Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Эволюция, наука и вера

Профессор Мандзаридис Георгий

Трансплантация органов и смерть мозга

2 ноября 2015

Трансплантация органов в современном обществе превратилась в повседневное явление. И положительные, и отрицательные ее оценки, исходящие от различных церковных или богословских кругов, обычно не носят систематического характера. Православная Церковь еще не высказала своей позиции по данному вопросу. Эта позиция не должна быть мнением отдельных ее представителей или комиссий, придерживающихся традиционных взглядов, но должна стать выражением ее коллективной совести.

Истоки пересадки органов восходят к древнейшим временам. Пересадку кожи производили уже в Древнем Египте[1]. Однако лишь в наше время увенчались успехом попытки пересадки жизненно важных органов и тканей человеческого организма. Первая успешная пересадка почки произошла в 1954 году, первая успешная пересадка сердца в 1967 году. В дальнейшем трансплантация органов – метод, не довольствующийся симптоматической терапией, но ликвидирующий сам источник болезни, получил широкое распространение и вызвал энтузиазм во всем мире.

Пересадка органов: поиск земного бессмертия?

Причиной такой эйфории были не только очевидные преимущества трансплантологии, но и тот факт, что в ней видели воплощение мечты современного человека достичь земного бессмертия. И поэтому не будет преувеличением сказать, что в возникшей шумихе кроется опасность отвлечения человека от конечной цели его существования и от его важнейших задач. А если принять во внимание и то, что количество жизней, которые можно спасти пересадкой органов, не может приблизиться даже к одной тысячной от числа жизней, убиваемых абортами, станет еще более очевидным, что трансплантацию вряд ли может считать панацеей в спасении человечества.

Чрезмерная вера в пересадку органов сосредоточивает интерес человека лишь на его телесном здоровье, одновременно давая ему иллюзию своего рода, как уже сказано, земного бессмертия. Стремление к такому «бессмертию» не может быть совмещено с ожиданием вечности и верой в победу над смертью во Христе. Это значит, что Церковь не может ставить своей целью распространение лозунгов типа «Дай и спаси», которые к тому же легко приобретают потребительскую и коммерческую окраску. Такая позиция означала бы обмирщение и уступку веяниям времени.

В церковном видении биологическая жизнь и биологическая смерть не противостоят друг другу, но взаимосвязаны между собой. Недаром по самой природе своей жизнь и смерть всегда идут рука об руку и являются двумя сторонами одного целого. Жизнь разворачивается в сторону смерти. Смерть присутствует в каждой фазе жизни[2]. Прежде всего, смерть есть переход из одной фазы жизни в другую: из жизни временной в жизнь вечную. Этот взгляд не только лишает смерть ее трагизма, но и порождает возможность для положительного к ней отношения. И человек, и животные в равной мере подвержены биологической смерти. Совсем не обязательно христианину видеть в смерти лишь разрушительное начало. Он может принять смерть доброй волею, получив за нее жизнь.

И подобно тому, как телесная смерть может стать началом духовной жизни, также и телесная болезнь может послужить душевному здоровью. Из этого, однако, не следует, что надо пренебрегать телесным здоровьем и жизнью. Недаром церковная антропология, провозглашающая психосоматическую целостность человека, положительно оценивает не только душевное, но и телесное его здоровье. Об этом свидетельствуют и многочисленные церковные молитвы за здравие души и тела человека[3]. Церковь всегда благословляла и благословляет врачебную помощь больному.

Современная медицина, несмотря на свои поразительные успехи, является отражением и развитием гуманистической антропологии, отвергнутой некогда православием по причине того, что она заключает человека в темницу его тварности и смертности. Интерес такой антропологии к человеку ограничивается его биологическими функциями, а жизнь сводится к биологическому существованию. И потому нередко отмечается, что оттуда, где единолично царствует такая медицина, изгоняется Бог.

Несмотря на все вышесказанное, не стоит пренебрегать значением медицины, являющейся даром Божиим, для человека, находящегося в немощном телесном или душевном состоянии. Сам Христос пришел в мир как врачеватель душ и телес человеческих. Явление Царствия Божия было отмечено, в том числе, и исцелением больных. Многочисленные чудеса исцеления больных, совершаемые святыми, считаются знаками особой Благодати Божией. Показательно, что в числе исцелений были и такие, в которых человеку давался новый орган, как, например, при исцелении Господом слепого от рождения[4], а также такие, в которых осуществлялась пересадка органа тела, как, например, пересадка ноги умершего человека больному, осуществленная святыми Козьмой и Дамианом[5]. Наконец, телесная болезнь во многом сходна с душевной. И потому к врачеванию телесных недугов можно относиться как к образцу для духовного воспитания и исцеления человека. Как при телесной болезни требуется воздерживаться от вредной пищи, так и при душевном недуге необходимо соблюдение заповедей Господних.

Ничто не мешает христианину прибегать к медицинской помощи и обращаться за ней к самым квалифицированным врачам[6]. Но независимо от того, полагается он на помощь врачей или нет, его конечной целью должен оставаться Господь и благо для души его. К одному этому он призван стремиться любым своим действием, ведь как сказал апостол Павел: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию»[7]. Итак, верующий при необходимости прибегает к врачам и к достижениям медицины, не полагаясь, однако, на них всецело[8].

Медицина заботится о сохранении и улучшении здоровья людей. Занимаясь этим, она заботится и о продлении жизни человека. Церковь не препятствует медицине в таком стремлении, однако, хорошо понимает и всю его относительность. Одновременно Церковь высказывает и свои взгляды на человека и на его жизнь, предлагая человеку не способ выживания, но жизнь, побеждающую смерть. Отметим, что церковная аскетическая традиция предписывает умеренное использование медицины и лекарств, чтобы не впасть в греховное желание делать из жизни культ. Естественно, это, прежде всего, касается аскетов-иноков. Однако и любой христианин не должен полностью отвергать такой подход, потому что стремление к аскетизму должно быть частью и его жизни. И это стремление сочетается с духовной зрелостью верующего, естественным образом приводящей его к желанию больше давать, а не брать. Очевидно, что это касается и вопроса пересадки органов.

Трансплантация органов включает в себя широкий спектр процедур и охватывает самые различные формы. Она начинается с переливания крови, то есть с перенесения жидкой ткани, переходит затем к пересадке частей двойных органов и завершается пересадкой печени или сердца. В последние годы в генной медицине была произведена пересадка модифицированных клеток костного мозга для лечения таких болезней, как кистозный фиброз. Кроме того, пересадка тканей может осуществляться с одного участка тела на другой одного и того же человека, или же органы и ткани могут пересаживаться от одного человека другому. Наконец, донор органов может быть и живым, и мертвым. Различными церковными и богословскими кругами высказывались обоснованные опасения, либо категорические возражения против права человека участвовать в подобных действиях. И эти возражения, естественно, особенно сильны в случае пересадки жизненно важного органа, например, сердца, осуществляемой только после смерти донора.

Аргументы против пересадки органов

Аргументы против пересадки органов основываются, прежде всего, на концепции святости человеческого тела и на духовном измерении, которым обладают основные его органы, согласно ветхозаветной антропологии, сохранившейся и в святоотеческой традиции. В Ветхом Завете сердце, кровь, печень, почки непосредственно связаны с духовной жизнью верующего[9]. В православной аскетической традиции телесное сердце напрямую взаимодействует с духовной жизнью. Путь к духовному сердцу человека проходит через его телесное сердце. Кроме того, противники пересадки органов утверждают, что человек получил свое тело в дар от Бога и не имеет права дарить его другому человеку. Тело христианина есть храм Господень и часть Христова. Кроме того, христианин не всецело принадлежит себе, но «куплен дорогою ценою»[10].Следовательно, согласно этой точке зрения, он не имеет права распоряжаться телом по своему усмотрению.

Кроме того, христианин не только может, но и должен соблюдать волю Божию, выражающуюся в Его заповедях. Действуя же по воле Божией, он всегда имеет своей целью вечную жизнь, даже если путь к ней лежит через смерть. Отличительной чертой христианской антропологии, совершившей переворот во взглядах на человека, было то, что истинная жизнь человека рассматривается через призму смерти. Возникает вопрос: становясь донорами тканей и органов нашего тела, соблюдаем ли мы заповеди Христовы, суть которых передает заповедь любви к Богу и человеку, и следуем ли мы в этом Его примеру.

Христос учил самопожертвованию и сам принес Себя в жертву за мир. Он питает людей Своим Телом и Кровью, конечно же, не для того, чтобы удлинять их земную жизнь, но для того, чтобы обновить их и привести к нетлению. Однако, творя чудеса, Он продлевает и земную человеческую жизнь. Таким образом, Он снисходит до нашей слабости. Целью же Его было не чудесное исцеление, но освобождение человека от греха: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит Он расслабленному, – тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой»[11].

Чудесные исцеления и воскрешения из мертвых, которые совершил Христос, являются одновременно и знаками пришествия Царствия Его. Если эти знаки не ведут человека в нужном направлении, они теряют свой смысл. Подобным же образом и Церковь призвана действовать, показывая знаки своей любви к человеку, не забывая при этом о своей главной цели. А главной целью Церкви является не временное избавление человека от биологической смерти, но окончательное освобождение его от страха смерти и от самой смерти. Для Церкви «заставить презирать смерть – гораздо важнее, нежели освободить от смерти»[12].

Неизменная устремленность к самому важному, что очень актуально для современного обмирщенного общества, однако, совсем не означает презрения к менее значимым вопросам Церковь оперирует не только акривией (строгостью), но и икономией (снисхождением). Само по себе богословие не может быть икономией, но икономия имеет свое богословское обоснование. Добровольное донорство телесных тканей или органов как результат бескорыстной любви – это поступок, безусловно, внушающий уважение и требующий серьезного и деликатного пастырского отношения. Трудно не восхититься поступком человека, отдающего из любви свою почку или глаз с тем, чтобы даровать жизнь или зрение ближнему своему. И тем более достойно восхищения, когда донор готов пожертвовать и своей жизнью ради жизни ближнего. Конечно, в таком случае мы имеем дело с подлинным величием духа, которое выявляется в его богословской перспективе, а не просто актом включения в списки добровольных доноров.

Научное и церковное определение смерти

При трансплантации сердца важнейшее значение приобретает точное определение смерти. Церковь относится к смерти человека как к таинству разлучения или отделения души от тела[13]. Современная же медицина нередко отождествляет смерть человека со смертью головного мозга. Таким образом, смерть, с позиций механистической антропологии современной медицины, определяется как необратимое прекращение деятельности головного мозга, сопровождаемое окончательной потерей сознания[14]. Если необратимое прекращение деятельности головного мозга может быть установлено на чисто биологическом уровне, то окончательная потеря сознания, которая, согласно церковной антропологии восходит к категориям человеческой души, не может быть сведена только к биологии. Отождествление отделения души от тела с необратимым прекращением деятельности головного мозга, иными словами, отождествление смерти, с точки зрения церковной антропологии, со смертью головного мозга, ничем не обосновано. Согласно церковной антропологии, душа как особая сущность заполняет все человеческое тело, присутствуя во всех его частях. Головной мозг не является ее вместилищем, но ее органом[15]. Смерть головного мозга означает прекращение явных проявлений души, но не обязательно ее отделение. Однако, согласно современной медицинской антропологии, сводящей душу к психическим явлениям или психическим действиям, смерть головного мозга отождествляется с окончательной потерей сознания. Таким образом, становится очевидным, что разногласия по поводу смерти головного мозга сводятся, в конечном счете, к смешению понятий сущности и энергии души. Для церковной антропологии душа есть особая сущность и энергия. В противоположность этому для современной медицинской антропологии душа есть просто энергия. Таким образом, если, согласно медицинской антропологии, остановка головного мозга отождествляется с окончательной потерей сознания, то для церковной антропологии она сводится к прекращению проявления ее энергии.

В конечном счете, смерть как разлучение или отделение души от тела не перестает быть таинством. Невозможно с уверенностью утверждать, что она совпадает со смертью головного мозга. Она может совпадать, может предшествовать и даже следовать за смертью головного мозга. Люди, пережившие клиническую смерть и вернувшиеся к жизни, ощутили отделение души от тела и оставили много рассказов о незабываемом опыте выхождения за пределы своего тела. Это можно считать свидетельством возможности разделения души и тела до смерти мозга, ведь прекращение деятельности мозга необратимо и возвращение к жизни после него невозможно. Другие люди возвращались к жизни после остановки сердца и временного прекращения сердечной и дыхательной деятельности. Это означает, что и прекращение сердечной и дыхательной деятельности не является окончательным и необратимым разлучением души и тела. Что же можно утверждать по поводу разлучения души и тела в случаях искусственного поддержания дыхания и сердечной деятельности? Вопрос пока остается без ответа.

Восприятие и оценка человека как образа Божия

Любой вид донорства органа или ткани тела является своеобразным актом самопожертвования. Несмотря на это, необоснованно уподоблять этот акт жертве Христовой. Христос принес в жертву Свои Тело и Кровь во имя того, чтобы люди получили не временную, но вечную жизнь, обретение которой может сопровождаться и принесением в жертву временной жизни. Временная жизнь не должна отделяться от вечной жизни и становиться независимой. Однако чрезмерная привязанность к временной жизни притупляет стремление к жизни вечной. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее»[16]. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную»[17]. Иными словами, тот, кто любит жизнь свою, теряет ее. Тот же, кто способен отречься от своей жизни в этом мире, сохраняет жизнь вечную. Этот вступающий в конфликт с обыденной человеческой логикой евангельский путь, по которому первым прошел Христос, несомненно, лежит в другой плоскости по отношению к трансплантационной логике. Несмотря на все вышесказанное, милосердие и мужество, необходимое для добровольного донорства органов, не теряют своего значения. Нельзя не обращать внимания и на необходимость пастырской поддержки людей, испытывающих серьезные проблемы со здоровьем.

Выдвигаемые некоторыми людьми опасения относительно разрушения посмертной целостности тел доноров органов носят явно схоластический характер. Человек не отождествляется ни со своим телом, ни со своей душой, ни просто с их смесью или с их сложением. Однако есть нечто, превосходящее и объединяющее в себе все это, не содержащееся никоим образом ни в чем из них и не определяющееся никоим образом ничем из них[18]. Созданный по образу Божию человек всегда постигается и оценивается через образ Божий[19]. Эти постижение и оценка относятся одновременно и ко всему человечеству, и к каждому отдельному человеку и к его индивидуальной деятельности. Несмотря на любое разделение материи и духа, тела и души, индивидуума и общества, люди, являющиеся образом Божиим, соблюдая заповедь любви, пребывают с Богом, Который есть любовь, и составляют вместе единое тело Церкви Христовой.

В категориях этой многогранной и развивающейся антропологии каждая капля крови, отдаваемая из любви к ближнему, есть общая жертва всего человека. В таком случае схоластический поиск последствий, которые может иметь для посмертной целостности тела донорство органов или тканей, теряет свой смысл. Одновременно, однако, становится очевидным, насколько несовместимы с этой антропологией механистический взгляд на человека и рассмотрение тканей и органов его тела как медицинского сырья или запасных деталей.

Православный подход

Православный подход ко всем проблемам современности должен совершаться на основе меры совершенства, полноту которой мы находим во Христе. Эту меру, которую каждый христианин должен видеть перед собой, не следует, однако, превращать в меч, поражающий немощных в вере[20]. Без сомнения, христианское совершенство существует для всех и не должно быть скрыто ни от одного верующего. Но и человеческая слабость присуща всем и непозволительно из-за неё никого обвинять. Церковь безгранично ценит человеческую свободу и во имя ее сохранения способна исчерпать всю глубину своей снисходительности. Церковь говорит свое решительное «нет» лишь в тех случаях, когда ущемляется свобода человека и оскверняется его святость. Ничем невозможно оправдать факты, когда людей вынуждали против их воли становиться донорами органов или тканей своего тела как до, так и после смерти. Человеческое тело должно быть свято. И эту святость как живого, так и мертвого тела следует уважать. Тело нельзя рассматривать как медицинское сырье или как склад запасных деталей. Для использования человека в качестве донора недостаточно предполагаемого согласия человека на это, и уж тем более нельзя расценивать как согласие отсутствие документально подтвержденного отказа быть донором. Наконец, ничто не оправдывает произвольное возведение смерти головного мозга в ранг абсолютного критерия определения момента смерти в сознании тех, для кого смерть есть таинство разлучения души и тела.

Православное богословие обычно не устанавливает раз и навсегда сформулированных правил поведения при решении различных повседневных проблем, но предлагает основные ориентиры. Это делается не из любви к неопределенности и двойному языку, но из уважения к истине и к личности. Если квантовая механика, рассматривая материю, использует две взаимоисключающие концепции (волна – частица) как взаимодополняющие и требует всегда учитывать позицию наблюдателя, как можно признать удовлетворительной одномерный механистический подход к человеку и к его здоровью? Один и тот же объективный факт может иметь для человека два диаметрально противоположных значения. Истина вещей не вмещается в рамки внешних правил. Подобно тому, как лишение себя жизни может стать высшим проявлением любви (самопожертвование), но и актом эгоизма и малодушия, крайней степени отчаяния (самоубийство), так и пересадка органов или тканей от человека человеку может стать как высшим проявлением любви, так и проявлением презрения к человеку и превращения его в товар. Она может стать победой над смертью посредством добровольного принятия смерти, но может быть и полным принятием тленности с одновременным исчезновением всего духовного. Православное богословие не может принять пересадку органов или тканей от человека человеку и даже обычное переливание крови как механистическую процедуру. Оно может, однако, принять ее как акт служения ближнему и самопожертвования. Поэтому оно не рассматривает проблемы трансплантации с точки зрения заранее выработанных казуистических правил, но индивидуально подходит к каждому конкретному случаю на основе критерия бескорыстной любви и уважения к личности.

Замечание: Настоящая статья была опубликована в номере 10 (декабрь 2002 – март 2003) журнала ПЕМПТУСИЯ
 
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».
 
Ссылки:

[1] К. Тундас, трансплантация органов, Наука и жизнь, том 12, стр. 49.

[2] «Жизнь и смерть, нами так называемые, как ни различны, по-видимому, между собой, входят некоторым образом одна в другую и сменяют друг друга». Григорий Богослов, Слово 18 18, 42, PG 35, 1041A

[3] См. особенно третью молитву Таинства Елеосвящения: Воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою.

[4]. Иоанн. 9:1-7.

[5] См. В. Кекис, Святые Косма и Дамиан. Первая пересадка органов, Бюллетень современной медицины, том 6, январь – март 2002, стр. 77-82.

[6] См. св. Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Письмо 17, PG 52,590.

[7] Α΄ Κορ. 10,31.

[8] И надобно стараться так пользоваться, в случае нужды, искусством (врачевания), чтобы не в нем одном поставлять причину здоровья или болезненного состояния, но принимать предлагаемые им пособия в славу Божию и в образец попечения о душе. Василий Великий. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. 55,2, PG 31, 1045B.

[9] См., например, Левит. 17:14, Быт. 49: 6, Пс. 72:21, Иер. 17:10.

[11] Марк. 2:10-11.

[12] св. Иоанн Златоуст, Толкование на святого Матфея Евангелиста, 34, PG 57,375-6.

[13] См.: например, Пс. 145: 4, Лук. 12: 20.

[14] См. С. Балояннис, Смерть мозга, Церковь и трансплантация органов, изд-во Святейшего Синода Греческой Церкви, Афины 2001, стр. 121-147, там же подробная библиография. См. также к. Каракацанис, Смерть мозга. Тождественна смерти человека? – Фессалоники, 2001.

[15] «В головном мозге же как в органе тела пребывает не сущность и сила ни разума, то есть души, но лишь энергия разума, как мы уже говорили в начале, и пусть новейшие физики и метафизики говорят, что сущность души находится в мозге, либо в гипофизе головного мозга, ибо это подобно тому, как сказать, что жизнь растения не находится изначально в корнях дерева, но в ветвях и плодах его». Никодим Святогорец, Увещевательное наставление, Афины 1991, стр. 164.

[16] Матф. 16: 24. См. также Марк. 8 :35.

[17] Иоан. 12 :25.

[18] См. св. Максим Исповедник, Амбигвы, PG 91, 1225A.

[19] См. П. Неллас, Божественное животное, Афины 1979, стр. 285. Пресвитер Н. Людовик, Метафизика и эсхатология тела, Научный ежегодник богословского факультета, новая серия, том 1, Фессалоники 1990, стр. 124.

[20] См. Рим. 14,1.

http://www.pemptousia.ru/2015/11/трансплантация-органов-и-смерть-мозг/

Приплыли. Гольфстрим больше не существует

 

По последним спутниковым данным, Гольфстрим больше не существует. Вся система морских течений Северной Атлантики является ключевым элементом теплового регулирования планеты, позволяя Ирландии и Англии быть свободными ото льда, а Скандинавским странам не быть слишком холодными. 

Это то, что защищало весь мир от нового ледникового периода - термохалинная система циркуляции - в настоящее время в ряде мест умерла и умирает на других участках. 

Гольфстрим - это «река» с теплой водой, которая двигалась через Атлантический океан, достигала Мурманска и обогревала Европу своим теплом, одновременно защищая ее от полярных ветров. 

В Германии два месяца подряд (в течение ноября и декабря 2010 года) сохраняется стабильный снежный покров толщиной около 10 см, чего не было уже много десятилетий, и стоят необычные для этих мест морозы, доходящие по ночам до минус 20°С. Типичных для начала зимы оттепелей в этом году не было. 

Итальянские физики в ходе эксперимента использовали ванну с холодной водой и придали цвет теплым струям воды. Можно было увидеть границы холодных слоев и теплых струй Когда добавили масло в ванну, границы слоев теплой воды нарушились и текущий вихрь был эффективно уничтожен. Это то, что сейчас происходит в Мексиканском заливе и в Атлантическом океане с Гольфстримом. Река «теплой воды», которая течет из стран Карибского бассейна не доходит до Западной Европы, она умирает из-за корексита – это химическое вещество, которое администрация Барака Обамы позволила концерну Бритиш Петролеум (BP) использовать, чтобы скрыть масштабы бедствия в результате взрыва буровой платформы в апреле прошлого года. 

Около 2 млн галлонов корексита, а также несколько миллионов галлонов других диспергаторов, добавили к более чем 200 миллионам галлонов сырой нефти, которая выливалась в течение нескольких месяцев из скважины, пробуренной BP на дне Мексиканского залива. Так удалось эффективно скрыть большую часть нефти, опустив ее на дно, и надеяться, что концерну ВР удастся серьезно уменьшить размеры федерального штрафа, зависящего от размера нефтяной катастрофы.В настоящее время нет способов эффективного «очищения» дна Мексиканского залива. Кроме того, нефть добралась до восточного побережья Америки и далее вытекла в северную часть Атлантического океана, и там тоже нет никакой возможности эффективно очищать нефть, находящуюся на дне... 

Первым сообщил об остановке Гольфстрима Д-р Джанлуиджи Зангари (Zangari), физик-теоретик из института в Фраскати в Италии. Ученый уже несколько лет сотрудничает с группой специалистов, занимающихся мониторингом происходящего в Мексиканском заливе. Его информация содержится в журнальной статье от 12 июня 2010 г. и основывается на спутниковых данных CCAR Колорадо, согласованных с NOAA ВМС США. Эти оперативные данные спутниковых карт позже на сервере CCAR были изменены, и ученый говорит, что это была "фальсификация". 

Он вернулся к данным NOAA ВМС США и к более поздним данным, и заявил в начале августа, что данные CCAR ненадежны, а его выводы не изменились по качеству или количеству серьезных последствий . Он считает, что оледенение «в недалеком будущем неизбежно из-за этого бедствия». 

Д-р Зангари утверждает, что огромное количество нефти, постоянно расширяясь в объеме, охватывает такие огромные области, что это оказывает серьезное воздействие на всю систему терморегуляции планеты путем разрушения граничных слоев теплого потока воды. Конвейер в Мексиканском заливе прекратил свое существование нынешней осенью, последние спутниковые данные ясно показывают, что Гольфстрима в настоящее время нет, он начинает разбиваться на части и умирать примерно в 250 километрах к востоку от берега Северной Каролины, притом что ширина Атлантического океана на этой широте превышает 5000 км. 

В связи с тем интересом, который вызвала тема «исчезновения» Гольфстрима в интернете, российский ученый профессор, автор двух монографий и 130 публикаций в области физики, акустики, геофизики, математики, физической химии, экономики, а также известный блоггер Сергей Леонидович Лопатников, написал в своем блоге ЖЖ статью, приводим её в оригинальном виде. 

«О Гольфстриме и погоде зимой Термохалинная сосудистая система, где теплые воды текут через более прохладные, оказывает большое влияние не только на океан, но и на верхние слои атмосферы до высоты в семь миль. Отсутствие Гольфстрима в восточной части Северной Атлантики нарушило нормальный ход атмосферных потоков летом этого года, в результате чего образовались неслыханно высокие температуры в Москве, произошли засухи и наводнения в Центральной Европе, повысилась температура во многих странах Азии, произошли массовые наводнения в Китае, Пакистане и других странах Азии.» 

Итак, что же все это значит? Это значит, что в дальнейшем будут происходить насильственные смешивания сезонов, частые неурожаи и увеличение размеров засух и наводнений в различных местах Земли. ( Знакомая ситуация на 2012- начало 2013 года не правда ли?! Позволю себе напомнить, что статья от 03 января 2011 года)Создание концерном BP «нефтяного вулкана» на дне Мексиканского залива убило кардиостимулятор мирового климата на планете. Вот что говорит д-р Зангари:


- Я хорошо знаю и историю нашей атмосферы, и климат, и даже то, какими они были, когда человека еще не было. К примеру, сотни миллионов лет назад температура по сравнению с нынешней была на 12-14 градусов выше. Конечно, есть в чем и человека упрекнуть... За последние пятьдесят лет промышленность работала очень интенсивно, выбросив огромное количество парниковых газов, которые, безусловно, воздействовали на климат. То есть антропогенный вклад определенно есть. Но климат – очень тонкое явление. Помимо высоких температур на Земле бывали и оледенения. А они возникают при концентрации парниковых газов ниже двухсот частей на миллион. Тогда появляется так называемая белая земля. Так вот, сейчас мы к этой «белой земле» находимся ближе, чем к самым жарким аномалиям, которые были в истории нашей планеты.


Все, что произошло, приведет к соответственным последствиям для человеческой цивилизации, к экологическому коллапсу, глобальному голоду, смертями и массовой миграции населения из зон, непригодных для обитания человека..Новый ледниковый период может начаться в любое время, (а весны ведь до сих пор нет на данный момент, несмотря на то, что апрель на дворе (02.04.2013)) он начнется с оледенения в Северной Америке, Европе и Азии возможно даже этой зимой. Новый ледниковый период может убить 2 / 3 человеческой расы в первый год в случае быстрого начала; если же все будет происходить медленно, скорее всего, убьет близко к этому количеству, но просто в течение нескольких лет! 

Итак, что мы имеем на входе? Огромный разлив нефти в Мексиканском заливе, а теперь уже – и в Атлантике. Две вещи можно констатировать смело а) наличие на поверхности воды нефтяной пленки, б) присутствие нефтяных включений в толще воды. На что влияет самая тончайшая нефтяная пленка на поверхности? 

1) изменяется испарение влаги и теплообмен водной поверхности и атмосферы (очевидно, что испаряется меньше, и испаренная жидкость теплее нормы.) 

2) изменяется динамика нагрева и охлаждения водных масс, увлекаемых образующимися в Атлантике течениями (в том числе – в Мексиканском заливе и близ него) 

В течение попадает более теплая вода. На доли градуса, но это имеет значение. Что мы имеем на выходе? Западные ветры, преобладающие в центре Атлантики доносят до Южной Европы более теплый и более влажный воздух, чем раньше. Т.н. горячий стакан над равнинной территорией РФ летом он прорвать не смог и сбрасывал влагу в верховьях европейских рек (в горах) 

Что еще важнее, так это «притопленные» с помощью связывающих химпрепаратов на сотни метров вглубь линзы из более тяжелых нефтяных фракций. Эти включения препятствуют конвекционному теплообмену между придонными и поверхностными слоями воды. При этом их «притопили и ладно». Без картирования. И выстрелили эти «линзы» уже осенью и их влияние будет куда более длительным. В результате кольцевое течение в Мексиканском заливе остановилось. И теперь мир это ощутщает. Из-за этого произошло изменение вязкости воды, насыщенной нефтяной эмульсией до больших глубин из-за обработки нефтяного выброса связывающим препаратом «Корексит», это также приведет к потемнению цвета воды, и к более значительному поглощению ею солнечного света, к соответственному росту ее температуры. 

Д-р Зангари обеспокоен тем, что если в ближайшем будущем не произойдет запуска Кольцевого течения в Мексиканском заливе, это может иметь глобальные последствия, которые повлекут за собой значительные изменения погоды, что выразится в обширных засухах, наводнениях, неурожаях, и последующей нехватке питания в глобальных масштабах. 

Как отмечает д-р Зангари, «реальное беспокойство вызывает тот факт, что в истории нет прецедента внезапной полной замены природной системы неработающей системой, созданной человеком». И что самое плохое – данные, получаемые со спутников в реальном времени, являются для Зангари явным свидетельством того, что в Мексиканском заливе возникла новая искусственно созданная природная система. В рамках этой новой и неестественной системы радикально изменились такие параметры как вязкость, температура и соленость морской воды. Это остановило продолжавшийся миллионы лет бег Кольцевого течения в Мексиканском заливе. 

А вот следующее сообщение, высказанное д-ром Зангари с математической точностью и проиллюстрированное динамикой спутниковых съемок, лучше прочесть несколько раз: 

«Сегодня данные измерения температуры Гольфстрима между 76 и 47 меридианами показывают, что он на 10 градусов Цельсия холоднее, чем был в тот же период прошлого года. Соответственно, можно говорить о наличии прямой причинно-следственной связи между остановкой теплого Кольцевого течения в Мексиканском заливе и падением температуры Гольфстрима.» 

Добавим к мнению итальянского ученого мнение других исследователей, что этот «адский коктейль из нефти и корексита» способен уничтожить все живое в Атлантике, спасибо ВР и Б.Обаме! До сих пор был мировой экономический кризис. Если изменятся климатические условия, это будет уже мировой системный кризис.

 

http://earth-chronicles.ru/news/2013-04-03-41609

 


Археология Евангелия

Корреспондент портала «Православие и мир» Наталья Смирнова беседует со священником Александром Тимофеевым. », 2 November 2011


Отец Александр, что говорят нам археологические данные о Евангельских событиях?

Как участнику археологических экспедиций на Святую землю, мне нередко задают вопросы о подлинности Гроба Господня, о достоверности так называемого Via Dolorosa – Скорбного пути Господа, по которому ежедневно проходят тысячи туристов и паломников, и других святынь Иерусалима.

Поэтому в рамках данной беседы я хотел бы поговорить о данных раскопок, связанных с последними днями земной жизни Господа Иисуса Христа.

Хотя археологические данные не говорят нам о сути крестной жертвы и воскресении Христовом, они являют нам сохранившийся до наших дней контекст, в котором происходили Евангельские события.

Эти материальные предметы представляют собою в некотором роде зримое подтверждение нашей веры, с помощью которого мы понимаем, что в Евангелиях содержится именно исторический, а не мифологический рассказ. Они являются одним из свидетельств подлинности Евангельских событий, и дают нам возможность некоторого приближения к ним.

Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что незадолго до своей смерти Господь пришел в Вифанию, где воскресил Лазаря, четыре дня пребывавшего во гробе. Место, где Господь совершил это поразительное событие, послужившие причиной массового скопления народа в Иерусалиме и дальнейших событий, известно археологам довольно неплохо.

Гробница, в которой лежал Лазарь, сохранилась.



Гробница Лазаря Четверодневного

Она подлинная?

Хотя позднее она была перестроена, в ней была сделана церковь, тем не менее она подлинная.

Следующее событие, которое мы могли бы связать с археологией – это Тайная Вечеря, совершенная накануне Крестных страданий Господа Иисуса Христа.

В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной Вечери, которое носит название Сионской Горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами, и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Внутри нее находится михраб, направленный в сторону Мекки.

Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская Горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы не можем установить достоверно.



Церковь, называемая Сионской горницей

В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Подлинность ее доказана недостаточно точно.

Однако, если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня» (Деян 2:29).

В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида.

Но даже если место нахождения Сионской горницы определено правильно, паломники в Иерусалим должны понимать, что это не та самая Сионская горница, в которой Христос вкушал хлеб и вино с учениками. Более того, существуют исторические затруднения для реконструкции домов и зданий времен Господа Иисуса Христа. Это связано с тем, что Иерусалим был несколько раз разрушен.

Первый раз это произошло в 70 году, когда римляне буквально не оставили камня на камне. Во втором веке город был перестроен императором Адрианом, и на месте разрушенного Иерусалима был основан римский город Элия Капитолина. При императоре Константине и императрице Елене, его матери, были произведены значительные изыскания, в результате которых был найден крест Господа, найдено место Его погребения. А в 614 году город был разрушен персами, которые сожгли Иерусалим и разрушили храм Гроба Господня.

После персов Иерусалим на некоторое время освобождает император Ираклий, но потом его захватывают арабы. Хотя на этот раз мирно, в связи с тем, что какой-либо возможности защититься в городе, представлявшем собой одни руины, просто не было. Византийцы только начали восстанавливать город, возведя, прежде всего, Храм Гроба Господня.

Захватив город, арабы отстраивают его. Затем приходят крестоносцы, опять разрушают Иерусалим и строят свой город – Иерусалим крестоносцев, которым владеют полторы сотни лет. В конце концов, Иерусалим крестоносцев падает, снова приходят арабы и снова перестраивают город. Поэтому нынешний старый город, который мы видим – это в основном Иерусалим второго исламского периода.

А Соломонов храм тоже был разрушен?

Так называемый первый Соломонов храм был разрушен еще Навуходоносором в 586 году до Р.Х. После вавилонского плена Зоровавелем строится второй храм, который и просуществовал до времен Господа Иисуса Христа. Ирод сильно видоизменяет храм, расширяет его платформу (она становится гигантской), увеличивая в 2 раза размеры самого здания храма. Храм этот считается все тем же вторым, т.к. во время перестроек жертвоприношения не прекращались.



Вид храма времен Ирода

Вот этот храм был разрушен в 70 году, когда римские воины под предводительством Тита вошли в Иерусалим.

У нас осталось прекрасное историческое описание этого события, оставленное Иосифом Флавием, который сам был участником иудейской войны. Весь Иерусалим был взят, и последние защитники отбивались как раз на храмовой платформе, в то время как священники продолжали совершать жертвоприношение. Когда воины ворвались в храм, несмотря на то, что сам Тит не хотел уничтожения храма, получилось так, что большие запасы оливкового масла и древесины для жертвоприношений, которые хранились в храме загорелись. Храм не просто сгорел, а, можно сказать, взорвался. Дело в том, что известняк, из которого было построено основание храма, при нагревании взрывается. Поэтому куски храма были раскиданы в радиусе километра. От храма не осталось абсолютно ничего.

Так исполнились слова Господа Иисуса Христа: увидите «мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно» (Мк. 13:14).

Далее Господь говорит: «тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Как же понять, что «мерзость запустения» вот уже столько времени есть, а конец света не наступает?

В данном случае Господь предсказывает разрушение Иерусалима в 70 году, но поскольку Иерусалим есть образ всего нашего человеческого мира, то аналогичные события будут перед концом света. Но их надо будет понимать не в смысле разрушения и гибели Иерусалима, а в смысле разрушения всего мира. Поэтому этот текст относится к так называемым пророчествам двойного исполнения.

В настоящее время иудеи хотят построить третий храм на этом месте. Они к этому готовы и стремятся, но дело в том, что на месте храма Соломона сейчас стоит мечеть – Куббат ас-Сахра – Купол Скалы, поставленная по повелению халифа Омара, которая и не позволяет это сделать.



Куббат ас-Сахра

Вся храмовая платформа в настоящее время находится в ведении мусульман. Для них это место тоже является святыней, поскольку отсюда по преданию вознесся Мохаммед. Если не говорить о том, что сам Мохаммед находился в прелестном состоянии, соответственно вознесение происходило скорее в его фантазии, теоретически он мог это сделать.

В 7 веке, когда он мог путешествовать в Иерусалим, на месте этого храма ничего не было, храмовая платформа оставалась пустой. Это очень почитаемое мусульманами место, на котором ныне стоит мечеть, поэтому иудеи и не могут построить здесь третий храм.

Такое положение является неразрешимым противоречием между двумя крупными враждующими религиями. Ни мусульмане никогда не отдадут это место добровольно, ни иудеи не позволят мусульманам всегда спокойно им владеть. В конце концов, ситуация приведет к войне и приходу мессии, которого ждут иудеи. Только для нас этот мессия будет антихристом. Пока же ситуация находится в стопоре, который позволяет существовать всему миру. Видимо, еще рано. Должны назреть и произойти какие-то серьезные события, чтобы все происходящее совпало с пророчествами Господа Иисуса Христа.

Но если вернуться к рассматриваемым нами последним дням земной жизни Христа, то надо сказать, что Иерусалим, в который вошел Спаситель, был в значительной степени новым городом. Царь Ирод предпринял колоссальные строительные работы, чтобы сделать Иерусалим столицей мирового значения.

Были применены современные римские технологии строительства. И, действительно, мы находим развалины прекрасных больших зданий римского периода его существования. Храмовая платформа даже по современным меркам впечатляет своими размерами.

В Евангелии есть слова, которые говорят о том, что апостолы поражались мощью Иерусалимских строений: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк. 13:1). Действительно, в диковинку было видеть огромные камни высотой в человеческий рост и больше и шириной 4 метра (некоторые в 6 метров), которые ставились один на другой; великолепную систему внутренних арок, которая все это удерживала и пышную отделку.



Фрагмент царской стои (портика), построенной Иродом

В Евангелии рассказывается, что Господь ходил в притворе Соломоновом. А во времена Ирода был построен новый Соломонов притвор, окружавший с четырех сторон храмовую платформу. Он представлял собой колоннаду с перекрытием для того, чтобы люди могли спасаться от солнечных лучей во время молитвы. Господь часто бывал в этом портике, а в книге Деяний мы читаем о том, что уже апостолы Петр, Иаков и Иоанн проповедуют, совершают чудеса и исцеления в этом месте.

Реконструкция храма времен Ирода





Надо, однако, отметить, что великолепие Иерусалима времен Господа Иисуса Христа было построено на неправде и человеческих страданиях.

Те большие деньги, которые направлялись Иродом на строительство, он получал за счет конфискации имущества репрессированных им людей, за счет проскрипций и тому подобных действий. Практически вся аристократия за время правления Ирода была обезглавлена. В Иудее не осталось ни одного крупного аристократического семейства. Единственным исключением были первосвященники. Из Евангелия мы видим то привилегированное положение, которое занимали первосвященники, например, Анна и Каиафа.

Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня.

Надо понимать, что Via Dolorosa – это не собственно крестный путь Господа, а путь крестного хода, которым ходили католические паломники. Сложился он окончательно после крестовых походов, во время активных действий братьев францисканцев, и был проложен по кварталам уже несколько раз разрушенного и восстановленного города.

Поэтому, с точки зрения археологии, можно утверждать, что Господь шел не по этому самому месту, хотя бы потому, что улицы того города были расположены в пяти, а то и семи метрах ниже, то есть под толщей наслоений из разрушенных зданий.

Поэтому было бы неточным предполагать, что перекрестки и улицы не переместились.

Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата – это крепость Антония. Под ней находятся катакомбы, которые использовались как место заключения узников. В ней находилась часть гарнизона десятого римского легиона, стоявшего в Иерусалиме.

Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости.



Крепость Антония (реконструкция)

Учитывая эти сведения, мы должны воспринимать Via Dolorosa как средневековое католическое предание и, по крайней мере, спокойно к нему относиться. Иерусалим действительно уже не тот. Это не значит, что мы не можем или не должны проходить по этому пути, но нам стоит относиться к нему так же, как и ко многим другим памятным местам Иерусалима – как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя в отличие от портрета и не передает изображение с доскональной точностью, тем не менее, обладает особой глубокой достоверностью, так как открывает нам путь к встрече с событием или изображенным лицом.

Другой вопрос, который для археологов остается обсуждаемым – это место суда Пилата над Христом. Возможно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который был в распоряжении Понтия Пилата.



Реконструкция дворца Ирода

Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8).

Другой более серьезный вопрос – подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня, который уже не первый век волнует умы людей. После восстания Бар Кохбы (132-135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина.

На месте Гроба Господня и Голгофы был построен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан.









































Каменоломня под Гробом Господним

При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу.

Следовательно, когда равноапостольная царица Елена искала Крест и Гроб Господень, был виден заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за расколовшей ее трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.



Место обретения Креста. Вверху - отверстие цистерны

В XIX веке английский офицер Гордон, исходя из предположения, что Голгофа должна была находиться вне стен города (а это подтверждают слова апостола Павла в послании к Евреям о том, что Господь должен был пострадать вне стана) решил, что Голгофа находится совсем в другом месте. Вне современного Иерусалима. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города далеко не совпадают.

Но, тем не менее, в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп с двумя могилами внутри нее. Это место известно как Садовая могила.

Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы, считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.

В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме – архимандритом Антонином Капустиным.

На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Было установлено, что это те самые Судные врата, через которые прошел Господь. Таким образом, если определять границы Иерусалима времен Христа по останкам этой стены, получается, что Голгофа действительно находилась вне стен древнего города, а именно в нескольких десятках метров от этих самых ворот.

Таким образом, раскопки архимандрита Антонина еще раз подтвердили, что Голгофа находится именно там, где сейчас расположен Храм Гроба Господня.

Порог Судных врат

Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в «гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин. 19:41).

Реконструкция Гроба Господня в первоначальном виде



Критики подлинности Гроба Господня говорят, что эта могила не является характерной для иудейских погребений первого века, изображенной в частности вот на этой фотографии.















Гробница Бней Хезира в Иосафатовой долине



Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших.

Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий), которые ставились в нишах (локулях).

Нам известен, например, найденный в результате раскопок оссуарий Иосифа Каиафы, того самого первосвященника, осудившего Спасителя на смерть.























Оссуарий Каиафы

Эта процедура проходила в одной и той же гробнице неоднократно на протяжении веков.



Реконструкция семейной гробницы

Подобные большие гробницы, расположенные вокруг Иерусалима, известны археологам.

В тоже время, близость расположения к городу и большой камень, приваленный ко гробу (возможно, круглый) свидетельствуют о богатстве владельца гробницы.

Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Можно предположить, что небольшой размер гробницы,свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит использовалась в первый и единственный раз.

Раскопки показывают, что большие гробницы строились не сразу, а расширялись по мере заполнения локулей. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась (а это – большая редкость), говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще.

Могила Иосифа Аримафейского находится рядом, так как ему принадлежал весь этот участок.



Вид гробницы Иосифа Аримафейского



Таким образом, получается, что конструкция гробницы Спасителя подтверждает ее подлинность.

А что можно сказать о месте Вознесения Господа?

Часовня Вознесения (Имвомон) была построена на месте Вознесения Спасителя в IV веке Пименией.













Часовня на месте Вознесения

По свидетельству паломника Аркульфа (ок. 670), это была «большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытый узкой крышей» (Рассказ Аркульфа о св. местах, записанный Адамнаном около 670 года).

Описание Аркульфа, подтверждается раскопками, проведенными современными католическими археологами под руководством В. Корбо в 1959 г.

Римская паломница Эгерия в описании службы Великого четверга указывает положение места вознесения Спасителя так: «Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами… И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо» (Паломничество Эгерии Сильвии)

Персы разрушили храм в 614 г. Затем он был отстроен Иерусалимским патриархом Модестом (сохранилась надпись с упоминанием его имени) в меньших пропорциях.

Цитированный выше паломник Аркульф говорит о почитании отпечатка стопы Спасителя: «видно немаленькое отверстие, через которое указываются отчетливо и ясно отпечатавшиеся открыто следы ног Господних. В этом колесе с западной стороны постоянно открыта некая дверь, для того чтобы входящие через нее легко могли подойти к месту священного праха (находящегося на камне) и через открытое сверху отверстие этого колеса, протянув руки, брать частицы священного праха»



Отпечаток стопы Спасителя

В 1106 г. в храме Вознесения был русский паломник игумен Даниил, первый русский автор, оставивший воспоминания о паломничестве в Св. Землю. Современная часовня Вознесения относится к эпохе крестоносцев.

Интересно, что русский исследователь архим. Леонид Кавелин замечал: «Даниил видел здесь еще две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть аль-Акса, где этот след и сохраняется поныне».

К сожалению, участок с часовней на месте Вознесения сейчас принадлежит мусульманам, которые продают билеты приходящим паломникам.

Беседовала Наталья Смирнова.

Источник: pravmir.ru

h



ttp://www.pemptousia.ru/


Актуальные статьи

«Слава Тебе, Эволюцие, сотворившая вся!»?

30.10.2010
Протоиерей Алексий Касатиков



Не так ли следует теперь отредактировать слова, которые мы слышим в начале Всенощного Бдения? Ведь после публикации в «Журнале Московской Патриархии» (№ 9, 2010) статьи доктора геолого-минералогических наук А.В. Гоманькова «Как описать историю мира?»[1] следует не Бога, а эволюцию признать истинным творцом всего в мире!
В прошедшем году весь атеистический мир широко праздновал 200-летие со дня рождения своего величайшего «пророка» Ч.Дарвина и 150-летие выхода в свет его скандально знаменитого труда «Происхождение видов путём естественного отбора». Одному из почитателей Ч.Дарвина, к сожалению, нашлось место и на страницах издания, выражающего официальную точку зрения Русской Православной Церкви!
Целью нашей работы не является подробный разбор позиции автора. Этот разбор давно и на достаточно высоком уровне уже выполнен. Его результаты известны автору-эволюционисту, поскольку он цитирует эти труды, но игнорирует приводимые в них доводы[2].
Не станем подробно останавливаться и на утверждении доктора Гоманькова, что возможно «перетолковывание» мыслей Святых Отцов «в другую сторону» [3]. Конечно, «перетолковывание в другую сторону» не только Святых Отцов, но и Священного Писания вполне возможно, но занимаются этим еретики и сектанты, извращающие ясный смысл Божественной Истины.
Эта статья вообще не заслуживала бы внимания, если бы она не была опубликована в «Журнале Московской Патриархии» – официальном печатном органе Русской Православной Церкви! В результате – почтенное церковное издание сделалось рупором откровенной ереси!
Не думаю, что статья А.В. Гоманькова является приглашением к дискуссии. Слишком безапелляционен её тон. А.В. Гоманьков даже употребляет кавычки в таких словосочетаниях как «"патрологический" креационизм» и «"научный" креационизм». Похоже, он считает, что креационист, то есть человек, верящий, что мир, и всё что в нём, произошёл путём творения (!) не может быть патрологом или учёным.
Но даже если это приглашение к дискуссии, то ЖМП – не место для споров по тем догматическим вопросам, которые уже однажды были разрешены Полнотой Вселенской Православной Церкви. О том, что мир сотворён Богом так, как это описано в Книге Бытия, свидетельствует согласное мнение огромного количества Святых Отцов, и именно это, а не эволюционное понимание творения утверждается в 1-м члене Православного Символа Веры. Все попытки «перетолковать в другую сторону» это ясное изложение церковного учения нельзя воспринимать иначе, как антицерковный выпад, оскорбительный для каждого православного человека. Тем более, что эти «перетолковывания» напечатаны в издании, выражающем мнение Русской Православной Церкви.
Доктор Гоманьков, конечно, может уверять нас, что ничего страшного не произошло и глумливо повторять слова своего кумира Ч.Дарвина: «Я не вижу достаточного основания, почему бы воззрения, излагаемые в книге «Происхождение видов», могли бы задевать чьё-либо религиозное чувство»[4]. Но об оскорблении должен судить не тот, кто нанёс оскорбление, а тот, кого оскорбили. Ч.Дарвин прекрасно понимал, что своим трудом он наносит удар по христианской вере многих людей. Свой атеизм и антихристианство он однозначно засвидетельствовал в своей автобиографии: «Так понемногу закрадывалось в мою душу неверие, и, в конце концов, я стал совершенно неверующим. Но происходило это настолько медленно, что я не чувствовал никакого огорчения и никогда с тех пор даже на единую секунду не усомнился в правильности моего заключения. И в самом деле, вряд ли я в состоянии понять, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным; ибо если оно таково, то незамысловатый текст [Евангелия] показывает, по-видимому, что люди неверующие – а в их число надо было бы включить моего отца, моего брата и почти всех моих лучших друзей – понесут вечное наказание. Отвратительное учение! (выделено мной – о. А.К.)»[5].
Печально, что уважаемый журнал, являющийся рупором этого «отвратительного учения» предоставляет свои страницы «христианскому» эволюционисту для того, чтобы оскорблять то, что дорого каждому православному человеку!
Нынешний год уже, к сожалению, ознаменовался скандалом, когда Великим Постом (!) хор Миссионерского Отдела МП принял участие в суперэкуменическом поп-проекте вместе с представителями иудаизма, ислама, буддизма и шаманизма в едином молитвенном хоре под управлением Стаса Намина. Это вызвало такое возмущение церковного народа, что Миссионерскому Отделу пришлось на своём сайте сделать заявление, «в котором он выразил сожаление по поводу произошедшего на концерте, а также в связи с введением в соблазн многих верующих»[6].
Ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» является Сергей Чапнин, который по своей должности несёт ответственность за публикацию статьи А.В. Гоманькова. Не является ли эта публикация пощёчиной всему православному епископату, всей священной иерархии Русской Православной Церкви? Два мирянина de facto объявили пересмотр важнейших догматических вопросов, игнорируя при этом мнение священноначалия! Не «тёмных» ли «попов» изображает А.В.Гоманьков в вымышленном диалоге «просвещённого» эволюциониста и «убогого» креациониста:
«Эволюционист (Э.): Откуда взялись все те виды живых существ, которые мы во множестве видим вокруг себя?
Креационист (К.): Их сотворил Бог.
Э.: Из чего Он их сотворил?
Ответить на этот вопрос «из ничего» креационистам препятствует свидетельство Священного Писания, где о человеке, например, прямо говорится, что он был сотворён Богом из праха земного (Быт. 2, 7), поэтому продолжение диалога выглядит, как правило, примерно так:
К.: Я не знаю, из чего Бог сотворил виды, но точно знаю, что не из других видов.
Э.: Но как вы можете утверждать это, если вы не знаете, как происходил процесс творения?»[7]
Так и видится воображаемая доктором Гоманьковым картина: на ораторском месте, ex cathedra – вдохновенный доктор геолого-минералогических наук, а перед ним, потрясённые своим невежеством, но – слава доктору!, расстающиеся с ним, – креационисты, в нелепых старомодных рясах и архиерейских мантиях. Многие каются в «грехе креационизма», а некоторые даже срывают с себя мантии, рясы, клобуки и дают торжественное обещание «покончить с проклятым прошлым» и «поработать ревностно всемогущей Эволюции, якоже прежде поработали Творцу неба и земли, видимым же всем и невидимым»! И всё благодаря доктору-эволюционисту Гоманькову!
Манера повергать воображаемых противников воображаемой силой воображаемых аргументов сильно попахивает фрейдизмом. А что, если предположить другой сценарий развития воображаемого диалога Э. и К.? Вдруг креационист неожиданно ответит эволюционисту словами Священного Писания:
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду на земле (Быт. 1, 11-12).
И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. И стало так (Быт. 1, 20).
И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так (Быт. 1, 24).
Алексей Владимирович! Неужели до сих пор Вы этого не читали?
Великий Исаак Ньютон девизом своим имел: «Гипотез не измышляю» (лат.Hypotheses non fingo). Поэтому его труды актуальны и по сей день. Что же мы увидим, если возьмём любой справочник по истории науки и посмотрим статьи, посвящённые «успехам теории эволюции», которыми умиляется А.В.Гоманьков? Каждая из них заканчивается примерно такой эпитафией: «Теория не подтвердилась, но автор внёс значительный вклад в дело торжества эволюционизма»[8]. Это касается и гипотезы Бюффона о происхождения земли, и космогонической гипотезы Канта-Лапласа, и эволюционной теории Ламарка, и теории происхождения видов от других видов Жоффруа Сент-Илера, и теории самого Дарвина, и якобы «открытого» Геккелем филогенетического «закона», и трудов незабвенных классиков Маркса и Энгельса, и фантазий Тейяра де Шардена, вместе с фальсифицированным им «пилтсдаунским человеком» и т.д. и т.п. Этому ли призывает нас поклониться доктор Гоманьков со страниц православного журнала?
Нельзя, впрочем, сказать, что перечисленные учёные были бездарями. Им принадлежит и много ценных научных трудов. Но, ни один из их трудов, сохраняющий и поныне научную ценность, не был основан на эволюционизме! Зато все опусы на тему торжества эволюции доставляли скандальную славу своим авторам и вскоре были отправляемы на кладбище истории.
Именно кладбище является местом, где очевидно торжество эволюции, поскольку её главной силой и единственным «творцом» новых форм, по сути, признаётся Смерть! Эволюции нужны миллионы лет, в течение которых якобы появляются новые виды. За этим туманом нелепой выдумки, которую нельзя ни проверить, ни доказать (можно лишь по-большевицки приказать в неё верить) скрывается идея жертвоприношения её величеству Смерти.
В действительности наука ни разу не наблюдала в природе появление новых видов. Зато много раз на глазах учёных виды вымирали и вымирают. Это значит, что зафиксированная скорость вымирания видов бесконечно (!) превышает скорость их появления! Мы знаем, что ныне живущие бактерии, очень часто сменяющие свои поколения, совсем не отличаются от тех, останки которых оцениваются эволюционистами в сотни миллионов лет. А ведь могли бы проэволюционировать! Второе начало термодинамики неуклонно понижает степень порядка в любой системе, кроме той, в которой действует Сила, однажды сотворившая из ничего всё «видимое и не видимое»[9]. Сила, Которой не нужны были выдуманные в угоду эволюционизму «миллиарды лет», потому что эта Сила – Сила Всемогущего Бога, Который есть Всеживущая, Всеживотворящая, Вечная Жизнь. Вечность ничем не обязана времени и не нуждается в нём. Но Время нуждается в Вечности, чтобы уберечься от собственной всеразрушающей силы.
Вечному Богу не нужны миллиарды лет, чтобы сотворить, то, что Он задумал: Яко Той рече и быша, Той повеле и создашася (Пс. 32, 9). Не помогут миллиарды лет и Смерти, потому что Смерть ничего не творит, но только разрушает. И Всепожирающее Время ей в этом первейший помощник. Чем дольше длится Время, тем более успевает разрушить Смерть. И если она будет разрушать в течение миллиардов лет, то от этого не только ничего нового никогда не появится, но и старое полностью исчезнет.
Мы, верные чада Русской Православной Церкви, чающие «жизни будущего века» (Лк. 18, 30), «жизни вечной» (Иоан. 3, 36), «жизни с избытком» (Иоан. 10, 10), не можем молчать, когда со страниц церковного издания нас призывают поклониться эволюции и смерти. Мы вправе потребовать от главного редактора журнала Сергея Чапнина извинения перед читателями и официального опровержения той точки зрения, которая попала на страницы главного печатного органа Русской Православной Церкви. Фактически от имени Православной Церкви была провозглашена антихристианская, смертепоклонническая эволюционистская ересь!
Надеемся, что эта провокация (или недоразумение?) получит должный отпор со стороны Церкви – Невесты Христовой, которая должна противиться всякой попытке посягнуть на её «святость и непорочность» (Еф. 5, 27). А мы будем молиться, чтобы Господь обратил эту «немощную дерзость» эволюционистов во благо, чтобы во услышание всей Церкви подтвердить, что есть истина, а что есть неприемлемая для Церкви ложь и заблуждение.

P.S. К сожалению, на прошлых XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях, в 2010 г. по непонятной причине не была представлена традиционная секция «Православное осмысление мiра и современная наука», проводимая Миссионерско-Просветительским Центром «Шестодневъ». Эта отмена стала полной неожиданностью для десятков (!) по-настоящему православных учёных, которые традиционно принимали в ней участие. Тексты выступлений участников этой секции всегда отвечали самым высоким требованиям научности и православного вероучения и регулярно издавались после каждой конференции[10].
Печально, что эту авторитетную и многочисленную группу православных учёных почему-то лишили голоса, который всегда звучал в защиту чистоты Церковного Православного учения. Именно эти учёные могли бы дать достойный отпор тем, кто, оседлав самую высокую трибуну в Русской Православной Церкви, творит эти самые «немощные дерзости» в адрес чистого церковного вероучения, сохранённого за две тысячи лет церковной истории Святыми Отцами Православной Церкви. Впрочем, «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7).

——————————————————

[1] Гоманьков А.В. Как описать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение // Журнал Московской Патриархии, № 9, 2010 г., сс. 82-89.

[2] «Православное осмысление творения мiра и современная наука» Вып. 1-5, М.: «Шестодневъ», 2005-2009.

[3] Гоманьков А.В., там же, с. 86.

[4] Гоманьков А.В., там же, с. 83.

[5] Ч. Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера. Религиозные взгляды // Ч. Дарвин. Сочинения, т. 9, с. 166-242, М., 1959.

[6] Черкашина М. Победил ли Юлиан Отступник, или Где проходят границы миссии // Православный голос Кубани, август 2010, № 8 (237), Краснодар, с. 4.

[7] Гоманьков А.В., там же, с. 85.

[8] Например: Почему до сих пор эволюционисты с почтением вспоминают космогоническую гипотезу Канта-Лапласа? Потому что Кант «… сумел создать развивающуюся картину мира, которая не соответствовала философии Ньютона, враждебной эволюции (здесь и далее выделено мной – о. А.К.). Идеи Канта о возникновении и развитии небесных тел были несомненным завоеванием науки середины XVII века. Его космогоническая гипотеза пробила первую брешь в метафизическом взгляде на мир» (Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000, с. 96.);
или: «…взгляды Ламарка не получили должного обоснования. Однако это не умаляет его заслуги как создателя первого в истории науки целостного, систематического эволюционного учения» (Там же с. 98);
или: «Несмотря на грубые методические недочёты, допущенные Жоффруа в доказательной части его выступлений, передовые идеи, которые он защищал, встретили горячую поддержку всех прогрессивных учёных и мыслителей и получили дальнейшее развитие в разных областях естествознания» (Амлинский И. Е. Жофруа Сент-Илер и его борьба против Кювье. АН СССР. Институт истории естествознания и техники Издательство АН СССР, М.: 1955, с. 383) и т.д., и т.п.

[9] Кстати, как эволюционисты рассматривают эволюцию относительно мира невидимого, то есть Ангельского? Интересно, ангелы тоже произошли путём эволюции? Если да, то от какой-такой «неведомой зверушки»? Не поискать ли на земле, в животном мире какого-нибудь «эволюционного предка» ангельских чинов? Нелепость таких вопросов очевидна, но они должны возникать, если признаётся всеобщность мифического «закона эволюции».

[10] С текстами выступлений прозвучавших на всех прошедших секциях можно ознакомиться на сайте: http://www.shestodnev.ru/ .

Русская народная линия

Поделиться…

 

Новости христианской науки

Станут ли «свинцовые кодексы» «величайшим открытием в истории христианства»
Крис Леманн

Британские археологи устанавливают подлинность находки, которая обещает стать важнейшим из найденных документов раннего христианства - 70 свинцовых кодексов (манускриптов), датированных 1 веком нашей эры, в которых может содержаться важная информация о последних днях жизни Иисуса. По словам Фионы Макрэ, репортера UK Daily, некоторые ученые утверждают, что это находка станет самым важным открытием со времен обнаружения свитков Мертвого моря в 1947 году.

Кодексы были обнаружены пять лет назад в одной из пещер Восточной Иордании, куда после разрушения Иерусалимского храма в 70 году нашей эры могли бежать первые христиане. Находка представляет собой отдельные страницы размером с кредитную карту, скрепленные проволочной спиралью. В них содержится ряд изображений и письменных ссылок на Мессию, а также предполагаемые ссылки на распятие и воскресение. Некоторые страницы были скреплены печатью. Это позволяет предположить, что из них могла быть составлена запечатанная книга, предназначавшаяся только для Мессии, о которой говориться в книге Откровения. BBC сообщает, что одна из уже переведенных фраз этой книги звучит так: "Я буду ходить в непорочности / прямым путем" - подобная фраза звучит и в книге Откровения. "Это распространенное в Иудаизме высказывание", отмечает специалист из ВВС Роберт Пигот, - "в данном случае могло быть особо использовано как ссылка на воскресение".

Поскольку библейская археология нередко сталкивается с подделками и мошенничеством, исследователи относятся к работе со всей осторожностью. Первичный анализ металла показал, что возраст пластин - 2 000 лет. Такой вывод был сделан на основе интенсивности коррозии, которую "как считают специалисты, было бы невозможно подделать", - заявила Макрэ.

Помимо возраста находки, о ней больше ничего не известно. Нам остается лишь догадываться о содержании манускриптов. Однако между Иорданией и Израилем уже начались дебаты о праве собственности на это открытие. По словам Роберта Пигота , манускрипты обнаружил иорданский бедуин, после того, как после паводка обнаружил менору, еврейский религиозный подсвечник.

Однако каким-то образом манускрипты оказались собственностью израильского бедуина, который утверждает, что на протяжении последних ста лет они принадлежали его семье. Правительство Иордании заявило, что "примет все возможные меры" для возвращения потенциально бесценной реликвии.

Тем временем, специалисты по библейским текстам, исследующие находку, сообщают, что кодексы содержат текстуальные свидетельства, указывающие на их раннехристианское происхождение. Филип Дэвис, профессор Шеффилдского университета в отставке, специалист по Ветхому Завету, сообщил Роберту Пиготу, что был потрясен, увидев страницу с изображением карты древнего Иерусалима. "На переднем плане изображен крест, за ним гробница [Иисуса], маленькое здание с дверным отверстием, а за ней - городские стены" - сообщил Дэвис. "Стены изображены также и на других страницах, и я почти уверен, что они тоже имеют отношение к Иерусалиму".

Дэвид Элкингтон, специалист по древней религии, руководитель группы ученых, исследующих находку, также считает эти манускрипты "величайшим открытием в истории христианства". В интервью Daily Mail он сказал: "Мысль о том, то мы прикоснулись к вещам, которые, возможно держали в руках первые святые церкви, захватывает дыхание".

Однако многие специалисты по христианской истории призывают общественность не спешить с выводами, напоминая об открытии, якобы, оссуария с костями Иисуса, которое было разоблачено впоследствии. Исследователь Нового Завета, Ларри Хуртадо, считает, что, поскольку кодексы миниатюрны, они предназначались, скорее, для личного, чем для литургического использования. Если это так, манускрипты были выполнены в третьем веке нашей эры. Однако только дальнейшее исследование и перевод могут подтвердить характер находки. Следует проявить терпение, поскольку, как говорил Екклесиаст: "Всему свое время" Ек. 3:1.

(David Elkington/Rex Features/Rex USA)



Подписка на новости

Последние обновления

События