Лицо Христа (Воскресенье Торжества Православия)
Сегодня наша Церковь празднует Торжество Православия, радость истины о Боге и человеке, о вере и жизни. Она памятует исторический факт восстановления почитания святых икон. Таким образом, она возвещает своё самосознание, то есть проявляет своё Лицо. Потому что лицо отражает внутреннюю глубину нашего человеческого существа, проявляет содержимое наших сердец. Вот почему сегодняшнее евангельское чтение ссылается на призвание Филиппом Нафанаила: “Пойди и посмотри”, т.е приди и познай Христа лично, дабы следовать за ним. Церковь есть не что иное, как Иисус Христос, проходящий через все века, тайна Его присутствия и Его энергии. Православная вера есть живое соприкосновение с личностью Христа чрез истину Церкви.
Знание лица Христа
На протяжении всей нашей истории многие пытались найти и раскрыть отдельные истины о Боге и мире. Одни утверждали, что были посланы Богом, таким образом, они выдумали разные религии. Они создали “идол Бога”, но не истинного Бога. Христос препровождает Бога в людскую среду, потому что Он истинный Бог. Он не просто проповедует истину, Он есть Сам Истина. Вера в Божественно- человеческое лицо Христа сама по себе является чудом, ибо “никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым “(I Кор 12,3). Такая вера является даром Святого Духа человеку, личное откровение и опыт в теле Церкви.
Церковное богословие подчеркивает, что во Христе Божественная и человеческая природа соединились “целостно, неизменно и прочно”, вне смешений и разделений. Это Тайна, которую мы не в состоянии понять, а тем более истолковать. Потому что Божья истина не подвластна законам человеческой логики. Она не укладывается в рамки исследования и эксперимента. Догматы, которые по случаю сегодняшнего празднования мы должны сохранить, определяют пределы сущности веры, но не объясняют Тайну Бога. Они настоятельно призывают нас доверять и проживать всем свои сердцем то, что Бог открыл нам, а не анализировать разумом то, что передала нам Церковь.
Искажение лица Христа
Тайна Христа заключается, к довершению всего, в том, что Сын Божий “скрывается” всегда за Сыном Человеческим. Именно в этом месте человеческий разум “спотыкался” и в те времена, и сегодня. Здесь начинается трагическая история многих искажающих веру и отрицающих спасение человека ересей. Ересь есть преобладание соблазна разума над откровением веры. Те истины веры, которые понятны ей, она принимает и переоценивает. Остальное обходит и принижает. Она отделяет исторического Иисуса от Церковного Иисуса.
Тем не менее, не стоит забывать, что с Христом встретились несметное количество людей во время Его пребывания на земле. Все узнали его как “Сына Марии”, как Пророка, как харизматического Учителя из Назарета. Но не все смогли отличить в Нём Сына Живого Бога, Богочеловека во Христе Церкви. История доказывает Его пришествие в этот мир. Осязает свидетельство Его присутствия. Признаёт Его величие, а иногда ставит под сомнение Его превосходство. Но она не в состоянии путём научных исследований доказать Его Божественность. Тайну Богочеловеческого образа Христа мы проживаем “чрез веру” внутри Церкви. Немысленно искать правду о лице Христа в распущенности или пошлости искусства, в дерзновении или богохульстве интеллигенции, в нашумевших книгах и в блокбастерах.
Дорогие братья, мы не можем требовать от необузданных мира сего стать проповедниками Христовой истины. Если “мир” есть все то, что находится вне милости и энергии Бога, то “мирское ” всегда будет вступать в противоречие с Его истиной и реальностью. Но мы знаем, что “сия есть победа, победившая мир, вера наша.” (I Ин. 5,4 ), так как окончательное Слово за всех и вся на свете этом за Богом. Аминь.
Автор: Архимандрит Никанор Караяннис
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.