе́нная прино́ситъ Ти́, Го́споди, богоно́сныя му́ченики», новейшая гимнография расширяет поминовение на весь лиук святых.

Три из избранных тропарей, стихиры на Хвалитех 4 гласа, «Яко порождение в мученицех» мы сразу услышим. Я буду следовать за стихирами на стиховнах вечерни 2 гласа:

Святы́я Госпо́дь и́же на земли́ удиви́, Того́ бо ра́ны и страда́нія въ пло́ти воспрія́ша, въ си́хъ крася́щеся, и боже́ственными удобре́ньми явле́нно удобря́еми, я́же воспои́мъ я́ко неувяда́ющія цвѣ́ты, я́ко звѣ́зды непреле́стныя Це́ркве, я́ко во́льная заколе́нія.

 

Съ проро́ки апо́столи, съ преподо́бными учи́теліе, со священному́ченики вси́ пра́ведніи, и же́нъ пострада́вшее, и любо́вію пости́вшееся святы́хъ мно́жество, и пра́ведныхъ чи́нове, да восхва́лятся свяще́нными пѣ́сньми, я́ко го́рняго Ца́рствія наслѣ́дницы, я́ко рая́ жи́теліе.

 

Иже зе́млю онебеси́вшіи добродѣ́телей свѣ́тлостію, и́же Христо́ву смерть подража́вшіи, безсме́ртія хода́тайственный пу́ть ше́ствовавшіи, и́же стра́сти человѣ́комъ рукодѣ́йствіемъ благода́ти очи́стившіи, и́же во все́мъ мíрѣ единоду́шно страда́льчествовавшіи, до́блественнѣ да восхва́лятся му́ченицы.[6]

 

Пріиди́те, вѣ́рніи, дне́сь ли́къ совокупи́вше, благоче́стно торжеству́имъ, и всѣ́хъ святы́хъ пресла́вную и честну́ю па́мять сла́вно почти́мъ, глаго́люще: ра́дуйтеся, апо́столи сла́вніи, проро́цы, и му́ченицы, и священнонача́льницы; ра́дуйтеся, преподо́бныхъ собо́ре и пра́ведныхъ; ра́дуйтеся, честны́хъ же́нъ ли́че, и Христа́ о мíрѣ моли́те, побѣ́ды Импера́тору на ва́рвары дарова́ти, и душа́мъ на́шимъ ве́лію ми́лость.[7]

©перевод выполнен интернет –содружеством «Православный Апологет»2020г.

Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ. 132-137

 


[1] Мф. 20, 12

[2] Σύναξι – под этим словом всегда понимается Божественна литургия

[3][3] Деян.9, 15

[4] Гал.5, 24

[5] Евр. 11, 39

[6] Все три стихиры на Хвалитех утрени праздника.

[7] Слава, гласъ 4-й, стихир на стиховнах на Велицей вечерни праздника

Преподобный Иустин Попович

Православная Церковь как непрерывная Пятидесятница

 

Кто такой Иисус Христос, который является и Богом и человеком? Что в нем есть Бог и что в Нем есть человек? Как мы узнаем в нем Бога и человека? Что Бог даровал нам в лице Иисуса? Все это открывается нам Святым Духом, «Духом Истины». Другими словами, он открывает истину об Иисусе, о Боге в нем и человеке и о том, что Он даровал нам. И это бесконечно превосходит то, что видели наши глаза, что наши уши слышали и когда-либо чувствовали наши сердца.

Своим воплощением и жизнью на земле Иисус учредил свое богочеловеческое тело, Церковь, и через нее подготавливает мир к пришествию, жизни и деятельности Святого Духа в теле Церкви, как души этого тела. .

В день Пятидесятницы Святой Дух сошел с небес на богочеловеческое тело Церкви и всегда оставался в нем как животворящая душа этого тела. Это видимое богочеловеческое тело Церкви было составлено Святыми Апостолами их верой в Иисуса Христа как в Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. Сошествие Святого Духа и вся его деятельность в богочеловеческом теле Церкви происходит от Иисуса и из-за Иисуса.

Все в божественном и человеческом провидении нашего спасения исходит от божественной и человеческой личности нашего Господа Иисуса Христа. В конце концов, все можно резюмировать и свести к термину богочеловечность, даже действие Святого Духа. Вся динамика Духа в мире неотделима от богочеловеческого достоинства нашего Господа Иисуса Христа в Его спасении мира. Пятидесятница со всеми вечными благословениями Триединого Божества и самого Святого Духа определяет Церковь Святых Апостолов, то есть Церковь Святой Апостольской веры, Святой Апостольской традиции, Святой Апостольской преемственности и всего Апостольского, что является богочеловеческим.

 

День Святого Духа, имеющий своим истоком день Пятидесятницы, непрерывно продолжается в Православной Церкви при неисчислимой полноте божественных даров и животворных сил. Все в Церкви существует во Святом Духе, от мельчайших подробностей до самых грандиозных. Когда священник молится в церкви и просит Господа нашего Иисуса Христа ниспослать благодать Святого Духа и когда невыразимое чудо Пятидесятницы повторяется при хиротонии епископа, на которого нисходит как дар полнота благодати, - это очевидные свидетельства того факта, что Святой Дух составляет всю жизнь Церкви.

 

Не может быть никаких сомнений в том, что наш Господь Иисус Христос со Святым Духом в Церкви и что Церковь со Святым Духом в Господе Иисусе Христе. Господь - глава и тело Церкви, а Святой Дух - ее душа. С самого начала богочеловеческого устроения нашего спасения Святой Дух был связан с основанием Церкви, то есть с основанием тела Христа, «Который сотворил воплощение Слова».

 

На самом деле каждое святое таинство и все божественные добродетели являются «Святодуховскими». Через них Святой Дух приходит к нам и входит в нас. Он приходит в субстанции, что означает истинно и действительно, со всей силой своих божественных энергий. Он  - богатство божественности. Он - полнота благодати. Он - благодать и жизнь каждого существа. Он вечное и заветное Евангелие. Наш Господь живет в нас со Святым Духом, а мы в Нем. Это само по себе свидетельствует о присутствии в нас Святого Духа. Вместе со Святым Духом мы живем во Христе, а Он в нас. Действительно, мы знаем это «от Духа, которого Я дал вам» (1 Иоанна 3, 24).

Святой Василий Великий был введен херувимами в богочеловеческую тайну Церкви и провозгласил самую истинную и радостную весть: «Святой Дух - строитель Церкви Божией».

 

https://pemptousia.com/2021/06/the-orthodox-church-as-continuous-pentecost/

Икона Богоматери "Достойно есть", "Милующая" и история происхождения хвалебного гимна Богоматери "Достойно есть"

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Достойно Есть»-Протат, Афон.

Среди многочисленных древних молитв, богатых своей историей и написанных выдающимися византийскими гимнографами песнопений-гимнов, которые употребляются в нашей Восточной Православной Церкви, существует одна, в которой выражается вся полнота веры в величайшее достоинство Девы Марии, которое по своей высоте и близости к Троичному Богу превышает все ангельские чины: "Достойно есть яко во-истину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога рождшую, сущую Богородицу Тя величаем". Достоверное предание Церкви, записанное на Святой Горе, относит появление этого изумительного по своей красоте и необычайно глубокого по своему богословию песнопения-гимна к 980 году. Но в отличие от многих церковных песнопений этот гимн имеет не земное происхождение, а небесное. Его текст даровал афонскому послушнику вестник воли Божией, сам Архангел Гавриил.

икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») (греч. «Аксион Эстин») крестный ход с иконой Богоматери Достойно есть у Протатского храма Успения Богоматери Άξιον Εστί», η θαυματουργή εικόνα του Πρωτάτου Αγίου Όρους - Κιβωτός της  Ορθοδοξίας 

Ниже мы приводим описание чуда явления Архангела Гавриила афонскому послушнику, который жил со своим старцем в одной из келлий близ столицы Святой Горы Кариеса ниже русского скита святого Андрея Первозванного: "В ските Протата, расположенном в Кариесе Святой. Горы - на левом берегу ручья Ливадогенис, ниже русского скита Апостола Андрея - недалеко от монастыря И. Пантократора находится большая яма (овраг), в которой есть несколько келий. В одной из таких келий, посвященных Успению Пресвятой Богородицы, жил добродетельный старец иеромонах со своим послушником", как сообщает нам прп. Никодим Святогорец. Само событие произошло 11 июня 980 в царствование  императоров братьев Василия и Константина, именующихся Парфирогенитами, сыновей императора Романа Нового и при патриархе Николае Хрисоверге. (См. ΤΟ ΙΣΤΟΡΙΚΟ ΤΗΣ ΑΓΙΑΣ ΕΙΚΟΝΑΣ - ΠΑΝΑΓΙΑ ΤΟ ΑΞΙΟΝ ΕΣΤΙ https://www.eikonia.gr/Eikonia.gr_blog/Panagia%20-%20Aksion%20Esti)  

Повесть об этом чуде была сохранена и записана в  1548 Протом Святой Горы иеромонахом Серафимом (Σεραφείμ τον Θυηπόλο) и сохранена прп. Никодимом Святогорцем.

 

Икона Божіей Матери «Достойно есть».

Чудотворная икона Божіей Матери «Достойно есть» находится въ алтарѣ Протатскаго собора на Кареѣ (св. Гора Аѳонъ).

Объ этой иконѣ между святогорскими иноками сохранилось такое преданіе. Одинъ старецъ жилъ отшельникомъ съ ученикомъ своимъ въ кельѣ въ разстояніи полуверсты отъ Кареи; рѣдко оставляли они свое уединеніе, и развѣ только по крайней нуждѣ. Случилось такъ, что старецъ однажды, пожелавъ выслушать бдѣніе подъ воскресенье въ Карейскомъ соборѣ, отлучился туда, а ученикъ его остался дома. Не совсѣмъ книжный, но благоговѣйный юноша совершенно не могъ, а, можетъ быть, и не хотѣлъ, въ разнообразіи пѣсней духовныхъ изливать предъ Богомъ чувства души своей; а потому, поручая себя особенному предстательству Богоматери, болѣе всего къ Ней прибѣгалъ и Ее величалъ въ простотѣ непорочнаго своего сердца. И въ настоящій разъ, оставшись въ кельѣ одинъ, онъ, по наступленіи вечера и ночи, немолчно пѣлъ предъ иконою Небесной Царицы вытверженную имъ пѣснь Церкви: «Честнѣйшую Херувимъ и славнѣйшую безъ сравненія Серафимъ» и прочее, не прилагая болѣе никакихъ славословій, кромѣ вздоховъ умиленной души. Чѣмъ болѣе пѣлъ юный инокъ, тѣмъ отраднѣе, тѣмъ живѣе трепетало его сердце отъ чувствъ признательности къ Славнѣйшей горнихъ Силъ нашей Заступницѣ; смиренный голосъ его звучно отзывался въ убогихъ стѣнахъ кельи и, переливаясь изъ тона въ тонъ и изъ звука въ звукъ, непонятнымъ для него самого образомъ, проникалъ въ небо и доносился до славимой тамъ отъ Ангеловъ — Матери Божіей, съ материнской любовью назирающей пѣвцовъ своихъ. Тогда какъ распѣвалъ такимъ образомъ свои сердечныя чувства благоговѣйное чадо святогорской пустыни, внезапно является предъ нимъ прекрасный юноша. Между ними завязался разговоръ. «Что ты дѣлаешъ?» спрашиваетъ инока явившійся. — «Да вотъ, пою Честнѣйшую!» прстодушно отвѣчаетъ тота. «Ну-ка спой: я послушаю, какъ ты поешь», прибавилъ явившійся. Скромный инокъ, не измѣнивъ ни чувствъ, ни голоса, запѣлъ съ трогательнымъ умиленіемъ, заученную имъ пѣснь: «Честнѣйшую Херувимъ». — «Ты не такъ, братъ, поешь, и не по нашему», замѣтилъ явившійся, выслушавъ до конца пѣніе инока. «У насъ не такъ величаютъ Божію Матерь». — «Какъ же?» спросилъ удивленный инокъ. — «А вотъ какъ», проговорилъ тотъ и запѣлъ: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», а послѣ этой пѣсни мы уже припѣваемъ и «Честнѣйшую...», прибавилъ прекрасный гость и замолчалъ. «Прости Бога ради», началъ тогда инокъ: «я такъ научился отъ своего старца пѣть, и до сей поры еще не слыхалъ такой пѣсни — «Достойно». Хорошо было бы, если бъ ты мнѣ написалъ: я бы ее вытвердилъ; а то я такой безпамятный, что наизусть, безъ записки, что́ ни выучу, черезъ часъ все и забуду». — «Изволь, братъ, дай бумагу и чернилъ: я тебѣ запишу, для памяти пѣснь нашу». Инокъ кинулся искать, и не нашелъ ни лоскута бумаги и ни капли чернилъ. Съ прискорбіемъ возвѣстилъ онъ своему гостю, что, занимаясь молитвою и рукодѣліемъ, рѣдко нуждаются они въ бумагѣ и чернилахъ, потому и не имѣютъ ихъ въ настоящее время. «Что́ же я теперь буду дѣлатъ?» сказалъ инокъ явившемуся, «выучить бы крайне хотѣлось, а ужъ, вѣрно, безъ записки — забуду». — «Когда такъ, то не безпокойся, братъ», отвѣчалъ тотъ, «я тебѣ напишу для памяти эту пѣснь вотъ на этомъ камнѣ, и ты, заучивъ ее, самъ такъ пой и скажи всѣмъ христіанамъ, чтобы такъ славословили Пресвятую Богородицу». Тутъ явившійся юноша подошелъ къ близлежавшей каменной плитѣ и перстомъ началъ писать на ней сію Богородичную пѣснь. Какъ воскъ умягчился камень подъ рукою таинственнаго посѣтителя; пишущій перстъ его глубоко врѣзывался и слова четко и ясно отпечатывались на камнѣ. «Не забудь же сказать, чтобъ отселѣ всѣ такъ славословили Божію Матерь», повторилъ еще явившійся иноку и какъ молнія исчезъ отъ изумленныхъ его взоровъ. Радостный трепетъ объялъ скромнаго инока при видѣ исписанной доски; онъ недовѣрчиво ощупывалъ нѣсколько разъ и, перечитывая, вытверживалъ чудесныя слова удивительнаго юноши. Къ разсвѣту пѣснь Божественная торжественно звучала уже въ устахъ бдительнаго отшельника; онъ всю ночь провелъ безъ сна въ признательности Господу и Его Пречистой Матери, и старецъ, возвратясь съ Кареи, засталъ его поющимъ чудную пѣснь. Новизна ученической пѣсни поразила старца.

 

 

паломники из чиста высших политчиеских деятелей Греции становятся свидетелями чуда - благоухания, исходящего от иконы Богоматери

«Гдѣ ты выучился пѣть такъ?» спросилъ старецъ ученика своего, и тотъ разсказалъ ему случившееся и указалъ на чудный камень, исписанный рукою незнакомаго посѣтителя. Долго стоялъ надъ камнемъ изумленный старецъ; нѣсколько разъ перечитывалъ онъ Божественную пѣснь и, разсматривая письмена неземного перста, не постигалъ свершившагося чуда. «Что́ жъ ты не спросилъ явившагося тебѣ юношу, кто онъ и какъ его имя»? сказалъ, наконецъ, по долгомъ раздумьи старецъ ученику своему. «Прости, отче», отвѣчалъ онъ, «я и забылъ про то. Помнится только, что онъ назвалъ себя Гавріиломъ». — «Такъ ты и не понялъ, какой Гавріилъ былъ у тебя въ кельѣ?» прибавилъ старецъ съ улыбкой и, ставъ предъ иконою Богоматери на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ пѣлъ «Достойно есть» явившійся юноша, въ слезахъ сердечнаго умиленія и признательности, онъ запѣлъ славословіе Богоневѣстной Матери. Ученикъ его присоединился къ нему; и кто можетъ выразить вполнѣ ихъ отшельническія чувства въ эти мгновенія? Того же дня старецъ явился къ проту, разсказалъ обстоятельно про все случившееся въ его отсутствіе съ его ученикомъ, представилъ даже и самый камень предъ соборъ святогорскихъ старцевъ, которые едиными устами и единымъ сердцемъ прославили Господа и воспѣли новую пѣснь: «Достойно», рождшей Его Преблагословенной Дѣвѣ Маріи. Вслѣдъ за тѣмъ было донесено святѣйшему патріарху и царю о чудесномъ явленіи св. Архангела Гавріила святогорскому иноку. Въ подтвержденіе истины представленъ былъ при донесеніи къ нимъ и самый камень, чудесною рукою исписанный. Съ той поры начала звучать и звучитъ въ устахъ Церкви Христовой радостная пѣснь «Достойно» достойной славы и божественнаго величія Приснодѣвственной Маріи, Матери Бога нашего [1].

Земная жизнь Пресвятой Богородицы».) 
 

Примѣчаніе: 
[1] По древнему преданію это чудо произошло 11 іюня 980 года. Икона, именовавшаяся «Милующей», передъ которой впервые была воспѣта эта пѣснь, была перенесена въ Карейскій Протатскій соборъ и получила нынѣшнее наименованіе «Достойно есть». Повторно празднуется также 13 іюля въ день памяти св. Архангела Гавріила. (см.: «Н. Тальбергъ. Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ и краткія свѣдѣнія о чудотворныхъ иконахъ Божіей Матери. Jordanville,1951., с. 80») 
 

Источникъ: Прот. Александръ КиселевъЧудотворныя иконы Божіей Матери въ русской исторіи. — Издано Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. — New York., 1976. — С. 85-87. 

Иоанн Фундулис, заслуженный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля

Ιωάννου Μ. Φουντούλη

Пятидесятница

Πεντικοστή

повторная публикация

Публикации | Официальный сайт Борисоглебского благочиния ...

 

Пятдеся́тницу пра́зднуимъ, и Ду́ха прише́ствіе,

и предложе́ніе обѣща́нія, и наде́жды исполне́ніе,

и та́инство ели́ко, я́ко вели́ко же и че́стно.

Тѣ́мже вопіе́мъ Ти́: Содѣ́телю всѣ́хъ Го́споди, сла́ва Тебѣ́![1]

 

Наша Церковь этот изумительный гимн поставляет как своего рода пропилеи, преддверие, к празднику Пятидесятницы. И в нем подытоживается «велико и честно» таинство, празднование которого мы и совершаем. Надежды исполнение, предложение обетования-обещания, Духа Святого пришествие. Мы действительно празднуем это событие, ниспослание Святого Духа на Апостолов Христа, поскольку оно является завершением и  венцом всего дела спасения. Все дело Христа, явление, учение, страдания, воскресение, вознесение имеет свой целью это явление Святого Духа в мир, в новом творении. Да, действительно через слово этой стихиры, которую мы слышим и во всей гимнографии Пятидесятницы воспоминается создатель всего, Отец, Который через Бога Слова, Сына Его любви, в Духе Святом создает ми, творит заново, заново создает творение и преобразует ее в новую, ее обновляет.

Так этот день связывает с воспоминанием с днем рождения нового мира с воспоминанием дня рождения старого мира. Двух рождений – естественного и преестественного. К первому рождению нас переносят переносят первые слова Библии: «Земля́ же бѣ́ неви́дима и неустро́ена, и тма́ верху́ бе́здны, и Ду́хъ Бо́жiй ноша́шеся верху́ воды́. И рече́ Бо́гъ: да бу́детъ свѣ́тъ. И бы́сть свѣ́тъ. И ви́дѣ Бо́гъ свѣ́тъ, я́ко добро́»[2] Во время второго рождения происходит то же самое. Над неустроенной массой народов и во тьме заблужденияизливается живительное дыхание Духа Божия. Слово обновляет обетшавшее творение. «Па́рѳяне и Ми́дяне и Елами́те, и живу́щiи въ Месопота́мiи, во Иуде́и же и Каппадокі́и, въ по́нтѣ и во Асі́и, во Фригі́и же и Памфилі́и, во Еги́птѣ и страна́хъ Ливи́и, я́же при Кирині́и, и приходя́щiи ри́мляне, Иуде́е же и прише́лцы, Кри́тяне и Ара́вляне…»[3] являются новой бездной, порождением рассеяния, разделения и распадения мира. Над ними теперь является Дух Божий и Его Слово, которые призывают всех к согласию, к единству во Святом Духе, во свете. «Богъ рекий изъ тмы свету возсияти»[4], Он их призывает обратиться «отъ тмы къ свету»[5], чтобы стать «светомъ о Господе».[6] И преобразование происходит посредством огенных языков Святого Духа, которые были розданы Апостолам. «и яви́шася и́мъ раздѣле́ни язы́цы я́ко о́гненни»[7] Язык, символ, следствие и причина разделения, теперь становится символом единства, единства в Духе Святом нового народа Божия. Обновление Духом Святым символизируется явлением новых языков. Через Христа во Святом Духе теперь изрекается таинство вечного спасения. Это в действительности подчеркивается во второй стихире  Вечерни Пятидесятницы 1 гласа.

 

Язы́ками иноро́дныхъ обнови́лъ еси́, Христе́, Твоя́ ученики́, да тѣ́ми Тя́ проповѣ́дятъ безсме́ртнаго Сло́ва и Бо́га, подаю́щаго душа́мъ на́шимъ ве́лію ми́лость.

 

Итак, народ Божий, Церковь, во время Пятидесятницы празднует свое рождение. Ее день рождения, но и этого таинства самой ее жизни. Потому что Церковь Христова не переживала таинства Пятидесятницы в момент времени во время того блаженного года и того исторического дня, когда ученики «исполнились» «Святого Духа». Но она его переживает, живет ежедневно, постоянно, в каждый момент времени, от того дня рождения вплоть до скончания веков. Дух Святой потому тогда явился ис тех пор пребывает и будет пребывать на века в  мире для того, чтобы собирать Церковь. Святой Дух и Церковь соединены неразрывно. Святой Дух это душа, жизнь и существо Церкви. Но для этого требуется единство, святость, кафоличность Церкви. Из этого берут свое начало благодатные дары, установления, вера и богословие Церкви. В ней силу дыхания и огненное орошение Святого Духа ощущаем в каждом ее шаге, в каждом обряде и церемонии, в каждом ее движении. От Него проистекают сверхъестественные энергии таинств, которые порождают, жизнь, подают пищу и освящают ее тело. Об этом богословствует и автор третьей стихиры Вечерни праздника:

Вся́ подае́тъ Ду́хъ Святы́й: то́читъ проро́чествія, свяще́нники соверша́етъ, некни́жныя му́дрости научи́, ры́бари богосло́вцы показа́, ве́сь собира́етъ собо́ръ церко́вный. Единосу́щне и Сопресто́льне Отцу́ и Сы́ну, Утѣ́шителю, сла́ва Тебѣ́![8]

Итак, к исторической Пятидесятнице, но и к продолжающейся Пятидесятнице, в которой живет Церковь, нас перенесут во время юбилейного праздника этого события. Нас призовут приклонить наши колени во дворех Господних и чтобы мы поклонились непобедимой Его силе, чтобы вы прославили святую Троицу, Которая просвещает и освящает наши души. А в этом смиренном положении, преклонении наших коленей и нашей выи мы воспримем благодать Параклита. Мы обновимся и разожжем пламя Святого Духа. Мы постараемся осознать и понять наше положение и нашу сущность как членов Церкви, как храмов Святого Духа. Очищенных храмов и сосудов, вместилищ Параклита, всякая мысль которых продиктована Духом премудрости, каждое действие Духом благоразумия, благости, правости, ума, правления, устранения погрешностей. Дух Святой, Господь и животворящий, божественный, который обоживает людей, который Своей благодатью нас изменяет в «Богов по причастности».

Это сверхприродное сошествие Утешителя описывают изумительные тропари-стихиры на "Хвалитех" и Вечерни 4 гласа, которые мы услышим. Этого Духа мы восхваляем, а Его благодать мы призываем вместе со стихирой на Славе 2 гласа, который мы и завершим нашу лекцию.

"

Пресла́вная дне́сь ви́дѣша вси́ язы́цы во гра́дѣ Дави́довѣ, егда́ Ду́хъ сни́де Святы́й во о́гненныхъ язы́цѣхъ, я́коже богоглаго́ливый Лука́ повѣству́етъ, глаго́летъ бо: собра́ннымъ ученико́мъ Христо́вымъ, бы́сть шу́мъ, я́коже носи́му дыха́нію бу́рну, и испо́лни до́мъ, идѣ́же бя́ху сѣдя́ще; и вси́ нача́ша глаго́лати стра́нными глаго́лы, стра́нными уче́ніи, стра́нными повелѣ́ніи Святы́я Тро́ицы.[9]

Ду́хъ Святы́й бѣ́ у́бо при́сно, и е́сть, и бу́детъ, ниже́ начина́емь, ниже́ престая́й, но при́сно Отцу́ и Сы́ну счине́нъ и счисля́емь: Живо́тъ и Животворя́й; Свѣ́тъ и свѣ́та Пода́тель; Самоблагíй и Исто́чникъ благосты́ни; Имже Оте́цъ познава́ется и Сы́нъ прославля́ется, и отъ всѣ́хъ познава́ется еди́на си́ла, еди́но счета́ніе, еди́но поклоне́ніе Святы́я Тро́ицы. 

Ду́хъ Святы́й — Свѣ́тъ, и Живо́тъ, и Живы́й Исто́чникъ у́мный; Ду́хъ прему́дрости, Ду́хъ ра́зума, Благíй, Пра́вый, Умный, облада́яй, очища́яй прегрѣше́нія; Бо́гъ и Боготворя́й; Огнь и отъ Огня́ происходя́й, глаго́ляй, дѣ́яй, раздѣля́яй дарова́нія, Имже проро́цы вси́ и боже́ственніи апо́столи съ му́ченики вѣнча́шася. Стра́нное слы́шаніе, стра́нное видѣ́ніе: Огнь раздѣля́яйся въ подая́ніе дарова́ній.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.

Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ. 126-131

 


[1] Стихира 1-я на «Господи воззвахъ» Малой вечерни праздника

[2] Быт. 1, 2-4

[3] Деян. 2, 9-11

[4][4] 2 Кор. 4, 6

[5] Деян. 26, 28

[6] Ефес. 5, 8

[7] Деян. 2, 3

[8] Стихира  3-я Великой вечерни Пятидесятницы на «Господи воззвахъ»

[9] Стихиры на «Хвалитех» Утрени Пятидесятницы



Подписка на новости

Последние обновления

События