Успение как тайна Церкви
Η Κοίμηση της Θεοτόκου ως μυστήριο της Εκκλησίας
Μητροπολίτης Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιερόθεος
Преосвященнейший митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей
Во время праздника Успения Богоматери мы лобызаем священную икону, которая изображает событие Её Успения. Икона не может изобразить всего того, что произошло во время погребения Богоматери, но она показывает, что такое Церковь. Речь идёт об иконе, которая в наиболее удачной и изящной манере указывает на таинство Церкви.
Церковь — это не некая человеческая организация, но Богочеловеческое Тело Христа. Это единство Бога и людей в лице Христа. В священной иконе Успения Богоматери мы видим, что Церковь в своём центре имеет Христа и Богоматерь, как Матерь Христа, а вокруг них расположены Апостолы, епископы и Ангелы.
Следовательно, в священной иконе очевидным становится то, что в Церкви смерть упразднена, и то, что мы называем смертью, является простым сном. Тело приемлет божественную благодать и просвеляется, но и душа после смерти живёт, и, если человек освятился, то есть стал святым, то он находится «в руке Божией». То, что произошло с Пресвятой Девой Марией, мы желаем , чтобы аналогично произошло и с нами. То есть, мы желаем того, что когда придёт время уйти из этого мира, чтобы мы были в Церкви. Необходимо молиться, чтобы подле нас были духовные отцы, дабы мы приняли от них их молитву, а главное, чтобы мы причастились Тела и Крови Христа.
Даже Аффоний, который стремился обесчестить тело Девы, не смог этого сделать. Точно также существуют разные враги, которые стремятся осквернить Тело Христово, которым является Церковь, но они не смогут достичь этого и ничего не сделают, потому что Церковь — это не человеческая организация, но богочеловеческое Тело Христа. Церковь обладает огромной силой, и она вовсе ничего не боится, но она спасает всех и даже тех так называемых её врагов, когда они приходят к покаянию.
Вся композиция иконы Успения, которая состоит из предстоящих лиц, составляет умозрительный Крест. Горизонтальная планка Креста образуется ложем, на котором лежит тело Богоматери. Вертикальная же планка Креста образуется в верхней части тем, где прямо стоит Христос, а нижняя часть образуется евреем Аффонией, который возжелал обесчестить тело Богоматери. Это мысленный Крест, который образуют Христос, Богоматерь и присутствующие при Успении Её, большинство из которых воспевают Её, а один из них пытается нанести бесчестие.
Крест — это слава и бесчестие, спасение и проклятье. Апостол Павел заявляет, «Слово о кресте для погибающих есть безумие, а для спасаемых сила Божия» (I Кор. 1, 18).
У Церкви также есть свои искушения, исходящие от людей, которые не живут таинством Креста и Воскресения Христа и не понимают его. Они не могут вкусить богообразной жизни и не могут быть посвящены ему, и они противодействуют тем, которые живут в несколько ином жизненном измерении.
Тайна Креста явным образом является в тех людях, в которых изображается икона Успения Богоматери. Боль и страдание, любовь и молитва, восторг и видение, песнопения и молчание, все они являются причастностью тайне Креста Христова.
В учении Отцов Церкви говорится о таинстве Креста и Воскресения Христова, которым является любовь Божия, исходящая от Троичного Бога ещё прежде создания мира и во время его творения, до грехопадения человека и после него, до вочеловечения Христа и во время вочеловечения Его, до Пятидесятницы и после неё. Это любовь Божия, которая делает нас причастной ей различными образами, как зажигающая и просвещающая, сообразно двойному действованию Креста.
Это таинство Креста проявляется в тех людях, в которых изображается икона Успения Богоматери. Боль и страдание являются причастностью таинству Креста Христова.
Крест — это слава Христа с Его любовью и Его уничижением-кеносисом, но это и слава Богоматери, Которая в течение всей Своей жизни с глубочайшим смирением жила тем, что является богоподобным и высочайшим кеносисом, то есть таинством Креста и Воскресения. Этим жили и Апостолы, и святители, которые стали друзьями Божиими, друзьями Креста.
В конце концов, пребывая в этом мыслимом образе Креста, можно выявить и подчеркнуть достоинство человека, когда в течение всей свой жизни и его образе успения, сообразно прообразу Богоматери, имеет место быть горизонтальная планка Креста, и к нему добавляется верхняя планка Креста, которой является божественная благодать.
Пресвятая Богородица принесла в мир великую радость, потому что Она родила Христа, Который является нашей радостью и надеждой нашего спасения. Посему мы Её любим и Её просим о Её предстательстве за нас, чтобы Она нас укрепила в различные моменты нашей жизни, чтобы Она молилась за нас, чтобы мы оставались в Православной Церкви, чтобы Она была посредницей в том, чтобы нам удостоится победить смерть силою Христа, и чтобы нам войти в небесную Церковь.
+ Митрополит Навпактский и св. Власия ИЕРОФЕЙ
parembasis.gr
© Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет», 2014 год