Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Успение Богоматери

Η Κοίμησις της Θεοτόκου

(Слово приснопамятного

архимандрита Георгия (Капсанис), проигумена священной обители Григориат, Святая Гора Афон)

 

(Ὁμιλία τοῦ ἀειμνήστου Ἁγιορείτου Ἡγουμένου  π.Γεωργίου Καψάνη)

 

/images/st/1856/img_1856_cad8274965ddc833dbf3acb5ef0ee03c.png?635437746468546250

 
Праздники нашей Пресвятой Богородицы, богородичные праздники, а  среди которых величайшим из них является праздник Успения Богоматери, эта некая малая Пасха, летняя Пасха, нам подают возможность выразить  Матери нашего Искупителя и нашей собственной Матери всю нашу глубокую признательность за все то, что Она сделала для человеческого рода, и для каждого из нас. Ибо без её содействия святому Троичному Богу и приношения себя Ему не смог бы воплотиться Бог Слово. Бог ожидал того момента, когда явится на свет такая святая душа, непорочная и всесвятая, которая принесла бы всю свою свободу Богу, так чтобы  и Бог в ней мог бы всецело  обитать.

И это была благословенная Мария, смиренная девочка из Назарета. Да возблагословим Её. Ибо Она нам даровала то, что для нас в нашей жизни является самым драгоценным. Нашего Спасителя.  Что же бы мы имели без нашего Спасителя, мы, не имевшие надежды, осуждённые на смерть, вечно находящиеся в плену у диавола? Итак, если же у нас есть Спаситель и Искупитель, и Бог, Господь Иисус Христос, воплотившийся Бог, то этим мы обязаны Госпоже Богородице.
За это Ей постоянно возносится непрестанная хвала нашей Церкви. Песнопения нашей Церкви постоянно и без конца возносятся к личности Госпожи Богородицы. Никто, кроме нашей Пресвятой Девы, на земле не удостоен такими песнопениями, такими славословиями, со столькими необычайной красоты выражениями.
Уже на III Вселенском соборе наша Церковь Её удостоила наименования Богоматерь. Термин «Богоматерь» («Θεοτόκος»), согласно Святым Отцам, святителю Григорию Богослову, заключает в себя всю тайну спасения и благочестия. Потому-то еретики отвергли то, что Госпожа Богородица родила вочеловечшегося Бога. Но Церковь возвестила веру в то, что Госпожа Богородица родила вочеловечшегося Бога, Бога Слово. Она соделалась некой мастерской для неизреченного соединения двух природ, божественной и человеческой. Поскольку в её святой утробе в момент зачатия Единородного Сына человеческая природа соединилась с божественной и был зачат Богочеловек Христос. Именно поэтому Богоматерь и получила характерное наименование мастерской неизреченного соединения двух природ. И поэтому нам не следует этого забывать никогда, об этом никогда не забывает Церковь. Посему-то, когда Церковь славословит Единородного Сына, она прославляет и личность Пресвятой Девы.  Нет ни одного из церковных богослужебных последований, церковного собрания, когда бы не призывалось имя Госпожи Богородицы, дабы Она присутствовала и там, более того, дабы Она была помощницей и защитницей собрания народа Божия. Дабы Она так же предстояла-председательствовала во главе собрания, как предстоят в нём и Святые Апостолы, согласно словам свт. Григория Паламы. Потому что после того, как Господь вознесся на небо, Госпожа Богородица вдохновляла святых Апостолов, их назидала, ими руководила.  Это был некий образ её служения как Герондиссы (Старицы), духовной Матери всех христиан, которые православно веруют в Троичного Бога. И Она в особенности является Герондиссой и Матерью монахов, а в большей мере святогорских.
То что совершила наша Пресвятая Матерь и что Она доказала, так это то, что Она не подобострастно родила Бога, Богочеловека Христа, но оказала содействие Рождению Христа и содействовала зачатию Христа, потому что, как нам говорит нынешнее чтение из Апостола, из послания к Филлипийцам, Она содействовала замыслу-духу Христа. Этот замысел-дух был и замыслом-духом, намерением нашей Богоматери. И он не мог быть иным у Той, Которая  носила в своем чреве Бога, отличным от того намерения, Которое имел Зачавшийся в Ней. То намерение и тот дух, который имел воплотившийся Господь, в котором воплотился и снизошел Он Сам, этот дух имела и смиренная Дева из Назарета. И этот дух и намерение низвёл Господа в Неё саму, принёс её саму себя в приношение, совершенное приношение, и ничто не могло над ним возобладать. И это намерение, этот дух ищет в нас, христианах, чадах нашей Богоматери, детях Богоматери и Господь Иисус, и Госпожа Богородица.
И мы мысленно окружаем, лобызаем вместе со святыми Апостолами чистейшую палату и вместе с ними мы некиим образом участвуем во всечестном погребении Богоматери. Однако же это погребение является ни чем иным, как восхождением на небо. Потому что Госпожа Богородица, по благодати и человеколюбию Единородного Сына, перешла на небо телесно и вошла в небеса, ибо Всесвятое Тело, которое носило в своем чреве Бога, не могло остаться на земле на съедение червями. Ей подобало воскреснуть со всей славной и воссесть одесную Господа и возносить молитвы за всё человечество. Впрочем, нам следует сказать, я говорю это для тех, которые не слышали, нашим братьям паломникам, что наша пресвятая Мария является первой личностью Нового Завета, которая воскресла, была оправдана, прославлена и воссела одесную Христа, и стала молитвенницей за весь мир.

Следовательно, во время Второго Пришествия, когда мы, все люди, воскреснем и окажемся подле престола Господня, то мы будем иметь нашу Пресвятую Деву посредницей и предстательницей, и помощницей.

Итак, за всё это мы Ей выражаем нашу признательность, благодарение и Её просим нас просветить, дабы мы не были бы её недостойными детьми, но вели бы нашу повседневную борьбу, дабы мы обладали бы её духом, взглядом, тем духом и взглядом, которым обладал и Господь Иисус Христос, духом смирения, жертвенности, духом Её любви и Её жертвенности.

Пресвятая Дева — наша помощница и добрая сила в борьбе, которую ведёт каждый из нас по молитвам Пресвятой Богоматери.
 

Источник: Ιερά Μητρόπολη Κυθήρων

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год.



Подписка на новости

Последние обновления

События