Богородица как источник спасения
Богородица как источник спасения
Арх . Кирилл Костопулос , проповедник Священной патрской митрополии – доктор богословия
Η Θεοτόκος ως πηγή της σωτηρίας
Του Αρχ. Κυρίλλου Κωστοπούλου, Ιεροκήρυκα της Ι.Μ.Πατρών -Δρ. Θεολογίας
Период с 1 по15 августа (для РПЦ с 14 и по 28 августа) с ежедневным пением Умилительных канонов Пресвятой Богородице является источником отрады и утешения в бурной и суетливой жизни нынешних людей.
Подобно маяку в мрачной тьме нашей безнадежной эпохи, Свет, излучаемый Пречистой Девой из Назарета, ведет тех, кто отклонился от извилистых путей суеты и материализма, к истинному блаженству и радости, к Богочеловеку Господу Иисусу Христу, Ее Сыну и Богу.
Этот Свет исходит от обожегнной личности Матери Господа нашего. Православная Церковь и ее богословие принимают и переживают величайшую истину: Богородица – уникальное существо, которое во всём материальном и духовном творении осуществило цель, ради которой существует творение.
Это высшее творение Триединого Бога, которое — единственное во всем Творении — достигло онтологического единения с Богом.
Факторами, способствовавшими этому союзу, стали ее чистота и девственность, а также ее смирение.
Нелегко постичь всю глубину и величие чистоты девственности Девы Марии. Всю свою жизнь Она боролась за сохранение своей непорочности, чтобы стать «чище паче сияющего солнца».
Наша Дева Мария не была просто девой, но была и есть Дева, непорочная, неоскверненная, до такой степени, что Дева и Дева Мария теперь — тождественные слова.
Но ее скромность также поражает любого, кто изучает ее жизнь.
«Обрадованная-Благодатная» – так называет Её Архангел Гавриил. «Раба Господня» – так Она характеризует Себя. Её согласие на Воплощение Сына и Слова Бога Отца есть отождествление Её воли с волей Божией.
Матерь Богочеловека Господа, Богородица Мария, отождествила Своим существом жизнь тварного с жизнью нетварного. Она соединила всё человечество с Творцом, с Богом.
Таким образом, всё творение обретает в Её Лице дверь к «истинной жизни». «О Тебе радуется всякая тварь, ангельский собор и человеческий род».
Святой Григорий Палама подчёркивает, что Дева Мария – единственная, кто стал границей между тварной и нетварной природой. «Эта Дева-Матерь является единственной, кто стал границей между тварной и нетварной природой, и Она стала вместилищем невместимого через которую входит в познание Бога, и Она – хвала Божия у славящих Бога. Она – и причина тех, кто был до Неё, и защитница тех, кто с Ней, и вечная Заступница».
Несомненно, что история человечества отмечена и интерпретирована через двух женщин – Еву и Богородицу: первая привела человека, созданного по образу Божию, к тлению и смерти. Вторая, через Воплощённое Слово Бога Отца, спасла человека.
Святой Иоанн Дамаскин утверждает, что Дева Мария из Назарета была ключевым фактором в восстановлении и реставрации идеала женственности – матери и девы, – который был помрачен и извращен в лице Евы.
Первая Ева, движимая гордыней, впала в непослушание и преступление, а Богородица Мария, по существу обладая послушанием Богу, «попрала прельстившего змия и ввела в мир нетление».
Святой Златоуст подчёркивает, что дева Ева стала причиной выхода человека из рая, но Дева Мария вновь открыла человечеству путь в рай. «Дева вывела нас из рая, Девой обретаем жизнь вечную».
Дева Мария остаётся на вершине святости Церкви. Её слава осеняет всех верующих, которые принимают и любят Её. Её благодать всёобъемлюща, а Её величие стирает всякое тленное и временное величие. Её чудо зажигает сердца всех стремящихся к Православию христиан.
Воистину, это чудо, именуемое Богородицей, пленяет наш ум и разум, пленяет наши чувства. Её образ вводит нас в духовный восторг.
Она опьяняет наше существо и питает нашу жизнь Божественным знанием и мудростью. И это потому, что свет, излучаемый Девой Марией, божественен и человечен.
По этой причине святой Кирилл Александрийский восклицает: «Радуйся, Марие, Богородице, Еюже пришел Создатель первозданных, Исправительница беззаконий их и Путеводительница в Царствие Небесное... Радуйся, Марие, Богородице, Еюже спасается всякая верующая душа».
А святой Андрей Критский воспевает: «Всё освящается благоуханием Твоим. Через Тебя открывается причина греха».
И мы, преклоняя колени перед честным образом Ее иконы, с благодарностью взываем к Ней: «Прими молитвы грешных и не отвергни, Богородице, молитв призывающих Божественное Имя Твое; исполни прошения их, Пречистая Владычица».