Подготовка к пришествию антихриста, природа и особенность антихриста
ΠΤΟΕΤΙΜΑΣΙΑ ΤΗΣ ΕΛΕΥΣΗΣ, ΦΥΣΗ ΚΑΙ ΧΑΡΑΚΤΗΡΙΣΜΟΣ ΤΟΥ ΑΝΤΙΧΡΙΣΤΟΥ
ГЛАВЫ ИЗ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ В. ТИМИОЛАКИСА "Учение Отцов Церкви об Антихристе" (Догматическое исследование)
ΤΑΜΙΩΛΑΚΗΣ ΒΑΣΙΛΕΙΟΣ Η ΔΙΔΑΣΚΑΛΙΑ ΤΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΓΙΑ ΤΟΝ ΑΝΤΙΧΡΙΣΤΟ. (ΔΟΓΜΑΤΙΚΗ ΕΡΕΥΝΗΣΗ). ΔΙΔΑΚΤΟΡΙΚΗ ΔΙΑΤΡΙΒΗ που υποβάλλεται στο Τμήμα Θεολογίας της Θειλογικής Σχολής Α.Π.Θ. Θεσσσαλονίκη 2011σελ. 141 -163
ПРЕДТЕЧА АНТИХРИСТА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЖЕПРОРОКА, НАЧЕРТАНИЕ АНТИХРИСТА
с незначительными сокращениями
1) Соратник (оруженосец) антихриста
У нас есть немалое количество свидетельств об оруженосце-соратнике антихриста. О нем сообщают святые Ириней Лионский, Ипполит Римский, Викторин, Иероним Стридонский и Неофит Затворник. К наиболее полному кругу христианских писателей, сообщающих о соратнике антихриста следует отнести Андрея Кесарийского и Арефу Кесарийского, а также и других писателей. Оруженосец антихриста также называется «Лжепророком» и «Предтечей» антихриста.
А) Оруженосец антихриста и проблематика личности зверей, описанных в Откровении
Предположение о существовании Оруженосца антихриста непосредственно связана с проблематикой идентификации зверей из книги Откровения. Это происходит потому, что библейское основание, на которое опирается святоотеческая традиция об Оруженосце антихриста, имеется только в книге Откровения и, естественно, в соответствующих отрывках из текста Откровения о зверях.
Места из Священного Писания, на которые в особенности опирается святоотеческое учение о личности Оруженосца антихриста - это Откр.13, 11-17, где описывается соответственно явление зверя из земли, и Откр.19, 20 и 20, 10, где сообщается о Лжепророке. Стих 20 из 19 главы, где лается описание окончательного разрушения сил тьмы, является связующим звеном, которое отождествляет зверя из земли с Лжепророком, поскольку способ описания его деятельности в этом последнем стихе дает право с очевидной ясностью его отнести к зверю из земли 13 главы книги Откровения.
Зверь из земли и Лжепророк это одна и та же личность, и об этом дается замечание у святых Иринея Лионского, Викторина, Иеронима и Неофита Затворника.[1] Исходя из этого и последующего, определение личности зверя из земли нам дает возможноcть, в тоже время, его отождествлять с Лжепророком.
Святые Ириней Лионский, Викторин, Иероним и Неофит Затворник считают, что те стихи из книги Откровения, которые описывают деятельность зверя выходящего из земли – Лжепророка, они дают нам сведения о соратнике антихриста. Свмч. Ипполит Римский несколько отличается в этом вопросе, поскольку он не отождествляет, но просто связывает лжепророка со зверем из земли. Один рог зверя – это Лжепророк, а другой рог – это антихриста. Весь же зверь, как он считает, символизирует царство антихриста.[2] Согласно св. Беда выходящий из земли зверь это некто, кто действует именем зверя выходящего из моря, или же сам зверь из моря. Действия, энергии зверю из земли подает антихриста, как, например, чудо схождения огня. Начертание зверя – это начертание имени антихриста.[3]
Итак, те сведения, у нас имеются о предтече антихриста они принадлежат святым Иринею Лионскому, Викторину, Иерониму и Неофиту Затворнику, которые, таким образом, считают, что Лжепророк это оруженосец-соратник антихриста.[4] В более широкой христианской письменности Андрей Кесарийский и Арефа Кесарийский отождествляют зверя из земли с оруженосцем или предтечей, точно также они его именуют антихристом. Экумений отождествляет зверя из земли с антихристом и не сообщает о существовании оруженосца антихриста. Об этом Лжепророке, звере из земли, он говорит что это антихрист.[5]Писатель труда «Σύνοψις αγίας Γραφής», который ложно приписывают свт. Афанасию Великому, отождествляет и этого Лжепророка с антихристом.[6]
В) особенность Оруженосца-соратника антихриста
Как мы уже ранее говорили, для этой личности используются такие характеристика как «Лжепророк» и «Оруженосец антихриста». Эти характеристики ставят некое клеймо на то направление его деятельности, которому он будет следовать, и на ту роль, которую он сыграет в событиях конца мира.
Первая характеристика этого зверя, которая имеет свое происхождение из самой книги Откровения – это «Лжепророк»[7] Вторая его характеристика – это Оруженосец-соратник антихриста (Υπασπιστή του Αντιχρίστου).[8] Это значит, что Лжепророк будет правой рукой и «alter ego» антихриста. Он будет использовать власть свою во имя его (антихриста) и будет благодаря ему исполнять различные дела. Такая его характеристика имеет особе значение, поскольку ей предполагается по времени параллельная деятельность двух лиц. Святой Неофит Затворник его называет «посланником-апостолом и пророком» (απόστολο και προφήτη) антихриста.[9] В более обширной христианской письменности встречается характеристика «Предтеча антихриста» (Πρόδρομος του Αντιχρίστου). Согласно Андрею Кесарийскому и Арефе Кесарийскому деятельность Лжепророка будет иметь некое приуготовительное измерение. Оба Кесарийских епископа характеризуют Лжепророка как предтечу и предшественника антихриста. Его появление произойдет в рамках устремлений антихриста, а его явление будет иметь характер плохой копии подражания первому явления Христа. Лжепророк будет ни кем иным как некой плохой копией, дурным отпечатком Иоанна Предтечи. Он подготовит и откроет путь для явления антихриста.[10]
По сути тем, чем для Христа в прошлом был Иоанн Предтеча, тем в будущем для антихриста будет Лжепророк. Тогда Иоанн креститель свидетельствовал о мессианском [11]характере Христа и вел множество людей, которые за ним следовали ко Христу. В последние времена Лжепророк даст свидетельство об антихристе и выдаст его за Христа приписывая ему несомненную славу. Это будет человек, который подготовит путь антихристу и сделает его «желанным» для человечества
Г) деятельность Оруженосца антихриста
.Главная миссия и изначальная деятельность Лжепророка описывается в 13 главе 12 стихе книги Откровения и она будет ничем иным как приведение человечества к поклонению антихристу. «…и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого исцелела смертельная рана». Цель его деятельности состоит в том, чтобы произошло поклонение первому зверю, то есть антихристу.
Основными центральными видами деятельности Лжепророка, как они описаны в книге Откровения в 13 главе 11-17 и 20 главе 10 стих и которые анализируются Святыми Отцами, являются три. Первым является действие властью во имя антихриста. Об этом говорится в Откр.13, 12. Оруженосец антихриста будет применять власть для намерений антихриста.
Вторая будет состоять в сатанинском чудотворении.[12]Они описываются в книге Откровения в трех стихах (Откр. 13, 13-15), благодаря которым с очевидной ясностью и говориться, что причина падения в западню человечества состоит в обольщении-соблазне антихриста. «…И он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя», - говориться в книге Откровения. Лжепророк створит «великие знамения» при помощи магического действия и при помощи демонов. В стихах 13-15 13 главы Откровения говорится о двух из них. Первым из них является низведение с неба огня перед людьми. А вторым является создание образа-иконы антихриста, а в дальнейшем его оживление таким образом, что она будет говорить и действовать там, что которые ей не станут поклоняться, таковые будут убиты.
Согласно святому Викторину и Иерониму оруженосец антихриста будет действовать таким образом, что в Иерусалимском храме будет установлена золотая икона-образ антихриста. В этот образ войдут демоны и из нее будут исходить голоса и пророчества и предсказания.
В обширной христианской письменности Экумений, Андрей Кесарийскйи и Арефа Кесарийский следуют этой герменевтической точке зрения и сравнивают ложное чудо с оживлением образа из выходящего из моря зверя с целым рядом подобных чудес, о которых сообщается в истории, как совершавшихся во времена идолопоклонничества. Тогда часто происходило так, что образы, статуи, деревья и источники вод говорили, а в особенности статуи, а иногда и смол. Все это всегда происходило при посредничестве разных чародеев и волшебников, таких как Аполлоний и Тианий[13], и было ни чем иным как демоническим обманом. В действительности же, идолы, деревья и другие предметы, о которых мы упоминали, не говорили. Но говорили демоны, которые через них действовали.[14]
Согласно Экумению, Андрею и Арефе подобным же образом будет оживлена икона-образ антихриста и будет создавать впечатление, что она говорит. В действительности же диавол будет тем, кто станет говорить из этого образа зверя из моря, а будет казаться, что говорит образ.[15] Наиболее дальняя цель сатанинских чудотворений будет состоять в том, чтобы слать приемлемым людьми антихриста, о котором свидетельствуется таким страшным чудотворением.[16]
Третья главная деятельность Лжепророка – это наложение начертания. Она описывается в трех стихах 13 главы Откровения 16-18. По этому вопросу мы будем много говорить с надлежащим единстве.
Д) Природа Оруженосца антихриста
Природа оруженосца антихриста – это тот вопрос, который? несомненно, приковывает особое внимание и составляет особое исследование. А это потому что относительно антихриста утверждались и утверждаются различные предположения, как, например, что это вероятно дух или система, или что-то иное. Во многом это относится и к его оруженосцу, поскольку сведения о нем весьма малы и неясны.
В нашем исследовании нет какого-то святоотеческого текста, в котором бы с абсолютной ясностью говорилось бы о природе оруженосца антихриста. Тем не менее, прочтение соответствующих текстов из Священного Писания и святоотеческих творений и анализ сведений, которые в них имеются, нас приводит к выводы, что он будет человеком. Если быть более конкретным, к этому выводы мы приходит из сравнительной притчи о двух мудрецах прошлого, которые тоже были людьми. И из сообщения о том, что совершение ложных чудес будет совершаться с помощью техники и практик магии, которая является методом, который применяется людьми для получения помощи от демонов. Поскольку оруженосец антихриста будет совершать разные свои ложные чудеса с помощью демонов и отступнических сил[17], то это означает, что он сам не является духом.
Сведения, которые мы встречам в обширной христианской письменности, приводят нас к тому же выводу. Согласно Андрею Кесарийкому и Арефе Кесарийскому оруженосец и предтеча антихриста будет злостным отпечатком Предтечи и крестителя Иоанна, который был человеком. Согласно Андрею Кесарийскому факт, что оруженосец антихриста появляется в книге Откровения в 13 главе 11 стихе как зверь, который выходит из земли, показывает, что он произойдет «из земного и низкого жительства».[18] Предтеча антихриста явиться «в особом лице».[19]
Е) Оговорка относительно вопроса о явлении Оруженосца антихриста
В самом начале раздела мы говорили о проблеме определения личности зверей в книге Откровения. Все что мы говорили, создает образ, который нам дают святые Ириней Лионский, Ипполит Римский, Викторин, Иероним и Неофит затворник, основываясь на вполне конкретном истолковании и прочтении Откровения, толковании, которое отождествляет зверя из земли с оруженосцем антихриста.[20]
Следует также учесть, что другие Отцы Церкви абсолютно ничего не говорят об оруженосце антихриста. Они говорят о сотрудниках и помощниках антихриста, но вовсе не о каком-то конкретном оруженосце.[21] Но не говорят ясно о том, что антихристу будет предшествовать некий конкретный Оруженосец и Предтеча. Они не устанавливают и не отвергают взгляд на его явление. Мы считаем традицию Иринея Лионского, Ипполита Римского, Викторина, Иеронима и Неофита затворника вполне устойчивой, так чтобы можно было бы считать выше сказанное вполне вероятным. Хотя, в категорической форме не может быть отвергнуто что-то иное. Среди достаточно обширной христианской письменности Андрей Кесарийский и Арефа Кесарийский принимают ту же точку зрения. Экумений сообщает о чем-то подобном. Хотя явление некоего предтечи является вполне согласуемым и с тактикой подражания антихриста явлению Христа.
Так или иначе, для нас вопросы о том, кто будет совершать ложные чудеса, или будет ли начертание накладываться антихристом или его Оруженосцем, имеют небольшое значение. Большее значение имеет то, что будут совершаться ложные чудеса, а первостепенное значение имеет то, как будет налагаться начертание.
Во всяком случае в Откр. 20, 10 появляется сатанинская триада, Дракон (змей), Зверь и Лжепророк. Одна из личностей из этой триады истолковывается как сатана, а другая как антихрист. Если же кто-то будет отвергать, что Оруженосец антихриста придет как особая личность, то ему следует ответить на вопрос – кто же является третьим?
Ж) Начертание антихриста
фолиант на книге Апокалипсис 9 столетия
Начертание антихриста, согласно соответствующему изложению Иоанна Богослова – это «имя зверя или число имени его».[22] Необходимо отметить, что существует абсолютное согласие святых отцов относительно того, что начертание, то есть имя или число имени зверя, о котором говорится в книге Откровения 13, 17-18 [23]- это имя или число имени антихриста.[24] Это указывает, насколько устойчивым было соответствующее предание в Древней Церкви. Но, давайте проведем анализ того, что мы подразумеваем под именем, и что мы подразумеваем под числом антихриста, и то, как они оказываются связанными между собой.
Имя антихриста
Нам в точности не известно, каким будет имя антихриста. Евангелист Иоанн нам просто лишь сообщает о том, что начертание антихриста будет по своей сути именем антихриста, но он нам не дает его имени.
Отцы Церкви, которые занимались истолкованием начертания антихриста, с глубоким уважением относились к умалчиванию об имени антихриста. Это имя умалчивалось поскольку не должно было становиться явным. «зная, что если бы, необходимо было в настоящее время открыто быть возвещено его имени, оно было бы объявлено тем самым, кто и видел откровение. Ибо откровение было не задолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Домициана»[25], пишет Ириней. Итак, имя антихриста на открыто Иоанном Богословом просто потому, что оно не достойно того, чтобы его упоминать. Непостижимость, невозможность его знать – это решение Божественной благодати.
А) Причины умалчивания об имени антихриста
Об имени антихриста умалчивается по следующим причинам:
Первая – поскольку оно недостойно о его упоминании. Как соответственно говоря свмч. Ириней Лионский, Евангелист Иоанн Богослов «имя же его умолчал, потому что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого».[26] Позиция Священного Писания некоторым образом таково, что но считает ниже своего достоинства говорить о личности антихриста. Умалчивание о его имени говорит и свидетельствует о совершенной незначительности его личности и его явления. Антихрист считается столь совершенно незначительной фигурой, что и о его имени не говориться. Согласно Иринею, отсутствие сообщения о его имени свидетельствует, что его явление по времени будет весьма кратким. Поскольку, если бы было бы открыто имя антихриста, то это бы означало, что вероятно, и его явление продолжалось бы длительное время, в течение некоего протяженного отрезка времени. Но, поскольку антихриста, почти сразу же после своего явления пойдет в погибель вечную, то поэтому о нем как почти что не существующем, вообще не говориться и о его имени.[27]
Вторая причина по которой умалчивается о имени антихриста оказывается связанной с обширной христианской письменностью. Согласно Арефе Кесарийскому имя антихриста было бы представлено по сути своей, то вполне вероятно, что многие из «злонамеренных» могли бы узурпировать его имя и создать для благочестивых проблемы и смятение.
Б) Связь между именем и числом антихриста
Один из вопросов, на который как бы то ни было нам необходимо ответить состоит в том непосредственно, какая будет связь между именем антихриста и числом имени антихриста и что их связывает..
Для этого необходимо понять два «ключевых» слова, чтобы стала ясна связь между именем антихриста и числом имени антихриста. Число антихриста «объявляет -μηνύω»[28] и «содержит - περιέχω»[29] имя антихриста.
Смысловое содержание слова «объявляет» состоит в том, что «оно делает нечто явным, сокрытое»[30]. В данном случае в точности не сообщается, с полной ясностью, но о нем «объявляется», то есть оно становится известным несколько отличным образом от привычных способов, делается известным, явным таинственно-мистическим образом с помощью числа.[31] А это число является не чем иным как числом имени антихриста – шестьсот шестьдесят шесть.
Вопрос, который сразу же возникает, состоит в том, по какой причине имя антихриста объявляется этим конкретным числом, а не чем-то иным? И ответ на этот вопрос состоит ни в чем ином, как в том, что это число «содержит» (περιέχει), то есть несет в себе имя антихриста.
Имя антихриста высчитывается с помощью числа шестьсот шестьдесят шесть.[32] Его арифметическое достоинство будет в числе шестьсот шестьдесят шесть. Проще говоря, если считать буквы, составляющие и образующие имя антихриста, как числа, и складывать, то получившаяся сумма, числовое значение имени, как это принято и сказано, есть шестьсот шестьдесят шесть.
В обширной христианской литературе даются те же мнения. Как, соответственно пишет Арефа Кесарийский, «знание» (γνώσις), или распознание некоего имени можно провести двумя способами. Или через сообщение, сравнение, приведение самого этого по сути имени, или с помощью числа. «Существует двоякое распознание, или через само имя, или через число»[33], - говорит он.
Итак, евангелист Иоанн Богослов таким образом не дает нам по сути имя антихриста, но нам дает число его имени. Это число, как нам говорит книга Откровения и Святые Отцы, является равносильным самому имени антихриста.
В) Как выводится число имени
Расчет ведется с помощью греческой методологии вычисления того времени, «согласно расчету греков».[34]Что отмечает и Ипполит Римский. Хорошо известно, что каждая буква греческого алфавита использовалась не только для обозначения некой буквы, но и числа. Так, например, буква «γ» представляла собой не только букву “γ», а и число три. Итак, каждая буква имела и соответствующее арифметическое достоинство, которое проистекало из сложения чисел, которые представлены были в виде букв, которые составляли и конкретное слово. Вероятно это достаточно сложно кому-то понять, кто с малых лет обучен использовать арабскую систему цифр. Тем не менее, следует нам учесть, что для людей с ранних лет использующих греческий алфавит для обозначения не только букв, но и цифр, такого рода сочетания, такого рода способ считывания, такую связь, было бы вполне считать чем-то вполне естественным и само разумеющимся.[35]
Чем-то вовсе не необычным было в древности совершать перевод чисел в буквы. На самом деле, такие операции были настолько обычными, что они (цифры) использовались и в качестве надписаний на стенах. Достаточно известны надписания на стенах Помпей и Пергама: «Я люблю ту, чье число ρμε΄(145) и «Америмнус не зря вспомнил стройность своей подруги, число ее красивого имени με΄(45)»[36]». Историк Светоний записал одну надпись, которая появилась на стенах Рима и сообщала о Нероне как убийце своей матери. «Сосчитай числовые значения букв имени Нерона и "он убил собственную мать". Ты увидишь, что их сумма одинакова (Μέτρα τις αριθμητικές τιμές των γραμμάτων του ονόματος του Νέρονα και του «δολοφόνησε την ίδια του την μητέρα». Θα δείς πως τα άθρισμα τους το ίδιο».[37] Леонид Александрийский, который жил в 1 столетии по Р.Х., создал лирику совершенно особого типа:¨ равное количество куплетов и эпиграмм. Двустишие считалось равным (равночисленным - ισόψηφο), если сумма числовых значений букв, составляющих первый куплет, была равна сумме числовых значений букв, из которых состоял второй куплет. Двустишие считалось равночисленным, если сумма числовых значений букв, составляющих первый куплет, была равна сумме числовых значений букв, составляющих первый куплет. Эпиграмма, опять же, была равночисленна, когда все содержащиеся в ней двустишия были равночисленны. Никон Пергамский, отец врача Галена, оставил равночисленные творения, а Аполлоний Математик применил равночисленность в математике. Такое же количество элегических стихов, вырезанных из мрамора, также существует в храме Артемиды Орфии в Спарте. Так что соответствие букв-цифр широко использовалось всеми по разным причинам. (См. в труде Κieren Barry, Ελληνική Καμπάλα, Θεσσαλονίκη, 2001, где представлены в разных частях книги многочисленные примеры использования соответствия цифр-чисел присущих для греческого мира. Такие же характерные примеры использования равночисленности- ισοψηφία см и у Marco Fantuzzi-Richard Hunter, Ο ελικώνας και τό μουσείο, Η Ελληνιστική ποίηση απ΄εποχή του Μεγάλου Αλεξάνδρου ως την εποχή του Αυγούστου, Εκδόσεις Πατάκη, 2005,σελ. 538-9 )
Этот же соответственно использовал и Иоанн Богослов для таинственного обозначения имени антихриста. Как, характерно об этом пишет святой Ефрем Сирин, что Евангелист Иоанн Богослов «Сначала он распознал слоги, и таким образом на части разделил имя. Сначала он произнес имя у себя (может быть «в себе, внутри себя») и затем из частей сложив число сказал, что части имеют завершение в числе шестьсот шестьдесят». (См. Εφραίμ του Σύρου έργα, Περί Μετανοίας, Εκδόσεις Το περιβοόλι της Παναγίας, τόμ.5-ος, Θεσσαλονίκη 1994, σελ. 75. При этом необходимо сделать замечание, что все Отцы Церкви, которые касались имени в числовом значении равном 666, использовали связь имя-число, применяя греческое классическое соответствие числа-буквы. )
Что касается данного положение следует заметить, что в то время почти что во всем известном мире использовались такие сопоставления присущие Греко говорящему миру, то есть система алфавита, которая распространилась повсюду благодаря походу Александра Македонского и Македонскому господству. Изобретения, благодаря которым известно об использовании греческого исчисления, были найдены в Римских надписях и египетских амулетах, хотя известно, что Греческая система алфавита применялась даже и в самом Иерусалимском храме.
Некоторые исследователи искали вычисляемое имя числа 666 с помощью метода гематрии. Согласно этому методу какое-либо имя или фраза, которые писались на еврейском языке для них соответственно использовались соответствующие еврейские буквы и числа. С самого начала нам следует подчеркнуть, что еврейская гематрия развилась под влиянием соответствующего греческого исчисления, но не ранее 1 или 2 вв. до Р. Х. Они называлась гематрией исходя из греческого слова «геометрия» и применялась она только в иудейских общинах. В какой степени было ограниченным использование соответствующей еврейской системы вычисления по буквам в древнем мире становится очевидным из того, что в до масоретской и послемасоретской записи текстов Ветхого Завета числа в большинстве случаев записывались с помощью их буквенной форме.
Напротив, Греческая система алфавитного написания чисел была известна во все тогдашнем мире.. Иоанн Богослов написал книгу для всего мира и на всемирном языке, следовательно, он использовала принятую во всем мире системы чисел, то есть греческую. Мы не можем понять, почему для текста, который был написан на греческом языке следовало бы применять метод еврейской гематрии. Исходя из того, что текст книги Откровения написан на греческом языке следовало считать как нечто само собой разумеющееся, что метод соответствия букв и чисел, который необходимо было бы использовать для истолкования является греческим. Противоположное мнение мы считаем не только антинаучным, но и неразумным[38]. Иоанн Богослов написал текст Откровения на греческом языке, адресовав его христианам, которые говорили по гречески, следовательно, что вполне естественно, они использовали соответствие .букв и чисел согласно греческому языку. Святые Викторин и Иероним пишут, что имя будет составлять число 666 греческими буквами.[39] Святой Бед, когда он представляет имя прочитываемое через число 666, он говорит только и греческих буквах. Святой Неофит Затворник использует соответствие букв цифрам принятое в греческом языке и для латинского имени «Венедиктос»[40] Это верный метод, который подсказывается как разумом, так и правилами герменевтики Священного Писания, так и святоотеческой традицией....
Во всяком случае даже и сегодня, когда греческий язык не настолько широко распространен, иностранные писатели для истолкования слов используют соответствие букв числам, принятое в греческом языке, например англичане в рамках герменевтики текста Апокалипсиса.[41]
Хотя, древнегреческая система счета используется и в наше время, но главным образом, преимущественно в Церкви, где все хронологические таблицы сделанные для храма или какие-то источники дают хронологию, основываясь при этом на древнегреческой системе. Она также используется в различных книгах для нумерации глав и страниц.[42]
Исходя из Евангелиста Иоанна Богослова связь имена антихриста с числом шестьсот шестьдесят шесть предполагает сохранение интересе к этому соответствию чисел и букв.[43]…
Г)Поиск имени антихриста на основании числа шестьсот шестьдесят шесть
Как мы уже прежде замечали, мы не облаем совершенным и абсолютным знанием имени антихриста, разве что соответствующим средством распознания его – числом его имени. Мы знаем число, но не знаем этого самого имени. Мы знаем числовое достоинство имени, но не знаем в точности, каковым будет имя антихриста.
Отцы в особенности подчеркивают соответствующее знания того, что от нас это имя сокрыто и нас, верующих отвращают от занятия поисками имен, которые несут в с себе число 666. Наиболее безопасно и безвредно нам ожидать результата, исполнения пророчества, нежели настойчиво заниматься логическими разысканиями и стремиться угадать те имена, которые могут случайно нести в себе это имя.[1]
Полное и абсолютное сокрытие имени антихриста будет происходить вплоть до явления антихриста и его явления на исторической авансцене. «Когда антихрист явится, тогда время покажет нам искомое теперь»[2], - замечает свмч. Ипполит.
Хотя если кто-то будет искать имена имея это число – и таковые могут найти множества имен[3] – всегда должны продолжать ожидать, находясь в некотором колебании и нерешительности, в решении вопроса о том, каково в точности из всех имен, которые уже найдены, и которые несут в себе число, будет в итоге имя антихриста, когда он уже придет.[4]
Тем не менее, Отцы сообщают о некоторых именах, которые содержат число 666 как вероятные имена антихриста. Приведение некоторых имен делается по двум причинам. Первая, ради примера. А вторая, для того чтобы особо указать на то, что побуждать верующих не заниматься поиском имен равных числу 666, чтобы это не делалось ими, потому что, не существует таких имен, но и по причине удержания в себе страха Божия и сохранения ревности к истине.[5]
Имена упоминаются с явным сомнением и явным осознанием возможности того, что ни одно из них не является именем Антихриста. Их речь сформулирована с некоторой неуверенностью. Как характерно говорит Ипполит: «Скажем, однако, что мы думаем теперь то или другое.»[6]
[1] См. Ириней Лионский. Против ересей, V., 30, 3 “ Посему, вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным. Ибо, если оказывается много имен, заключающих в себе это число, то, спрашивается, какое же из них будет носить имеющий придти (антихрист)? ”
[2] Ипполит Римский. О Христе и антихристе.
[3][3] Ипполит Римский. О Христе и Антихристе. L. “ Ибо мы находим многие имена, равные этому числу, как, например: «Титан» – древнее и славное имя, или «Епанфас»:»
[4] См. Ириней Лионский. Против ересей , V., 30, 3 «ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным. Ибо, если оказывается много имен, заключающих в себе это число, то, спрашивается, какое же из них будет носить имеющий придти (антихрист)? »
[5] Ириней Лионский. Против ересей , V., 30, 3 «Это я говорю не по недостатку имен, содержащих число имени его, но по страху Божию и по ревности к истине, ибо имя Еванфас (ΕYΑΝΘΑΣ) содержит искомое число, но я о нем ничего не утверждаю». В богатой христианской литературе даются три причины. Имена эти сообщаются «ради благодатного упражнения», то есть как некий вид упражнения ради того, чтобы христиане эпохи антихриста смогли бы знать способ связи имени антихриста с числом его имени, чтобы они смогли бы понять кем он является, когда он уже придет. См. Арефа Кесарийский.
[6] См. Ипполит Римский. О Христе и антихристе. 50 ( L., σελ. 214). Экумений использует дважды слово связку “вероятно » (ίσως). Βλ. Οικουμενίου, Ε.Α., σελ. 193 «Ίσως γάρ ούτως εαυτόν ωνόμασεν...Τούτοις γάρ τοις ονόμασιν...»
Д) глубочайший смысл и символизм числа шестьсот шестьдесят шесть[44]
«Число 666, которое является числом имени антихриста «содержит» и «показывает, объявляет» (μηνύω)» имя антихриста. Как содержащее имя антихриста, оно указывает на его имя. Оно служит в качестве знамения распознания, как распознавательный элемент антихриста.
Итак, мы знаем, как число связано с именем антихриста – это сочетание букв имени – и каково реальное использование соответствующего числа согласно Иоанну Богослову. Оно нам дает возможность распознать антихриста.
При выяснении ряда вопросов в связи с этим раждаются два вопроса: это случайность, что число 666 будет числом антихриста, и что если число 666 несет в себе метафизический смысл и вызывающее содержание, то с ним связано только имя антихриста или же что-то еще?
Согласно святому Иринею число 666, кроме того что оно является числом имени антихриста, оно имеет и еще большую специфичность. Оно обнаруживает специфичность антихриста. Оно выражает собой и раскрывает собой его вполне конкретное , и вероятно главное свойство. И совершенно неслучайно то, что числом антихриста будет 666. Божественный Промысел избрал это число его имени, непосредственно для того, чтобы им выражалось свойство антихриста и каково оно по сути.
Безусловно, в случае с антихристом нам не известно его имя, у нас нет его имени. Нами он именуется «антихрист», каков он и будет. Но в эпоху его деятельности он будет иметь другое имя, которого мы не знаем. Следовательно, мы не можем говорить о соответствии между именем и свойствами антихриста. Но мы можем говорить в соответствии с числом его имени и о характере антихриста. В данном случае, согласно Иринею, свойство антихриста выражается числом антихриста, числом шестьсот шестьдесят шесть.
Если мы станем анализировать следственную связь, коварство в личности антихриста, то мы увидим, что в нем будет концентрироваться всякое зло, всякое коварство в человеческой истории. Вся сила и действие отпадения-апостасии будет концентрироваться и заключаться в этой личности. Согласно свмч. Иринею Лионскому, эта особенность антихриста, как непосредственного возглавителя всякого лукавства и зла будет выражаться в числе шестьсот шестьдесят шесть. А имя антихриста будет содержать число шестьсот шестьдесят шесть, непосредственно для того, чтобы было заявлено о том, что антихрист возглавляет все отступничество-апостасию человеческой истории, от создания мира и вплоть до его конца. Но каким образом число шестьсот шестьдесят шесть будет свидетельствовать о завершении апостасии в человеческой истории, это, конечно же раскрывает сам Ириней Лионский.
Ириней обосновывает эту точку зрения двумя способами. Прежде всего, он разделяет отступничество на два периода. До всемирного потопу и после него. Символом первого периода является число шестьсот, потому что Ной имел 600 лет, когда разразился потоп, который погреб под собой растленное поколение той эпохи. Второй период отступничества символизируется числом шестьдесят шесть, потому что образ царя Навуходоносора, которому он призвал поклоняться, имел размеры шестьдесят (в высоту) на шесть (ширину). Так что число антихриста, которым является число шестьсот шестьдесят шесть, охватывает два периода отступничества-апостасии. Оно обнаруживает и символизирует охват апостасией всей человеческой истории, которая свершиться в личности антихриста. Стоит заметить, что в этом знамении свмч. Ириней видит нечто большее. Он считает, что шестьсот лет Ноя и размеры изображения Навуходоносора составляют некий прототип. Они прообразуют и "означают" число антихриста, число шестьсот шестьдесят шесть.
Тем не менее, Ириней Лионский предлагает и еще одно разъяснение тому, почему число шестьсот шестьдесят шесть символизирует собой и охватывает собой все отступничество-апостасию человечества. Это разъяснение основывается на тройном присутствии одного и того же числа, числа шестьсот шестьдесят шесть числа антихриста. Факт, что число шестьсот шестьдесят шесть состоит из шести сотен, шести десяток и одной шестерки вовсе не неслучайно, это имеет значение.Число шесть, которое повторяется трижды,выражает собой и заявляет собой cосредоточии отступления в начале мира, в середине истории мира, а также апостасии последних времен, в завершении истории. (См. Ириней Лионский, Против ересей V, 30, 1 "ибо одинаковое повторение числа «шесть» указывает на восстановление всего богоотступничества (антихриста), которое было в начале и в средине и будет в конце времен". Подобное истолкования числа 666 как числа антихриста дает и Ориген, который придает числу 6 некий отрицательный символизм по причине и специфике числа 666 как числа имени антихриста. См. Ωριγένους, Εις τον Ιεζεκιήλ, Δ΄, ΙΔ΄, P.G. 13, 781 "ведь это число является символом страданий и претепением зла Спасителем, в шестой день пострадавшего, а в Апокалипсисе Иоанна число имени зверя это χξς' (6666) ")
Толкование, которое основывается на символическом использовании числа 666, однако, оно оказывается несколько отличным, принадлежит святому Беда. Число 6 символизирует совершенство. Количество золото, которым расплачивались в качестве налога в царстве царя Соломона, составляло шестьсот шестьдесят шесть талантов. (3 Царств.10, 14-15) . Антихрист дерзнет потребовать для самого себя делать приношение, которое по праву принадлежит действительному Царю. (См. Βέδα, Ε.Α., Marshall, σελ.97 "Но то, как столь великий жаждущий похвалы должен желать быть отмеченным таким знаком, требует длинного рассуждения. Иначе кто не знает, что число шесть, в соответствии с которым создан мир, означает совершенство работы? И это, будь то простое, или умноженное на десять, или на сто, показывает, что плод одного и того же совершенства может быть шестидесятикратным или стократным. Вес золота, приносимого Соломону каждый год, был шестьсот шестьдесят шесть тысяч талантов. Таким образом, обольститель осмелится потребовать от себя приношение, которое по праву должно быть уплачено истинному королю.")
Нам необходимо отметить, что эти истолкования, которые даются свмч. Иринеем Лионским и св. Беда, основанные на символическом использовании числа 666, не находят отклика в других святоотеческих текстах. То, что единогласно повторяется всеми отцами - это связь числа 66 с именем антихриста. То, что число шестьсот шестьдесят шесть будет содержать имя антихриста и то, что оно в точности, нам окажет помощь в его распознании, когда он придет. Символическое значение, когда ему придается значение, параллельно нам сообщает о связи число-имя.
Е) Духовное значение начертания
«Начертание антихриста будет символом и эмблемой антихриста. То чем для христиан является Крест, тем же будет является начертание антихриста для его сторонников. Принятие ее и запечатление ей будет означать принятие человеком антихриста и введение его в общество сторонников зверя. Принятие антихриста будет равнозначно отречению от Христа. Это будет удостоверение-сертификат о принятии антихриста как Бога, исповеданием веры в «мерзость запустения».[45]
Суть начертания будет состоять в том, что оно будут сатанинской и антихристовой. А, исходя из этого, оно будет иметь сатанинскую силу и действие, и, безусловно, с соответствующими последствиями. Согласно прп. Ефрему Сирину принятие начертание приведет к духовному пленению человека и удалению от Господа и лишение божественного просвещения.[46]
Е)Связь начертания антихриста с процедурой торговли
Начертание антихриста кроме своего духовного значения и измерения будет иметь и служение практическое и применяться. Она будет служить «ключом» для участия в процессе обмена жизненными благами. Она будет служить своего рода билетом для входа в процедуру совершения покупки. Оно будет необходимым условием, «sine qua non», который должен носить всякий гражданин и каждый человек для того, чтобы приступить к покупке или продаже жизненных благ. Без начертания никто не сможет ни покупать, ни продавать чтобы то ни было.[47]
Внедрение начертания в качестве необходимого условия для участия гражданина в торговых сделках будет служить двум целям. С одной стороны это преследует цель в том. чтобы по возможности большинство приняло начертание, а, с другой стороны ставится цель физически и биологически уничтожить тех, которые откажутся от нее. Использование нужды человека для получения пищи в качестве насильственной меры для принятия начертания доказывает невероятное лукавство и злобность антихриста. Святой Ефрем Сирин соответственно пишет: «Заметьте, братья мои, чрезмерную злокозненность зверя и ухищрения его лукавства: начинает он с чрева, чтобы вынудить человека, приведенного в крайность недостатком пищи, принять печать зверя, то есть злочестивые начертания, и не на каком-либо члене тела, но на правой руке, а также на челе, чтобы человеку не было уже возможности правой рукой запечатлеть крестное знамение и на челе назнаменовать святое имя Господне или славный и честный Крест Христа и Спасителя нашего.»[48] Согласно прп. Ефрему Сирину, виновными в применении этой экономической системы торгово-финансовых сделок, где начертание антихриста станет обязательным условием для участия в торговых сделках, будут теми «начальники, которых поставит антихрист». «И он поставит правителей, чтобы они исполняли его приказания», - пишет он соответственно. Эти «правители» будут начальниками с правами местного управления и грубым характером. Они проявят заботу со всей грубостью и жестокостью, чтобы пищу брали только те, которые имеют начертание антихриста.[49]
перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2022г.
частичное или полное использование текста разрешается при условии ссылки на интернет-портал "Православный Апологет"
[1] См. Викторин и Иероним, E.A., CCEL, σελ. 359 и CSEL, σελ.126-127, Νεοφύτου του εγκλείστου, Σαφήνεια, Υπόθεσις ιβ΄, σελ. 242 В обширной христианской литературе делается замечании е Экумением, Андреем Кесарийским и Арефой Кесарийским относительно зверя выходящего из земли, что лжепророк и этот зверь являются одной и той же личностью.
[2] См. Ипполит Римский. О Христа р Антихристе. Ιππολύτου. Περί Χριστού και Αντιχρίστου, XLIX, σελ. 213 «τό μέν οὗν τά ἀναβαῖνον τό ἐκ τῆς γῆς τήν βασιλείαν τήν τοῦ ἀντιχρίστου ἐσομένην λέγει, τά δέ δύο κέρατα αὐτοῦ ψευδοπροφήτην».
[3] В другом месте святой Беда делает разъяснение о том, что зверя необходимо истолковывать в соответствии с тем местом, в котором о нам говориться, либо это может быть дьявол, либо же антихрист, либо же безбожный город. См. Βέδα, E. A., 169-172D, 190D, 193BC и Marshall, σελ.87-94 и 140
[4] Согласно этим же отцам зверь выходящий из моря – это антихрист. См. Ириней Лионский. Против ересей, V, 28, 2 Викторин и Иероним CSEL 116-7, 126-131 и CCEL σελ.356-7,Νεοφύτου του αγκλείστου, Σαφήνεια, Υπόθεσις Ζ’, σελ.232-3, Υπόθεσις, Ι, σελ.236, Υπόθεσις, ΙΒ΄, σελ.242. святые Ипполит и Беда тем не менее не отождествляеют зверя из моря с антихристом и не связывает его с ним. Согласно Ипполиту зверь из моря это Римское царство, которое восстановит и обновит антихрист (. Ιππολύτου. Περί Χριστού και Αντιχρίστου, XLIX, σελ. 213). Согласно мнению Беды зверь, который выходит из моря это тело дьявола, то есть люди, которые следуют за ним, в то время как сила его подается антихристу для совершения его действий. Поэтому и голова, которая была отсечена и оживлена и уста которой открываются лоя того, чтобы хулить – это антихрист. (См. Βέδα, E. A., 169-172)
[5] См. Οικουμενίου, Ε. Α., Χ, σελ. 246-7 , “Этот лжепророк есть дьявол и антихрист.»
[6] См.Μ. Αθανασίου, Αμφιβαλλόμενα, Σύνοψις Αγίας Γραφής. P.G. 28, 429
[7] Откр.19, 20; и 20, 10 См. Также свмч. Ириней Лионский. Против ересей, кн.V, 28,2 CCEL, 356-7, CCSL, 126-129. Пророчество этой статьи не является бессмысленным. Это будет не кто-то из многих лжепророков. Это будет лжепророк. Аналогично отличию между антихристами и антихриcтом будет и отличие между лжепророком последнего времени и многочисленными другими лжепророками.
[8] См. свмч. Ириней Лионский. Против ересей. V, 28, 2 «Потом он говорит об оруженосце его, которого называет также лжепророком…»
[9] Святой Неофит затворник в своей заметке сообщает об Оруженосце антихриста примерно то же самое, что и другие Отцы. Единственное отличие от них заключается в том, что он определяя личность оруженосца антихриста, говорит, что это Мухаммед, который в конце времен вернется для того, чтобы помогать антихристу. Это отождествление Мухаммеда как предтечи антихриста в рамках исторического истолкования книги Откровения является признанным в исторический период жизни писателя, и не представляет собой какой-то проблемы. Мы также ранее говорили о единстве мнения отцов нашей Церкви о том, что все еретики и Мухаммед считаются предтечами антихриста…
[10] См. Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение Иоанна Богослова. «Об этом блаженный Ириней говорит так: «Об оруженосце, которого называют и лжепророком, нужно сказать, что он говорил как змей. Ему сообщена власть совершать знамения и чудеса, чтобы, шествуя пред антихристом, приготовить ему путь погибели…Волшебством и обманом предтеча отступника-лжехриста все будет делать для обольщения людей, чтобы они считали антихриста за Бога, как славного чудотворца и удостоившегося такого прославления подобно Крестителю, приводившему верующих ко Спасителю, ибо для обольщения людей и ложь старается подражать истине». Ε.Α., ΛΖ’, Арефа Кесарийский Ε. Α., ΧΙΙΙ, ΛΖ’
[11] См. Андрей Кесарийский Ε.Α., ΛΖ’, Арефа Кесарийский Ε. Α., ΧΙΙΙ, ΛΖ’
[12] Откр. 13. 13-15 «И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив».
[13] Соловьев неслучайно в своем труде, посвященном антихристу представляет помощь, оказываемую антихристу как некое чудотворение именем «Аполлоний». См. Соловьев
[14] Андреас Феодору говорит и о людях, которые скрывались в статуях и говорили. См. Ανδρέα θεοδόρου. Η περί Αντιχρίστου ιδέα, ο.π., σελ 407 και Μπρατσιώτη Π., Η Αποκάλυψη του Ιωάννη, ο.π. σελ.216
[15] См. Экумений,Ε.Α., VIII, σελ.192, Андрей Кесарийский,Ε.Α., IΓ’, ΛΖ’,σελ. 340 и Арефа Кесарийский, Ε.Α., ΧΙΙΙ, ΛΖ, σελ. 382
[16] См. Андрей Кесарийский Ε.Α., IΓ’, ΛΖ’,σελ. 337 и Арефа Кесарийский, Ε.Α., ΧΙΙΙ, ΛΖ, σελ. 381
[17] Ириней Лионскийю Против ересей кН. V, 28.2, σελ.357 «он будет делать знамение…а волшебством. И не должно удивляться, что когда ему служат демоны и отступившее ангелы, он чрез них совершает знамения, которыми обольстил живущих на земле.»
[18] См. Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение Иоанна Богослова.336
[19] См. Андрей Кесарийский. Там же. 336
[20] Отличающееся от этого любое иное истолкование дал бы совершенно отличающийся образ.Несколько иное предположение высказывается святыми Ипполитом Римским и Бедой. В обширной христианской письменности Экумений не сообщает о Предтече антихриста, но он говорит о некоем сатанинском духе, который оказывает помощь антихристу. Смю соответственно Экумений, Οικουμενίου, Ε. Α., VII, σελ. 183-186 Однако же и эта теория о сатанинском духе, который будет помогать антихристу являет и некое сходство с теорией об оруженосце антихриста.. Во всяком случае, Экумений, в итоге, является единственным, кто не говорит об оруженосце антихриста, поскольку согласно святому Беда выходящий из земли зверь может быть тем, кто действует именем выходящего из моря зверя, который связан с антихристом.
[21][21] См. свт. Иоанн Златоуст. Беседа 76 на Евангелие от Матфея, P.G. 58,697 “Здесь Он разумеет и антихриста, и тех, которые будут служить ему». См. также прп. Ефрем Сирин. Слово на Второе пришествие Господа.
[22] Откр.13, 17. Смотрите Арефа Кесарийский ΛΗ, σελ.384 “Καί τί τό χάραγμα, ἐπιφέρει, τό ὄνομα τοῦ θηρίου»
[23] См. Откр. 13, 17-18
[24] См.Ириней Лионский, Против ересей V, 25, Ипполит Римский. О Христе и о антихристе, Викторин и Иероним, Неофит затворник
[25] Ириней Лионский Указ. Сочин. V, 30.3 См Евсевий Кесарийский, Церковная история 3, 15, P.G. 20, 252. ΛΗ, “»
[26] Ириней Лионский Указ. Сочин. V, 30.4 и Арефа Кесарийский ΛΗ, σελ.384, «»
[27] Ириней Лионский. Ука. Сочин V, 30. 4 “А теперь, так как «он был и нет его, и выйдет из бездны и пойдет в погибель» (Отк.17:8), как будто бы не существовал, то и имя его не возвещено, ибо имя несуществующего не возвещается.»
[28] См. Ипполит Римский Περί Χριστού καί Αντιχρίστου, V, σελ.199 “καί τί τό όνομα τί διά τοὗἀριθμοῦ ἐν τη γραφῇ μηνυόμενον».
[29] См. Ипполит Римский Περί Χριστού καί Αντιχρίστου,L, σελ. 214 «καί γάρ αὐτό τῇ αὐτῇ ψήφῳ ἐμπεριέχεται» (то есть имя это содежится в числе)См. Ириней Лионский. Против ересей, V, 30,2 “Посему, такие люди должны узнать и возвратиться к истинному числу имени, чтобы не быть причисленными к лжепророкам»
[30] См. Liddell and Scot, Μέγα λεξικόν της Ελληνικής Γλώσσαης, μεταφρασθέν εκ της αγγλικής εις την ελληνικήν υπό Ξενοφόντος Π. Μόσχου, Καθηγητού, διά πολλων δε Βυζαντινών ιδίως λέξεων καί φράσεων πλουτισθέν και εκδοθέν επιστασία Μιχαήλ Κωνσταντινίδου, Εκδόσεις Σιδέρης, Αθήνα α.χ., λήμμα «μηνύω», τ. Γ΄, σελ.157
[31] См. Ипполит Римский Римский Περί Χριστού καί Αντιχρίστου. XLVIII, σελ. 213 “Но нам нужно подробнее о нем сказать, в особенности, каким образом Дух Святый числом таинственно указал и самое его имя»
[32] См. Ипполит Римский. О Христе и антихристе 50 (Περί Χριστού καί Αντιχρίστου, L, σελ. 214). «… мы находим многие имена, равные этому числу»
[33] Αρέθα, Ε. Α., ΛΗ΄, σελ.384
[34] Ириней Лионский. Против ересей V, 30, 1 «сообразно с греческим счислением, по буквам».
[36] C M. Fabridge, Studies in Biblical and Semetic Symbolism, (Hobaken, NJ:ktav Publishing House, 1070, p. 95)
[37] См. Светоний, Нерон, ΧΧΧΙΧ, 2. Τηε τςελςε Ψεασαρς, Λνδον, Πενγθιν, 1975, ππ.235-6
[38] См. Ириней Лионский, Против ересей, V, 30, 1 «и когда разум научает нас, что число имени зверя, сообразно с греческим счислением, по буквам, в нем содержащимся, заключает, шестьсот шестьдесят шесть…».
[39] Викторин и Иероним, E. A. , CCEL, σελ.356 и CSEL, σελ.122-123
[40] Νεοφύτου του εγκλείστου, Σαφ’ηνεια, Υπόθεσις Ζ΄, σελ. 232
[41] См. Yexe Marrs, «Новая Эра, ее темная мистика» (Η Νέα Εποχή, Τα σκοτεινά μυστικά της). Εκδόσεις Μπίμπις, Θεσσαλονίκη, σελ.70-1
[42] См. Eco Umberto “Η Αποκάλυψη του Ιωάννη, Παλίμψηστο στον Beato της Liebanna”, Εκδόσις Παρατηρητής, Θεσσαλονίκη 1995, Μετάφραση Ιωαννίδη Θεόδωρος....
[43] Интерес к равнозначности чисел и букв не когда не прекращался. Примеры такой равнозначности мы находим в средневековой Европе, но и в арабских хронографах. См. труд Ιfrah Georges Ιστορία των Αριθμών, Η ιστορία μίας μεγάλης Ανακάλυψης, Εκδόσεις Σμυρνιωτάκη, Αθήνα α.χ., σελ.207-8
[44] Σελ. 163 Η βαθύτερη σημασία και συμβολισμός του αριθμού αξακόσια εξήντα έξι
ΤΑΜΙΩΛΑΚΗΣ ΒΑΣΙΛΕΙΟΣ Η ΔΙΔΑΣΚΑΛΙΑ ΤΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΓΙΑ ΤΟΝ ΑΝΤΙΧΡΙΣΤΟ. (ΔΟΓΜΑΤΙΚΗ ΕΡΕΥΝΗΣΗ). ΔΙΔΑΚΤΟΡΙΚΗ ΔΙΑΤΡΙΒΗ που θποβάλλεται στο Τμήμα Θεολογίας της Θειλογικής Σχολής Α.Π.Θ. Θεσσσαλονίκη 2011
Тимолакис стр. 163
[46] См. прп. Ефрем Сирин Λόγος εις την παρουσίαν Κυρίου, σελ 118
[47] См. Андрей Кесарийский:
[48] Прп. Ефрем Сирин. Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово. https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/19
[49] Стр.168-169