Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ВОПРОС О КАРТЕ ГРАЖДАНИНА (ЭЛЕКТРОННОМ ПАСПОРТЕ) ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПОЛИТИЧЕСКИМ ИЛИ ПАСТЫРСКО-БОГОСЛОВСКИМ тоже?

Архимандрит Саранти Саранту

 Η ΚΑΡΤΑ ΤΟΥ ΠΟΛΙΤΟΥ ΕΙΝΑΙ ΘΕΜΑ ΜΟΝΟΝ

ΠΟΛΙΤΙΚΟΝ Ἤ ΚΑΙ ΘΕΟΛΟΓΙΚΟΝ–ΠΟΙΜΑΝΤΙΚΟΝ;

Τοῦ Ἀρχιμανδρίτου π. Σαράντη Σαράντου

 

Некоторые из наших братьев во Христе порицают нас, мол зачем занялись вопросом «Карта гражданина». Они утверждают, что этот вопрос не является ни церковным, ни пастырским. Они говорят, что этот вопрос является вопросом государства и что нам клирикам не следует заниматься чуждыми, политическими вопросами компетентностью в которых обладают только правительство, власти.

С самого начала мы почувствовали во Христе нашу обязанность предложить один весьма важный текст, который составлен из слов вышедших из святых уст богопросвещенного старца о. Паисия.

«В старину если какой-то богобоязненный человек (речь идет скорее всего о монахах) интересовался положением в мире,  то это не считалось добром, и его необходимо было запереть в Пирге-башне (высокое фортификационное сооружение святых монастырей на святой горе Афон, которые использовались для отражения нападений пиратов). Сегодня же наоборот, если какой-то богобоязненный человек не проявляет интереса и не болеет за то положение, которое господствует в мире, то его надо заключить в Пирг-башню... Потому что тогда, те, которые находились в правительстве, они имели в себе Бога, в то время как сегодня многие из тех, которые находятся в правительстве в Него не верят. Теперь много таких, которые стремятся к разложению всего, семьи, молодежи, Церкви. Теперь  проявлять интерес и беспокойство о том положении, в котором находится – это исповедничество, потому что государство воюет против Божественного закона. Оно принимает законы  противоположные закону Божьему.

Есть некоторые настолько безразличные люди, что не признают божественным установлением Церковь, и к собственному народу относятся высокомерно, и для того, чтобы иметь покой и комфорт они говорят, что «ап. Павел говорит не проявлять интереса к мирским вещам», и таким образом они остаются равнодушными! Но ап. Павел имел в виду иное. Тогда властью обладали народы идолопоклонники. Некоторые порывали с государством и принимали веру во Христа. И апостол Павел говорил им «вы не занимайтесь мирскими вещами», для того, чтобы они отделились от мира, потому что весь мир был идолопоклонническим. Однако с того момента, когда власть принял Константин великий, и стало господствовать Христианство, постепенно была создана великая христианская традиция с церквами, монастырями, искусством, богослужебным уставом и т.д. Итак, на нас лежит ответственность все это сохранить и не дать врагам Церкви это разложить. Я слышал духовников, которые говорили: «Ты не занимайся этими вещами!» Если бы они имели великую святость и молитвой достигали бы такого состояния, что их не  интересовало ничего, то я бы у них целовал ноги. Но сегодня они не проявляют интереса, потому что хотят  иметь  хорошее отношение со всеми. Безразличие не подобает  иметь ни мирским, ни тем более духовным людям. Ни человек, никакой уважаемый духовник, ничего никогда не должен делать с безразличием «Проклят всякий, творящий дело Господне с небрежением» говорит пророк Иеремия».

 

Все выше  нами изложенные слова старца Паисия не являются только его мнениями и взглядами, но его повседневными, подвижническими устремлениями и стараниями  для нашего времени, ради точного исполнения его духовного, монашеского во Христе долга, но и для того, чтобы непосредственно руководить с болью современного отчужденного человека. То есть вопрос является важным. Я хочу дать некоторые пояснения: я искренне и смиренно полагаю, что я не принадлежу к тем людям, которые понимают все. Как клирик я,  несомненно, не могу изложить мнение по каждому вопросу и, конечно же, со всей авторитетностью. Что же касается вопроса о карте гражданина, то этот вопрос, в сущности, прежде всего, имеет политическое измерение, однако он имеет и богословское измерение с вытекающей ответственностью для пастырей.

IV вселенский Собор в Халкидоне  630  святых отцов навсегда осудил монофизитство, он определил, что святое Лицо Пресвятой Троицы является совершенным Богом, как и Бог Отец и Святой Дух, и Он обладает божественной природой. Совершенный Бог и совершенный человек в соединенных неразлучно, неизменно и нераздельно двух природ неизменно в одном лице Богочеловек нашего Господа.

Так и мы православные христиане, крещенные единственным истинным крещением нашего святого православия и помазанные святым миром благодатью Святого Духа обладаем человеческой природой и с помощью святых совершаемых таинств достигаем cвятой жизни во Христе. Мы постоянно используем таинства святого крещения, Миропомзания и святого Причащения, которому сразу же после Крещения, мы крещенные приобщаемся.

Следовательно, на протяжении всей нашей жизни нам необходимо весьти подвиг. Нам подобает стать всем и вполне достойными чадами вечной жизни в царстве небесном, вовсе не отвергая при этого того, что мы являемся этого земного мира. Следуя святоотеческой традиции, наше богодухновенное богослужение нас именует «смешанным животным».

Итак, мы не являемся монофизитами. Каждый православный христианин  является и гражданином, который имеет гражданство в организованном, конституционном государстве, а также является гражданином небесного царства. Наше поведение на земле как православных христиан вовсе не исключает нашего участия как граждан во всем том, что происходит в земной жизни. Господь наш не вел Себя по монофизитски, то есть как находившийся вне мира.

Итак, как мы священники смотрим на наших верующих? Неужели мы только на них взираем, им преподаем благодать освящения, их причащаем?  Неужели мы не смотрим более цельно, более объемно, как на цельны личности, которые сейчас живут здесь вместе с нами, также как и мы? Однако параллельно мы их ведем к вечной жизни царства небесного.

Господь соблаговолили прийти на нашу землю. Он стал истинным человеком. Он принял земное гражданство, родители Господа приняли участие в переписи. Он безоговорочно уплачивал налог государству, когда от него этого требовали.  Он мог бы вполне сказать: «Не даю платы, я Сын Божий и Бог». Он стал человеком, для того чтобы полностью пройти все стадии жизни человека. Итак, мы на наших верующих чад не смотрим как на небесные духовные существа.

Разве мы обращаемся к их разносторонней идеологии, их философии или же ко всем сторонам их жизнедеятельности? Наша Православная Церковь несет слово, имеет ответственность, имеет святые молитвы, и главным образом она имеет Таинства. Она обращается ко всему человеку: как душевно-телесному, так и духовному. Она не оставляет никакого человека вплоть до его земной кончины и после нее. Наша Православная Церковь никогда не совершала отдельного последования на погребение для добрых и благочестивых православных христиан, и какого-то другого, отличного от него, последования для незначительно благочестивых и малосовестных христиан.

Теперь мы осознаем, что мы вступаем в новый период глобализации. Наш премьер-министр жестко заявляет на своём родном языке: We need a global Goverment and fast. На греческом языке это означает то, что мы нуждаемся во всемирном правительстве и скорейшем. Это говорится потому, что мы уже стали гражданами государства, по которому нанесен беспощадный экономический удар. Более 20 % наших сограждан потеряли свои рабочие места и они опасаются потерять непосредственно свои самые скудные сбережения, которые доставляют им возможность иметь на небольшое число дней или несколько недель, или месяцев насущный хлеб. Мы все также опасаемся лишиться крова по причине не погашения наших займов.  Телерепортажи сеют панику новыми и очень жестокими методами. Безнравственность на ТВ раздражает, развращая больших и малых. Признание Европейским судом по человеческим правам впервые в истории человеческого рода законным брак гомосексуалистов превышает всякий позор. Государство предоставило (продало) данные государственных служащих американской компании. Почему? Упраздняется преподавание, и его изучение делается добровольным (то есть этот предмет не существует). Почему? Предмет религии изменяется в предмет религиоведения. Почему? В греческих школах за границей временно запрещается преподавать греческим преподавателям. Почему?  Ответ один: Because we need a global goverment and fast. (Потому что мы нуждаемся в установлении  в ближайшем времени всемирного правительства).  Не требуется большого ума, а иметь простой, непредубежденный ум, то есть не раздробленный, чтобы сразу же осознать нечто весьма интересное. Какой же вид всемирного правительства мы желаем иметь? И почему немедленно? С помощью каких законов ликвидируется и столь внезапно греческое правительство и греческая Конституция?

Разве священник, духовник может сказать, что все это вопросы только политики? Итак, мы граждане славного народа, имеющего более чем трехтысячелетнюю историю, не имеем государства? Неужели нам безынтересна наша же участь? Неужели мы немедленно сдадимся? И кому же сдадимся? И для того, чтобы нам капитулировать, сдаться, нам необходимо заковать себя в цепи с помощью электронного лагеря Карты гражданина? Надо только поставить нашу подпись и заплатить 5 евро. Неужели нам не следует проявлять беспокойства, поскольку это global government и есть государство антихриста? И даже если слово «антихрист» мы не воспринимаем за ныне существующую личность, и оно не имеет отношение со всеми вышеназванными правительственными «программами», «официальными объявлениями» о том, что нынешнее греческое государство расхристианизируется и, следовательно, во всем уже готово. Расхристианизируясь, разве оно не подготавливается к тому, чтобы немедленно войти в глобальное всемирное государство?

Карта гражданина будет станет окончательно втаптыванием нас в грязь. Прежде чем полностью капитулировать, давайте же проявим хоть малую нашу борьбу... и с нами будет Бог.

Если мы проявим безразличие и халатность в столь трудные времена, мы окажемся пастырями, которые ко всему прочему сравнялись с неким монофизитским эгоистическим фантастическим благополучием, или что мы со всей страстностью  капитулировали перед Новым Мировым Порядком антихристовой Новой Эры.

Есть даже и такие братья, которые говорят более о силе обожения, с небольшим высокомерием: Я ничего не боюсь. Пусть на меня заводят досье. Мне нечего скрывать, что вызывает недоверие, некую вину, какую-то неаккуратность. Но мы пастыри, которые несем ответственность (которые за что-то несут ответственность) не должны думать только о самих себе, но и о других людях. Пусть будут думать и так: Неужели, если сейчас, когда мы еще не вошли в мировое правительство через электронное правительство всемирного глобального государства,  и уже произошла такая катастрофа, и идет экономическое обнищание всех нас, и не только, можем ли мы себе представить каких гигантских размеров достигнет эта катастрофа, обман, ложь и «персональный учет», когда мы уже окажемся в электронном лагере с Картой гражданина на руке, или, немного спустя, с чипом вживленным в руку или на лоб?

Пусть даже мы и не будем много говорить о скверном числе антихриста, 666 потому что было о нем сказано много и приведено достаточное количество доводов. И если микрочип «Карты гражданина» изначально имеет число 666, то, несомненно, она будет осквернять, оно будет ложиться духовным грузом на личность, которая принимает карту как число и символ антихриста. Как Крест с помощью нетварной божественной благодати подает освящение, противоположное происходит со скверным числом (666). Если же изначально не будет этого скверного числа, то кто кому сможет поверить после такой битвы и такой враждебности, которую вел гражданин с властями?

Давайте сделаем заключение: Карта гражданина не является печатью, и не является начертанием. Согласно словам старца Паисия – принятие ее это падение. Это падение, потому что мы уже достигаем того, что потихоньку скатываемся вплоть до предпечати, без пяти минут до начертания.

Становится вполне ясным и опять, что дано правительственное задание греческим или «всемирным» государством, тем, до которого мы докатились, чтобы отклеить знаменитый чип из карты, - которая не имеет никакого иного электронного значения или иного значения – и этот чип вживить – ошеломляющий термин вживить, возможно, с заранее составленным глобальным проектом, - и вживить этот чип под кожу руки или лба.

 

 

 Старец Паисий, предвидел: «После введения карты и удостоверения личности персонального досье они лукаво приступят к нанесению печати.  В дальнейшем по телевизору будут говорить, что кто-то взял деньги из банка, с другой стороны они начнут рекламировать совершенную систему печать число 666 имя «антихриста» на руке и на лбу с помощью лазерного луча, которую невозможно будет различить внешним образом. К сожалению вновь некоторые гностики будут убаюкивать своих духовных чад как младенцев, якобы, чтобы они не  переживали, не беспокоились за это, что нет ничего страшного, они скажут что достаточно иметь веру внутри! В тоже время, если мы посмотрим на ап. Петра, когда он внешне отрекся от Христа, то это было отречением. То есть те, которые так говорят, они отрекаются святой печати Христа, которая им была дана во святом крещении».    

И если даже не преднамеренно украдут чьи-то карты, так что дойдет до того, что по телевизору будут этому вопросу придаваться большое значение, поскольку станет фактом, что важные люди легко теряют и сегодня эти карты, а станет так, что в доме произойдет большая потеря, возникнет большая паника из-за того: где же я оставил свою карту и не могу ее найти.

Во всяком случае, в это же время ни одна из стран Европы не готовится лихорадочно к всемирному-глобальному правительству и к Карте гражданина. Будет совершенно несправедливо впервые все это сделать в нашей стране. Пусть же, по крайней мере, Евросоюз проявит через парламент некую демократическую чувствительность, если спасается где-то некий древнегреческий тип демократической чувствительности ради проявления почтения к орудиям демократии.

Путь ЕС скажет ясно: Попираются ли злостным образом Картой гражданина права человека, или же нет?

Наша пастырская во Христе совесть ожидает ясного определения.

 

Источник: газета Ορθόδοξος Τύπος № 1852, 5 Νοεμβρίου 2010, σελ.6

©перевод «Православного Апологета» 2010.

 

От редакции «Православного Апологета»:

Мы полностью согласны с архимандритом Саранти Саранты и не согласны с позицией протоиерея Всеволода Чаплина

Мы полностью поддерживаем все те тезисы и богословские аргументы, которые высказаны досточтимым ревностным и образованнейшим пастырем Элладской Церкви архимандритом Саранти Саранту. Богословско-пастырская оценка архимандритом Саранти отношения к процессу участия в глобализации, и в частности относительно принятия или нет электронной Карты гражданина, которая является аналогом того же электронного паспорта-удостоверения личности, который в следующем году планируется выдавать и в России, является точным выражением православного сознания, учения Церкви в отношении тем эсхатологического порядка. Именно богословской точности и ясности не хватает в официальном заявлении протоиерея Всеволода Чаплина по вопросу о введении удостоверений личности, созданными с использованием и применением новых технологий. Позиция о. Всеволода должна быть расценена как именно проявление монофизитского, а не православного сознания, которое требует от человека религиозной оценки проблем, относящихся в земной жизни. И если для архимандрита Саранти принятие удостоверений личности, разработанных в рамках глобализации, и в частности карты гражданина – электронного паспорта, является двойным преступлением: против Отечества и против веры, Христа, то для о. Всеволода Чаплина, а видимо и для Святейшего патриарха, это ничего не значащие действия, которые никаким образом не затрагивают нашу христианскую совесть. Естественно такая позиция не может быть принята христианской совестью, а только прожженной грехом и страстями совестью, которые делают нечувствительной человеческую совесть и жестким человеческое сердце. Вера рассматривается не как явление божественной благодати и единение с богом, а как политическая игра, где есть лишь земная и временная выгода. Мы надеемся, что слова о. Саранти Саранту окажут многим трезвомыслящим православным христианам серьезную поддержку, оградят от неверных, лишенных богословского святоотеческого основания, и опасных для души перетолковываний и комментариев серьезных проблем да и еще от «имени Церкви».



Подписка на новости

Последние обновления

События