Литургия Преждеосвященных Даров: история, время совершения и евхаристический пост
повторная и дополненная публикация
"Ныне силы небесныя невидимо с нами служат..." хор византийского пения
Древность литургии Преждеосвященных Даров
В большинстве научно-богословских статей и трудов, посвященных истории появления Литургии Преждеосвященных Даров (греч. ῾Η Λειτουργία τῶν Προηγιασμένων Δώρων / ῾Η Θεία Λειτουργία τῶν Προηγιασμένων и т. п) констатируется факт несомненной древности появления этой литургии[1]. Некоторые видят ее происхождение с апостольских времен[2], некоторые в практике Древней Церкви ежедневного личного (самопричащение) причащения христиан, а некоторые в практике причащения Тайн Христовых монахов-пустынников. Такое причащение совершалось, скорее всего, после 9 часа (то есть после 3-х часов по полудни или ближе к заходу солнца) и ему предшествовало суточное воздержание от пищи.[3] Ибо если естественное воздержание от пищи в период Великого поста длилось до 9-часа, то, несомненно, оно длилось и при совершении Литургии Преждеосвященных Даров[4]. Именно о полном воздержании от пищи, полноценном посте в течение всего прошедшего дня перед вечерней, на которой совершается Литургия Преждеосвященных Даров, как об исконной и непрерывной традиции свидетельствует и профессор И. Фундулис: «Верующий народ приходил “к вечерне” после полного пощения в течение всего истекающего дня, а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать, соединялась с последованием Вечерни»[1]. Этот древний чин пустыннического причащения Тайн Христовых можно назвать «материнской формой, видом Преосвященной литургии» (ἡ μητρική μορφή τῆς Προηγιασμένης) Наиболее ранние свидетельства о совершении Литургии Преждеосвященных. Даров на Востоке относятся к VII в. В Константинопольской «Пасхальной хронике» под 615 или 616 г. говорится, что «в этот год при Сергии, патриархе Константинопольском, начиная с первой седмицы Великого поста стали после «Да исправится…», во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакиона в алтарь, петь [следующее песнопение]: после священнического возгласа «По дару Христа Твоего...» народ сразу начинает: «Ныне силы…» [это песнопение доныне исполняется на Л. П. Д.; в «Пасхальной хронике» его текст приведен полностью.- Авт.]. И это [теперь] поется не только Великим постом во время входа Преждеосвященных [Даров], но и в другие дни, когда бы ни случилась [служба] Преждеосвященных» (PG. 92. Col. 989).(См. ПЭ)
В Константинополе вошло в обычай частое совершение Литургии Преждеосвященных Даров - так, святой патриарх Никифор Исповедник предписывал совершать Литургию Преждеосвященных в среду и пятницу в течение всего года (если в этот день не случится великий праздник и не отменяется пост) и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великим постом ее совершали каждый день, она совершалась и в Великую пятницу. Согласно константинопольскому Студийско-Алексиевскому уставу, действовавшему на Руси до начала XV века, эта Литургия совершалась в среду и пятницу сырной седмицы, во все будние дни Великого поста, в первые три дня Страстной седмицы и в Великую пятницу. (См. ПЭ)
52 правило Пято-Шестого Вселенского (680-81гг.) собора закрепляет обычай обязательного совершения Преждеосвященной литургии во все дня Великого Поста:
«Во все дни поста святыя четыредесятницы, кроме субботы и недели и святаго дня Благовещения, святая литургия да бывает не иная, как преждеосвященных даров».
На Православной Востоке наибольшую известность получили 2 чина Литургии Преждеосвященной Литургии: Константинопольский и Иерусалимский. Первый чаще приписывался свт. Василию и свт. Григорию Богослову, а второй – апостолу Иакову. Константинопольская редакция Преждеосвященной Литургии встречается уже в рукописных памятниках 7 столетия, а Иерусалимской в 6-7 веках. «В грузинскую версию древнего Иерусалимского Лекционария, отражающую практику VI-VII вв., Л. П. Д. уже включена. В свою очередь в сиро-яковитской традиции установление Л. П. Д. приписывается Севиру Антиохийскому, что не обязательно соответствует действительности, но все же является еще одним указанием на VI в. как на вероятное время появления Л. П. Д. на Востоке.»[1]
Кроме того, сам строй этой литургии, совмещающей Великопостную вечерню с торжественными песнопениями Литургии и Причащением святых Тайн Христовых, как подчеркивает профессор И. Фундулис, делает ее «сердцем великого поста святой Четыредесятницы.[2] Она является в нынешнем ее виде «прекраснейшим и одним из самых умилительных богослужебных последований нашей Церкви».[3]
Авторство литургии Преждеосвященных даров
Великий вход на Литургии Преждеосвященных даров с пением "Ныне силы небесныя...". Константинополь. Вселенская Патриархия. патриарший храм св. вмч. Георгия. За литургией молится Его Всесвятейшество Вселенский Патриарх г-н Варфоломей, архиепископ Константинопольский, Нового Рима
В традиционных изданиях текста литургии Преждеосвященных даров авторство этой литургии приписывается свт. Григорию Великому, Двоеслову, папе Римскому (Gregorius Magnus] (ок. 540, Рим - 12.03.604, там же). Его имя рекомендуется поминать при священническом отпусте, а также читать тропарь свт. Григория при чтении благодарственных молитв по святому Причащению. Такая рукописная традиция стала распространяться с 16 столетия. Тем не менее, уже в начале 17 столетия Патриарх Иерусалимский Досифей (Нотара), видный церковный писатель и образованнейший иерарх Православной Церкви Иерусалимский патриарх Досифей II (1641-1707) писал: «Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова».[4] И последние научные исследования в области исторической литургики неопровержимо доказывают ошибочность приписывания свт. Григорию Двоеслова авторства литургии Преждеосвященных даров. Точно также ошибочным является и предположение о западном происхождении этой литургии и перенесении ее на Восток с Запада[5]. Рукописи Литургии Преждеосвященных даров чаще всего не сообщают об авторе Литургии, либо иногда его приписывают свт. Василию Великому, свт. Герману Константинопольскому, свт. Епифанию Кипрскому и свт. Григорию Богослову.[6] Рукопись Божественной Литургии Преждеосвященных даров в Афинской Национальной Библиотеке за № 766, относящаяся к 16 столетию, приписывает авторство этого церковного последования свт. Григорию Богослову. В том же рукописном кодексе дается рекомендация читать тропарь свт. Григорию Богослову. Профессор Афинского университета П. Трембелас полагает, что авторство Литургии Преждеосвященных даров принадлежит свт. Григорию Богослову и лишь совершенно случайно, по ошибке, при переписке рукописей текста литургии, вместо «Богослов» вошло правило писать имя «Двоеслов». Тем не менее, существует предположение, что свт. Григорий Двоеслов, будучи апокрисиарием-послом Римского папы в Константинополе, лишь послужил распространению этой литургии на Западе для ее совершения в Великую Пятницу.[7]. Однако многие литургисты предпочитают не называть имя автора Преждеосвященной литургии, полагая, что авторство неизвестно.
О традиционном времени совершения Литургии Преждеосвященных Даров и сроке евхаристического поста перед причащением тайн Христовых
Теперь мы коснемся главного – времени совершения Преждеосвященной литургии и подготовки к ней особым евхаристическим постом. Мы сравним исконную практику Православной Церкви с тем, что сегодня нам пока только предлагает, а фактически навязывает всей Русской Православной Церкви документ «Об участии верных в Евхаристии»[2], подписанный на Архиерейском совещании 2015 г. некоторыми епископами и высшим священноначалием РПЦ.
В упомянутом документе, который предполагается стать главным руководством для духовенства и мирян всей полноты РПЦ, дается следующая рекомендация: «Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром).В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, “при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость”» (Требования подготовки ко святому Причащению., п. 1. Практика приготовительного поста).
Рекомендация полного воздержания от пищи в течение 6 часов до причащения Святых Таин Христовых на Литургии Преждеосвященных Даров на самом деле грубейшим образом нарушает практику Православной Церкви о времени и характере так называемого евхаристического поста (ἡ εὐχαριστιακή νηστεία), восходящую к эпохе Вселенских Соборов. 48 правило Карфагенского собора, а затем и 29 правило VI Вселенского собора обязывают духовенство совершать Божественную литургию только натощак (ὑπό νηστικῶν ἀνθρώπων). И эта традиция не является чем-то новым, а, как указывает 29 правило Вселенского собора, «Апостольской и отеческой традицией».
а) евхаристический пост в истории Церкви, основные правила
Священными канонами Православной Церкви не определяется срок подготовительного поста перед Божественной Евхаристией, то есть не определяется количество дней для воздержания и поста перед днем принятия Святых Таин Христовых. Однако, что касается того, как священник должен совершать Божественную литургию, а соответственно и мирянин приступать в святой Чаше, священные каноны дают вполне ясные разъяснения и указания. 41 правило Карфагенского Собора (419 г. н.э.), выносит следующее определение: «Святое таинство алтаря да совершается людьми не ядшими…», То же подтверждает и 47 правило этого же Собора. При этом отцы Карфагенского Собора, утверждая особым правилом необходимость совершать священнодействие Божественной Евхаристии даже в вечернее время натощак, ссылаются на соответствующее постановление Отцов I Вселенского Собора: «мы слышали о никейском исследовании веры; о священнодействии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие». То есть обычай Древней Церкви всегда совершать Божественную Литургию священнослужителями натощак является обязательным, не зависимо от времени совершения Евхаристии (утром или вечером). И этот обычай, имеющий свое древнее происхождение, нашел свое закрепление и в решении Трулльского Собора (VI Вселенского Собора) в 29 правиле: «Правило отец Карфагенского собора повелевает, дабы священнодействие олтаря совершаемо было не иначе, разве людьми не ядшими (εἰ μὴ ὑπὸ νηστικῶν ἀνθρώπων, μὴ ἐπιτελεῖσθαι)». А если точнее, "дабы не совершалась людьми, не пребывающими в посте", то есть в полном воздержании от пищи.
При этом следует обратить внимание на то, что Отцы VI Вселенского Собора отменяют своим определением дозволение отцов Карфагенской церкви разрешать пост в Великий четверг, то есть вкушать пищу до совершения вечерни и соединенной с ней Божественной литургии. И такая строгость отцов Вселенскими Соборами объяснялась тем, чтобы «последуя апостольским и отеческим преданиям, … не подобает в четверток последния седмицы, разрешати пощение, и тем всю Четыредесятницу бесчествовати». То есть для всей Церкви, духовенства и мирян, в обязанность вменяется приступать к Божественной Евхаристии натощак всегда, не делаю даже такого исключения в Великий четверг, когда в память о Тайной вечери, Божественную Литургию полагается совершать после Вечерни.
б) евхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров
Относительно срока полного воздержания от пищи до причащения Святых Таин на Литургии Преждеосвященных Даров мы говорили ранее, ссылаясь на авторитетное свидетельство профессора И. Фундулиса о том, что верующий народ «приходил “к вечерне” после полного пощения в течение всего истекающего дня (μετὰ πλήρη νηστείαν καθ᾿ ὁλόκληρον τὴν διαρρεύσασαν ἡμέραν), а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни».[3] Тот же профессор Фессалоникского университета, высказывая мнение о желательности восстановления служения Преждеосвященной литургии в вечернее время, что явилось бы восстановлением издревле принятого в Церкви порядка чина богослужения, относительно необходимости сохранения полного поста пишет следующее: «Если люди желают, или им надо приступить в божественному Причащению во время вечерней Преждеосвященной литургии, им необходимо войти в область подвигов святого поста. Евхаристический пост, который предшествует божественному Причащению, как известно, это полный отказ от пищи и пития с вечера или с полуночи вплоть до божественного Причащения, т.е. абсолютное воздержание. Если же кто-то по причине здоровья не может этого сделать, то пусть к ним проявят человеколюбие духовники. Однако я уже говорил, что им прежде всего следовало бы причащаться на литургии в субботу или в воскресенье. Да пребудет Преждеосвященная ненарушимой, а также ее цель и ее условия».[4]
Именно такое усиленное пощение вполне соответствовало и уставу о посте не только внешне, но и внутренне. Такое пощение, то есть полное воздержание (ἡ πληρὴ ἐγκράτεια) от всякой пищи и питья до совершения Преждеосвященной литургии соответствует и «апостольской и отеческой традиции» (Ἀποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι) совершать священнодействие натощак, а тем более в период Великого поста. Божественная Литургия Преждеосвященных Даров являлась естественным продолжением дней поста «дней плача и сокрушения» (Зонара). По мысли всех толкователей литургии Преждеосвященных Даров, она не является праздничным богослужением, поскольку не является приношением жертвы, а «предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействием исполненного», последованием сообразным духу великопостного «сокрушения и умилостивления Бога о грехах» (Вальсамон).[5]
Относительно же дней поста перед Евхаристией некоторые литургисты и богословы утверждают, что таких предписаний нет в церковных канонах. Эти предписания и рекомендации появляются в период поствизантийский, начиная с XV столетия, и их можно увидеть не только в рукописях молитвословов, но в Пидалионе прп. Никодима Святогорца, Канонарии о Посте (последний считается записью Канонария свт. Иоанна Постника) и др.[6] Вероятно в это же время происходит так называемая богослужебная икономия: когда вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров переносятся (преимущественно в приходской практике) на более раннее время.[7]
В документе «Об участии верных в Евхаристии», в той части где даются рекомендации относительно подготовки ко Святому Причащению, тем не менее введена важная терминология – «пренебрежение к Таинству Тела и Крови»:
«Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия» (Требования подготовки ко святому Причащению., п.3 молитвенное правило).
Однако под словом пренебрежение, синонимом которого могут являться и дерзость, бесстыдство и т.д. необходимо прежде всего понимать неверное отношение к величайшей святыне Церкви Христовой, Божественной Евхаристии, нарушение апостольской и древней практики благоговейного отношения к Евхаристии, которой, без всякого сомнения, служит срок полного воздержания от пищи, или так называемый литургический пост.
Итак, история Литургии Преждеосвященных Даров однозначно свидетельствует о том, что она совершалась преимущественного после 9 часа дня[8], то есть после 3 часов дня по нашему времяисчислению. Поскольку она соединялась с вечерней, как совершаемая в дни Великого поста, когда полное воздержание от пищи предполагается до 9 часа, то перед Причащением Таин Христовых на этой литургии, согласно древней церковной традиции, всегда полагалось более строгое, а именно полное воздержание от всякой пищи и пития. Поэтому вполне естественно возникает вопрос: на каком основании Архиерейское совещание вынесло определение о полном воздержании от пищи в течении «не менее 6 часов»?
Мы не находим ни в исторически ни в литургических памятниках никаких подтверждений для такого подхода. Более того, любое вкушение пищи даже за 6 часов до причащения во время Преждеосвященной литургии является грубейшим нарушением и правила поста как внешнего, так и внутреннего. Ибо такое вкушение пищи разрушает «дух сокрушения и покаяния» (τὸ πένθου καὶ μετανεῖας πνέυμα), а также, если не, прежде всего, противоречит «Апостольским и отеческим преданиям» (Ἀποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι), о которых говорится в 29 правиле Трулльского Собора. Еще Апостольские правила вполне ясно указывали на то, что период Великого поста является временем «самого строгого воздержания, в самых усиленных подвигах покаяния и сокрушения, в самой напряженной борьбе со всеми врагами нашего спасения.
При этом мы должны учитывать тот факт, что упоминаемое в документе «Об участии верных в Евхаристии» определение Священного Синода от 1968 года было принято в период активного вовлечения РПЦ в экуменическое движение, которое в то время, несомненно под влиянием разрушительных для Католической Церкви реформ II Ватиканского собора, шло на такого рода откровенные нововведения. При этом введение этих новшеств было лишено должной евангельской и святоотеческой рассудительности, которая во главу угла ставила бы возрождение подлинного спасительного благочестия, выстраиваемого на страхе Божием (См. прп. Исаак Сирин 1-е слово). Так называемый «Диалог любви», в который была вовлечена Православная Церковь в то время, был направлен на безостановочное сближение с Римо-Католической Церковью, то есть без границ и фундаментальных принципов. Предлагаемое священноначалием РПЦ это литургическое нововведение отнюдь не является безобидным. Являясь одним из шагов в плане коварного сближения с Римо-Католической Церковью, оно, на самом деле подрывает дух, смысл и содержание поста, разлагает дух покаяния.
Аргументы, часто предлагаемые в оправдание данного нововведения, не выдерживают элементарной критики, поскольку в основе аргументации лежит не спасение личности, а приспособление к человеческим немощам. Некоторые видные священнослужители г. Москвы в качестве аргумента приводят следующее – «Когда мы совершаем Преждеосвященную литургию вечером, то в храм приходит больше народа». Этот же «аргумент» прозвучал и на одном из собраний духовенства г. Москвы в конце 2018года. К сожалению, священнослужители, выдвигая такие аргументы, не могут понять и осознать, что коммерческие интересы не являются и не могут являться определяющим фактором для церковной жизни. На самом же деле эти так называемые приспособления имеют в себе чисто секулярный дух, а посему и носят исключительно разрушительный характер и для человека и для Церкви. В основе идеи разрушения положена, казалось бы, привлекательная и правильная идея «необходимости частого причащения Тайн Христовых». Но возникает сразу же вопрос – зачем? Известное из практики Древней Церкви частое причащение было вызвано теми условиями, в которых жила Церковь и в период гонений, и в период первых Вселенских Соборов – страх умереть без соединения со Христом. И этот страх, благоговение и трепет накладывались на весь строй жизни христиан, который оценивался крайней степенью трезвения и бодрствования. Мы этого не видим в жизни нашей Церкви в современных условиях. Трезвение и бодрствование заменены формальным и потребительским отношением к Святым Тайнам Христовым. Мысль «лишь бы часто причащаться» стала навязчиво и опасно доминировать в умах как у современного либерального духовенства нового поколения, так и у прихожан. При этом забывается о первостепенной важности подлинного покаяния и необходимости глубокой исповеди для достойного причащения Святых Таин Христовых. Тексты Божественной литургии и свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого нам напоминают о необходимости трезвения, то есть крайне внимательного и в подвиге препровождения нашей земной жизни: «якоже бытии причащающимся во трезвение души…» (εἰς νῆψιν ψυχῆς). Об этом нам говорят и все молитвы перед святым Причащением.
Предлагаемый же документ «Об участии верных в Евхаристии» пошел еще далее, на грубейшее разрушение исконной традиции полного поста, предполагающего полное воздержание от принятия пищи и пития в течение всего дня до вечера совершения Литургии Преждеосвященных Даров, о чем было сказано выше.
Мы считаем, что перенесение вечерни и Литургии Преждеосвященных даров на утреннее время и ближе к полудню как раз и является той мерой допустимой икономии, которая не разрушает обязательный принцип «телесного воздержания, поста». Тем более, что предписываемое церковными правилами допустимость совершения полной Божественной Литургии не ранее 3 часа, т.е. 9 утра, предполагает полное воздержание от пищи никак не 6 часов, а от 10 до 12 часов. И если «Пасхальное таинство» требует такого длительного не вкушения пищи и пития, то, тем более, длительное воздержание становится и очевидным, и оправданным в случае с Литургий Преждеосвященных Даров.
Мы выражаем надежду на то, что наше священноначалие прислушается к изложенным нами доводам о необходимости точного следования древнему, апостольскому и святоотеческому обычаю и преданию причащаться только натощак как мирянам, так и священнослужителям во время Литургии Преждеосвященных Даров и пересмотрит текст «Об участии верных в Евхаристии», внеся необходимые исправления в принятый документ. Кроме того такая обязанность возлагается на священноначалие священными канонами Православной Церкви, строго воспрещая менять то, что веками установлено и передано, и с великим благоговением и тщанием предшествующих иерархов сохранено.
Редакция интернет-содружества «Православный Апологет», 2015 год, с некоторыми дополнениями 2019г.. 5-я Неделя Великого Поста. 2020 год
[1] Ἰωάννης Μ. Φουωτούλης, καθηγητής τῆς Λειτουργικῆς Πανεπιστημίου Θασσαλονίκης. Εἰσαγωγικόν σημείωμα. // Ἱερατικόν Γ´, περιέχον ἅπασαν τὴν τοῦἹερεως διάταξιν εἰς τὸν Ἑσπερινόν καί τὸν Ὄρθρον καί τὴν ΘΕΙΑΝ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑΝ ΤΩΝ ΠΡΟΗΓΙΑΣΜΕΝΟΝ, Γ´Ἔκδοσις βελτιωμένη. ΕΚΔΟΣΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΣΙΜΩΝΟΣ ΠΕΤΡΑΣ ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ 1997, σελ. ζ´
[2] http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html
[3] Ἰωάννης Μ. Φουωτούλης, καθηγητής τῆς Λειτουργικῆς Πανεπιστημίου Θασσαλονίκης. Εἰσαγωγικόν σημείωμα. // Ἱερατικόν Γ´, περιέχον ἅπασαν τὴν τοῦἹερεως διάταξιν εἰς τὸν Ἑσπερινόν καί τὸν Ὄρθρον καί τὴν ΘΕΙΑΝ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑΝ ΤΩΝ ΠΡΟΗΓΙΑΣΜΕΝΟΝ, Γ´Ἔκδοσις βελτιωμένη. ΕΚΔΟΣΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΣΙΜΩΝΟΣ ΠΕΤΡΑΣ ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ 1997, σελ. ζ´
[4] Ἰωάννης Μ. Φουωτούλης, Ευχαριστιακή νηστία προ της Προηγιασμένης.//Απαντήσεις εια λειτουργικάς απορίας. Εκδ. Αποστολικής διακονίας. Αθήναι. 1994
[5] Толкования на 52 правило Трулльского Собора. См. Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М. Паломник. 2000., с. 455
[6] Ἀρχιμανδρίτης Φώτιος Ἰωακεὶμ. (Προευχαριστιακὴ καὶ εὐχαριστιακὴ νηστεία). Δεύτερη Συνάντηση Επιμορφωτικού Σεμιναρίου Κλήρου: Ἡ νηστεία πρὸ τῆς Θείας Κοινωνίας... Ὁμιλία στὸ ἐπιμορφωτικὸ Σεμινάριο τῆς Ἱερᾶς Μητροπόλεως Μόρφου (10.12.2012)
[7] Η Θεία Λειτουργία των Προηγιασμένων Δώρων της Μεγάλης ΤεσσαρακοστήςΤου Εμμανουήλ Α. Λουκάκη, εκπαιδευτικού θεολόγου - στο Amen.gr
[8] Время предписывается и в нынешних изданиях последований литургии Преждеосвященных Даров: «Ἐπιστάντος τοῦ καιροῦ τῆς ἱερουργίας,ἀρχομένης τῆς Θ Ὥρας κλείεται τό καταπέτασμα τῆς Ὡραίας Πύλης...»Ἱερατικόν.Ἐκδοσις τῆς Ἀποστολικῆς Διακονίας τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἐλλάδος. 2004, σελ. 216
[1] Некоторые рукописи 10 -12 вв, содержащие чин литургии Преждеосвященной литургии согласно Иерусалимскому Типику, сообщают о авторстве Иакова, брата Господня. Об этом сообщают некоторые толковники византийской Преждеосвященной литургии Феодор Андидон (11в.) и Софроний Иерусалимский (12 в.) (PG 140, 460C και PG 87, 3981D). Профессор И. Фундулис также сообщает, что в Синайской рукописи 1040 12 столетия существует надпись «Διακονικά της προηγιασμένης λειτουργίας του αγίου Ιακώβου». https://orthodoxia.info/news/η-ιεροσολυμητική-προηγιασμένη-του-αγ/
[2]Протоиерей Григорий Смирнов-Платонов
О литургии Преждеосвященных Даров. М. 1850, с. 29-31
[3] См. там же, «Судя по расположению в Орологионе часовых служб, они причащались по отправлении девятого часа. Приступая к причащению и после причащения отшельник читал определенные молитвословия, которые в Орологионе надписаны словами εὶς τήν μετάληψιν. то есть «для причащения». Далее профессор Н. Д. Успенский приводит чин такого пустыннического причащения по Орологиону IX столетия. Εμμανουήλ Α. Λουκάκη, εκπαιδευτικού θεολόγου. Η Θεία Λειτουργία των Προηγιασμένων Δώρων της Μεγάλης Τεσσαρακοστής. «Αν υπήρχε και ιερέας, αυτός τους προσέφερε την θεία κοινωνία. Αυτό γινόταν μετά την ακολουθία του εσπερινού ή της Θ' ώρας (3 μμ.), γιατί οι μοναχοί έτρωγαν συνήθως μία φορά την ημέρα, μετά τον εσπερινό». Ιωάννου Μ. Φουντούλη.Λογική Λατρεία, έκδ. Αποστολικής Διακονίας, Αθήνα, 1971. « Αν υπήρχε και ιερέας, αυτός τ ο υ ς π ρ ό σφε ρ ε τ η θ ε ί α κοινωνία. Αυτό γινόταν μετά την ακολουθία του εσπερινού ή της Θ΄ (εννάτης) ώρας (3 μ. μ.), γιατί οι μοναχοί τρωγαν συνήθως μόνο μια φορά την ημέρα, μετά τον εσπερινό».
[4] См. Афанасьева Т. И. Литургия преждеосвященных даров в славянской рукописной традиции XII - XV веков: Лингвотекстологический анализ. Кандидатская диссертация. СПб. 2000//https://www.dissercat.com/content/liturgiya-prezhdeosvyashchennykh-darov-v-slavyanskoi-rukopisnoi-traditsii-xii-xv-vekov-lingv
[1] ПЭ. Литургия преждеосвященных даров. http://www.pravenc.ru/text/2110603.html
[2] Ιωάννης Μ. Φουντούλης. Η Λειτουργία των Προηγιασμένων
https://www.pemptousia.gr/2014/03/i-litourgia-ton-proigiasmenon/
[3] Там же. https://www.pemptousia.gr/2014/03/i-litourgia-ton-proigiasmenon/
- [4] Цит. По.
Смирнов-Платонов П. Г., прот. О литургии Преждеосвященных Даров. — М., 1850. — С. 45—46.
[5] «Поэтому идею о происхождении Л. П. Д. с Запада, вопреки распространившемуся в правосл. традиции - только с XVI в.! - мнению о ее составлении Римским папой Григорием I Великим, следует полностью отвергнуть. Напротив, появление в Риме в нач. VIII в. или немногим ранее практики причащения Преждеосвященными Дарами само могло быть обусловлено вост. влиянием (Jounel. 1961. P. 209; ср. критику этого мнения: Alexopoulos. 2009. P. 124). ». ПЭ. Литургия Преждеосвященных даров. http://www.pravenc.ru/text/2110603.html.
[6] Γεώργιος Ζαραβέλας, Θεολόγος. Ιστορία και τελεσιουργία της Λειτουργίας των Προηγιασμένων Δώρων.
https://www.pemptousia.gr/2019/03/istoria-ke-telesiourgia-tis-litour/
[7] См. . Γεώργιος Ζαραβέλας, Θεολόγος. Ιστορία και τελεσιουργία της Λειτουργίας των Προηγιασμένων Δώρων. https://www.pemptousia.gr/2019/03/istoria-ke-telesiourgia-tis-litour/