Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Чудеса Пресвятой Богородицы «Парамифия» (Увещание) и Пресвятой Богородицы «Пантанасса» (Всецарица)
22 January 2014
Вера / Чудеса Пресвятой Богородицы   Архимандрит Ефрем Ватопедский

Пролог

Боль – неожиданный  и незваный  гость. “Нет на свете человека, который прожил бы свою временную  жизнь, не вкусив  печали. И, “если она не приходит  сегодня, значит придёт завтра,  если не завтра,  в будущем её не избежать”, – говорит святитель Иоанн Златоуст. Ни один человек не бессмертен, поэтому никто не живёт вне печали. Разница в её величине.  На протяжении нашей земной жизни,  в какой-то момент, рано или поздно, нам придётся столкнуться с этим безвременным посетителем. Степень боли может достигнуть высшей или низшей точки, боль может быть маленькой или большой, она может быть сильной и утомительной.

panagia-paramythia-holy-and-great-monastery-of-vatopaidiou-holy-mount-athos1

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Парамифия (Утешение, Ватопедская, Отрада и утешение)

Вторжение боли, печали, различных  болезней, поражающих тело и душу человека, сотворилось после нарушения и неповиновения  повелению Бога в рай. Беспечная жизнь Адама и Евы вне всяких  болей и печалей была прервана ими добровольно. Следствием этого стали  разложение  и смерть. “Болезнь берёт своё начало  в самом  первом  человеке, впоследствии она овладела всем  человеческим  родом, “- пишет Св. Николай  Кавасилас. После греха, “боль , скорбь и тоска вселились в него.” Печаль, горькие вздохи, плач, слезы, горе и смерть будут устранены в последующей жизни.

В Ветхом Завете болезнь кажется  Божьим  наказанием за неподчинение Его законам. Человеку, живущему согласно Божьим заповедям, болезнь не грозит (Исх. 15 , 26). Если Господь видит искреннее раскаяние человека  после нарушения им его заповедей, Он выступает в роли врача, Он исцеляет и утешает его.

Тот, кто нарушает заповеди Божьи, в сущности предпочитает жить вопреки своей природе, такой, какой она была  создана Им. Заповеди устанавливают пределы, которые не должен переступать человек. Если он, как свободная личность, выходит за рамки дозволенного, ему приходится страдать от последствий своего поступка. “Кто грешит  перед своим Создателем,  попадает в руки врачей. ” Таким образом, Бог не наказывает, потому что Он есть сама любовь. Человек наказывает сам себя, нарушая порядок, установленный Богом при сотворении мира.

panagia-paramythia-immb

Богородица Парамифия. Икона, написанная в монастыре Ватопед.

Этот феномен хорошо отражается в современном обществе, заполонённом  изобилием  товаров и их сверхпотреблением ради удовольствия. Болезни, которые поражают людей и ставят  под угрозу их жизнь – результат их образа жизни и питания. “Обрекая свой организм на неравномерное  и несбалансированное  питание, люди  способствуют возникновению многих заболеваний.” В святоотеческих  учениях  указывается связь между физическими  и  психическими   страстями . Чревоугодие является психической страстью, оно приводит к перееданию, которое тоже является страстью. Наш Господь освобождает больную душу от греха, исцеляя тело. Некоторые люди физически  страдают из-за психической злокачественности.

В Новом Завете болезнь является педагогическим приёмом,  использованным Богом  во спасение  человека от греха. Боль и болезни делают человека емкостью благодати. Вот почему Апостол Павел говорил: “с большим удовольствием я восгоржусь своими   болезнями, чтобы обитала во мне благодать Божия” ( 2 Кор. 12 , 9). Василий Великий объясняет, что Святые болеют для того, чтобы не показалось, что они  выходят за пределы человеческой природы, или, отличаются по своей природе от других людей.

Когда человек заболевает, он обращается за помощью  к медицинской науке. Она, безусловно, полезна  и необходима. Бог “дал людям медицинскую науку, чтобы прославиться своими чудесами, с её помощью исцеляет Он их и забирает  их  боль.” Василий Великий, изучавший медицину своего времени, пишет следующее: “Господь, дабы помочь нашей  слабой  природе, дал  нам различные искусства между ними и медициной. “Оставлять надежду на выздоровление в руки  врачей есть полное кощунство, мы видим, как некоторые несчастные настаивают на том, чтобы называть врачей спасителями. С другой стороны, полный отказ от преимуществ, которые предоставляет нам медицина, есть показатель упрямства”.

Возникает потребность в  науке и помощи Божией. Характерными по этому поводу являются записи преподобного старца Иосифа Исихаста, который писал в одном из своих писем: “Мне прислали какое-то мудреное  лекарство, и оно, после Господа, стало моей терапией. Я ничего не ел в течении сорока  дней. Когда я стал принимать это лекарство, я ,наконец, стал есть, спать, я пошёл на поправку. Слава Богу! Я стал немного двигаться и писать…

Я, и многие другие, обратившиеся ко мне за помощью, через  молитву и пост, излечились. Но теперь Господь перестал слушать меня, дабы дать возможность мне   узнать и лекарства и врачей. Чтобы я стал  снисходительнее ко всем.

Я прочитал письма святого Нектария и увидел, с какой осторожностью относился  к врачам  и лекарствам  этот великий Святой! Я же, бедный отшельник, проживший всю свою жизнь в среде дикой природы, желал исцелять только через веру. Теперь, наконец,  я узнал,  что мне нужны  и лекарства и благодать. Теперь я буду говорить то же самое, что и святой: “Смотри – выздоравливай; любыми способами  поправляй  свои  нервы, и ты вновь обретёшь молитву и мир в душе своей.”

Таким образом, болезнь является глобальным явлением. Мы все болеем. И грешники и праведники. Апостолы и святые. Преднамеренную боль претерпел за нас  Господь наш , Иисус Христос. Он претерпел мучительные страдания  распятия. Он мог  избежать этого. Он  мог сделать так, чтобы не чувствовать ужасную боль, используя  божественные  силы. Но Он не сделал  этого, а  выпил до дна горькую чашу смерти. С тех пор , Он всегда находится рядом с нами, как Бог прощения и утешения.

Сильнейшую  боль испытала и Пресвятая Богородица, наблюдая, как  на Кресте распяли её любимого Сына и Бога . Как и предсказал Ей  Симеон,  в Её  душу вонзился  меч, то есть острейший нож. Боль ощущала Она и на протяжении всей своей жизни, когда сталкивалась с презрением  людей, которые  дразнили  Господа. В словах святых от

Чудеса Пресвятой Богородицы «Парамифия» (Увещание) и Пресвятой Богородицы «Пантанасса» (Всецарица)

Пролог

Боль – неожиданный  и незваный  гость. “Нет на свете человека, который прожил бы свою временную  жизнь, не вкусив  печали. И, “если она не приходит  сегодня, значит придёт завтра,  если не завтра,  в будущем её не избежать”, – говорит святитель Иоанн Златоуст. Ни один человек не бессмертен, поэтому никто не живёт вне печали. Разница в её величине.  На протяжении нашей земной жизни,  в какой-то момент, рано или поздно, нам придётся столкнуться с этим безвременным посетителем. Степень боли может достигнуть высшей или низшей точки, боль может быть маленькой или большой, она может быть сильной и утомительной.

panagia-paramythia-holy-and-great-monastery-of-vatopaidiou-holy-mount-athos1

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Парамифия (Утешение, Ватопедская, Отрада и утешение)

Вторжение боли, печали, различных  болезней, поражающих тело и душу человека, сотворилось после нарушения и неповиновения  повелению Бога в рай. Беспечная жизнь Адама и Евы вне всяких  болей и печалей была прервана ими добровольно. Следствием этого стали  разложение  и смерть. “Болезнь берёт своё начало  в самом  первом  человеке, впоследствии она овладела всем  человеческим  родом, “- пишет Св. Николай  Кавасилас. После греха, “боль , скорбь и тоска вселились в него.” Печаль, горькие вздохи, плач, слезы, горе и смерть будут устранены в последующей жизни.

В Ветхом Завете болезнь кажется  Божьим  наказанием за неподчинение Его законам. Человеку, живущему согласно Божьим заповедям, болезнь не грозит (Исх. 15 , 26). Если Господь видит искреннее раскаяние человека  после нарушения им его заповедей, Он выступает в роли врача, Он исцеляет и утешает его.

Тот, кто нарушает заповеди Божьи, в сущности предпочитает жить вопреки своей природе, такой, какой она была  создана Им. Заповеди устанавливают пределы, которые не должен переступать человек. Если он, как свободная личность, выходит за рамки дозволенного, ему приходится страдать от последствий своего поступка. “Кто грешит  перед своим Создателем,  попадает в руки врачей. ” Таким образом, Бог не наказывает, потому что Он есть сама любовь. Человек наказывает сам себя, нарушая порядок, установленный Богом при сотворении мира.

panagia-paramythia-immb

Богородица Парамифия. Икона, написанная в монастыре Ватопед.

Этот феномен хорошо отражается в современном обществе, заполонённом  изобилием  товаров и их сверхпотреблением ради удовольствия. Болезни, которые поражают людей и ставят  под угрозу их жизнь – результат их образа жизни и питания. “Обрекая свой организм на неравномерное  и несбалансированное  питание, люди  способствуют возникновению многих заболеваний.” В святоотеческих  учениях  указывается связь между физическими  и  психическими   страстями . Чревоугодие является психической страстью, оно приводит к перееданию, которое тоже является страстью. Наш Господь освобождает больную душу от греха, исцеляя тело. Некоторые люди физически  страдают из-за психической злокачественности.

В Новом Завете болезнь является педагогическим приёмом,  использованным Богом  во спасение  человека от греха. Боль и болезни делают человека емкостью благодати. Вот почему Апостол Павел говорил: “с большим удовольствием я восгоржусь своими   болезнями, чтобы обитала во мне благодать Божия” ( 2 Кор. 12 , 9). Василий Великий объясняет, что Святые болеют для того, чтобы не показалось, что они  выходят за пределы человеческой природы, или, отличаются по своей природе от других людей.

Когда человек заболевает, он обращается за помощью  к медицинской науке. Она, безусловно, полезна  и необходима. Бог “дал людям медицинскую науку, чтобы прославиться своими чудесами, с её помощью исцеляет Он их и забирает  их  боль.” Василий Великий, изучавший медицину своего времени, пишет следующее: “Господь, дабы помочь нашей  слабой  природе, дал  нам различные искусства между ними и медициной. “Оставлять надежду на выздоровление в руки  врачей есть полное кощунство, мы видим, как некоторые несчастные настаивают на том, чтобы называть врачей спасителями. С другой стороны, полный отказ от преимуществ, которые предоставляет нам медицина, есть показатель упрямства”.

Возникает потребность в  науке и помощи Божией. Характерными по этому поводу являются записи преподобного старца Иосифа Исихаста, который писал в одном из своих писем: “Мне прислали какое-то мудреное  лекарство, и оно, после Господа, стало моей терапией. Я ничего не ел в течении сорока  дней. Когда я стал принимать это лекарство, я ,наконец, стал есть, спать, я пошёл на поправку. Слава Богу! Я стал немного двигаться и писать…

Я, и многие другие, обратившиеся ко мне за помощью, через  молитву и пост, излечились. Но теперь Господь перестал слушать меня, дабы дать возможность мне   узнать и лекарства и врачей. Чтобы я стал  снисходительнее ко всем.

Я прочитал письма святого Нектария и увидел, с какой осторожностью относился  к врачам  и лекарствам  этот великий Святой! Я же, бедный отшельник, проживший всю свою жизнь в среде дикой природы, желал исцелять только через веру. Теперь, наконец,  я узнал,  что мне нужны  и лекарства и благодать. Теперь я буду говорить то же самое, что и святой: “Смотри – выздоравливай; любыми способами  поправляй  свои  нервы, и ты вновь обретёшь молитву и мир в душе своей.”

Таким образом, болезнь является глобальным явлением. Мы все болеем. И грешники и праведники. Апостолы и святые. Преднамеренную боль претерпел за нас  Господь наш , Иисус Христос. Он претерпел мучительные страдания  распятия. Он мог  избежать этого. Он  мог сделать так, чтобы не чувствовать ужасную боль, используя  божественные  силы. Но Он не сделал  этого, а  выпил до дна горькую чашу смерти. С тех пор , Он всегда находится рядом с нами, как Бог прощения и утешения.

Сильнейшую  боль испытала и Пресвятая Богородица, наблюдая, как  на Кресте распяли её любимого Сына и Бога . Как и предсказал Ей  Симеон,  в Её  душу вонзился  меч, то есть острейший нож. Боль ощущала Она и на протяжении всей своей жизни, когда сталкивалась с презрением  людей, которые  дразнили  Господа. В словах святых отцов и в  церковных  гимнах отражается родительский  плач Богородицы. В Крестобогородице, в гимнах, написанных Львом VI, Византийским императором, представлено горе Божией Матери за противоправную  смерть  Христа. В то время, как все радуются о выкупе данному Богом её распятому на кресте Сыну, она обращается   к Нему,  “причитая в тоске “, и говорит , что ” меч печали немилостиво раздирает её душу ”, “всё Её тело содрогается в конвульсиях ”. “Гвозди, которыми  пронзили руки Христа, безвозвратно ранили Её сердце. У Креста ” непрестанно плачу” много боли приняла я, много слез … и печали “.

mgqueenmgqueen

Икона Пресвятой Богородицы Пантанасса (Всецарица)

Божьи люди, созерцая великую боль Божией  Матери, восприняли Богородицу как своё убежище, кров, надежду и помощницу в различных бедах  и нуждах. Они  обращаются к Ней искренне, с  безмерным сочувствием и состраданием, прося ”великого  понимания”  и тёплой защиты Покровительницы.

В нынешнюю эпоху, когда человек потерял веру и надежду и живёт в  безутешном  одиночестве, он в особенности нуждается в поддержке и утешении. Болезнь требует терпения и надежды. Если у больного этого нет, тогда его страдания возрастают . Терпеливый человек получит большую плату от Бога , если он кротко переносит  сильные страдания болезни. Особенно те больные, которые  страдают хроническими  заболеваниями, страдающие  от сильных болей, им не следует никоим образом отчаиваться, они не должны падать духом. Согласно словам старца Паисия, «Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей, умилостивить Бога. Здоровье – это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро. Болезнь – это великое, великое благодеяние. Она очищает человека от греха, а иногда «гарантирует» ему [небесную] мзду. Чем больше мучается человек от болезни, тем более чистым и более святым он становится – лишь бы он терпел и принимал болезнь с радостью.”

Те, кто страдает и чувствует себя бессильным, знайте, для вас есть ь убежище, это наша Богоматерь, доверьтесь Ей. Обращайтесь к Ней через молитву. Просите Её вмешательства. Она обязательно откликнется. Об этом говорят  свидетельства этой небольшой книги. Это чудесные вмешательства через священные образы Богородицы “Парамифия” (Увещание, Ватопедская, Отрада и утешение)  и Пресвятой Богородицы “Пантанасса” (Всецарица).

Мы считаем, что это издание монастыря поможет верным христианам, особенно страждущим, больным и опечаленным, дабы нашли они  поддержку и утешение, и прославляли  Божию Матерь за Её благоволение к человечеству.

Настоятель Святого  Великого Ватопедского монастыря Ефрем. 

Источник: Святой   Великий  Ватопедский   монастырь,  Чудеса  Пресвятой Богородицы Парамифиас и Богородицы Пантанасской, Святой Афон.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

- See more at: http://www.pemptousia.ru/2014/01

 



Подписка на новости

Последние обновления

События