Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Бориспольский Антоний: Вселенский Патриархат совершает много ошибок — и это причиняет нам боль

Митрополит Бориспольский Антоний: Вселенский Патриархат совершает много ошибок — и это причиняет нам боль

http://www.patriarchia.ru/db/text/5267933.html

13 сентября 2018 г. 17:02

Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви опубликовал в переводе с греческого языка интервью митрополита Бориспольского и Броварского Антониягреческому агентству церковных новостей «Ромфея», размешенное на сайте агентства 12 сентября 2018 года. Управляющий делами Украинской Православной Церкви рассказал, какие чувства вызвало решение Вселенского Патриархата назначить двух экзархов в Киев в лоне Украинской Православной Церкви, о последствиях, которые возникнут в результате возможного предоставления автокефалии раскольникам, и создании параллельной Церкви, а также о том, какие действия могли бы помочь избежать этих опасностей.

— Какие чувства в лоне Вашей Церкви вызвало недавнее решение Вселенского Патриархата назначить двух экзархов в Украине?

— Печаль и возмущение одновременно. Я надеюсь, Вы читали официальные заявления нашей Церкви. В лоне нашей Церкви верующий народ и духовенство волнуются, у них очень тяжелые предчувствия, неспокойно на сердце. Мы ожидаем худшего.

Однажды, год или два назад, Вселенский Патриарх в приватном разговоре с одним иерархом нашей Церкви сказал: «Не беспокойтесь, Матерь-Церковь никогда не сделает больно своей дочери». И тогда мы были очень признательны Вселенскому Патриарху, когда услышали от него такие слова. Однако сейчас мы недоумеваем, по какой причине Патриарх поменял свое мнение и своими действиями ранит тело канонической Церкви в Украине. Обычно Патриарх говорит очень мало, но каждое коммюнике Патриархата вызывает целую бурю в украинских СМИ. В каждой статье, заявлении, комментарии обвиняется наша Церковь раскольниками, политиками и радикалами. Вы должны понимать, что на нашу Церковь оказывается большое давление, и Матерь-Церковь, вместо того, чтобы помочь защитить свою дочь, подливает масло в огонь — и своими заявлениями и действиями содействует врагам канонической Церкви.

— Кажется, что Вселенский Патриархат решил предоставить автокефалию, очевидно надеясь, что таким образом может решиться проблема раскола. Ваше Высокопреосвященство, как Вы на это смотрите?

— Не знаю, почему Вселенский Патриархат решил, что предоставлением автокефалии будет уврачевана схизма. Кто ему это сказал? Известно, что прежде, чем излечить какую-либо болезнь, врач должен поставить правильный диагноз. В нашем случае именно вопрос автокефального устройства в начале 1990-х годов породил раскол. И я не думаю, что будет правильным врачевать болезнь тем средством, которое ее породило. Мне кажется, что Патриарх Варфоломей в нашем случае поставил ошибочный диагноз и продолжает совершать ошибочное лечение. Настойчивые и упрямые попытки Вселенского Патриархата исцелить раскол в Украине с помощью предоставления автокефалии являются не лекарством, а ядом как для канонической Украинской Православной Церкви, так и для всего Тела Вселенского Православия. Не является тайной, что́ будет в случае, если Патриарх Варфоломей пойдет до конца и не пересмотрит своих решений. Следствием этого шага будет то, что будут отравлены межправославные отношения, а также и всё Православие. Потому что, как мы понимаем, Фанар старается создать в Украине новую, параллельную «церковь», которая будет состоять из нынешних раскольников, а те, без сомнения, первыми прибегут в эту организацию, каковая будет объявлена как будущая автокефальная Церковь. Прежде всего, хочу без преувеличения сказать, что у этой идеи раскольнический характер с самого начала.

— Почему?

— Потому, что в нашей стране уже существует каноническая Церковь. Если бы она не существовала, тогда другое дело, или если бы мы находились в ереси, тогда понятно. Но когда в Киеве есть канонический архиепископ, то есть митрополит Онуфрий, и кто-то извне хочет создать параллельную иерархию и провозгласить ее автокефальной, тогда тот и создает раскол. Создание и существование параллельной иерархии является отличительной характеристикой раскола. Подобное мы уже переживали в Украине и видели, как это делал Филарет, когда он ушел от нас и создал параллельную, по отношению к нашей Церкви, иерархию. В каждом городе, где уже есть наш епископ, он поставил своего, раскольнического. Если это мы не называем расколом, что тогда раскол?

Я хочу привести и другой исторический пример. Настоящий раскол между Востоком и Западом, то есть между Римско-Католической и Православной Церковью состоялся не в 1054 году, когда поругались между собой тогдашний патриарх Михаил Керулларий с кардиналом Гумбертом. Настоящий раскол произошел во время I Крестового похода (1096-1099 гг.), когда латинские крестоносцы начали изгонять православных епископов в Антиохии и вообще на Ближнем Востоке и на их места ставить латинских епископов. Именно в этот период начался реальный раскол.

Наша большая горечь в том, что Вселенский Патриарх своими недавними действиями, как кажется, делает то же самое. Он уже ступил на путь раскола, послав двух экзархов в Киев без разрешения местного епископа, то есть митрополита Онуфрия, очевидно, имея готовность создать новую «церковь» в Украине, чтобы поставить нового архиепископа или митрополита, или патриарха, и новую иерархию, и этой новой организации предоставить автокефалию. Но это же строго запрещается священными канонами.

Чтобы Вы лучше понимали, что́, возможно, хочет сделать с нами Вселенский Патриархат сейчас, приведу такое сравнение. Конечно, сравнения не всегда являются совершенными, но они помогают нам лучше понять действительность. У вас в Греции уже около ста лет раскол старостильников. Он до сих пор не разрешен. Представьте, если бы вам сказал кто-то из Патриархатов: «Если вы не можете решить это сами, то это сделаем мы. Итак, мы призна́ем старостильников в качестве канонической Церкви, назовем их Элладской Церковью, примем опять старый стиль календаря, а вы — настоящая Церковь Эллады, должны присоединиться к ним и отказаться от своего календаря. Если вы не хотите, то будьте как есть, но вашей Церкви мы дадим новое имя».

То же самое хотят сделать здесь и с нами. Политики с помощью раскольников хотят переименовать нас из Украинской Православной Церкви, которой мы являемся, в «Русскую Церковь в Украине», хотят сделать нас чужими. Хотят, чтобы все было наоборот. Раскольники стали каноническими, а каноническая Церковь стала раскольнической или хотя бы чужой для своего народа. И Вселенский Патриархат играет на стороне врагов нашей Церкви — и это причиняет нам боль.

— Как я понял, если это действительно будет, то это создаст большой скандал в Православии?

— Конечно, последствия этого шага Вселенского Патриарха повлияют на все Православие, потому что если может один Патриарх вторгаться на каноническую территорию другой Церкви, то почему тогда не может делать это и другой? Не является тайной, что между некоторыми Поместными Церквами существуют епархии, которые исторически принадлежали другой соседней Церкви, но сейчас, имея прецедент, каждый может делать то, что хочет. Куда мы придем с такой логикой? Это же будет катастрофа.

— Когда Вы ездили на Фанар 23 июня вместе с другими членами Священного Синода, Вас предупредил Вселенский Патриарх, что будет действовать таким способом?

— Нет. Поэтому мы и удивляемся, почему Патриарх Варфоломей нашел время и способ поговорить с Президентом, через которого он попросил обращения и подписи раскольников, но не [нашел возможности пообщаться] с канонической Церковью? Как будто нас не существует. Как будто раскольниками являемся мы, а канонической Церковью являются раскольники.

Кроме того, я знаю, что Поместные Православные Церкви с недоумением следят за этими событиями и смотрят, до чего дойдет Вселенский Патриархат. Не может Вселенский Патриархат пренебрегать позицией канонической Церкви.

— В Константинополе недавно состоялся Синаксис иерархов Вселенского Патриархата, где украинский вопрос был одним из главных. Как Вы можете оценить обсуждение вашего вопроса на Фанаре?

— Я не знаю всех подробностей, о чем там говорили по этому вопросу. Мы можем судить об этом только из того, что читали в СМИ. Однако нас удивляет тот факт, что на Фанаре о решении украинского вопроса говорят архиереи, большая часть из которых никогда не были в Украине и не имеют полного понимания того, что происходит в нашей стране. Как мы узнали, главный доклад по украинскому вопросу сделал епископ с Крита, который живет в Эстонии. Я имею в виду владыку [Макария] Христупольского, который, если мне не изменяет память, даже если и приезжал в Украину, то один раз и очень давно.

На это отсутствие осведомленности в церковной ситуации в Украине обратили внимание архиереи Вселенского Патриархата из Финляндии, которые рассказывали в своем интервью, что им не хватало точки зрения украинских епископов, трое из них принимали участие в Синаксисе.

— Что будет в Украине с Вашей Церковью в случае предоставления автокефального устройства раскольникам, что, как кажется, сделает Фанар?

— Все будет наоборот. Сегодняшние раскольники станут автокефальной Церковью, а нашу каноническую Церковь попытаются сделать чужой для нашей страны. Здесь Вселенский Патриарх компрометируется в глазах нашего верующего народа, нашего духовенства и архиереев.

Наша Церковь не признает этого действия и не будет сослужить с новой «церковью». Церковь — это большая духовная семья, это значит, что большинство наших верующих и приходов останутся в лоне канонической Церкви, не предадут своих пастырей, которых любят и за которыми идут. Некоторые уйдут, но не многие, уйдут главным образом проблемные. В семьях украинцев начнутся опять споры, будут опять захватывать наши храмы, брат пойдет на брата, будут конфликты. Подобные события мы уже пережили в начале 90-х годов прошлого века, когда состоялся раскол.

— Какой Вы видите выход из этой ситуации, что предлагаете?

— Я отдаю себе отчет в том, что я сказал Вам об очень жестких вещах. Но время дипломатии уже прошло, и надо говорить открыто и откровенно, потому что опасность грозит всему Православию. В этой ситуации никакая из Поместных Православных Церквей не может сидеть в углу, рассуждая и надеясь, что ее не касаются вышеупомянутые события. Все Поместные Церкви составляют Тело Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Как нас учит апостол Павел, «если страждет один член, ему сострадают и все члены» (1 Кор. 12:26).

И поэтому необходимо, чтобы возвысили голос все Поместные Церкви. Надо, чтобы собирались Предстоятели, чтобы посредством диалога все мы нашли решение. Как сказал Вселенский Патриарх в начале своей встречи с Патриархом Кириллом, если политические лидеры с помощью диалога решают проблемы между собой, насколько больше церковные лидеры должны использовать возможности диалога. Кроме того, в нашей Церкви синодальная система принятия решений.

Из истории Церкви мы видим, что как только возникала какая-то проблема, ересь или раскол, созывались как Поместные, так и Вселенские Соборы. Поэтому в нашем украинском случае необходимо, чтобы нас собрала благодать Святого Духа, как мы поем в Вербное воскресенье, а также во время наших соборов и синодов. Только все вместе с молитвой, имея попечение о благе Церкви, под руководством и просвещением Святого Духа, обязательно найдем решение проблемы и избежим больших проблем в лоне нашей любимой Церкви Христовой, где Господь нас «поставил епископов, пасти Церковь Господа и Бога, Которую Он стяжал Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Официальный сайт УПЦ/Патриархия.ru



Подписка на новости

Последние обновления

События