Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Сретение Христа

Ἡ Ὑπάπαντη τοῦ Χριστοῦ

Преосвященный митрополит Навпактский Иерофей (Влахос)

Του Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου κ. Ιεροθέου


Через сорок дней после Своего Рождения Христос был принесен в Иерусалимский храм, согласно предписанию закона о посвящении Богу новорожденного.7 И поскольку в храме произошла встреча духоносным человеком, и так как Симеон принял Господа в свои объятия, то поэтому это событие и называется Сретение. Это слово происходит от глагола сретаю и означает (υπαντάω) приходить для встречи кого-либо.

Церковь установила совершать этот Господский и Богородичный праздник 2 февраля (15 по Юлианскому старому календарю), потому что этот день является сороковым после 25 декабря (7 января), когда празднуется Рождество по плоти Христа. Таким образом происходит с помощью этапов божественной икономии разделение годового времени и благословения. В тоже время человеку представляется возможность быть посвященным в великое таинство вочеловечения сына Божия и Слова Божия.

Событие принесения Христа в Иерусалимский храм на сороковой день после Его Рождения описывается только евангелистом Лукой (Лук. 6, 22- 39)


а.


Сам Бог, то есть еще не воплотивший Бог Слово дал заповедь об очищении в течение сорока дней пророку Моисею и об очищении всех израильтян. И конечно же эта заповедь была дана Моисею еще до исхода израильтян из Египта, то есть еще до переходя через Чермное море.

Эта заповедь была такова: «И сказал Господь Моисею, говоря, освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: потому что они Мои». (Исх. 13, 1-2) Эта заповедь относились только к животным первенцам мужского пола, которых подобало отделять и приносить Богу.. Эта заповедь была вполне понятной: «отделяй Господу все (мужеского пола)» (Исх. 13, 12)

Это посвящение было знаком признания благодеяний Божиих, и доказательством того, что они принадлежат Богу. Известно, что заповедь посвящения первородных детей мужского пола была дана израильскому народу, сразу же после поражения первородных детей Египта, посему фараон дал сразу же разрешение на исход из Египта, и конечно же еще до перехода через Чермное море. Характерной является происхождение этой практики: «И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником перед глазами твоими...ибо рукою крепкою вывел тебя Господь (Бог) из Египта». (Исх. 13, 9)

Из другой книги Ветхого Завета, Левит, оказывается, что Бог дает многочисленные подробности в описании совершения обряда посвящения и благодарения. Женщина, которая родила дитя мужского пола должна на восьмой день совершить его обрезание, а на сороковой день принести в храм. И вместе с приношением рожденного «По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику». (Левит. 12, 6)

Поскольку Сам Бог Слово дал закон Моисею, поэтому когда Он воспринял человеческую плоть Ему подобало его исполнить, дабы не быть преступником закона. Свт. Кирилл Александрийский говорит, что когда кто-либо смотрит на Христа соблюдающего этот закон, то ему не следует смущаться, ни даже тогда, когда Он, будучи свободен, созерцается рабом, но в проразумевать в большей степени «глубину икономии».

А соблюдение закона о принесении в храм относится к таинству божественного уничижения, кеносиса Сына Божия и Бога Слова.

Согласно мысли свт. Григория Нисского Христос не имел нужды в очищении, поскольку очищение было установлено в Ветхом Завете и для рождающих и для рожденных, но все это было совершено из послушания Закону, который Он установил Сам. Христос не имел нужды в очищении, поскольку он был зачат безсеменно и родился нетленно. «Он вовсе не имел нужды в очищении, но это было делом послушания». Конечно, послушание в том смысле, что оно является послушанием закону Божию, но и послушание нового Адама является противоположностью непослушанию ветхого Адама. И поскольку первый Адам проявил непослушание, что имело своим последствием падение и тление, послушание нового Адама, Христа, вернуло вновь к Богу совершившую преслушание природу человека и исцелило человека от вины преслушания.


б.


Принесение детей на сороковой день в храм было праздником очищения. Мать и дитя должны были очиститься от последствий рождения. Конечно, рождение детей является Божиим благословением, но не следует игнорировать то, что образ рождения человека является плодом и следствием падения, является так называемыми кожаными ризами, которые надел на себя Адам после падения и лишения Божественной благодати. Именно в этом смысле мы должны понимать слова псалма: «Се бо в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7) Однако, в в конечном итоге Господь благословил и этот образ рождения, несмотря на то, что он однако же является искаженным, испорченным, плодом грехопадения. Как родители, так и дели должны помнить об этой реалии. Именно в таких богословских рамках необходимо истолковывать обряд очищения.

Когда мы задумываемся над этими богословскими истинами, тогда мы сможем увидеть, что ни Христос, ни Богоматерь не нуждались в обряде очищения. Безесеменное зачатие и нетленное рождение не являются нечистотой.


в.


Заповедь, которая была дана пророку Моисею, гласила: «если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней».(Лев. 12, 2) Этот текст косвенно указывает на чистоту Богоматери, потому что нечистой является женщина, которая родит, поскольку она приняла семя от мужа. Но Богоматерь прияла от Святого Духа, а не зачала от смени, и поэтому Она не была нечистой. Это означает, что она не подходила под описанный в Законе случай, но Она пришла в храм ради соблюдения закона.

Заповедь Божия была вполне ясна: «освяти Мне всякого первенца, разверзающего всякие ложесна»(Исх. 12, 2). Эта заповедь в то же время является пророческой, ибо она относится к воплощению Сына И Слова Божия, и в полном смысле слова не применима к каждому перворожденному ребенку мужского пола.

Приведенная выше цитата имеет непосредственное отношение к другим младенцам-первенцам, потому что не всякий человек, не перворожденный, отверзает утробу своей матери. Свт. Афанасий Великий в соответствующей своей беседе говорит, что младенцы не отверзают ложесна своих матерей, «но при зачатии жены от мужа» . Утроба отверзается во время вождения в не андрогена и зачатия дитя. Только Христос отверз утробу Своей Матери безусловно без нарушения ее девства, потому что Он Ее оставил запертой. «Когда ничто извне не разбивает, а дитя это внутрь отверзает».

Прп.Никодим Святогорец говоря о том, что все то, что происходило в Ветхом Завете было образом Рождества Христова, также говорит и том, что только Христос отверз девическую утробу, но «богоприлично и превыше овладения отверз утробу в рождении, вновь ее затворяя и сохраняя ее, так что она такова как и до зачатия и до рождения».


Христос является первородным и так именно Его характеризует Священное Писание. Конечно, такая характеристика не говорит о том, что существует и второй по рождении и третий, но что он родился первым, независимо от существования второго или третьего. Термин «первородный» (πρωτότοκος) следует связывать с термином «единородный» (μονογενής), как также в Священном Писании именуется Христос.

Термин первородный относится и к другим рождениям Христа, те. Его предвечному от Девственного Отца, без матери, и рождению во времени от Девы Марии, о без отца. (Свт. Григорий Палама).

Христос именуется первородным по трем причинам и образам. Первая, потому что Он рожден от Отца прежде веков: «Который есть образ Бога невидимого» (Кол. 1, 15.). И как мы уже видели ранее «первородность» отождествляется с «единородностью». Вторая в том, что Он является перворожденным по человеческому рождению, независимо от того родила бы Богоматерь кого-то еще или нет. «И родила Сына своего первенца» (Лк. 2, 7) И третья причинаОн называется перворожденным из мертвых, потому что Он воскрес первый, и тем самым даровал возможность каждому человеку воскреснуть в соответствующее время. Наименование «рожденный» говорит «о воскресении, потому что воскресение считается рождением. Апостол Павел говорит: «И Он есть начаток, первенец из мертвых». (Кол. 1, 18). первое значение слова первородный связано с рождением по плоти Сына Божия, т. е. этот термин относится к богословию, а два других значения связаны с вочеловечением Бога Слова и относятся к Его икономии, домостроительству.

Согласно свт. Григорию Нисскому Христос, чтобы оживотворить нашу собственную природу, стал перворожденным в трех смыслах. На самом деле все то, что им говорится свидетельствует, что он не мыслит это слово как рождение Бога Слова прежде веков. Так как наша человеческая природа животворится в трех рождениях, то есть в рождении от нашей матери, в Крещении, и в воскресении из мертвых, которое мы надеемся получить в будущем, то и Сам Христос стал ради нас первородным в трех значениях, для того, чтобы оживотворить и обжить нашу человеческую природу. Поэтому кроме телесного рождения, как бы то ни было, необходимо, чтобы за ним последовало и духовное рождение.

© перевод А. С.

Продолжение следует



Подписка на новости

Последние обновления

События