Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Фальсификация

истории как метод борьбы с христианством

в современном кинематографе

Παραχάραξη

τῆς ἱστορίας στην σημερινή κινηματογραφία ὡς μέθοδος τοῦ πολέμου με τὸ χριστιανισμό

на примере последних исторических фильмов

«Последний легион», «Король Артур», «Атилла-завоеватель»

 

Буквально с самого своего появления христианская вера стала подвергаться постоянным нападкам окружающего культурного мира: иудеев, римлян и греков, которые обзывали христиан «сектой Назорея». Творения св. мученика Иустина Философа, его апологии христианства, написанные в защиту веры Христовой и опровержению ложных мнений о нем у римлян начала ΙΙ столетия, наглядно показывают, что ложь была характерным средством борьбы с христианством. Но рано или поздно созданные на основе слухов и непроверенных рассказов мнения о христианах, поклоняющихся голове осла и приносящих в жертву маленьких детей не подтверждались и рассеивались как туман. Мы не будем указывать на источники формирования такой откровенной лжи на христианство, хотя они всегда были известны и указывали на самых первых гонителей святых Апостолов.

Наше время постепенной потери христианского облика мировой культуры и обращение к неоязычеству обязано Римо-Католической церкви, которая сыграла свою неприглядную роль в истории, фальсифицируя христианство, действуя мечом и силой, пренебрегая любовью и долготерпением. Отпав в 1054г. от Вселенской Церкви, римо-католицизм лишил спасительной Божественной благодати Европу, а затем постоянно ополчался на Восточно-Римскую Византийскую империю – хранительницу благодатного апостольского Православия. Мы не станем останавливаться на многочисленных фактах бесчеловечности латинян при захвате царицы городов Константинополя в 1204 году, окатоличивания Прибалтики и бесконечных походов на православную Русь, на фактах насильного окатоличивания белой и Малой Руси. Их бесчисленное множество, и они существуют и сегодня.

Но, к глубокому сожалению, сегодня западный кинематограф, создавая исторические кино-шедевры, в основу своего сценария полагает не только исторически точные факты. К ним примешивается современная идеология неоязычества и синкретизма, которая пытается нанести идеологическое оскорбление христианству. С этой целью в сценарий вносятся авторские «интересные находки», интерпретации исторических фактов и событий, жизни выдающихся личностей, которые доходят до фальсификации истории, искажения облика исторически выдающихся лиц. Сегодня же кино является также как и СМИ одним из мощных средств воздействия на сознание человека, воспитание нового мышления и сознания в соответствии с требованиями движения Нью Эйдж, а не исторической действительностью и правдой.

Мы позволим себе остановиться на трёх фильмах западного производства: «Последний легион», «король Артур» и «Атилла завоеватель». Наша задача состоит не в том, чтобы сделать оценку кинопостановки, актерского мастерства и красочность сценария, а в том, чтобы сверить факты с исторической действительностью.

Фильм «Последний легион» фактически является легендой, как об этом свидетельствует один из главных героев сценария Амвросий – Мерлен, но тем не менее автор сценария использует реальные события периода заката Западно-Римской империи. Кинофильм безусловно нацелен на формирование у зрителя определенного впечатления, мнения и отношения к истории и историческим персоналиям. Эта кстати одна из главных задач кинематографа, особенно сегодня.

В 496г. н.э. с Римом – этим Вечным Городом, как и с его Западной частью великой империи Августа, Траяна и Марка Аврелия, случилась великая трагедия. Рим попал во власть остготского предводителя Одоакра, который до этого многие годы находился на служении Рима. Причиной восстания Одоакра на Рим действительно, как это показано в кинофильме, был спор с правителем Рима Орестом. От него Одоакр требовал отдать во владение ему на условиях вассальности Риму некоторых земель в Италии.

В фильме рассказывается о судьбе последнего императора Ромула Августа, 14-летнего мальчика, который и был свергнут Одоакром через день после своего восшествия на императорский престол и отправлен на о. Капри в ссылку, откуда бежал благодаря своему верному начальнику его личной военной охраны в Британию. В дальнейшем весь сюжет фильма разворачивается вокруг тайны некоего «меча Цезаря», который могущественному консулу был выкован из металла упавшего метеорита. Согласно легенде этот меч должен принадлежать «тому, кому суждено править миром». Символическим знак этого меча является, согласно сценарию, кабаллистическая пентаграмма.

Итак, перед нами, при тщательном анализе фильма, выявляются:

  1. фальсификация истории,

  2. религиозно-мистическая подоплека борьбы с христианством.

 

В чем же состоит фальсификация истории?

Подходя всегда к кинофильму мы не должны забывать всегда о том, что фильм — это один лишь способов интерпретации истории его режиссером-постановщиком и автором сценария. Поэтому в фильме неизбежно будут присутствовать наряду с реальными историческими фактами авторские «выдумки». Однако фильм не должен искажать самой истории, фактов известных из письменных источников того времени.

В данном фильме искажений истории более чем предостаточно.

Во-первых Ромул Августул правил Римом не один день, а с 31 октября 475 г. по 5 сентября 476 г. Он не был признан императором восточной части империи Зеноном. После своего низложения Одоакром он был оставлен жить частным человеком в "Лукулланском укреплении в Компании" (см. Иордан. О происхождении и деяниях готов. 243. Последнее издание - Спб, 1997 г. с.107). Аноним Валезия (Anon. Vales., 38) сообщает, что "Молодость и красота последнего императора тронули Одоакра, и он даровал ему жизнь, пожаловал шесть тысяч солидов и выслал в Кампанию с разрешением "свободно жить" вместе с родственниками". Малх сообщает, что взамен этого Ромул должен был воздействовать на Сенат с тем, чтобы отправляемое в Константинополь посольство высказалось об отмене императорской власти на Западе и признанием Одоакра в качестве зависимого от императора в Константинополе. Итак, император Ромул Август был свержен Одоакром не на следующий день после своей коронации, как нам преподносит кинофильм, а более чем через год после принятия царского скипетра Западной части Римской империи. Однако Римская империя не рухнула не по причине оставшегося в Британии верного Римскому императору 9 легиона, а по причине восстания в Далмации предыдущего императора Непота, а также потому, что несмотря на деление империи на западную и восточную части обе всегда воспринимались императорами как единое государство. И это было даже тогда, когда земли Западной империи постепенно завоевывались германскими племенами и на них основывались королевства. Исторически известно даже то, что короли Франции всегда искали признания своего избрания в Константинополе, так как галлы традиционно воспринимали себя подданными римского императора, который оставался после 5в. в Константинополе, Новом Риме.

Одоакр, после уже кончины в 480г. императора Ромула Августа прислал в Константинополь императорские регалии пурпур императорский венец, прося у императора дать ему титул римского патриция и подданного константинопольского императора. При этом Одоакр через своего посла высказал на наш взгляд очень важную и интересную мысль, которая в последствии постоянно лелеялась и поддерживалась в Новом Риме византийскими императорами: «Как на небе одно солнце, так и на земле должен быть один император».

Легенда же о Ромуле Августе ставит своей целью подвести, вопреки исторической правде, генеалогию первых английских королей к потомкам Цезаря, считая короля Артура, которому тогда еще мальчику, Амвросий и рассказывает легенду, сыном императора Ромула. Этот исторический фальсификат можно подвести и под политическую идеологию Англии-Великобритании как мировой империи-преемнице Рима. Но при этом в фильме придумывается история о смене Ромулом его святого имени чисто языческим Сын дракона, что наверняка связано с отказом от христианства. Однако такой шаг был в то время просто не мыслим по нескольким причинам. Этого быть не могло в принципе, потому что начиная с императора Константина все последующие императоры если и избирались в императоры, то принимали христианство: так, например было с испанцем императором Феодосием Великим. Именно этому императору принадлежит заслуга в окончательном запрете на отправление языческих культов в империи. Поставляемые войском императоры принимали благословение Римского и Константинопольского патриархов и императорское служение воспринималось как особое сакральное служение- исполнение воли Триипостасного Бога.

К началу 5 в н.э. христианство в Британии пустило достаточно прочные корни о чем свидетельствует и такой авторитетнейший источник по истории раннего христианства в Британии, Галлии и Германии как Достопочтенный Беда. В книге 1 в своей «Церковная история народа англов» (Historia eccleastica anglorum) он самым подробным образом описывает историю распространения христианства в Британии: о мучениках в период гонения императора Диоклетиана св. Альбане. После окончания гонений на христианство в империи при императоре Константине христианство стало укрепляться и в Британии: «Когда буря гонений утихла, верующие во Христа, прятавшиеся до того в лесах, пустынях и потаенных пещерах, вышли из своих убежищ. Они отстроили разрушенные до основания церкви и воздвигли базилики в память о святых мучениках. Они открывали их повсюду в знак победы, и праздновали святые дни, и возносили молитвы в чистоте сердца и голоса». (кн. 1, гл 8) Безусловно, бритты, получившие просвещение светом Христовым не всегда им дорожили и бережно хранили. В истории были периоды религиозного затухания и нравственного расслабления за которыми неминуемо происходили вразумления в виде нападений пришлых племен и народов, соблазнявшихся плодородностью земель Британии. В середине 5 столетия произошло одно из таких наказаний в виде мощного нападения саксов на бриттов к которым присоединилось племя пиктов, населявших северную часть Британии за стеной Адриана: «Частные и общественные здания лежали в руинах, священников повсюду убивали у их алтарей, прелаты и народ равно без всякого различия предавались огню и мечу, и некому было даже похоронить тех, кто принял жестокую смерть». (кн.1, гл. 15) Но после этих политических потрясений бритты испытывают новый период просвещения христианской веры епископами Германом Автисидорским и Лупом Треказенски, которые были избраны собором епископов Галлии: «Тем временем весь остров Британия наполнился славой о деяниях и чудесах апостольских епископов. Они по целым дням учили Слову Божьему не только в храмах, но и на улицах и в полях, так что ревностные и верные католики укреплялись в своей вере, а уклонившиеся возвращались на правильный путь. Подобно апостолам, они стяжали себе похвалы своим чистосердечием, знанием Писания и властью творить чудеса, дарованной им по их заслугам. И так все области с готовностью восприняли их проповедь, а творцы лжеучений попрятались и, подобно злым духам, оплакивали утрату тех, кто избежал гибели от них». (гл. 17)

О воспитателе-колдуне императора Ромула Амвросии. Это лицо вымышленное. В истории Британии 5 века известно лицо по имени Амвросий, но не колдун и маг, хранитель вымышленной «легенды о мече Цезаря», а римский полководец, генеалогия которого восходила к римским императорам. Ему принадлежит заслуга объединения бриттов во времена императора Маврикия и сокрушительная победа над пришлыми языческими народами, завоевателями Британии. Вот что об этом сообщает достопочтенный Беда: «Выйдя из своих укрытий, они единым голосом взмолились о небесной защите, чтобы не позволено им было погибнуть вовсе. Вождем их в то время был некий Амброзий Аврелиан1, почтенный муж, единственный из народа римлян переживший ту бурю, в которой погибли, между прочим, и его родители, носившие царское имя и достоинство. Под его водительством бритты собрали силы, вынудили своих победителей к битве и с помощью Божьей победили. С того времени побеждали то бритты, то их противники, до года битвы у горы Бадон, где бритты сразили». (гл.16)

Относительно существования верного римскому императору 9 легиона. Исторические сведения о том времени однозначно свидетельствуют о том, что после 407г. Британию покинули постоянные римские войска. Последующая помощь Рима бриттам в борьбе с пришлыми народами оказывалась не раз: были построены знаменитый вал и стена через всю Британию, отделившую север от юга с востока на запад. Но как сообщает достопочтенный Беда: «Рим был взят готами в году 1164-м от своего основания; после этого римская власть в Британии закончилась, почти через 470 лет после прибытия на остров Гая Юлия Цезаря»2. (книга 1, гл. 11) В 443 г. бритты обратились за помощью в Рим к консулу Аэцию, но раздираемый войной с Атиллой Рим этой помощи оказать не смог. Поэтому такой легион во времена Ромула Августула уже существовать в принципе не мог.

Исторические данные о Римской империи и римском периоде истории Британии свидетельствуют однозначно о том, что никакого 9 легиона там не существовало. Постоянно в Британии находились три легиона: 2-й Августа в Иске (ныне Карлион), 20-й в Деве (Честер) и 6-й Виктрикс в Эбораке (Йорк). Первый был выведен еще в III в., а два остальных ушли с Максимом. Возможно, что именно 2-й легион был позже возвращен и воевал против пиктов и скоттов, поскольку сохранилось нами уже указанное сообщение о его окончательном выводе из Британии около 407-408 гг.

Религиозно-мистическая подоплека борьбы с христианством состоит в двух вещах:

  • введение в историю ложной легенды о мече императора Цезаря, выкованном для него в Британии мистическим знаком которого является каббалистический знак пентаграммы,

  • воспитание Ромула Августула поручено магу, хранителю тайны меча Цезаря Амвросию, который обладает не только великолепными познаниями в области наук, но и использует магическую силу. Несомненно то, что он принял христианство, потому что иначе доступ к воспитанию императора был бы просто напросто закрыт,

  • использование последним императорским 9 легионом в Британии символа дракона вместо Креста, который был введен св. императором Константином после чудесного ему видения перед битвой с узурпатором Максентием. Это является еще и потому особым ударом по христианству и благочестию императора Константина поскольку Британия до покорения императору Константину остальной части западной империи а потом и Восточной одной из основных провинций составлявших удел его отца цесаря Констанция Хлора, а потом и самого св. императора Константина. Поэтому исторически оправданно было бы появление символа Христа честного Креста именно на хоругвях Британского легиона.

  • Кроме того, как свидетельствуют описания «Церковной истории англов» достопочтенного Беды, несмотря на политический разрыв Британии в Римом, сохранялся с ним духовный союз через активную проповедь христианства. Достопочтенный Беда рассказывает о чудесной победе бриттов над пиктами и саксами, которые соединенными силами напали на Британию. Эта победа совершалась под предводительством некоего христианского епископа Германа: «необученное войско. Там, сидя в засаде, они ясно видели приближение свирепых вражеских полчищ. Герман, несший знамя, велел остальным повторить всем вместе его клич; и вот, когда враги, уверенные в том, что их не ждут, подошли ближе, епископы трижды возгласили "аллилуйя". Повторенный всеми единым голосом, этот клич эхом отразился от окрестных холмов. Вражеских воинов сковал ужас, и показалось им, что на них рушатся не только скалы вокруг, но и сам небесный свод. Они так испугались, что не могли даже отступить в порядке и разбегались кто куда, бросая оружие и будучи рады спастись хотя бы нагими. Многие из них в страхе ринулись назад и утонули в реке, через которую только что переправились. Войско бриттов, не нанеся ни одного удара, оказалось свидетелем доставшейся ему победы, и воины начали собирать брошенные оружие и доспехи, радуясь ниспосланному Небом триумфу. Так победоносные понтифики одолели врага без пролития крови, одержав победу». (кн. 1, гл. 20)

  • Сам Беда свидетельствует о том, что это было время массового обращения ко Христу, которое сопровождалось многими чудесными исцелениями от епископов-миссионеров.

Фильм «Король Артур». Буквально пронизан антихристианским духом, показывая епископа интриганом и хитрым политиком, хотя, как известно это был, по словам Беды, период действительно новой апостольской проповеди в Британии.

Начнём с того, что сценарий фильма опять-таки строится на фальсификации подлинной истории Британии, которая достаточно хорошо изучена и известна. Король Артур действительно не легендарная фигура, а историческая. Однако соединение им бриттов в единое королевство никак не связано с уходом римских войск из Британии. Как мы уже ранее указывали, римские войска оставили Британию около 407г. после постройки знаменитой стены, оградившей южную римскую часть Британии от северной, населенной по преимуществу язычниками и варварами. сами бритты часто назывались в ранних источниках по истории Англии как civis, то есть причислялись к римским гражданам. Это сознание своей исторической принадлежности к Риму закрепилось в сознании бриттов и возможно отразилось на разных легендах. Что же касается короля Артура, что его правление Британией относится к началу 6 столетия. В V в. на территории Южной Британии существовало не менее десятка крупных бриттских княжеств, которые постоянно воевали между собой. К середине века выделилось одно из них — т. н. «королевство логров» в Юго-Западной Англии, которым правили Вортигерн, Аврелий Амброзий, а потом, возможно, Артур. Это "королевство" смогло дважды разгромить саксов — около 463 г. и при Бадоне в 496 или 516 г. — но около 545 г. распалось из-за внутренней борьбы. Неясно, почему Гильдас в своем сочинении не упоминает Артура, который в конце VI в. был уже широко известен бриттам — с ним, в частности, сравнивают героев поэмы "Гододдин", сложенной в начале 7 столетия. Британия подвергалась неоднократным нашествиям саксов, но они успешно были разбиты в битве при Бадоне (496г.). Что касается короля Артура, то он успешно защищал свое королевство от пришлых завоевателей, но в 542 в битве при Камлане погиб. С кончиной короля Артура завершается история Британского королевства и начинается эпоха покорения Британии англо-саксами.

Король Артур, также как и Вортигенр и Амвросий были христианами. Христианами по преимуществу были и все бритты, как об этом свидетельствуют описания многочисленного обращения их еще в 5 в.

Другой фальсификацией исторической и идеологической является сцена захвата варварами римской усадьбы за пределами стены Адриана. Оказывается владетель виллы — это христианин, насильно обращавший язычников из местного населения в христианство. При этом он подвергал аборигенов жестоким пыткам при отказе сменить веру. Все это напоминает принципы римо-католической Священной Инквизиции и методы «евангелизации» папских миссионеров. Но все эти папские институты «евангелизации» появляются в эпоху 15-16 вв., и не раньше. Кроме того, как достоверно известно подобные методы навязывания христианства никогда не были известны не только в Британии, но и в других провинциях Рима. Единственным способом евангелизации служила апостольского характера проповедь епископов, являвших величайший пример святости. Многочисленная помощь и чудеса Божии вот то, что делало их проповедь действенной. И о таких случаях сообщает нам и достопочтенный Беда в «Церковной истории народа англов». Христианская проповедь не только во времена гонений римских императоров, но и после имела успех вопреки обстоятельствам. впервые методы насильственного христианизирования народов стал применять король Карл Великий, за что его Римо-Католическая церковь причислила к лику своих святых. Но это был политический план франкского короля объединить все народы в единой вере. Он был заимствован у святого императора Юстиниана Великого, но этот император не мечом обращал варваров, а цивилизацией и храмоздательством. Кроме того император Юстиниан поставил перед собой задачу вернуть Риму то, что ему принадлежало прежде.

В фильме «Атилла завоеватель» императоры Валентиниан и Феодосий Младший выcтавлены как политические интриганы, морально низкие люди, разобщенные и заинтересованные лишь в целости каждой своей части империи.

Но какова историческая обстановка была на самом деле и каков облик императоров Валентиниана III и Феодосия II Младшего?

Известный византийский хронист Феофан (+ нач. IXв.) сообщает о важной победе императора Феодосия над восставшим на императора Валентиниана III узурпатора Иоанна -Вандала в 438г.: «В сем году восстал против Валентиниана в Риме другой Иоанн, называемый Вандалом. Феодосий послал против него войско под начальством Аспара и Артавурия, которые в происшедшем сражении разбили его и заставили сдаться в плен живым, привели к Феодосию и приготовляли уже ему почести».

 

Что же касается личности императора восточной империи, то история об императоре Феодосии сообщает данные, не соответствующие тому, как его представляет художественный фильм. Это был умный и образованный человек, дальновидный политик и благочестивой христианской жизни. Благодаря составленному им своду законов от императора Константина, его имя стало известно мировой истории как выдающегося законодателя. «Кодекс Феодосия имеет в истории крупное значение. Прежде всего он является драгоценнейшим источником вообще для внутренней истории IV и V веков. Кроме того, охватывая эпоху, когда христианство сделалось государственной религией, законодательный сборник Феодосия как бы подводит итоги тому, что новая религия сделала в области права, какие изменения она внесла в юридические отношения. Далее, кодекс Феодосия, вместе с предыдущими сборниками, послужил солидным основанием для последующего законодательного дела Юстиниана. Наконец, будучи введен и на западе в период передвижения германских племен, он вместе с двумя более ранними кодексами, позднейшими новеллами и некоторыми другими юридическими памятниками императорского Рима, например институциями Гая, оказал большое влияние, прямое и косвенное, на варварское законодательство».3

Войска Атиллы, после того как он стал единовластительным монархом всех гунном (монголоидное племя, а не германское), вторгся в пределы восточной части Римской империи. После поражения войск ромеев, высланных императором Феодосием, последний выпросил у Атиллы мир на условиях выплаты большой дани. При этом Атилла покорил города восточной империи: Филипполь, Аркадиополь, Констанцию и др. А 20 июня 442 император Феодосий Младший скончался. Так что в фильме, где вышеназванные факты упущены, совершенно неверно излагается ход исторических событий, навязывая идею о составлении императором Феодосием «тайного плана» покушения на Атиллу, участие благочестивой императрицы Пульхерии в этом заговоре, которая только недавно вернулась из изгнания из Эфеса. (См Хронику Феофана.)

В 443г. Атилла пошел войной на императора Валентиниана III и потерпел полное поражение у города не Орлеан, а намного южнее у г. Аврелии: «Между тем Аттила повел войско на Валентиниана, римского императора, за то, что тот не выдал за него сестры своей, Гонории, дошел до города Аврелии, сразился с Аэцием, полководцем римским, был побежден и, потеряв большую часть войска своего при реке Лигере, со стыдом ушел назад», - читаем в хронике Феофана за 443г. Лишь в 445г. Атилле удалось вторгнуться в Италию и сжечь опять не Орлеан, а город Аквилею.

В фильме все пронизано идеей показать только нравственную низость и подлость императора Валентиниана III, который оказывается после смерти Атиллы даже убил своего полководца-патриция Аэция. Выдающийся римский полководец Аэций пи вторичном вторжении Атиллы в Галлию и Италию наголову разбил войско варвара в битве на Каталаунских полях в 451г. (Иордан. О происхождении и деяниях готов. Он был убит не императором Валентинианом III лично, а по его приказу императора 214). По рассказу Прокопия, это убийство было частью интриги Максима, задуманной им с целью захвата императорской власти. (Война с вандалами. кн. 1 гл. IV, 192,).

О императоре Валентиниане Феофан пишет под 447г.: «В сем году Валентиниан, император римский, хотя держался православного учения Церкви, но в жизни своей показывал большое беззаконие. Несмотря на то, что жена его, Евдоксия, дочь царя Феодосия, была красавица, он дьявольски умел пользоваться и чужими женами. Беседу его составляли всегда люди праздные, пустые, а потому и был наказан он самою постыдною смертью. Максим, внук Максима, жившего при Феодосии великом, и соименный ему, имея, как римский патриций, вход во дворец его, убил Валентиниана (это произошло уже 16 марта 455г.), насильственно соединился с Евдоксиею, и овладел императорским престолом; ибо чем кто грешит, тем и наказывается. Пораженная этим Евдоксия, не ожидая никакой помощи из Византии, потому что отец ее, Феодосий, и Пульхерия уже скончались, обратилась с просьбой к Гизериху, избавить ее от Максима и призвала его в Рим. Максим, слыша о приближении Гизериха с огромным флотом, бежал из Рима, но спутники его убили его под конец первого года его правления. Гизерих вошел в Рим без всякого сопротивления, на третий день по убиении Максима, и захватив все сокровища и лучшие украшения города, нагрузил ими корабли, в том числе церковную утварь из чистого литого золота с драгоценными камнями и сосуды еврейские, которые Веспасианов сын Тит, по взятии Иерусалима, принес в Рим, и отправился в Африку, взяв с собою императрицу Евдоксию и дочерей ее. Евдокию выдал он за старшего сына своего Онориха, а Плацидию, узнав, что она уже замужем за патрицием Оливрием, посадил под стражу с матерью ее, Евдоксиею».

Сам Атилла, известный в истории как еще «бич Божий», в 451 вторгся в Галлию, в 452 вошел в пределы Италии. Риму и всей Италии грозила участь сделаться жертвой жесткого варвара. И решающую роль для Рима сыграло посольство свт. Льва Великого, епископа Римского к Атилле. Как сообщает житие Римского епископа, перед своим дерзновенным и крайне опасным посольством к Атилле, Святитель наложил на себя пост и «умолял Господа, чтобы Он защитил Своих врагов от свирепого врага». Когда свт. Лев прибыл в стан Атиллы, то был тут же принят. «Мудрыми сладкоглаголивыми и богодухновенными словами беседовал он с Атиллою и превратил его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал словам угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь перед святостью честного лица его. Исполнив все по желанию св. Льва, грозный Атилла отошел от пределов Италии в свои земли». на вопрос его соратников, почему он не убоялся только одного римлянина и послушал его, Атилла ответил: «Не видели вы того, что я видел. Я видел двух ангелоподобных мужей, стоявших по обеим сторонам папы (это были святые первоверховные апостолы Петр и Павел); в руках они держали обнаженные мечи и грозили мне смертью, если я не послушаюсь Божия архиерея».4

Безусловно, так как задача фильма показать величие Атиллы, которое он заработал на предсказаниях «маленькой колдуньи», и тем возвеличить язычество проникнутое магией, в сценарии упущена подлинная причина отхода войск Атиллы – посольство свт. Льва Великого. В этом же ракурсе выстраивается нравственно-унизительный образ императора Феодосия Младшего и его сестры благочестивой императрицы Пульхерии.

В 453г. оставив Италию и завоеванные части восточной империи, Атилла вернулся в глубь своей огромной империи, где и скончался.

Итак, перед нами неплохо продуманные фальсификаты истории. И сценарии этих исторических кинолент поставлены так, чтобы с помощью этих фальсификатов очернить христианский Рим и Константинополь, унизить и само христианство, оттолкнуть современного человека о христианства, благодаря которому была сформирована уникальная мировая культура Восточно-Римской империи-Византии с ее центром вселенской образованности Константинополем.

1 был королем бриттов 463-508гг.

2приход Гая Юлия Цезаря Беда относит к 693г. от основания Рима или 60г. до Р.Х.

3А. А. Васильев. История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г.

 

4Жтия святых на русском языке. М. Синодальная типография. 1905, февраль месяц, стр 318-319




Подписка на новости

Последние обновления

События