Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Богородица и Матерь Света

Ἡ Θεοτόκος καί Μητέρα τοῦ Φωτός

Преосвященнейшия митрополит Навпактский и св. Власия

г-н Иерофей (Влахос)

/images/st/1857/img_1857_571057513b82c8d7bebad96ee369a440.jpg

Праздник, который мы со всей торжественностью совершаем в середине августа, нам указывает на всечестную  личность нашей Пресвятой Девы. Он называется праздником «Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии». В этих словах сокрыто все таинство нашей Пресвятой Девы, которое связано с таинством Христа. В сегодняшней проповеди я постараюсь проделать небольшой анализ слов этой фразы «Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии».
Смерть Богоматери называется "Успением" (Κοίμησις), потому что, с одной стороны, после Воскресения Христа смерть  становится сном, поскольку каждый человек будет телесно воскрешен во время Второго Пришествия Христа. С другой стороны, потому что после своего Успения наша Пресвятая Дева перешла на небеса. Так, согласно преданию нашей Церкви, то, что произойдет со всеми людьми во время Второго Пришествия Христова, произошло с Пресвятой Девой после Ее Успения.
Далее, Мария называется "Пресвятая" («Ὑπεραγία»), потому что Она не только является святой, освященной, но потому что стоит выше всякого святого, Она является «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим". Святитель Григорий Палама говорит, что Мария является вершиной и совершенством всякого святого. В самом деле, все Пророки, Апостолы, Отцы, Мученики, Преподобные, как правило, все святые воспевают и возносят хвалу Богоматери.

Кроме того, Мария также называется "Владычицей" (Δέσποινα»), поскольку Она является матерью Владыки Христа. Действительно, Христос есть Господь и Владыка неба и земли, как единосущный Отцу и Святому Духу, так что и Его матерь, от которой воспринято Им было человеческое естество, является Владычицей. Она занимает особое место в таинстве божественной икономии, но особенное место Она занимает и в жизни Церкви, и Она постоянно молится о нас. 
Более того, Пресвятая Дева именуется «Богородицей» («Θεοτόκος») поскольку она родила не некоего простого человека, но Второе Лицо Святой Троицы. Несторий и его единомышленники в ереси отвергли наименование «Матерь Божия», точно также как и термин «Богородица», потому что доказывали, что Дева родила человека Христа, но не Бога, Который «изшел», или «произошел» через Нее, но не родился «от Нее» (ἐξ αὐτῆς). Но III Вселенский собор дал определение веры Церкви в то, что Пресвятая Дева является Богородицей, что Она родила Бога, дала плоть для второго Лица святой Троицы, а посему то необходимо ее именовать «Богородицей» Это не просто какая-то философия, а богословие, поскольку Апостолы, которые видели Христа прежде должны были быть просвещены светом Божества, дабы опытно познать что Христос это «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного», а посему и Пресвятая Дева является Богородицей и матерью Света. Так что на девятой песни утрени священник возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».

Далее в наименовании нынешнего праздника Пресвятая Дева называется «Приснодевой Марией». Слово Мария означало Ее имя, слово же «приснодева» указывает на таинство приснодевства, на ее совершенную чистоту, поскольку Она была Девой до рождения, во время рождения Сына и после Его рождения. На каждой иконе Пресвятой Девы иконописец изображает три звезды: одну на лбу, одну на правом плече и одну на левом плече, которые и свидетельствуют о приснодевстве Пресвятой Девы. Это таинство. И об этом свидетельствует опыт переживания божественной славы.
 
Таким образом, праздник "Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии" нам являет всю необычайность и благословенность личности нашей Пресвятой Девы. И этот праздник следует нам почтить постом, молитвой, покаянием, славословием, Божественным причащением Тела и Крови Ее Сына с духовной радостью. Кроме того, почтение к Богоматери свидетельствуется и благоговейным произнесением Ее всечестного имени, и обращением к Ней с мольбой и молитвой о том, чтобы Она молилась о нас.
Сегодня в этот благословенный день мы должны не только радоваться потому, что у нас была возможность взять отпуск и посетить любимые места и лиц, ни потому что совершить тожественное празднование, но потому что мы совершаем праздник ради честной и благословенной личности нашей Пресвятой Девы, которой воздал почтение и Сам Христос.
Многая лета, мои братья, и да молится за всех нас Пресвятая Дева и да защищает нас от всякого зла.

 

Итсточник: http://parembasis.gr/index.php/menu-teyxos-216/450-2014-216-01

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год.



Подписка на новости

Последние обновления

События