На пути к Страстям события разворачиваются с драматической скоростью. Исполненные богатого смысла, они приближаются к своей кульминации.
Мы уже были свидетелями двух событий, связанных с личностью Христа, имеющих совершенно противоположный характер. С одной стороны – грешница, приходящая к Христу и воздающая Ему почести, с другой стороны – ученик, который отдаляется от Христа и предает Его, чтобы стать ближе к первосвященникам и книжникам. Поступок женщины показывает, что Его проповедь принесла плоды и убедила людей в Его любви и милосердии. Господь встречает ее с поступок с благосклонностью, принимает ее дар и упрекает учеников, которые ищут недостатки и изъяны в трогательных действиях женщины, чтящей своего Спасителя. Однако мы видим, как человеческая слабость настигает и охватывает даже круг самых близких учеников Христа. Те, кто считались его верными последователями, самым очевидным образом обнаруживают свои слабости. Один предает, другой отрекается. Хороший урок для всех тех, кто считает себя сильным в вере и готовым дать отпор своим “противникам”.
Нам представлен диалог между Учителем и учениками, в котором Господь открывает великие истины о Себе, о Своей миссии на земле, об Отце, о предстоящих Страстях, Царствии Небесном, о нисхождении Святого Духа и о Церкви. Кроме того, Он оставляет им ценные наставления относительно того, как им следует жить после Его ухода. И, в конце концов, мы получаем бесценное пастырское богатство – Архиерейскую молитву, в которой Господь обращается к Отцу с молитвой о Своей пастве со стремлением быть с ней одним целым, завершая это непревзойденным “да будут все едино”.
Значение этого единства запечатлевается и в Таинстве святой Евхаристии, совершаемой сегодня в Церкви. Но чтобы прийти к богообщению, необходимо прийти к согласию с людьми. Сам Господь ведет Себя с Иудой так же как и с другими Своими учениками, хотя заранее знает о его предательстве. Все действия Христа в период Его земного существования направлены на обновление человеческой природы и нравов, на утверждение подлинного образа человека, каким его создал Господь, ведь человек сотворен, чтобы любить.
То, что должен сделать человек – это принять святые дары, “не обронить с головы венец, который возложил на него Господь”, по словам святого Николая Кавасилы. Мы должны приходить на Вечерю со смирением и кротостью, обнаруживая свои устремления и духовную борьбу. Наше очищение – дело рук Господа. Он тот, кто наклоняется и омывает наши запачканные ноги, ведь самим нам этого не исполнить.
Господь смотрит на наши поступки, а не на слова. Помпезные заявления Петра вскоре обнаружили свою несостоятельность от простого вопроса маленькой служанки. Напротив, безмолвное предстояние женщин у Креста не нуждалось в заранее данных уверениях. Они по-настоящему возлюбили Бога, и в то время как ученики рассеялись и нашли себе безопасные убежища, женщины остались с Христом и видели все происходящее. Они удостоились видеть Господа на Его троне – Кресте, и спустя некоторое время получили право стать первыми свидетелями Его Воскресения.
Помимо желания единения с человеком, в словах и поступках Христа обнаруживается и колебание человеческих убеждений, в особенности религиозных. В своей речи, посвященной сегодняшнему дню, Иоанн Златоуст утверждает, что самая большая жертва – это разделить с братом дары жертвенника. Будем помнить об этом, если желаем понять, почему Христос добровольно идет на Голгофу и “незаслуженно”, по человеческим меркам, удостаивает разбойника Царствия Небесного.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
http://www.pemptousia.ru/2014/04/