Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Профессор богословия Анестис Кеселопулос

Святой Порфирий: “Без Божией благодати человек не может покаяться”

Окончание, См. Предыдущую часть…

Мы заканчиваем сегодня серию публикаций исследования профессора богословия Университета Аристотеля в Салониках г-на Анестиса Keселопуло  о важности духовной жизни, как это отражается в учении великого старца. Поскольку статья была написана до канонизации преподобного Порфирия, в статье уважаемый профессор называет его “отцом” и “старцем”.

Porphyrios ieromonahos Kafsokalyvitis12

Когда старец дает наставления о том, как просто стяжать добродетели [36] в стремлении к приумножению и совершенствованию любви, он не забывает при этом аскезу или суровый путь тех, кто “пролил кровь ради обретения Духа”, пока не достиг праведности. Сам он, опираясь на свой личный опыт, приходит к выводу, что самый короткий и верный путь к ее достижению – это любовь. Этому пути следуйте и вы. Вы можете повторить эту попытку не раз. Изучайте и молитесь, вашей целью должно быть приближение в любви к Богу и Церкви.

“Вы пытаетесь прогнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, а преображайте в силу, презирая зло…” [37] И тут же приводит пример опыта святого Григория Паламы, который говорил о бесстрастии: “Бесстрастные не умерщвляют страстную силу души, напротив, она в них жива и действует во благо” [38].

Это уникальное в наши дни воззрение удивляет своей пастырской смелостью, и в то же время своей определенностью, основанной на собственном его опыте: “Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… Ваша борьба должна отличаться мягкостью и простотой, без всякого напряжения и волнений… Все ваши силы должны быть направлены на стяжание любви к Богу, на прославление Его, на привязанность к Нему. Таким образом, освобождение от зла и немощи будет происходить в таинстве, вы и сами не поймете, как оно совершится, это произойдет без приложения усилий. Этого добиваюсь и я”.

Я обнаружил, что это лучший способ приобретения святости, “бескровный”. Лучше броситься в объятия любви, изучая каноны, гимны, псалмы. Так, простота этого поиска ведет мой ум ко Христу и услаждает мое сердце. В то же время я благословляю все сущее, открывая свои объятия с обожанием, с любовью с радостью, и Господь возвышает меня в Своей любви. Наша цель – прийти к этому” [39]. Сам старец придает особое значение земным поклонам и физическому труду, когда это делается от любви к Богу, выражается через любовь и обожание к Нему, а не выполняется из-за некой мгновенной прихоти или желания “выиграть что-то” [40].

Отец Порфирий как опытный духовник знал, что грех путает человеческую душу. “Эта путаница не оставляет его в покое. Только в свете Христа происходит раскрепощение. Первый шаг на пути к этому делает Сам Иисус Христос: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…” Но чтобы покаяться, душа должна сначала пробудиться. И вот тогда, в этом самом пробуждении, происходит чудо покаяния. Человек ставится перед выбором. Сам по себе человек не в состоянии пробудиться. Вот тут-то и вмешивается Бог. Тогда-то и снисходит Его благодать. Без благодати человек не может покаяться” [41].

Здесь снова старец приводит те же выводы святого Григория Паламы, который подчеркивал, что человек способен только на совершение греха, все хорошее он может проявить только благодаря благодати Божией: “Ибо когда Бог действует в нас, тогда добродетель – с нами; когда же Бог не действует в нас, тогда все совершаемое нами является грехом” [42].

Во время одной из личных встреч со старцем я услышал, как блаженный старец учил некоторых священнослужителей: “Хороший духовник – прежде всего тот, кто сам глубоко исповедывается.” При изучении книги “Старец Порфирий Kaвсокаливит. Житие и слова” я поражался простоте и изяществу его представления об исповеди и тому, как он об этом говорит. “Я с ранних лет любил исповедоваться, а теперь – тем паче. Когда случалось мне согрешить, я исповедовался, и все уходило. Я был на седьмом небе от счастья. Я, грешный и немощный, прибегаю к милости Божией, спасаюсь, успокаиваюсь и все  забываю. Каждый день я думаю о том, что грешу, но я жажду, чтобы все то, что происходит со мной, превратилось в молитву и чтобы я не закрылся в себе” [43].

Это постоянное состояние покаяния, которое является неотъемлемой характеристикой святых, оставило отпечаток на всей его жизни. Это состояние сделало его “полным Божественной благодати” [44], то есть превратила его в умиленного и исполненного Божественной благодати человека, который жил в Раю уже в этой жизни [45]. Поэтому он всегда чувствовал себя вечным и бессмертным [46].

Может быть, отец Порфирий и закончил всего два класса начальной школы, но, уходя из этой жизни, он знал такое, чего не ведали великие ученые. Он не изучал богословия, но обладал Божественной правдивостью, как немногие богословы. Он не жил много лет на Афоне, но впитал в себя его дух и сохранил праведность своей жизни, передавая ее людям с площади Омония, делясь ею с больными Афинской больницы, расточая ее везде, где бы он ни находился. И наконец, может, он и сел безбилетником на корабль, держащий путь на Святой Афон, когда ему было 12 лет, зато впоследствии он получил билет первого класса, “вечный” билет, оставшись навсегда в наших сердцах. Потому что он не только проповедовал добродетельную жизнь, но через любовь свою открыл нам любовь Христа, которая превыше всего и является истинной жизнью.

Ссылки:

36. Старец  Порфирий, Житие и Слова, стр. 255-256 и 521.

37. В пользу святых исихастов 2,2, 22-23 в Учебник том А, стр. 529 531 и 3,3 , 15, стр. 692-693. См. также Василий Великий. Аскетическое слово 1, PG31 , 869D – 872A . Исследование “Страсти и добродетели в учении святого Григория Паламы”, изд. Домос Афины, стр. 175-179.

39. Старец  Порфирий, Житие и слова, стр. 290-292.

40. Там же, стр. 356.

41. Там же, стр. 368. См. Мф. 11:28.

42. Григорий Палама , Проповедь 33, PG151, 416D.

43. Старец  Порфирий, Житие и слова, стр. 368.

44. Там же, стр. 286.

45. Там же, стр. 200.

46. Там же, стр. 199.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.



Подписка на новости

Последние обновления

События