Все Святые
Οἱ Ἅγιοι Πάντες
г-н Иосиф, ранее митрополит Новой Зеландии
Воскресный день после воскресения св. Пятидесятницы посвящен памяти всех Святых, которые сияют на умном небе Церкви Христовой: древние патриархи, пророки и праведники Ветхого Завета, Святые, которые светят на умном небе Церкви Христовой: древние Апостолы, Мученики, Священномученики, Исповедники, Отцы и новые Преподобные, то есть все те, имена которых нам хорошо известны, но и тех, которых мы не знаем, но их знает Бог. Имена Всех Святых
Церковь Христова воздает почтение после смерти тем, которые и после смерти ожили в Боге. Тех верующих, которые исполняли в своей жизни волю Божию. Христиан, которые словом и делом исповедали свою веру во Христа, вели добрый подвиг благочестия и достигли очищения самих себя покаянием во всех достойных порицания страстях, по силе подражали Христу в незлобии, кротости, милосердии, человеколюбии, смирении, послушании и любви. Те, которые подъяли на себя крест Христов и несли его с терпением. И последовали по ведущему горе пути евангельских добродетелей и, по благодати Божией, стали Святыми. Чего от всех и требует Бог: «Будьте святы, так как и Я свят есмь» (Лев. 19, 2).Тем самым Церковь Христова им дает имя чад Ее, строит в честь них храмы, пишет им иконы, лобызает их святые мощи, им составляет хвалебные песнопения и празднует и дни их памяти. Все дни в течение года посвящаются памяти различных Святых и, конечно же, Пресвятой Деве Богородице. В дни их памяти кроме Божественной литургии, совершаемой в честь их памяти, Церковь славословит их в священных песнях и духовных песнопениях, ставит их иконы для лобызания, предлагает их жития и наставления верующим, повествование об их мирной или мученической кончине.
В неделю Всех Святых Церковь воздает честь всем Святым вообще, их воспевает в едином хвалебном гимне, единой хвале, славословии, одном празднике. И не только потому, что всех их, которых несколько миллионов, в действительности словно как нечто одно -, что замечает свт. Григорий Палама, - соединенное между собой молитвой Господа: «Да будут вси едины» (ИН. 17, 12, как Он Сам с Его Небесным Отцом, но также и потому, что во время пения Триоди Пентикостария нам Церковь постоянно повествовала о том, что мир создал Бог, что Адам был изгнан из рая по причине совершенного им греха, древний избранный народ Израиля воспринял от Бога призыв, но из-за бесконечных преступлений своих был изгнан из дома Божия,что Единородный Сын и Слово Божие смирился и тал человеком, преподал вечные истины, явил Имя Божие людям (Ин. 17, 6), «и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом» (Деян. 10, 38),чтобы в итоге собрать нас, неблагодарных, которые возвели Его на Крест, на котором Он умер за наши грехи и ка человек был умервщлен, но воскрес как Бог в третий день, и вознесся на сороковой день на небо, вернулся туда откуда Он снизошел, но вместе и с человеческим Своим Телом и Своей человеческой душой Он возсел одесную Отца и послал оттуда в день Пятидесятый Всесвятого Духа. Итак посему все это Церковь Христова представляет и воспевает поскольку теперь она добавляет то, чего прежде не доставало. То есть она нам являет то, насколько множество и прекрасных плодов она собрала на протяжении многих веков и царства явления Господа нашего Иисуса Христа и силы Всесвятого Духа. Итак, именно поэтому Церковь представляет Всех Святых вместе в Неделю Всех Святых и воздает им всем общую хвалу и честь. Так Неделя Всех Святых некоторым образом является своего рода сводом и завершением всего великого церковного литургического круга пения Постной Триоди и Цветной Триоди, возглавим всех памятных дней, когда на протяжении восемнадцати недель Церковь систематически, регулярно обращалась в своим чадам.
В Евангельском чтении этого дня, которое представляет собой 10-19 главы евангелия от Матфея, нам предлагаются следующие слова Господа: «Итак всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим небесным». (Мф. 10, 32)В своем комментарии свт. Григорий Палама делает важное фундаментальное, весьма тонкое замечание, которое является критерием Православия: Христос сказал: « который Меня исповедует , того и Я исповедую». Между словами «во Мне» и «со Мной» и между словами «в нем» и «его» существует большая разница. Говоря «во Мне», Он свидетельствует о том, что человек только сам по себе не может исповедовать имя Божие. Только с помощью Христа в имени Христа кто-то может мужественно явить свою веру и свое благочестие. «Без Меня-, в другом месте говорит Господь, - не можете творить ничего» (Ин. 15, 5) Святые Мученики и Исповедники засвидетельствовали и исповедали свою веру благодаря содействию Христа и в имени Христа. А не сами по себе! Не своими собственными силами и стараниями. Те, которые вили свое доброе расположение и готовность, но волеизъявление которых подготовил Христос. (См. 8, 35) Он сам их вдохновил, укрепил, их повел по пути доброго исповедания и свидетельства веры. Господь также говоря: «того исповедую и Я» пред Моим Отцем небесным, тем самым указывает и свидетельствует о необходимости иметь доброе расположение, твердость и терпеливость, дар благочестия. Если бы Он говорил: « исповедую Я того», тогда вовсе не было бы необходимости заявлять о необходимости в наших собственных стараниях и содействии. Однако нам необходимо предоставить Господу повод для того, чтобы Он явным образом говорил о нашей будущей жизни. Наше собственное старание и усилие направленные к нашему спасению необходимо нам сообразовывать с волей Небесного Отца, познавать эту волю для того, чтобы нам стать наследниками Небесного Царства.
Все Святые через Христа и Христом достигли святости. Те же, которые напротив, отвергли веру и благочестие, они отвергли Христа и Его роль и значение в их жизни. Далеко зашли только те, которые основываются на своих собственных силах и стараниях, в своем эгоистичном подвиге, в своем личностном добром расположении и только. Однако все это пузыри (мыльные пузыри), которые всякий миг будут мечтать и рассеиваться. Христос этот Тот, Кто творит сильное желание для ведения подвига спасения. «Уготовайте желание Господу» (Притч. 8, 35). Христос является сутью и гарантией всех добродетелей. Без Него все добрые намерения и добродетели напрасны. Христос является причиной, квинтэссенцией, то есть энетелехией всей духовной жизни. Без Него не существует духовой жизни, но только чисто внешняя, видимая жизнь, заблуждение и погибель. Он является Путем, когда на нем по необходимости Он руководит всяким, который стремиться достигнуть Отца и стать наследником Царства Божия. Христос — это Истина. Без Него всякая идея или мысль не приводит человека к совершенству. Христос есть Жизнь. Тот, кто не переживает Его и е живет Им в смирении в Церкви в Святых таинствах, в послушании духовному отцу, и конечно же своему епископу, который находится в во Христе по образу и по месту, с расположением ученика, со слезами покаяния, с внутренним деланием через молитву, тот, не имеет жизни, и не сможет достичь вечной жизни. Все Святые шли ко Христу как пути, со святы Евангелием. Они наполняли свои сердца и свой ум Христом как единственной истиной, оставляя нелепость якобы мудрости мира сего и пустое обольщение философией (Кол. 2, 8) и какие бы то ни было идеологии. Все Святые переживали Христа как жизнь непрестанной и чистой молитве, в подвиге и распятии свой плотской воли, в слезах покаяния, участием в Господней Вечери Божественно литургии и вкушении Пречистого Тела Господня и Его Честной Крови, непрестанной просьбе показать Церкви и всему миру Свою Правду. Все Святые исповедали Христа как единственного истинного Бога и Спасителя мира с помощью Самого Христа и таким способом и образом, который восхотел Он Сам для каждого из нас. Одни исповедали Христа мученической кровью, а другие бескровным мученичеством христианского подвижничества и послушания. Все Святые не постыдились и не усрамились того, если им придется явить превышающие их моменты смирения, Страданий и бедности Христа, как того Он и требовал, и как бы то ни было Он хотел этого для каждого. Тем самым их жизнь, как подчеркивает прп. Иустин Попович, является жизнью Христа продленной на века.
Апостольское чтение Недели Всех Святых (Евр. 11, 33-40 и 12, 1-2) подчеркивает, что то, что характеризует всех выдающихся Святых так это пламенная, непоколебимая и живая вера в Бога и в любовь Божию к людям. Эта вера дала им силу победить и низложить сильных царей, которых одолевал ужас. Они им дала силу жить праведно и в послушании закону Божию. Она их удостоила увидеть осуществление тех обещаний, которые им давал Бог. С помощью этой веры заграждались уста львов, как это сделал пророк Даниил. С помощью нее погашалась сила огня, как это произошло с тремя отроками в страшной Вавилонской печи. С помощь. Этой веры они встречались лицом к лицу с угрозой быть перебитыми, они возвращали силы и исцеляли от недугов и болезней, когда их подвергали пыткам, являли ясность и были непобедимыми в битвах, обращали в бегство целые фаланги врагов, как это было с Моисеем и Иисусом Навином, или с императором Константином Великим. Эта вера их делала необыкновенно терпеливыми в невероятным наказаниям, чтобы отвергнуть изменение приговора о наказаниях и совершения пыток, которые и подготовили им их гонители с надеждой ими заменить отказ отречься от Бога, потому что эта вера им уготовала наилучшее от Бога, а не от людей. Эта вера им дала им храбрость и мужество, и силу перенести и выдержать насмешки и унижение, крест и заключение в тюрьмы. Чтобы пренебречь убиение камнями, как первомученик Стефан и побиение ножами, и горькую смерть, как сам об этом писал апостол Павел, который и перенес насмешки, которого били плетями, исполосовали и заключили в темницу, и побивали камнями, а в завершении убили как жертвенное животное гонители Церкви в Риме, за его веру и за свидетельство об имени Господа. Вера для других стала причиной склонения налево или направо как ветрам, нося на себе одежды из овечьей и козьей шкуры, отставая от потребностей жизни, исполненные печали и злых страстей, например для того, чтобы ее сохранить нетронутой, чтобы не отречься от истины Божией, чтобы не оставить святоотеческого благочестия. Другие же вновь жили так после уже особой тяги и стремления к совершенству духовной жизни и всецелого посвящения себя Богу, как Преподобные отцы, великие подвижники-аскеты и пустынножители-анахореты Иоанн Креститель, Антоний, Пахомий, Евфимий, Феодосий, Савва, Сиклитикия и многие другие. Весь мир не был достоин этих благословенных людей, и не мог и в самом малом быть сопоставим с ними.
Конечно, вера не является тем благом, которое располагает к торговле. Речь идет одновременно о трех величайших царских добродетелях вере, надежде, любви, которые являются даром Божиим. И чтобы нам принять этот дар веры с дерзновением, что является ни чем иным как нашим подражанием отцу чадо которого, которое подверглось наказанию от нечистого духа немоты, который когда он был избран Христом ради его неверия, непосредственно воскликнул...со слезами говоря. Верую, Господи. Помози моему неверию».
Все святые этот дар восприяли, его усовершили и приумножили. Поскольку умножение они го приумножили, восприняли как дар и надежду «как якорь надежды и уверенности», чтобы переплыть бурный океан этой жизни и войти в порт тихой гавани Царства Божия. И вместе с этой любовью, вершиной всех святых добродетелей, которая ведет человека в богоподобию, поскольку «Бог есть любовь». Так, все Святые,закладывая фундамент своего любочестия и доброго расположения, удостоились от Господа и уверовать во Христа, и пострадать за его благодать, и принять надежду на Его дар, и чтобы достичь Его любви. Это означает то, что поскольку они сохранили образ Божий, то им Господь дал благодатный дар достичь и богоподобия, которое и является целью жизни и главой целью человека.
Свт. Григорий Палама нам говорит в связи с праздником Всех Святых следующее: «Почтим же и мы, братия, Святых Божиих. Почему же надо их почитать? Если же мы подражая им очистим себя самих от всякой скверны плоти и духа и прежде устранимся от всякого зла через воздержание от него для того, чтобы быть носителями святости». Дай Бог нам всем прийти к обожению молитвами всех этих святых!
© Перевод «Православного Апологета» 2012г.
Источник: Πειραϊκη Εκκλησία, αριθμ.φυλ. 194. Ιούνιος 2008, σελ. 8-11