Господский праздник — Вознесение
Иисуса Христа
Η Δεσποτική εορτή της Αναλήψεως του Ιησού Χριστού
митрополит Напактский Иерофей (Влахос)
Через сорок дней после своего Воскресения Христос вознесся на небо, откуда он прежде и пришел, согласно Его собственным словам, сказанным Его ученикам. Этот великое событие было предвозвещено в Ветхом Завете (откровении невоплощенного Слова) и это пророчество представлено в Новом Завете.
Почему же оно совершалось после сорока дней? Христос по своей человеческой природе восприял три рождения: от Дев Марии, во время Крещения и при Воскресении. И по причине этих трех рождений Он назван Перворожденным. В первом значении перворожденным Он является «среди многих братьев» по причастности Его телу, во-втором — нового творения и в третьем — перворожденным из мертвых. Сорок дней спустя после этих трех рождений произошли очень важные события. Через сорок дней после Своего рождения Господь был принесен в Иерусалимский храм и по этой причине мы празднуем Его Сретение. Через сорок дней после Крещения Господа в реке Иордан Он одерживает победу над дьяволом, искушавшим Его в пустыне. Через сорок дней после Своего Воскресения Господь взошел не Небеса и принес Своему Отцу начаток нашего собственного естества. Вознесение могло бы произойти и сразу же после Воскресения. Однако Господь этого не совершил ради того, чтобы укрепить в вере Своих учеников последующими Своими явлениями и чудесами. Для того, чтобы они не посчитали, что Воскресение было лишь какой-то фантазией. И в завершении, Он всех их соделал зрителями Своего Вознесения.
Посредством Воскресения была одержана победа над смертью, Вознесением же совершается восхождение человеческой природы к престолу Божию. В Вознесении мы видим завершение и исполнение божественной икономии, домостроительства. Ученики видели то, что совершилось в конце Воскресения. Поскольку никто не видел Христа в то время, когда Он выходил из гроба. В то время как, напротив, ученики Господа видели начало Вознесения, то есть они видели Его восхождение на Небеса.
Прежде всего мы рождаемся во Христе, затем мы страдаем со Христом , а в последствии мы одерживаем победу над державой дьявола и воскресаем. В завершении мы переживаем и обожение. Свт. Григорий Палама говорит, что Воскресение связано со всеми людьми, в то время как Вознесение только со Сятыми. Все люди воскреснут в день Второго Пришествия Христова, и праведники и грешники, но не все вознесутся. Только праведные будут восхищены на облаках для того чтобы встретить грядущего с небес Христа.
Господь сказал: «Никто не восходил на небо и никто на сходил с небес кроме Сына Человеческого, сущего на небесах» (Ин. 3, 13) Имелось много воскресений и до Христа, но никто не восходил на небо. Пророк Илья взошел «на небо». Это означает некое перемещение на место, куда он был вознесен с земли, но это не было его оставлением-исхождением от земли. Точно также и те, которые были воскрешены и возвратились на землю, они вскоре вновь умирали. Но Христос воскрес, и смерть не имела власти над Ним, а поскольку Он вознесся на небеса, то все высокое является пред Ним низким. Восхождение же на небо пророка или указывает нам на то, как вероятно бы покидали бы землю люди, если бы Адам не согрешил, и не вошла бы в тварную природу смерть. «И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24, 50-51) . Он не благословил Своих учеников, а в дальнейшем Он взошел на небо, но Он начал их благословлять и, благословляя учеников, Он восходил на небо, подавая им силу для того, чтобы они успешно творили заповеди, соблюдая то, что Он им говорил: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Это верно, поскольку Христос является Царем и Господом неба и земли. Он тот, Кто ниспосылает благодать и благословение людям, Он единственный благословенный, Который посредством Своего благословения утверждает и поставляет достойных быть благословенными благословенным. Свт. Афанасий Великий говорит, что Христос восприял от Пречистой Девы тело не просто лишь для использования его, но ради превысшего пересоздания. Он делается «не сотелесным» во времени, но становится постоянно «воплощенным»… Христос на века пребудет Богочеловеком. Во время Вознесения мы видим присутствие множества ангелов. Воздух, естественно, наполнен ангелами, которые занимают важную его часть. Ангелы являются тварными духами, которые созданы Богом и несут двоякую функцию. Они должны непрестанно славить Бога и служить спасению человека. Согласно древнему церковному преданию ангелы (умные духи) разделены на три триады. Первая триада находится в непосредственной близи престола Божия, средняя находится между небом и землей, а последняя триада - на земле и служит людям. Благодаря Вознесению, восходящие чины ангелов, которые служили Христу на земле, были причтены в высшим ангелам, начальникам тверди небесной, второго неба, дабы открыть врата для вхождения в царство славы (согласно словам пламопевца Давида 23, 7-10: «возьмите врата...»)
Врата - это ангельские стражники, которые вечны и никогда не могли быть открыты. И даже когда Христос нисшел на землю, врата эти остались закрытыми. Поэтому таинство воплощения домостроительства Христа было неведомо и для ангелов. (свт. Иоанн Златоуст) В дальнейшем ангелы тверди небесной (второго неба) были возведены к ангелам-началам первого неба, чтобы открыть врата для вхождения в Царство славы. Ангелы были поражены удивлены нанесенными на тело Христа ранам и устрашились. Страх рождается в душе от вещей противоприродного характера.
После Вознесения мы замечаем некоторые важные признаки. Первый состоит в том, что ученики покинули гору Елеон с великой радостью, поскольку были утверждены в вере Христом. Они весьма обрадовались этому, поскольку они получили заверение в том, что они примут Святого Духа и что они станут членами Тела Христова. Второй — то, что между Вознесением и Пятидесятницей наступает период молитвы, моления и исихии как телесной так и душевной.. Никто не может быть причастен Святому Духу, если он не пребудет в молитвенном состоянии и внутреннего трезвения. Третье — ученики Христовы пребывали в постоянном общении, и среди них находилась Пресвятая Дева, Матерь Христа. Это указывает на некое богослужение Церкви, поскольку в центре его находится личность весьма любимая Христом и любимая христианами, то есть Богоматерь. Богоматерь не претендовала на какое-то положение или власть в Церкви, но она была центром поклонения, драгоценнейшим сокровищем, которое имела и имеет Церковь. Четвертое — всегда необходимо быть послушными заповедям Господа, потому что они ведут к доброму и святому завершению. Вознесение Христа является украшением всех Господских праздников, завершением всего, что совершил для нас Христос в деле Своей божественной икономии.
© перевод «Православного Апологета» 2013год