О нашем времени. Архимандрит Кирилл (Павлов),
всероссийский старец.
О НАШЕМ ВРЕМЕНИ. Архимандрит Кирилл (Павлов), всероссийский старец.
Архимандрит Кирилл считается одним из наиболее известных русских старцев конца XX – начала XXI вв. Современники дают ему следующую характеристику:
Как в прежние времена прп. Сергий Радонежский, так в наше время о. Кирилл является хранителем чистоты Православия и традиций русского монашества. К нему, в Сергиеву обитель, стекаются верующие со всей России. Здесь, в тесной комнатушке перед батюшкиной келией или в узком коридорчике флигеля Патриаршей резиденции в Переделкино, с трепетом и надеждой часами ожидают люди счастливой возможности увидеть доброе, светлое, дорогое лицо Старца и получить его благословение.
Всех принять Батюшка не может: день ведь не растянешь, но пока сильно не занемог, принимал иногда по 50 чел., и прием длился до полуночи, лишь с небольшим перерывом для короткого обеда и дневной молитвы. Люди приходят к Батюшке со своими скорбями, просьбами, проблемами, и все получают утешение, помощь, совет, наставление и, уходя, прижимают к сердцу бумажную иконку, книжку или конфетку – дорогое Батюшкино благословение.
…Будем надеяться, что на будущее время Господь не оставит нас без Своей помощи. Время сейчас сложное и опасное. Надо бодрствовать и трезвиться. Враг тонко, хитро наступает, приближается… Чувствуется приближение и дыхание антихриста, это скрывать нечего, да. Здесь не надо в панику вдаваться ни в коем случае.
Сейчас именно идут сигналы, которые нас настраивают на то, чтобы быть ближе к Богу. Ближе к Богу– и ближе друг к другу. Стараться нерадение свое уже оставить, посерьезнее отнестись и к вопросу своего спасения и своего исправления, испытания. А для этого, конечно, чтобы одержать победу, облечься во всеоружие Божие, чтобы все козни эти преодолеть, устоять, поэтому сейчас как никогда надо нам облечься в броню веры и любви христианской.
Надо знать, как Апостол говорит, что Господь определил нас не на гнев, а для получения спасения во Христе Иисусе, умершем за нас, – как Апостол пишет Солунянам. Он говорит, что «о временах и сроках нет нужды вам знать, братия, вы сами достоверно знаете, что пришествие Христово будет как тать ночью. Ибо когда будут говорить «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба.
Но вы, братия, не во тьме, чтобы день вас застал как тать, вы сыны дня и света, а тьмы не сыны. Поэтому не будем спать, как спят прочие, но будем трезвиться и бодрствовать. Ибо спящие спят ночью и упивающиеся упиваются ночью. Мы, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви, ждем надежды спасения. Поэтому надо трезвиться.
А самое главное – надо любовь хранить. Не нужно никакой вражды, никаких расколов. Враг эту мысль дал. Надо любовь хранить. Не надо давать врагу никаких расколов учинять. Помните, как во время революции у нас в Церкви [появились] обновленцы. Из среды же Церкви вышли епископы-обновленцы… А это на руку им… Враг боится мира. Вражда – самое его испытанное средство.
Поэтому желаю вам, чтобы братство было единодушное. Снисходили бы друг к другу, прощали бы друг друга. И только как апостол Павел сказал: Возлюбленные и избранные Божии, облекитеся в милосердие, в благость, в смиренномудрие, в кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно обиды, жалобы. Особенно облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. Мир Божий да владычествует, господствует во всех сердцах. Мы призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
Конечно, все эти зловещие сигналы… Я, конечно, знаю, как рассуждают. Убеждение мое лично, – что это нехорошее дело затевают, не хочу никого осуждать, но… христианам предстоят, приближаются испытания…
Я думаю так, первый этап – номера, потом электронная карточка будет. Сейчас как-то попроще, потом труднее будет выкарабкаться, а потом после этих карточек уже метка будет. Когда придется отказываться от метки, там явная уже смерть будет, да. Или Христу изменить, поклониться антихристу, или наоборот – смерть принять за Христа. Я так понимаю.
Потом, в отношении вот этих вот номеров, – это богоборческое дело. Прежде всего, имена человеку нарек сам Бог. Господь Сам нарек имена – Адам и Ева. И так в последующем эта заповедь соблюдалась, хранилась, нарекали имена. Христиане тоже имя нарекают, дают имя, да. И при крещении ангел-хранитель вручается, да. И Церковь имя святого вручает. А тут… мы отрекаемся от своего имени, и какое-то присваивается число. Так если так надо было бы, Господь не дал бы имя Адам, а какое-нибудь там «255» Адаму сказал бы… А ведь имя нарек… А здесь от дьявола, то есть, начинают новый порядок вводить, новый век. Видите, – имена исключить, и под номером все будут.
Сейчас так тонко обрабатывают сознание, действительно, так постепенно, постепенно сознание переродят… Диавол борется с Богом. Богоборцы… богоборцы… Они новый век уже называют «новым веком» [новой эрой]. Новая эпоха, новая жизнь, новые законы… Этот век будет веком тоталитаризма.
Не бойся, малое стадо, с нами Бог!
Думаю, что в братском единодушии и с верою, да, с правой верою во Христа Господа Бога и со взаимной любовью, если и придется какие-то испытания встретить, [то] в таком случае они и легко будут переноситься. От души вас еще раз благодарю и желаю, чтобы такая любовь была между нами.
10 января 2001 года. Из книги «БЛИЖЕ К БОГУ». Составители:священник Виктор Кузнецов, Вадим Дударев
Мнение архимандрита Кирилла (Павлова)
Слово пастыря
Одному из членов редакции “Русского Воскресения” удалось побывать у известного старца – архимандрита Кирилла (Павлова). Беседа носила частный характер. Ее значительная часть была посвящена волнующей сейчас всех православных христиан проблеме – ИНН. Поскольку батюшка в ходе беседы сказал, что он ни от кого это мнение не скрывает, хотя, к сожалению, официально его еще никто не спрашивал об этом, то редакция сочла возможным опубликовать пересказ части этой беседы, касающейся проблемы ИНН.
Первый вопрос был связан с тем, что большая часть православных негативно воспринимает ИНН, попытки присвоить эти номера людям, но при этом некоторые уже склоняются к неверному восприятию ИНН как печати антихриста. Сейчас уже есть случаи, когда люди увольняются с работы, продают квартиры, собираются уходить в леса, некоторые случаи трагичны. Наша паства испытывает волнение, смущение, тревоги, что приводит порой к возникновению разделений. Кто-то из тех, кто не приемлет вводимые номера и их присвоение, обращаются к Патриарху, к архиереям, как недавно было во Владимирской Епархии; другие считают, что накаленная обстановка необоснованно раздувается враждебными силами с целью раскачать церковный корабль, нанести вред единству Церкви. Это становится еще одной причиной смущения, причиной дополнительной к собственно введению номеров, и связанной с происходящими вокруг него процессами. Вопрос был таким: как сейчас себя вести? С одной стороны, почти все мы уже знаем, что номера – это плохо. С другой стороны, мы очень озабочены единством Церкви, и тем, что некоторые люди силой обстоятельств поставлены в условия, когда они должны выбирать если не между жизнью и смертью, то между нормальной жизнью и жизнью на грани существования, нищетой, – тому есть конкретные примеры.
Батюшка на это сказал, что присвоение номеров людям – это дело богоборческое, греховное. Поскольку, когда Бог создал человека, Он нарек ему имя. Наречение имени человеку – это Божья Воля. Все тысячелетия, прошедшие с того времени, люди пользовались именами. И вот теперь вместо имени человеку присваивают номер. То, как и для чего это делается, не оставляет сомнений в греховности и богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможностей ему сопротивляться. Но нужно при этом сохранять мир и единство. Это слова батюшки: “Мир и единство”. Без мира вообще ничего делать не следует. Если нет мира, то делать ничего не надо только вред будет. Сопротивляться введению ИНН нужно так, чтобы никаких раскольнических настроений не возникало среди паствы, а пастыри не должны осуждать друг друга и тем более архипастырей, чтобы не страдало единство Церкви. Тем, кто может, нужно добиваться от Правительства, от Думы, чтобы был принят закон, освобождающий православных от присвоения номеров.
Следующий вопрос был о том, как быть тому, кто уже сегодня поставлен в обстоятельства, при которых не может отказаться от номера без причинения серьезных страданий близким. Были приведены имевшие место случаи, когда человек оказывался на грани существования: инвалиду не дают пенсию без присвоения номера – как быть? При этом человек не может отстаивать свои права, поскольку он не в Москве и не в Петербурге, — в глухой провинции, где никакого права-то и нет. К тому же, чтобы отстаивать права нужно обладать определенными знаниями, нужно знать, к кому обращаться, как жаловаться, если подавать в суд, то и деньги какие-то на это нужны… Всего этого люди часто лишены, вследствие того положения, в котором они находятся.
Батюшка ответил, что в таких обстоятельствах человеку придется принять номер. Он не может осуждать, и не осуждает таких людей. Но и таким людям нужно не усыплять своей бдительности, им нужно объяснять, что сейчас будет номер, а завтра – карточка, а послезавтра – печать. Всё это может произойти очень быстро, и потом уже отказаться будет гораздо труднее, чем сейчас. Поэтому лучше, если есть такая возможность, отказываться сейчас,– дальше будут жестче и законы, и обстоятельства. Нужно помнить и о том, что нас всех ждут испытания. Мы призваны к тому, чтобы исповедовать верность Христу. Мы не знаем, когда это произойдет, но то, что это произойдет – несомненно, и к этому нужно готовиться. Следует не успокаиваться вне зависимости от того, приняли мы ИНН или не приняли. Давление будет продолжаться и усиливаться, но в наших силах немного это время отодвинуть. Отодвинуть его мы можем только нашей жизнью. Если мы будем жить по-христиански, если будем стараться жить по заповедям, если мы будем молиться, каяться и стремиться жить благочестиво, то время немного продлится. То же и в противоположном случае. Батюшка привел пример из Откровения: Зверь выходит из моря. Море – это море наших грехов, наших страстей. Они и порождают Зверя, из них он и выходит… Поэтому нам важно сейчас жить очень трезвенно, по-христиански, что не менее важно, чем предпринимать действия по противостоянию введению номеров.
Касаясь вопроса о единстве Церкви, батюшка сказал интересную вещь: неизбежно нам придется исповедовать верность Христу, и первыми мучениками станут архипастыри, они первыми войдут в Царствие Небесное. Поэтому, нам нужно стремиться объяснить им сейчас нашу тревогу, то, почему мы не согласны принимать номера. Нам следует быть едиными с нашими архипастырями.
Далее был задан вопрос об отношении к призывам ни при каких обстоятельствах не принимать номеров, к призывам уходить в леса. Одна из сторон этого вопроса связана с тем, что сейчас и в Правительстве, и в Думе, и в армии, в органах правопорядка достаточно много православных людей занимающих высокие должности, могущих влиять и влияющих на политику государства, что очень важно для нас – для Церкви, для всех верующих. Для нас важно, чтобы такие люди были, не уходили из общества, чтобы не происходило маргинализации Церкви. Но по закону они должны сейчас принять ИНН или уйти с работы. Возникает вопрос – какое у нас государство, граждане ли мы его или же мы отщепенцы, диссиденты, изгои, будем ли мы следовать по пути, ведущему к такому положению?
Да, ответил старец, в государстве есть православные люди, занимающие важные должности и государство, кажется, меняется к лучшему, но кто вводит эти номера? Мы знаем, что власти наши не совсем свободны, многое им диктует Мировое правительство. Этим, занимающим высокие должности людям, генералам и прочим, если они настоящие православные христиане, тоже нужно быть готовым пострадать за Христа.
Когда-то такое время все равно настанет. Еще раз он повторил: “Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – печать”. Поэтому нам нужно добиваться, чтобы были приняты законы, позволяющие православным людям не принимать номеров, чтобы даже те, кто их принял сейчас, имели бы возможность от этих номеров официально отказаться. Это главное, что сказал отец Кирилл.
Из книги «БЛИЖЕ К БОГУ» . Составители:священник Виктор Кузнецов, Вадим Дударев
Русское Воскресение, 2001 г. Тайна беззакония