Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Богослов Василиос Гриллас

Добродетель рассуждения (часть 3)

Окончание, См. Часть 2.

Чтобы любое действие православного христианина было спасительным, оно должно осуществляться с рассуждением о духовном росте [26]. Сам Христос определил эту меру даже для самой высшей из добродетелей – любви. Он заповедует «любить ближнего, как самого себя» [27]. То есть и любовь определяется правилом рассуждения «как самого себя» – не больше, не меньше. Соответственно, следуя этой логике, человек не может достигнуть уровня какой-либо добродетели, если его духовные стремления не имеют рассуждения. Напротив, любое действие, осуществляемое безрассудно, даже если оно, в конце концов, имеет положительный результат, не приведет к духовному росту, так как в нем будет отсутствовать истинная цель – прославление Бога через праведные деяния благочестия и веры. Самое худшее, с чем может столкнуться человек, – это маниакальная погоня за святостью при отсутствии рассуждения, которое гласит, что человек не может стать святым лишь по своему желанию, а потому, что это попускает Бог.

BRAXOIMETEORON

В таких случаях «духовный путь» человека становится нескончаемой дорогой без определения направления вплоть до того, что душевная страсть переходит в одержимость [28]. Ведь не имеющий рассуждения оказывается не в силах определить дистанцию между Богом и тварной реальностью, которая его окружает, считая, что все находится под контролем его неудержимого духовного рационализма. Это объясняет и порочность многих людей, считающих себя членами Церкви Христовой, но на самом деле не принадлежащих к ней, поскольку из-за отсутствия добродетели рассуждения они выражают зависть, памятозлобие, лукавство, равнодушие и все то, что апостол Павел так ярко описывает в своем Первом послании Тимофею. Источник этого – полное неповиновение Божественной воле, в то время как от христианина требуется послушание Евангельским заповедям [29].

Когда человек настойчиво желает святости, игнорируя при этом добродетель рассуждения, он ведет к гибели себя и окружающих. Он впадает в крайности, становится раздражительным, поверхностным, легкомысленным, а значит, его духовная жизнь не принесет хороших плодов.

Жизнь человека, в котором отсутствует рассуждение, становится неконтролируемой [30]. Напротив, обладающий рассуждением православный христианин непрерывно и неустанно приближается к совершенствованию по образу Христа. С чистым сердцем он всегда становится победителем на своем пути, постоянно учась и имея знание Бога, его вера воплощается в любви, в общении с Богом и людьми. Такой христианин удостаивается Царства Божия, так как с готовностью и опытом «восходит на гору Господню, в дом Бога нашего».

Примечания:

[26] Иоанн Синаит. Лествица. Слово 25 «Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве».

Естественное свойство лимонного дерева такого, что оно, будучи бесплодно, поднимает ветви кверху; а когда оные наклоняет, то они скоро бывают плодоносны. Разумно познавший уразумеет сие.

[27] Мф. 19:19.

[28] Иоанн Синаит. Лествица. Слово 10 «О злословии и клевете».

Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое. Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти. Видал я таких людей, которые тайно и скрытно соделывали тяжкие согрешения, а между тем, считая себя лучшими других, безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки. Судить значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу. Как возношение и без другой страсти сильно погубит человека; так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно; ибо и фарисей оный  за сие осужден был.

[29] Иоанн Синаит. Лествица. Слово 4 «О блаженном и приснопамятном послушании».

Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или наоборот, послушание есть умервщление членов телесных при живом уме. Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения… Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его. Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения. Начало умервщления и душевной воли и членов тела, бывает прискорбно; средина иногда бывает с прискорбием, иногда без прискорбия, а конец уже без всякого ощущения и возбуждения скорби. Тогда в скорби и болезни сердечной бывает сей блаженый и живой мертвец, когда увидит, что исполняет свою волю; ибо страшит его бремя собственного осуждения.

[30] Иоанн Синаит. Лествица. Слово 2 «О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире».

Будем внимать себе, чтобы, думая идти узким и тесным путем, в самом деле не блуждать по пространному и широкому. Узкий путь будет тебе показан утеснением чрева, всенощным стоянием, умеренным питием воды, скудостью хлеба, чистительным питием бесчестия, принятием укоризн, осмеяний, ругательств, отсечением своей воли, терпением оскорблений, безропотным перенесением презрения и тяготы досаждений, когда будешь обижен – терпеть мужественно; когда на тебя клевещут – не негодовать; когда уничижают – не гневаться; когда осуждают – смиряться. – Блаженны ходящие стезями показанного здесь пути, яко тех есть Царство Небесное (Матф. 5, 3-12). Никто увенчанным не войдет в небесный чертог, если не совершит первого, второго и третьего отречения. Первое есть отречение от всех вещей, и человеков, и родителей; второе есть отречение своей воли; а третие – отвержение тщеславия, которое следует за послушанием. Изыдите от среды их, и отлучитеся, и нечистоте мира не прикасайтеся, глаголет Господь (2 Кор. 6, 17). Ибо кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто.

[31] Иоанн Синаит. Лествица. Краткое увещевание, которое содержит в себе все то, что говорено было в сей книге пространно.

Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождения в сердце своем, и внимая Пророку, который говорит: приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего (Ес. 2, 3), совершающего нозе наши яко елени, и на высоких воставляющего (Пс. 17, 34), чтобы нам соделаться победителями на пути Его. Теките, умоляю вас, с Апостолом, сказавшим: потщимся, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Ефес. 4, 13). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице; ибо любовь есть Бог. Ему хвала, Ему держава, и Ему сила; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки. Аминь.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.



Подписка на новости

Последние обновления

События