Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Синаксарь «Пемптусия»

Преподобный Антоний Великий, наставник аскетической свободы

память 30 января

Есть минуты, когда слова кажутся бедными и убогими, глупыми и несвязными. Именно в эти минуты, как бы ты не противился этому, обуреваемый гордыней и себялюбием, ты вынужден признать, пусть ненадолго, свою неспособность взяться за трудную – богословскую и агиографическую – тему, чтобы поведать об избытке самоистощения (кенозиса) святых во имя любви и об их чистом и бесхитростном жертвенном служении.

Так чувствую я себя сейчас, начиная писать о пламенном воине пустыни, пытаясь перенести на бумагу все несказанное и невыразимое, что соединяет и сочетает в своем всечестном лице авва и наставник монашества – преподобный Антоний Великий.

agios-antonios-o-megas-18

Святой Антоний родился около 251 г. после Р.Х. в Северном Египте от боголюбивых и благочестивых родителей [1], давших ребенку христианское воспитание и постаравшихся привить ему любовь ко Христу, а также объяснить, что такое связь внутри общины и взаимопомощь с другими людьми. Родители дошли в этом до того, что не дали Антонию учиться грамоте, поскольку боялись, что общение в школе со сверстниками-язычниками станет преградой и помехой на пути его духовного развития. В результате этого запрета Антоний не воспринял общее образование своей эпохи, что оказало самое положительное влияние на его святую жизнь, о чем будет подробнее рассказано далее.

В возрасте 18-20 лет Антоний потерял обоих родителей и остался один с малолетней сестрой, к которой питал особую любовь. Однако любовь к сестре не помешала Антонию осуществить свое детское желание и, взрастив в душе призвание и стремление к монашеской жизни, всецело посвятить себя Жениху сердца своего, Господу нашему Иисусу Христу.

Вняв евангельскому призыву к самоотречению [2], Антоний раздает свое громадное имущество бедным и, отдав сестру свою в надежные и заботливые руки, удаляется в монашескую келью, дабы в одиночку начать духовную борьбу, совершая столь любимый и дорогой своему сердцу аскетический подвиг.

Очень быстро слава об этом святом муже распространилась повсюду, перейдя даже географические границы Египта, и подвижник стал подлинным духовным маяком, святой колыбелью монашества, безмолвно определив духовные упражнения отшельнической жизни и установив основы монашеской аскезы на двойном пьедестале смирения и аскетического уединения [3]. Строжайший пост, непрестанная молитва, длительные бдения, превышающая человеческие силы аскеза и подвижническая жизнь превратили Антония в ангела на земле, по стопам которого стремилась идти каждая жаждущая уединения душа, следуя примеру его отшельнического духа и его непритворного монашеского жития.

«К нему приходили отшельники, находившие неоценимую пользу в общении с ним и его мудрости и в его единственных в своем роде советах и наставлениях. Приходили к нему и толпы благочестивого люда, а также грешники, просившие укрепить их в раскаянии. Проходили годы, менялись его отшельнические приюты, углубляясь все дальше в пустыню, а толпы народа все шли к нему. Чтобы увидеть его, люди проводили в пути несколько дней. С возрастом его слава и влияние стали огромными» [4].

Когда же наступали смутные времена – в 311 г. при императоре Максиме и в 335 г. – святой Антоний без малейшего колебания покидал на время свой отшельнический приют и пускался в путь в Александрию (в 335 г. со своим биографом Афанасием Великим), дабы поддержать христиан и исповедать православную веру, поколебленную арианской ересью [5].

В возрасте 105 лет Антоний предал Богу свою освященную душу, оставив людям душеполезные наставления, посвященные стремлению человека достичь обожения, то есть вкусить приобщения к Божественному опыту через Божественное Откровение.

Преподобный Антоний советует каждому христианину бежать гневной страсти, ибо уже сама эта страсть покоится на эгоизме и себялюбии, даже если происходит от благих стремлений и из лучших побуждений [6]. Кроме того, он превозносит смертную память, охраняющую душу и неустанно побуждающую ее подвизаться в добродетелях, подчеркивая значение предвкушения Вечности в настоящей жизни посредством внутренней общности со Спасителем и Избавителем нашим Господом Иисусом Христом [7].

Особое внимание уделяет святой возвышающему и блаженному смирению. «Однажды братия превозносила авве Антонию одного монаха. Когда же тот посетил его, авва решил испытать, выдержит ли он уничижение. И поняв, что не вынесет, сказал: «Ты похож на здание, которое с фасада украшено, а сзади ограблено разбойниками» [8].

Аскетическая жизнь жизнерадостного святого отца основывается на неустанной молитве, проистекающей из сердечной боли, и расцветает в богоданной благодати прозорливости, что знаменует освященную и благодатную общность формы и сущности и «преображает» и самого человека, и всех, общающихся с ним.

Сущность свободы в ее аскетической форме как понятие, перекрещивающееся с праводеланием и приобщением – это господствующая тема в учении старца. Свобода означает господство над телом, контроль над разумом, ограничение и строгое определение чувств, воспоминание и «участие» в страданиях и страстях Господа нашего Иисуса Христа с чистой совестью и свободным желанием, с тем, чтобы верующий стал «общником» страстей Богочеловека [9].

В таком случае жизнь верующего приобретает истинное и основанное на собственном опыте содержание, что способствует также стяжанию и вожделенного дара обожения и по благодати единения с Пресвятой Богородицей и Неделимой Троицей. Помимо этого, воздержание и трезвение [10], полное отречение от мирского духа и средоточение ума [11], твердость и верность пути в стремлении к борьбе есть качества «человека Божиего» [12], твердо ведущие христианина по пути очищения и освящения.

Наша Святая Церковь празднует и поминает успение Преподобного Антония Великого, наставника пустыни 17/30 января каждого года.

О преподобный Антоние! Авва и пастырь, недвижный путеводитель, пламенный проповедник благодати, победитель бесов, краса монашества и неистощимое сокровище Православия. Я не дерзаю и не нахожу других слов для того, чтобы закончить эту мою краткую статью, помимо этих: «Рассказывают, что один старец попросил Бога увидеть отцов. И он сподобился увидеть всех, кроме аввы Антония. И спросил он тогда у того, кто их ему показывал: «Где же авва Антоний?». Он же ответил ему: «Там, где пребывает Бог, там и он» [13].

Ссылки:

1. О житии и жизни святого Антония Великого см. Михаил Галанос. Жития святыхТом 1. Изд-во «Апостолики Диакония», Афины 1999, стр. 66-70. Святой Никодим Святогорец. Синаксарь 12 месяцевТом 1. Изд-во «Афиниси», 1868, стр. 385. Святой Афанасий Великий. Житие преподобного отца нашего Антония Великого.

2. См., Матф.,19,21.

3. Historia monachorum in Aegypto(Subsidia Hagiographia 34), издано A. J. Festugiere, Брюссель 1961.

4. Галанос М.., Жития святых, стр. 69.

5. См., Георгий Флоровский. Византийские Отцы VVIII веков (греческий перевод Панайотиса К. Паллиса). Изд-во «Пурнарас», Фессалоники 1992. См. особенно главу «История монашества. Святой Антоний и аскетическая жизнь», стр. 166-189.

6. Добротолюбие священных трезвомудрцев. Т. 1. Изд-во: «Пападимитриу», Афина, 1982, стр. 13, часть 67.

7. Там же, стр. 15, части 80, 81 и 82.

8. Отечник (Герондикон). Изд-во «Апостолос Варнавас», Афины 1967. Стр. 10. См. Добротолюбие, стр. 4, часть 3, стр. 14, часть 75, стр. 26-27, часть 170. «Некогда несколько старцев посетили авву Антония. С ним был и авва Иосиф. Старец, желая проверить их, сказали им слова из Священного Писания, и начали спрашивать всех, начиная с младших, что значат эти слова. Каждый говорил свое сообразно со своими силами. Старец же говорил каждому: «Ты еще не нашел». После же всех спросил он и авву Иосифа: «А ты что скажешь про слова сии?» Тот же ответил: «Не знаю». Тогда авва Антоний сказал: «Воистину авва Иосиф нашел путь, ибо сказал, что не знает». Там же, стр. 10.

9. См., Добротолюбие, стр. 11, часть 56, стр. 12, часть 62, стр. 13, часть 65, 66, 67 и стр. 16, часть 89.

10. Там же, стр. 4, часть 3, стр. 13, часть 64, стр. 16, часть 86, 87, стр. 21, часть 129 и стр. 23, часть 142.

11. Там же, стр. 23, часть 143, стр. 10, часть 43, стр. 15, часть 79, см. также, Отечник (Герондикон), стр. 14, 31.

12. «Три отца каждый год ходили к блаженной памяти Антонию. Двое из них спрашивали старца о помыслах и о спасении души, один же все время молчал, ничего не спрашивая. Через некоторое время авва Антоний сказал ему: «Уже столько раз ты приходишь ко мне, а все ничего не спрашиваешь». В ответ же тот сказал: «Мне достаточно просто видеть тебя, отче». Отечник (Герондикон), стр.13,27.

13. Там же, стр. 13, 28.

Автор: Димитрис Ликудис, филолог-богослов

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.



Подписка на новости

Последние обновления

События