Рождество Богоматери
Γενέθλιον τῆς Θεοτόκου
21/8 сентября
Константин Икономос, преподаватель 32 школы димотики
του Κωνσταντίνου Αθ. Οικονόμου δασκάλου του 32ου Δ. Σх
Основное: Пресвятая Дева занимает центральное место в богослужении. Церковный год расположен в рамках богородичных праздников. Начинается год с «Рождества Пресвятой Богородицы», а завершается «Положением Пояса Богородицы».
Сегодня мы празднуем рождество Приснодевы и Богородицы Марии, цветка, «прозябшаго из корене Иессеева». Мы празднуем «всемирную радость рождества и начало всех праздников и введение в таинство Христа» (св. Андрей Критский). Рождество Богоматери является вершиной или всецелым исполнением ветхозаветных педагогических приуготовлений человечества для принятия воплощенного Спасителя Сына Божия и Бога Слова. Богоматерь является рубежом, границей Ветхого и Нового Заветов. В Ветхом Завете Она являлась предметом для проповеди пророков, благоволением для праведных, в о время как в Новом Завете Она становится сладостью ангелов, славой Апостолов, мужеством для мучеников, питательницей преподобных, похвалой человеческого рода. Наша Пресвятая Дева это «плод творений» согласно словам св. Николая Кавасилы, то есть Она является тем знаком, к которому стремится все сотворенное. В день сегодняшний благодеяние изливается на все творение по причине рождения нашей непорочной Пресвятой Девы. Богоматерь была не просо лучшей из всех жен не земле, но Она была Той единственной, Которая смогла преклонить небо к земле, соделать Бога человеком. «Всегда невместимый» смог снизойти в материнскую утробу Богоматери, так то Пресвятая Дева, Его Матерь становится «вместилищем Невместимаго» . Сегодня разрешается неплодие Анны и рождается «сокровище Вселенной», согласно высказыванию свт. Кирилла Александрийского. Подобное чудо Бог совершал и много раз в Ветхом Завете — с Саррой, супругой патриарха Авраама, Ревеккой, супругой Исаака, Анной, матерью пророка Самуила, Елизаветой, матерью пророка и Предтечи Иоанна. Дети выше упомянутых матерей, которые были разрешены после многолетнего бесплодия, смогли стать добродетельными и святыми, но только Мария — чадо Анны и Иоакима была «обрадованной» и стать несомненно для людей и ангелов — матерью Бога.
История: Сведения о Рождении Богоматери мы имеем только в Протоевангелии Иакова, священном апокрифическом тексте, вынесенном за пределы канонического Священного Писания. Эти сведения были взяты в церковной среде и стали вполне приемлемы для большинства верующих людей для богослужения..
Согласно этому повествованию благочестивый и богатый Иоаким и его супруга Анна, испытывали печаль по причине бесплодия Анны, они не могли иметь детей. Когда же Иоакиму было запрещено принести первым жертвы во время праздника, он удалился в пустынное место, где в течение сорока дней постился и молился Богу, прося Его о даровании дитя. Анна оставалась в своем доме и со смирением, которое она восприяла с терпеливым несением бремени бесплодия, возносила непрестанную молитву ко Господу, дабы Он услышал ее моление о даровании ей дитя. Спустя несколько дней Анне явился ангел Господень, который ей даровал обещание, о весьма скоро исполнится ее желание. И когда же, когда она исполнилась радости, она дала обещание то дитя будет посвящено Богу. Между тем другой ангел явился Иоакиму в пустынном месте, давая тоже обещание. Тогда же Иоаким, исполненный радости, возвратился в дом свой. И действительно, спустя девять месяцев Анна родила девочку, которую назвали Мариам и с большим внимание ее воспитывали, а позже она была посвящена Богу.
Праздник: После III Вселенского собора было принято решение о праздновании всех Богородичных праздников и в разное время. По этой причине было построено множество священных храмов в есть Богоматери. Так в конце 5 столетия было определено совершать праздник Рождества Богородицы 8 сентября (по Юлианскому календарю). Содержание праздника отражало повествование Протоевангелия и было включено в официальный Синаксарий. На Западе же этот праздник стал совершаться с 11 столетия.
Святоотеческое слово: Прп. Иоанн Дамаскин указывает на множество прообразов Богоматери в Ветхом Завете. Так, Богоматерь — это кивот, который рождением Господа спасет мир умолкающий под волнами греха. Богоматерь является горящей. Но не сгораемой нетленной купиной. Великий отец Церкви даже говорит следующее: «Тебя предъизобразила купина, Тебя пророчески предначертали богоначертанныебогонаертанные скрижали, Тебя предъизобразил ковчег завета и Тебя явно предъизобразила стамна и злато и светильник, и трапеза и жезл Аарона, который расцвел. Из тебя изошел пламень Божества, мера и Слово Отчее, сладчайшая и небесная манна, неописанное слово и превысшее всех имен, свет вечный и неприступный, небесный хлеб жизни, плод, который не был возделан, но произрос из тебя с телом человеческим. Тебя предзнаменовала пеь, которая прияла огонь и в одновременно была орошена росою, но она горела и ем самым была прообразом божественного света, Который вселился в тебя
Но я чуть не забыл про лествицу Иакова. То же это? Разе не очевидно о, то се это предъизображало Тебя? Как Иаков видел край лестницы, которая соединяла небо с землей и как по ней восходят и нисходят Ангелы, так и Ты соединяешь их, которые прежде были разделены, потому что Ты становишься срединой между Богом и человеком, и становишься летвицей, дабы к нам сошел Бог, Который восприял нашу обессиленную закваску и соединил с Собой в Себе Самом и соделал человеческий ум взирающим на Бога. На ком же свершились провозвестия пророков? На Тебе, если мы захотим увидеть, и это истинно! Посему-то такое это не руно Давида, сделанное из овечьей шерсти, на которую упал как роса Сын Божий, Который сорпрестолен Отцу? Разве это не так ясно, то это Ты? То это за Дева, о которой пророчествовал Исайя, то она знает и родит Сына Божия, Который есть с нами? И то это за скала Даниила, от которой оторвался камень, угловой камень, Христос, без приложения какого-либо человеческого руда? Пусть придет Иезекииль божественнейший, и пусть он укажет на врата, которые были закрыты и через которые проходил только Господь, и Ты оставалась закрытой. О Тебе провозвещают пророки. Тебе служат Ангелы, и приносят свое служение Апостолы».
Тропарь праздника:
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвеси всей вселенней; из те бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.