Пятидесятница — Как же действует божественная благодать?
+ Старец Иосиф Ветопедский
Πεντηκοστή – Πώς ενεργεί η Θεία Χάρις;
Γέροντος Ιωσήφ Βατοπαιδινού
Благодаря
событию
Пятидесятницы,
когда Святой
Дух сошел на
членов Церкви,
более не существует
чего-либо
невозможного
для человеческой
природы. Некогда
бессильный
человек, который
стал игрушкой
дьявола и смерти,
теперь становится
сильным для
того, чтобы
«попирать
всякого змия
и скорпию, и
всякую силу
вражию»
. Благодать,
которая всегда
пребывает с
нами является
"обетованием
Отца",
которое обещал
и Господь. Мы
не боимся ни
страсти, ни
греха, ни наших
вредных привычек,
ни сатаны, ни
даже самой
смерти, поскольку
с нами пребывает
«вовеки Утешитель,
Дух истины»
Нас
должно интересовать
вот что — действует
ли этот Утешитель
в нас и делает
нас благословенными
и освящает ли
нас. Я приведу
один пример
для того, чтобы
нам стало это
более ясно.
Считается, что
нам было дано
мощное оружие,
чтобы защитить
себя и бороться
с нашими врагами.
Если это оружие
не способно
выполнять свою
функцию, то
какая польза
в том, чтобы
его иметь? Верим
ли мы, что с нами
Божественная
благодать, как
нам об этом
говорит Церковь?
Меня может
кто-то спросить:
Почему это так,
ведь у нас сплошное
бессилие? Почему
нас настолько
побеждает грех?
Почему нам
наносит сокрушительное
поражение
сатана? Почему
мы боимся? Почему
мы утомляемся?
Почему мы пятимся
назад? Почему
мы регрессируем?
Давайте внимательно
рассмотрим
этот вопрос.
Если мы
будем хранить
нашу веру, соблюдать
заповеди и
отвращаться
всеми силами
от греха тогда
действительно,
как только мы
призовем Божественную
благодать, она
сражу же будет
действовать,
не только давая
нам дерзновение
и силу, но и у
сатаны вызывать
страх и ужас.
Это способ, с
помощью которого
мы одерживаем
триумф и победу.
Но если мы
проявляем
расслабленность
и избегаем
наших обязанностей
и ответственности,
и не защищаемся,
когда подается
повод для совершения
страсти, или
не ведем войну
с грехом, тогда,
когда мы призываем
благодать, она
не действует,
не приходит!
История ам
рассказывает,
что однажды
император Юлиан
Отступник был
посвящен в
магию. И несмотря
на то, что он
был христианином,
он еще маленьким
захотел отказаться
от своей христианской
веры. Он в малых
летах оказался
злочестивым.
Итак, еще маленьким
он полюбил
магию с тем,
чтобы вновь
вернуться
обычаям идолопоклонства,
которые были
упразднены
прежде.
Когда
он пошел к месту,
где его обучали
соответственно
урокам по магии,
едва он увидел
разных демонов
и их злобу, он
пришел в ужас
и осенил себя
крестным знамением.
Совершая крестное
знамение, он
увидел, что
демоны убежали,
и маг не смог
совершить то,
что хотел. Тогда
маг посоветовал
императору
прекратить
совершать
крестное знамение,
но тот не захотел
его слушать.
Оказавшись
в положении
между страхом
и ужасом, император
совершал крестное
знамение по
обычаю, который
он знал как
христианин,
и поэтому демоны
приходили в
трепет и убегали.
Тогда маг решил
прибегнуть
к хитрости. Он
заставил его
убить ребенка
и взять в руки
его сердце. И
по причине
совершенного
греха, он не
смог оказывать
сопротивление
силой креста
и демоны больше
не убегали.
Божественная
благодать
пребывает в
нас, когда мы
являемся христианами
и не отрекаемся
от Христа, мы
оказываемся
ипостасно
соединенными.
Итак, почему
когда мы согрешаем,
мы не можем
противостоять
нашим страстям?
Просто потому,
что мы пренебрегаем
нашими христианскими
обетами, которые
мы обещали
хранить в таинстве
Крещения. Очень
часто, по причине
греховности,
и как следствие,
и не хотя этого,
она является
причиной того,
что мы возбуждаем
наши страсти
и в таком случае
вынужденно
падаем. То, что
мы столь легко
согрешаем,
является признаком
того, что мы не
храним заповеди.
Мы в действительности
тем самым не
являемся
верующими.
Наше
положение по
отношению к
Богу , и это вполне
очевидно и
ясно— это отношение
сына к отцу, а,
следовательно,
мы верим в Бога,
поскольку мы
Его любим. А а
раз мы Его любим,
то мы Ему доверяем
и в точности
стараемся
исполнить Его
волю. «Тот
кто Меня любит,
имеет Мои заповеди
и их соблюдает».
Мы свидетельствуем
о нашей любви
к Богу нашими
делами, как и
Он принес нам
великое богатство,
поскольку «Он
прежде возлюбил
нас». Посему,
как только мы
призываем
Божественную
благодать,
которая является
Его собственным
даром, она сразу
же оказывает
свое действие
и возводит нашу
личность к
совершенству.
«Неграмотных
научили премудрости,
совершенные
иереи, повсюду
созидая Церковь».
«Всегда
стремимся
облечься силу
Христа»
согласно словам
апостола Павла.
Христос нам
подает нам
силу, этой силой
является Божественная
благодать,
которую мы
принимаем в
Крещении и ее
храним при
последующем
нашем участии
в таинствах
Церкви.
Если
мы себя самих
понуждаем и
проявляем
искренность
в отношении
данным нами
Богу обещаниях,
соблюдая со
всей тщательностью
заповеди Божии,
искренне принося
покаяния в тех
ошибках, которые
мы совершаем,
тогда Божественная
благодать,
которая пребывает
внутри нас,
взирая а наше
прилежание,
действенно
заявляет о
своем присутствии.
Наш нрав и наша
природа, которые
больны, становятся
сильными, а
грех теряет
силу, потому
что теряет свою
силу благодаря
присутствию
благодати.
Дьявол при
одном только
призывании
благодати
пускается в
бегство, поскольку
знает что должен
пострадать.
Действительно,
мы монахи в
особенности
с наибольшим
старанием
должны содействовать
нашему спасению,
покидая мир
и убегая от
различных
поводов общения
с ним. Мы находимся
в некоей стране,
где нет развлечения
и рассеяния
при минимуме
попечений для
того, чтобы мы
бодрствовали
и были внимательны,
не только к
тому чтобы не
согрешать —
это лишь введение
- но после этого
нам необходимо
достигнуть
такого состояния,
когда мы имеем
желание творить
только добро.
Мы живем только
для того, чтобы
творить волю
Божию. Это наша
главная цель
и наше предназначение
с самого создания
человека, особенно
сейчас, после
грехопадения,
когда мы оказались
обманутыми
и зубах смерти.
Теперь мы ведем
с рассуждением
большую борьбу
для того, чтобы
и освободиться
от смерти и
стать наследниками
обетований,
которые нам
даровал Бог
при Своем явлении.
Мы нуждаемся
не в домах, мы
не нуждаемся
в делах наших
рук, ни в системах,
ни в программах
и законах. Все
это мы совершаем
по необходимости,
чтобы удовлетворить
материальные
запросы нашей
жизни, поскольку
мы имеем тело.
Но нас интересует
в данном случае
не это, и не к
этому мы стремимся,
и не это мы
оцениваем.
Таким образом,
даже и при малейшем
поводе, если
мы увидим, что
наше спасение
находится в
опасности, мы
это должны
немедленно
оставить для
того, чтобы
предпочесть
нашу цель.
И
все эти усилия
будут состоят
в следующем.
Все, что внутри
нас получает
движение, это
мы будем подвергать
исследованию
— всякую мысль,всякое
раздражение,
которое в нас
появляется,
его мы берем
на прицел и
задаемся вопросом:
Это наше собственное
или от дьявола?
Это «наше или
от другого?»
Мы исследуем
какую цель
имеет эта мысль,
какую цель в
себе несет этот
помысл? И если
мы действительно
и искренне
исследуем этот
помысл, мы должны
избрать подходящий
метод ведения
войны и отвергнуть
подобострастные
мысли с самого
момента их
появления. Так
мы избежим
столкновения
со страстями
и грехами.
Если,
я желаю, чтобы
этого не случилось,
нас начнут
увлекать помыслы,
и мысли действительно
нас начнут
побеждать, мы
не станем принимать
от них эстафету,
но прибегая
к искреннему
покаянию, восплачем,
восскорбим.
Тем самым мы
убедим Божественную
благодать,
которая пребывает
внутри нас, не
скрываться
и не покидать
нас, но вызвать
к нам сострадание
и в тоже время
нас укрепить,
а также тем
самым отразить
диавола, который
ввел нас в
заблуждение.
И теперь, обладая
опытом как
неким трофеем,
мы станем более
осторожными
и внимательными.
Это и есть всецелое
покаяние, которое
является смыслом
нашей жизни
здесь.
Основные
усилия направлены
на то, чтобы не
останавливаться
на начальном,
вводном покаянии,
но нам достичь
завершающей
ступени бесстрастия.
Там, где были
совершены
ошибки, промахи,
страсти, поражения,
теперь заступают
место добродетели.
Постепенно,
с помощью благодати
божией с добродетелями
приходят и
дары, из чего
станем вполне
понятым то, что
мы становимся
причастниками
обетований
нашего Иисуса
Христа, и мы
стали наследниками
Божиими и
«сонаследниками
Его Сына», Который
настолько
«возлюбил нас».
Аминь.
Ιουνίου 2, 2012 - VatopaidiFriend