Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

свт. Иоанн Зластоуст
ПРОТИВЪ АНОМЕЕВЪ.
 
СЛОВО ДЕВЯТОЕ. 
О четырехдневномъ Лазарѣ.
 
 

{779} 1. Лазарь, воскрешенный сегодня изъ мертвыхъ, даетъ намъ разрѣшеніе многихъ и различныхъ недоумѣній. Не знаю, какимъ образомъ это (евангельское) чтеніе подало и еретикамъ и іудеямъ поводъ къ противорѣчію, конечно, не по самой сущности своей, — этого не можетъ быть, — но по коварству ихъ души. Многіе изъ еретиковъ говорятъ, что Сынъ не подобенъ Отцу. Почему? Потому, что Христосъ, говорятъ они, для воскрешенія Лазаря имѣлъ нужду въ молитвѣ; а если бы не помолился, то и не воскресилъ бы Лазаря. Какъ же, говорятъ они, молившійся можетъ быть подобнымъ принимающему молитву? Здѣсь одинъ молится, а другой принимаетъ молитву отъ молящагося. Но они богохульствуютъ, не понимая, что молитва была дѣломъ снисхожденія и по причинѣ немощи присутствовавшихъ. Скажи мнѣ, кто больше: тотъ ли, кто умываетъ ноги, или тотъ, кому онъ умываетъ ноги? Конечно, скажешь, тотъ больше, кому другой умылъ ноги. Но Спаситель умылъ ноги предателя Іуды, который также былъ вмѣстѣ съ учениками. Кто же, не Іуда ли предатель /с. 581/ больше Владыки Христа, если Христосъ умылъ его ноги? Да не будетъ! А что ниже: умывать ноги или молиться? Конечно — умывать ноги. Итакъ, не отказавшійся сдѣлать низшее, какъ отказался бы сдѣлать высшее? Впрочемъ, все сдѣлано было {780} по причинѣ немощи присутствовавшихъ іудеевъ, какъ это покажетъ дальнѣйшая рѣчь. Между тѣмъ іудеи, находя здѣсь поводъ къ противорѣчію, говорятъ: какъ христіане считаютъ Богомъ того, который даже не зналъ мѣста, гдѣ лежалъ умершій Лазарь? Ибо Спаситель сказалъ сестрамъ Лазаря, Марѳѣ и Маріи: гдѣ положисте его (Іоан. XI, 34)? Видишь ли, говорятъ они, Его невѣдѣніе? Видишь ли Его немощь? Какъ же тотъ, который даже не зналъ мѣста, можетъ быть Богомъ? Но я спрошу ихъ, не сомнѣваясь самъ, но для посрамленія ихъ противорѣчія: ты говоришь, іудей, что Христосъ не зналъ этого, если сказалъ: гдѣ положисте его? Такъ и Отецъ не зналъ въ раю, гдѣ скрылся Адамъ, если Онъ ходилъ какъ бы ища его въ раю, и говорилъ: Адаме, гдѣ еси (Быт. III, 9), т. е. гдѣ ты скрылся? Почему прежде Онъ не говорилъ о мѣстѣ, откуда Адамъ дерзновенно бесѣдовалъ съ Богомъ? Адамѣ, гдѣ еси? Что же Адамъ? Гласъ слышахъ Тебе ходяща въ раи, и убояхся, яко нагъ есмь, и скрыхся (ст. 10). Если ты, іудей, называешь невѣдѣніемъ то, называй невѣдѣніемъ и это. Христосъ говорилъ Марѳѣ и Маріи: гдѣ положисте его? Ты называешь это невѣдѣніемъ? Что же скажешь, когда услышишь Бога, говорящаго Каину: гдѣ есть Авель братъ твой (Быт. IV, 9)? Что ты скажешь на это? Если то называешь невѣдѣніемъ, {781} называй невѣдѣніемъ и это. Выслушай и еще примѣръ изъ Божественнаго Писанія. Богъ сказалъ Аврааму: вопль Содомскій и Гоморрскій умножися ко Мнѣ. Сошедъ убо узрю, аще по воплю ихъ грядущему ко Мнѣ совершаются, аще же ни, да разумѣю (Быт. XVIII, 20, 21). Свѣдий вся прежде бытія ихъ (Дан. XIII, 42), испытаяй сердца и утробы Богъ (Псал. VII, 10), единый вѣдущій помышленія человѣческая (Пс. XCIII, 11) сказалъ: сошедъ убо узрю, аще по воплю ихъ грядущему ко Мнѣ совершаются, аще же ни, да разумѣю. Если то означаетъ невѣдѣніе, то и это означаетъ невѣдѣніе. Но ни Отецъ не имѣлъ невѣдѣнія въ Ветхомъ Завѣтѣ, ни Сынъ — въ Новомъ Завѣтѣ. Что же значитъ: сошедъ узрю, аще по воплю ихъ грядущему ко Мнѣ совершаются, аще же ни, да разумѣю? Слухъ, говоритъ Онъ, дошелъ до Меня, но Я желаю еще точнѣе на самомъ дѣлѣ удостовѣриться въ томъ, не потому, что Я не знаю, но потому, что желаю научить людей — не внимать однимъ словамъ и, когда кто скажетъ что-нибудь противъ другого, не вѣрить легкомысленно, а сначала самимъ тщательно изслѣдовать и на самомъ дѣлѣ удостовѣриться, и потомъ уже вѣрить. Поэтому и /с. 582/ въ другомъ мѣстѣ Писанія сказано: не всякому словеси емли вѣры (Сир. XIX, 16). Ничто такъ не извращаетъ жизни людей, какъ поспѣшная довѣрчивость ко всякимъ рѣчамъ. Возвѣщая это, и пророкъ Давидъ сказалъ: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгоняхъ (Пс. C, 5). 
 

2. Видишь, что не по невѣдѣнію Спаситель говорилъ: гдѣ положисте его, равно какъ не по невѣдѣнію и Отецъ говорилъ Адаму:гдѣ еси, или Каину: гдѣ есть Авель братъ твой, или: сошедъ узрю, аще по воплю ихъ грядущему ко Мнѣ совершаются, аще же ни, да разумѣю. Теперь же время выступить противъ тѣхъ, которые говорятъ, что Христосъ по немощи Своей молился, воскрешая Лазаря. Слушайте же, прошу васъ, возлюбленные, со всѣмъ вниманіемъ. Когда умеръ Лазарь, Іисусъ не былъ въ тѣхъ мѣстахъ, но былъ въ Галилеѣ и сказалъ Своимъ ученикамъ: Лазарь другъ нашъ успе (Іоан. XI, 11). Они же, думая, что Онъ говоритъ о снѣ его, сказали Ему: Господи: аще успе, спасенъ будетъ (ст. 12). Тогда Онъ ясно сказалъ имъ: Лазарь умре (ст. 14). Затѣмъ Спаситель идетъ въ Іерусалимъ къ тому мѣсту, гдѣ лежалъ Лазарь; Его встрѣчаетъ сестра Лазаря и говоритъ Ему: Господи, аще бы еси здѣ былъ, не бы братъ мой умерлъ (ст. 21). Аще бы еси здѣ былъ: немощна ты женщина! Эта женщина тогда не знала, что Христосъ, хотя не присутствовалъ тѣлесно, но присутствовалъ силою Божества; она же ограничивала силу Учителя тѣлеснымъ присутствіемъ. Марѳа говоритъ Ему:Господи, аще бы еси здѣ былъ, не бы братъ мой умерлъ. Но и нынѣ, говоритъ, вѣмъ, яко елика аще просиши отъ Бога, дастъ тебѣ Богъ(ст. 22). Вслѣдствіе ея просьбы Спаситель и совершаетъ молитву. Богъ не имѣлъ нужды въ молитвѣ, чтобы воскресить мертваго. Развѣ не воскрешалъ Онъ и другихъ мертвецовъ? Когда Онъ встрѣтилъ мертваго (юношу), выносимаго изъ воротъ, то коснулся только одра его, и воскресилъ мертвеца (Лук. VII, 14). Развѣ имѣлъ Онъ тогда нужду въ молитвѣ, чтобы воскресить умершаго? И въ другой разъ Онъ только сказалъ отроковицѣ {782} слова: талиѳа куми (Марк. V, 41), и тотчасъ же передалъ ее родителямъ ея здоровою. Развѣ имѣлъ Онъ тогда нужду въ молитвѣ? Но что я говорю объ Учителѣ? Ученики Его воскрешали мертвыхъ однимъ словомъ. Не словомъ ли Петръ воскресилъ Тавиѳу? Не одеждами ли своими Павелъ совершилъ много знаменій? Узнай еще болѣе удивительное: даже тѣнь апостоловъ воскрешала мертвыхъ. Яко износити, говорится въ Писаніи, недужныя на постеляхъ, да поне сѣнь Петра осѣнитъ нѣкоего отъ нихъ, и они тотчасъ вставали (Дѣян. V, 15, 16). Что же? Тѣнь учениковъ воскрешала мертвыхъ, а Учитель имѣлъ нужду въ молитвѣ, чтобы воскресить мертваго? Нѣтъ, Спаситель /с. 583/ совершаетъ молитву по причинѣ немощи женщины, которая говорила Ему: Господи, аще бы еси здѣ былъ, не бы братъ мой умерлъ: и нынѣ вѣмъ, яко елика аще просиши отъ Бога, дастъ тебѣ Богъ. Ты просила молитвы, Я и даю молитву. Напримѣръ: предъ нами источникъ; кто принесетъ сосудъ, наполняетъ его (водою); если сосудъ великъ, то онъ получаетъ много; а если малъ, то получаетъ мало. Такъ и она просила молитвы, и Спаситель даетъ молитву. Одинъ говорилъ: Господи, нѣсмь достоинъ, да подъ кровъ мой внидеши, но токмо рцы слово: буди тебѣ, и исцѣлѣетъ отрокъ мой: и Спаситель сказалъ ему: по вѣрѣ твоей буди тебѣ (Матѳ. VIII, 8, 13). Другой просилъ: пришедъ исцѣли дочь мою; и Онъ отвѣчалъ ему: пойду за тобою (Матѳ. IX, 18, 19). Такъ по настроенію людей употребляется и лекарство врача. Еще другая женщина тайно коснулась края одежды Его, и тайно получила исцѣленіе (Матѳ. IX, 21); каждый какъ вѣровалъ, такъ и получалъ исцѣленіе. Марѳа сказала: вѣмъ, яко елика аще просиши отъ Отца, дастъ тебѣ Отецъ; и такъ какъ она просила молитвы, то Спаситель и даетъ молитву, не нуждаясь Самъ въ молитвѣ, но сообразуясь съ немощію этой женщины и желая показать, что Онъ не противникъ Богу, но все то, что дѣлаетъ Онъ, дѣлаетъ и Отецъ. Въ началѣ Богъ сотворилъ человѣка; это твореніе было общимъ дѣломъ и Отца и Сына: сотворимъ, говоритъ Богъ, человѣка по образу Нашему и по подобію (Быт. I, 26). Также Онъ, восхотѣвъ ввести разбойника въ рай, изрекъ слово, и тотчасъ введенъ былъ разбойникъ въ рай; и для этого Христосъ не имѣлъ нужды въ молитвѣ, хотя всѣмъ потомкамъ Адамовымъ Богъ заградилъ входъ въ рай, поставивъ для охраненія его пламенный мечъ. Христосъ же Своею властію и отверзъ рай и ввелъ въ него разбойника. Разбойника, Владыка, Ты вводишь въ рай? Отецъ Твой за одинъ грѣхъ изгналъ Адама изъ рая, а Ты вводишь туда разбойника, виновнаго въ безчисленныхъ злодѣяніяхъ и безчисленныхъ преступленіяхъ, и такъ просто, однимъ словомъ вводишь его въ рай? Да; потому что и то совершилось не безъ Меня, и это — не безъ Отца Моего; но какъ и то было Моимъ дѣломъ, {783} такъ и это — дѣло Отца Моего. Яко Азъ во Отцѣ и Отецъ во Мнѣ (Іоан. XIV, 10). 
 

3. А чтобы ты видѣлъ, что воскрешеніе мертваго совершилось не вслѣдствіе молитвы, выслушай самую молитву. Что говоритъ Онъ? Отче хвалу Тебѣ воздаю, яко услышалъ еси Мя (Іоан. XI, 41). Что это? По виду своему развѣ это молитва, развѣ это прошеніе?Хвалу Тебѣ воздаю, яко услышалъ еси Мя: Азъ же, говоритъ, вѣдѣхъ, яко всегда Мя послушаеши (ст. 42). Если же Ты, Господи, знаешь, что Отецъ всегда слушаетъ Тебя, то для чего приступаешь къ /с. 584/ Нему съ тѣмъ, что знаешь? Я знаю, говоритъ Онъ, что Отецъ всегда слушаетъ Меня, но народа ради, стоящаго окрестъ, рѣхъ, да вѣру имутъ, яко Ты Мя послалъ еси (ст. 42). Молился ли Онъ о покойникѣ? Просилъ ли, чтобы воскресъ Лазарь? Сказалъ ли: Отче, повели, чтобы смерть повиновалась? Сказалъ ли: Отче, повели аду, чтобы онъ не заключалъ вратъ, но скоро возвратилъ мертвеца? Но народа ради, говорить Онъ, стоящаго окрестъ, рѣхъ, да познаютъ всѣ, яко Ты Мя послалъ еси. Такимъ образомъ это дѣйствіе было не для чуда, но для поученія присутствовавшихъ. Видишь, что молитва была не для мертваго, но для присутствовавшихъ невѣрныхъ, чтобы они познали, говоритъ Онъ, яко Ты Мя послалъ еси. Какъ, скажутъ, мы можемъ узнать, что Онъ послалъ Тебя? Слушай, прошу тебя, со всѣмъ вниманіемъ. Вотъ, говоритъ Онъ, Я собственною Своею властію вызываю мертваго; вотъ Я собственною силою повелѣваю смерти. (Бога) Отца называю (Своимъ) Отцемъ и Лазаря вызываю изъ гроба. Если не истинно первое, то пусть не будетъ и послѣдняго; если же (Богъ) Отецъ истинно есть (Мой) Отецъ, то пусть послушается и мертвецъ для вразумленія присутствующихъ. Что же сказалъ Христосъ? Лазаре, гряди вонъ(Іоан. XI, 43). Когда совершилась молитва, то мертвый не воскресъ; а когда Онъ сказалъ: Лазаре, гряди вонъ, тогда мертвый воскресъ. О сила смерти! О могущество силы, удерживающей душу! О адъ! Совершилась молитва, и ты не освобождаешь мертваго? Нѣтъ, говоритъ адъ. Почему? Потому, что мнѣ не дано повелѣнія. Я — стражъ, удерживающій здѣсь виновнаго; если не получаю{784} повелѣнія, то и не отпускаю; молитва же была не для меня, а для присутствовавшихъ невѣрныхъ; не получая повелѣнія, я не отпускаю виновнаго; ожидаю голоса, чтобы освободить душу. Лазаре, гряди вонъ; и мертвый услышалъ повелѣніе Господне, и тотчасъ разрушилъ законы смерти. Да постыдятся еретики и да погибнуть съ лица земли! Эта рѣчь доказываетъ, что молитва была не для воскрешенія мертвеца, но по причинѣ немощи присутствовавшихъ тогда невѣрныхъ. Лазаре, гряди вонъ. А для чего Христосъ назвалъ мертваго по имени? Для чего? Для того, чтобы, обративъ рѣчь вообще къ мертвымъ, не вызвать всѣхъ изъ гробовъ, Онъ поэтому и говоритъ: Лазаре, гряди вонъ; тебя одного Я вызываю въ присутствіи этого народа, чтобы частнымъ воскресеніемъ показать и силу будущаго; такъ какъ Я, воскресилъ одного, воскрешу вселенную: Азъ есмь воскрешеніе и животъ (Іоан. XI, 25). Лазаре, гряди вонъ. И изыде умерый обязанъ укроемъ (ст. 44). О дивныя дѣла! Тотъ, Кто разрѣшилъ душу отъ узъ смерти, разрушилъ врата ада, сокрушилъ врата мѣдныя и двери желѣзныя, Тотъ, освобо/с. 585/дивъ душу отъ узъ смерти, неужели не могъ освободить мертваго и отъ погребальныхъ пеленъ? Конечно могъ; но Онъ повелѣваетъ іудеямъ развязать пелены, которыми они обвили Лазаря при погребеніи, чтобы они признали эти пелены, и на основаніи того, чтó сами сдѣлали, убѣдились, что это тотъ самый Лазарь, котораго они приготовляли къ погребенію, и что здѣсь — Христосъ, пришедшій въ міръ по благоволенію Отца, имѣя власть надъ жизнію и смертію. Ему слава и держава со безначальнымъ Его Отцемъ и всесвятымъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь. 
 

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ.Томъ первый: Въ двухъ книгахъ. Книга вторая. — Изданіе второе. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1898. — С. 580–585. [3-я паг.] 



Подписка на новости

Последние обновления

События