Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

О СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ

И

 НАЧЕРТАНИИ АНТИХРИСТА

(По книге «Фальсификация учения о начертании антихриста: опровержение мнений Преосвященного митрополита Никопольского и Превезского г-на Мелетия в его книге «Начертание антихриста в Православном Предании»». Издание монастыря Большие Метеоры 1997.- сс. 66 - 71)

 

 

Преосвященный митрополит Мелетий, делая попытку принизить значение духовных последствий принятия начертания антихриста, весьма неудачно сопоставляет начертание с печатью Святого Крещения, придавая им обоим исключительно духовный смысл, а не материальный.

На эту проблему мы ответим, прибегая к помощи статьи господина Димитрия Целидиса, профессора догматического богословия Фессалоникского Универстета им. Аристотеля, которая была опубликована в газете "Χριστιανικη (Христианство)" от 26 10 97.

Председателю комиссии Священного Синода

Элладской Церкви по Шенгенскому Соглашению

и электронным паспортам

Преосвященному митрополиту Патрскому г-ну Никодиму, г.Патры

 

"Ваше Пресвященство, испрашивая Ваших молитв, я хотел бы поставить Вас в известность, что я как профессора догматического богословия сделался адресатом не только многочисленных вопросов и многочисленных возражений, а также недоброжелательных комментариев относительно положений одного параграфа Энциклики 2626/7 - 4 - 97, который издал Священный Синод нашей Церкви. Ко всему прочему и некоторые статьи, которые были опубликованы недавно и некоторые прения, которые развернулись на местном радио показали, что появилось волнение в значительной части благочестивого народа, который не в состоянии понять смысл Энциклики.

Так как я во всей глубине понимаю свою личную ответственность за тело Церкви, как смиренный член ее, и со всем уважением, которое я питаю к Вашей особе, Ваше Преосвященство, то я решил перепроверить некоторые места относительно наложения печати с тем, чтобы помочь и себе, и, насколько это в моих силах, новой Энциклике, которая готовится к изданию Священным Синодом, чтобы более ясно изложить [вероучительные] положения нашей Церкви.

В Энциклике 2626 (с.2) достаточно ясно говорится следующее: "Церковь наша считает, что печать Христова не есть некий внешний символ, который можно нанести насилием или тиранией, но это благодать Святого Духа, которая через Таинства Святого Крещения и Миропомазания освящает человека и делает его "сыном Божиим" и поэтому эти таинства, в особенности Миропомазание, называются "печатью Христовой" (σφραγις του Χριστου).

"Поистине, единая печать, которая есть Духа Святого просвещение", так лаконично говорит преп. Симеон Новый Богослов. И тот, кто печать Христову имеет и хранит, тем самым он исповедует, что Иисус Христос есть Сын Божий, Который пришел в мир во плоти и стал человеком ради нашего спасения. И не существует такого вида печати, которая налагается насилием и тиранией, которая лишала бы силы печать Христову.

Таким же образом и печать антихриста, о которой повествует Апокалипсис, - это не некий внешний символ, который можно наложить насильно, вопреки желанию и против воли личности, но это добровольное отсечение (η εκουσια αποκοπη) от благодатной жизни Духа Святого с добровольным отречением от веры (η εκουσια αρνηση τησ πιστεως ), в то, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира".

Прежде всего необходимо дать разъяснение по поводу того, что в вышеприведенном тексте идет речь о двух печатях-символах, которые совершенно противоположны друг другу по виду. Первая печать, которая согласно преп. Симеону Новому Богослову является "Просвещением от Духа", представляет собой по мысль святого Григория Паламы уникальный естественный (единоприродный) символ. Естественный (единоприродный) символ всегда сопутствует природе, от которой происходит его бытие как природного. Так как природа этого символа символизирующего предмет в данном случае является нетварной, то нетварным является и его символ, т.е. он открывается "свете славы Божией" (или Просвещении Духа). Вторая печать, в данном случае имеется в виду печать антихриста, представляет собой тварную сущность, которая служит знаком единой целой иной реальности отличной от всякой печати. Эта печать образует аллегорический символ (αλληγορικο συμβολο). (См. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М.1995, 3, 1, 14, с. 279).

Первое замечание, которое я хотел бы сделать, это то, что и два вида символов (природный - Христа и аллегорический -  антихриста) сообщаются человеку в одном внешнем и тварно-осязаемом виде. Печать Христа, т.е. благодать Святого Духа, если и нетварна, то преподается посредством средства тварно-мистического характера - помазания. Печать антихриста, начертание, образует тварный внешний символ, который однако несет в себе для человека духовные последствия в вечности.

То, что я хотел бы уточнить относительно печати антихриста непосредственно следующее:

а) Святой Апокалипсис с достаточной ясностью нам говорит о том, что печать, начертание будет полагаться на правой руке и на челе, а также будет являться "ключом" в системе всех торогово-промышленных отношений (Апок. 13, 16-17).

Согласно тем последствиям, когда печать будет полагаться непосредственно на наше тело, чему мы уже находим подтверждение,  прежде всего в торгово-финансовых и экономических отношениях того времени, печать никак не может быть только мысленной, духовной или же иметь внутренний характер, но она будет и внешним символом.

б) Эта печать несет в себе для принявших ее и свои духовные последствия в вечной жизни. Таким образом, начертание антихриста равнозначно для запечатленных ей отречению от веры во Христа и, вследствие добровольного отсечения от благодатной жизни Святого Духа, оно несет вечное отлучение от Бога.

"И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем ни ночью, кто поклонится зверю и образу его, или принимающие начертание имени его". Таковы последствия для тех, кто имеет печать антихриста и в дни второго пришествия. (Преп. Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне[1].)

"И сделает нечестивец каждому печать, не как попало, не на все части тела, но наложит на правую руку человека, также и на чело нечестивое изображение (δυσσεβη χαρακτηρα) дабы человек совсем не имел силы правой рукой осенять себя знамением Христа Крестом нашим, ни лоб, т.к. он этот нечестивец боится и святого имени Господа, и славного страшного Креста Спасителя". (Свят. Ипполит Римский*)

Несомненно, что само принятие начертания или непринятие ее равноценно либо отречению от веры, либо к сохранению веры, что в принципе становится вполне ясным исходя из последующего библейского текста, который мы далее приводим: "Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса". (Апок. 14,12)

Второе мое замечание касается того, в чем заключается отличительный смысл насильственного наложения печати. В Энциклике замечено: "... нет такого вида печати, налагаемой насильно и тиранически, которая лишала бы силы печать Христову".  Конечно, нетварная благодать Святого Духа как печать Христова не может быть изглажена никаким видом печати проставляемым насильно.

Тем не менее, осмысливая вышеприведенный библейский текст (Апок.14,12) необходимо признать, что печать Христова теряет  действенность со своими спасительными качествами тогда, когда человек добровольно принимает начертание антихриста. Несомненно то, что начертание имеет особое значение, т.к. в библейском тексте оно ставится в одной смысловой- семантической плоскости с числом (666) имени антихриста. (См. Апокалипсис 13, 17 "имеющий начертание, имя зверя или число имени его".)

Мы рассмотрели это знамение в связи с законом насилия. Что же должно произойти, если в государственном законе появится слово «начертание» или «число имени антихриста» (как, например, в случае с электронными паспортами) с той целью, чтобы принудить граждан присоединиться к новому законодательству и торгово-экономическим отношениям?

Согласны ли с нашей Церковью те, кто осуществляет этот вид давления в своем стремительном желании узаконить в государстве принятие начертания или числа имени антихриста, и неужели все это не будет иметь духовных последствий? Конечно,  нет. И это [именно] потому, что свобода выбора человека остается ненарушимой в любом действии и, кто бы его не совершал, даже если она подвергается давлению. Точно также и Диавол будет оказывать на свободу выбора свое давление.

И в случае применения "закона насилия" человек обладает силами совершить самостоятельный выбор. Поэтому было бы справедливо вынести в конце моего обращения следующее: отрекающийся от соблюдения заповедей Божиих, отрекается и от образа вечного общения с Богом.

Но когда закон государства касательно начертания или числа антихриста не просто не предусматривает ограничение использования "закона насилия" на свободу граждан, но и делает прогресс в сторону применения и телесного насилия - каждый раз, когда гражданин в соответствии со своей свободой совести не в силах противостоять насильственному навязыванию начертания, - и сегодня это становится вполне очевидным, то только в таком случае эта печать "не в силах привести в состояние бездействия печать Христову".

Ваше Преосвященство, испрашивая смиренно прощение за мое вторжение, я  предаю себя Вашей отеческой любви, почтительно лобызаю источающую благодать Вашу десницу, испрашиваю Ваших богоугодных молитв.

С глубоким почтением

Димитрий Целенгидис, профессор Университета.

 

Также извещены члены Комиссии

митрополит Димитриадский г-н Христодулос

митрополит Никопольский г-н Мелетия

протопресвитег отец Феодор Зисис, профессор Университета в Фессалониках

протопресвитер отец Геогий Металлинос, профессор Университета в Афинах



[1] Данное слово на русский язык не переведено.



Подписка на новости

Последние обновления

События