Митрополит Филарет (Вознесенский) (+)
Неделя 1-я по Пятидесятнице: Всех Святых
Православная Церковь как бы замыкает-заканчивает нынешним воскресным днем тот особый богослужебно-церковный период, который начался давно, более ста дней тому назад, когда читалось Евангелие о мытаре и фарисее, а Церковь впервые в этом году запела песнь покаяния — "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче". Заканчивая этот период, занимающий целую треть года, св. Церковь празднует память Всех Святых Угодников Божиих. Как указывали нам св. Отцы, она этим как бы отвечает Христу Спасителю на все, что Он сотворил для нас и нашего спасения: явился на земле воплотившись, учил, чудотворил, исцелял, пострадал, воскрес, вознесся со славою и ниспослал наконец Св. Духа. И вот — Церковь, основанная Им, и руководимая Духом Святым и приносит Ему, как бы в ответ этот неисчислимый сонм Божиих Угодников. Мы знаем их тысячи и десятки тысяч, но знаем далеко не всех. Было много великих угодников, которые неизвестны нам и даже их имен мы не знаем.
Вот один из таких примеров — то, что было в Саровской Пустыни. Вы сами знаете, каким украшением Саровской обители был великий угодник Русской земли о. Серафим Саровский. Кто его не знает на Русской земле! Убогого Серафима (как он любил себя называть) знали и за пределами России как великого Божия угодника. И вот, когда один из благоговейных иноков (один из Саровских монахов) молился Богу, то Господь открыл ему (это было как раз в то время, когда преподобный Серафим жил и сиял в Саровской обители своими чудесами и святостью), что среди братии есть монах по имени Иоанн, равный преподобному Серафиму по благодатным дарам Св. Духа, по духовной высоте и по подвигам своим. Но это было открыто только этому иноку, а остальные и не знали об этом. Но и этот монах так и не узнал в точности, кто был этот подвижник, так как в обители были многие монахи с именем Иоанн. Так и неизвестным остался этот великий Божий угодник, о котором Сам Господь открыл, что он равен преподобному Серафиму по той духовной высоте, на которую поднялся его Богом просвещенный дух.
Из этого примера и других, ему подобных — мы видим, что многих, многих угодников Божиих мы не знаем, а они были, — но ведомы только одному Господу Богу. Известно, что у такого подвижника каким был великий старец Амвросий Оптинский, это украшение Оптиной пустыни, был духовный отец, подвижник сокровенный и неизвестный никому, но стоявший на такой духовной высоте, что сам великий старец, как духовный сын пользовался его наставлениями, а другие люди его не знали.
Велик и неисчислим тот сонм угодников Божиих, который предстоит пред Престолом Господа Славы и молится о нас, грешных. Как разнообразны были образы их жизни! Там все: и цари, и князья, и богатые, и бедные, и знатные, и незнатные, и иноки, и пастыри, и архипастыри, юродивые и мученики, и просто благочестивые миряне праведной жизни... Самыми разнообразными были их жизненные пути. Но есть у них то общее, что их соединило и ради чего все они вместе прославляются св. Церковию. Это общее, объединившее их начало точно указано в Евангелии, которое в память их читалось сегодня за литургией. В этом Евангельском чтении Господь говорит: "Кто любит отца или матерь больше Меня, тот недостоин Меня; кто любит сына или дочь больше Меня, тот недостоин Меня, кто не берет креста своего и не идет за Мною, тот недостоин Меня". Все это было ими выполнено. Это совсем не значит, что они отказывались от добрых земных привязанностей, от личной любви к своим родителям, и к чадам. Эти слова Господни вовсе не означают, что нужно "разлюбить" всех своих земных близких, кто дорог нам на земле и только одного Его любить. Вовсе нет! Это значит только, что любовь к Нему должна господствовать над всем и как бы шатром покрывать все остальное, подобно тому, как большой шатер покрывает все то, что находится в безопасности, покрытое им. Вот так и любовь к Богу должна как бы таким шатром покрывать все земное.
Известен случай, бывший при царе Юлиане Отступнике, когда у одного отца, благочестивого христианина, который вел праведную жизнь, любимый его сын, надежда его старости, вдруг изменил христианству по уговорам Отступника Царя, перестал быть православным христианином и отрекся от Христа. Отец, для которого сын был утешением и надеждой его старости, вознегодовал на такого сына и в свою очередь, отрекся от него, ибо Христос и Правда Его Евангелия были дороже для отца, даже чем возлюбленный его сын. Вскоре после этого был царский пир. Отец был в числе приближенных царя. Когда он сидел с царем на этом пиру, сын был тут же, неподалеку. Царь начал просить отца, чтобы он возвратил сыну свое благоволение, но отец ответил: "О ком ты, Государь, просишь? об этом отступнике? Не проси за него, он не сын мне теперь, он для меня теперь совершенно чужой. Я не знаю его… " Вот как духовная любовь препобеждает узы земной любви!
В другом месте св. Евангелия приводятся слова Спасителя: "Кто хочет идти за Мною и не возненавидит отца своего и матерь свою — он не может быть Моим учеником". Это отнюдь не означает того, что Господь учит нас ненависти, да еще к тем, кто должен быть для нас на земле дороже всех. Нет, это значит то, что в том случае, если на пути человека к Богу станет как препятствие кто бы то ни был из людей, даже его родители, человек должен отстранить их — даже и родителей — со своего пути, обойтись с ними, как с врагами, которые мешают его спасению. Не ненавидя их конечно личной ненавистью, но беспощадно устраняя даже и их, если они вздумают ему препятствовать на его христианском пути.
И вот такая-то верность Господу и всецелая любовь к Нему и объединяла всех угодников Божиих, весь тот сонм их, который мы ныне прославляем. И эта их верность, эта любовь к Богу — они должны и нам послужить уроком и назиданием.
Если спросить многих теперешних христиан: каково собственно ваше личное отношение к Христу Спасителю, то человек придет в недоумение — какое такое "личное"?.. Я Богу молюсь, я в церковь хожу — что еще нужно? Но Господь говорит, что нужно возлюбить Господа Бога своего всем сердцем, всею душою, всей крепостью, всем помышлением своим, чтобы мысль и сердце верующего человека постоянно была направлена к его Небесному Отцу. Помните, как поется в тропаре к преподобному Серафиму Саровскому: "От юности Христа возлюбил еси, Блаженне".… Вот эта любовь к Господу и должна в истинном христианине пламенеть постоянно. Сам Господь Иисус сказал приведенные выше слова: "Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей крепостию твоею и всем помышлением твоим". Преподобный Иоанн Лествичник, говоря о такой личной любви человека к Богу, не остановился перед тем, чтобы сказать: Ты знаешь, как иной любит возлюбленную свою; так вот — сумей возлюбить так Господа Бога твоего, чтобы Он был для тебя дороже всего в мире. Когда человек любит другого человека, тогда любимое лицо постоянно в памяти, мысли к нему постоянно обращаются, и когда он с ним встречается — ему не скучно с ним, он часы и дни готов проводить вместе с ним. С любимым скучно не будет. Этот пример — подобие того, как должен человек соединиться с Господом Богом в связи любви — именно воедино.
Вдумаемся в первую заповедь Божия закона. "Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози иные разве Мене", "Вот Я Господь Бог твой, пусть не будет у тебя иных богов, кроме Меня". Нужно ли это Самому Господу. Ясно, что заповедь дается для верующего человека, чтобы он любил Бога всей душою, всей мыслию, всем помышлением своим. "Аз есмь Господь Бог твой". Вы сами знаете, что когда человек пишет письмо, то только тогда, когда он пишет к особо близкому и дорогому человеку, он в конце пишет: "Твой" или "Твоя", "Ваш" или "Ваша". Этим указывается на особую взаимную близость. Так и здесь, если Господь говорит "Аз есмь Господь Бог твой, то этим он, так сказать, Сам Себя человеку предлагает в предмет любви и почитания; и зная, какое в этом благо для человека, Господь и добавляет: да не будет у тебя других богов кроме Меня. В любви к Богу для человека бесконечный источник радости и света духовного. Вот такой любовью и пламенели Святые Божие угодники, и эта любовь и верность объединила их в высокий и святой сонм, прославляемый ныне Церковью.
Да послужит эта их любовь Божественная — уроком нам, грешным, как нужно Бога любить, как должно о Нем всегда мыслить и обращать к Нему душу и сердце. Любящий другого человека, о нем всегда помнит настолько, что хотелось бы всю свою жизнь, все поступки соотносить с любимым лицом, и быть всегда в его присутствии. Так и истинный христианин пребывает с Богом постоянно, к Богу прилепляется и не делает ничего без мысли о Господе Боге и обращения к Нему. И недаром одна из прекрасных поговорок простого русского народа говорит — "без Бога ни до порога", т.е. без Бога — ни одного шага... Аминь.