«Сущность православного пастырcтва связана с традицией исихазма Церкви»
Антихрист и Помазание
Ὁ Ἀντίχριστος καὶ τὸ Χρῖσμα
«Итак пастыри Церкви не должны говорить только об Антихристе и его предтечах, но главным образом и прежде всего им необходимо помочь христианам жить таким образом, чтобы в них действовала благодать Крещения и Миропомазания, с хранением заповедей Божиих и догматов, христианской жизнью в покаянии и внутренней умной молитве, поскольку так мы сможем распознавать действия Христа от действия Антихриста».
Митрополит Навпактский и Св. Власия г. Иерофей
Соответственно времени появляется и причина для прихода Антихриста, когда он будет совершать свои действия в людях и мире. И его время, конечно же, определимо, в особенности что касается времени его явления.
Многие из нас задают вопросы относительно данной темы, но ответы находятся в Священном Писании и, в особенности, в посланиях апостола евангелиста Иоанна, апостола Павла и в Апокалипсисе Иоанна Богослова и у всех пастырей Церкви.
Далее мне хотелось бы сделать несколько простых замечаний главным образом в отношении того как противостоять такому положению.
* * *
-
Евангелист Иоанн в 1 соборном послании говорит о пришествии Антихриста, в тоже время он также говорит и о действии антихристов, и пишет христианам, что это время надвигается.
«Дети, последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы познаем из того, что последнее время».
Согласно толкованию прп. Никодима Святогорца, который использует тексты церковных писателей, кроме Антихриста, который явится в конце мира и при приближении Второго При- шествия Христова, существует множество антихристов, которые уже совершают дело Антихриста, и в его эпоху и в каждую эпоху, а и «они являются предтечами и продвозвестителями, притом каждый из них, и главным образом желанного антихриста».
Как до пришествия Христа существовали Пророки, также и до пришествия Антихриста будут явлены предтечи его, лжепророки.
Так, согласно многочисленным толкованиям, антихристами называются «нечестивые еретики», которые содержат и отстаивают «гнусные антихристовы догматы».
Это и является той причиной, по которой евангелист Иоанн в последующем стихе пишет:
«Они вышли от нас, но не были нашими: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли и через то открылось, что не все наши» (1 Иоан. 2, 19)
Речь идет о тех христианах, которые познали открытую истину и ангельский образ жизни, но поскольку были рабами плотских вожделений, они не смогли воспринять
«великолепие небесных благ и красоту мысленного мира и блаженство а, в сущности, отвергли радость будущего века»,
Согласно прп. Никодиму Святогорцу.
В данном случае они возвратились в апостасийному образу жизни
«и не захотели стать истинными любителями чистого во Христе образа жития».
l Итак, еще до пришествия Антихриста явятся предтечи Антихриста, разнообразного вида еретики, но и те христиане, которые вместо того, чтобы жить житием Христовым в чистоте сердца и в истинной вере в уме, живут в страстях и бездействии, без внутренней молитвы и истинной веры в Бога.
2. Однако, Евангелист Иоанн Богослов не удовлетворяется в своей речи Антихристом и его предтечами, но говорит о противостоянии Антихристу и его предтечам. Поэтому сразу же после предыдущих стихов он пишет:
«Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все». (1 Иоанн. 2, 20)
То есть христиане приняли помазание от Бога и знают, как различать действия Антихриста и антихристов от действий (энергий) Христа. Речь не идет о чтении книг, а о помазании, которое имеется в сердце и обучает человека.
И прп. Никодим Святогорец пишет вновь, толкуя, что такое помазание:
«Вы приняли помазание и действие Святого Духа в ваших сердцах от Святого святых Господа Христа».
И несколько ранее, касаясь того, как кто-то приемлет помазание Святого Духа, пишет:
Христиане приемлют благодать и действие Святого Духа через святое крещение, и конечно же через миропомазание и оно называется печатью и благодатью Святого Духа, имеющее одинаковое название от помазания и запечатления святым Миром, исходя из того, что когда им помазуется христианин священником, произносятся такие слова «печать дара Духа Святаго».
Помазание Святого Духа – это печать Святого Духа, которое совершается во время таинства Миропомазания святым Миром в день нашего Крещения.
В дальнейшем, в той же главе, Евангелист Иоанн вновь говорит, что святое помазание, которое воспринял христианин во время святого Крещения, его учит различать истину и ложь.
Он пишет:
Впрочем, помазание, которые вы получили от Него, в вас пребывает и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. (1 Иоан. 2, 27)
Согласно толкованию прп. Никодима, который использовал книги Святых Отцов и писателей, помазание, которое принял человек – это благодать Святого Духа, которая пребывает в сердцах христиан и по слову евангелиста Иоанна подталкивает христиан,
«чтобы они пребыли неизменно всегда во Святом Духе, истинной любви и веры».
И далее прп. Никодим пишет: «Как и каким образом» пребывает человек неизменным к дарам Святого Духа? Это происходит, когда человек пребывает твердым в догматах богословия и домостроительстве воплощения, не только разумом, но по существу.
Итак, те которые говорят об Антихристе и о его предтечах, им необходимо приводить все цитаты Евангелиста Иоанна и, главным образом, устанавливать что говорит Евангелист Иоанн о образе противостояния Антихристу и его предтечам.
Христиане знают истинных пророков и их отличают от лжепророков, и отличают Христа от Антихриста только с помощью действия Помазания, которое они приняли от Бога и действует в их сердцах.
3. О помазании Святым Духом, которое именуется и печатью, говорит апостол Павел:
«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». (2 Кор. 1, 21-22)
Здесь самым ясным образом свидетельствуется, что Бог это Тот, Который подает утверждение христианам. Он есть Тот, Кто нас помазует. Помазание отождествляется с печатью и это совершается Богом, который подает в наше сердце залог Духа.
Если кто-то исследует и другие параллельные цитаты апостола Павла о том, что означает залог Святого Духа, что означает, когда кто-то воспевает и песнопения духовные гимны в своём сердце, тогда поймет, что этим помазанием-печатью является умно-сердечная молитва, которая является выражением любви, которую человек испытывает к Богу.
В таком человеке, который восприял печать Святого Духа, написано имя Христово.
Об этом сообщает Евангелист Иоанн в своём Апокалипсисе:
И видел я другого Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. и воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано было вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен Израилевых». (Апок. 7, 2-4)
Здесь становится ясно, что Ангел, который имел «печать Бога живаго», запечатлел рабов Божиих на челе их.
Параллельные тексты находятся и в других главах Апкалипсиса:
И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». (Апок. 14, 1)
То есть, спасенные люди, которые стоят вместе с Агнцем – Христом, имели имя Христа и Отца Его, написанные на их челах. И как говорится в тексте далее, они пели «песнь новую» перед престолом Божиим, содержание которой знали только они сами.
-
l Итак, запечатление Христиан именем Христа и Отца его связано с «песнью новой», то есть умной молитвой, которую не знают те люди, которые не имеют опята пребывания в ней.
-
l Все это означает, что через таинство Миропомазания, которое связано с таинством святого Крещения, мы воспринимаем дар Святого Духа внутрь сердца, через запечатление членов нашего тела, когда священник сказал: «печать дара Духа Святаго, аминь».
-
Это помазание в сердце действует как просвещение ума, как вдохновение, как любовь к Богу, как молитва, как надежда вечной жизни, как залог Духа.
Исповедание мучеников и мученичество, которому они последовали, является действием святого Помазания, через которое зрится Бог, поэтому и мученичество Святых не является предположением рассудочной деятельности, чувственного возбуждения раздражительной энергии, но плодом богозрения – обожения...
Но если нами совершается какой-то грех, тогда помазание, которое обитает во глубине сердца задействуется через покаяние. То есть покаяние, которое о себе заявляет как расположение духа к изменению жизни, как любовь к Богу и как молитва, является действием благодати святого Помазания. Также это помазание задействуется с помощью умно-сердечной молитвы, которая является «песнью новой», воспеваемой возрожденными Духом Святым.
Однако, когда человек отрекается от Христа, покидает Православную Церковь и приемлет другие исповедания-ереси и религии, тогда он теряет этот дар и чтобы возвратиться вновь в Православную Церковь, он должен опять принять помазание Святым Духом через таинство Миропомазания.
l Итак, Пастыри Церкви не должны вести беседы только об Антихристе и о его предтечах, но главным образом и прежде всего необходимо помочь христианам жить таким образом, чтобы через хранение заповедей Христа и догматов была задействована благодать Крещения и Миропомазания, в их православной жизни, покаянии и внутренней умно-сердечной молитве, чтобы таким образом они смогли бы различить действия (энергии) Христа от действий (энергий) Антихриста.
Иначе они будут смешивать тварные и нетварные энергии и что еще хуже, они будут считать, что энергии Антихриста являются энергиями Христа или наоборот.
Православное пастырство рекомендует такое различение.
* * *
Те, которые будут удостоены быть помазанными в сердце Духом Святым, то есть напишут на сердце имя Агнца из Апокалипсиса и Его Отца, тогда избегут запечатления от апокалипсического зверя и его отца, а также они избегут и его предтечей.
Это сущность Православного Пастырства, которое связано с традицией исихазма Церкви.
Поэтому имеет большое значение сохранение православного монашества. Всякое изменение исихастского духа православного монашества упростит предтечам Антихриста совершать свое дело и прельщать людей.
От редакции: Данная статья Преосвященного Митрополита Иерофея имеет огромную ценность, особенно для нашей российской паствы и духовенства, где господство светского направления, и крайне поверхностный образ христианской жизни вызывает реальные опасения. Действительно, и сами пастыри, а в первую очередь иноки, должны учиться умному деланию. Но оно требует руководства со стороны самих делателей умной молитвы. Весьма важно то, о чем пишет Преосвященный Митрополит Иерофей: что при отсутствии навыка в такой молитве, отсутствии навыка духовной жизни, человек легко доверяет разным помыслам и принимает демонические энергии за свои или божественные. То есть человек без молитвенного подвига и трезвения легко впадает в обольщение демонов, обольщается и его ум помрачается.
Однако, учитывая современную ситуацию с навязыванием числа 666 в компьютерных технологиях, электронных паспортах и т.д., человек поставлен перед реальным выбором: идти на компромисс с совестью, либо принимать эти карточки и паспорта. Правильная и святоотеческая позиция всегда была такова, что человек всегда должен исповедовать Христа. То есть, как только вставал вопрос о компромиссе с совестью, подвижники исповедали даже до смерти Христа, но не соглашались идти по пути компромисса и соглашательства с миром. Стояние в истине и за истину – это принципиальная позиция Святых Отцов. И о необходимости именно такого пути говорили, например свт. Григорий Палама и свт. Игнатий (Брянчанинов). В наши дни о таком именно пути говорили и говорят просвещеные Богом, обладающие умной молитвой старцы Паисий Святогорец, Маркелл Каракальский, архим. Георгий, игумен монастыря Григориат, старцы святой Горы Синай и многие другие. То есть одно только творение молитвы - недостаточно. Да и сама молитва, ее правильный ход пресекается при совершении человеком компромисса, сделки с совестью.
Святитель Григорий Палама в омилии 25 на Неделю Всех Святых говорит следующее: «Поскольку же имеющий любовь к Богу, в Боге прибывает, и Бог в нем, как говорит возлюбленный Христу Богослов, - то истинно любящий Бога, творит исповедание по справедливости о Боге, потому что Бог пребывает в любящем Его... Итак, слова: «Всяк иже исповесть о Мне, исповем и Аз о нем», показывают неразрушимую связь между Богом и исповедующим Его, связь – от которой далеко отстоит отвергающийся».[1]
Свт. Игнатий (Брянчанинов) как бы раскрывает слова свт. Григория о необходимости исповедания Христа: «Исповедание должно быть совершено умом, сердцем, словом, делом, всею жизнию. Стыд, робость, колебание – нетерпимы при исповедании. Исповедание требует решительного самоотвержения... Исповедание Господа, сопровождаемое решительным и полным отречением от мира и от себя, было знамением всех святых».
Кроме того, святитель Игнатий, опираясь на глубоко изученный им опытно подвиг Святых Отцов, подчёркивает: «Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается, как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души: необходимо исповедание делами и жизнью»[2]
Старец Паисий Святогорец, один из величайших святых нашего последнего времени, как известно, указывал на то, что принятие паспорта с числом антихриста 666 – это отречение от Христа: «Здесь происходит отречение. Принимая печать, человек отрекается от Бога. То же и с паспортами. Если бы не требовалась моя подпись, а, скажем, дали бы какую-нибудь бумагу и сказали: вот твой паспорт - и на этом все, то это другое дело. Но когда паспорт имеет символ дьявола, и я сам расписываюсь, что это мой личный паспорт, - это уже не мелочь. Следовательно, я одобряю это отречение».
И это самое страшное: когда человек ради материальных выгод идет по пути отречения от Христа. Тогда, лишаясь божественной благодати, человек превращается в мертвое существо.
[1] Беседы (Омилии) свт. Григория Паламы. М. Паломник. 1993, ч. 1, с. 250.
[2] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Репринт. М. Правило веры. 1993, т. 4. Аскетическая проповедь, с. 177.