Памяти свт. Григория Богослова, архиепископа Константинопольского
Изможденный трудами святитель и иерарх миротворец, и одновременно поэт.
Ο κάτισχνος και ειρηνικός ιεράρχης κι ένας σύγχρονος ποιητής
о. Василий Каллиакманис
Γράφει ο π. Βασίλειος Ι. Καλλιακμάνης
а) Когда свт. Григорий Богослов, уже утомленный и изможденный, прибыл в 379 году в Константинополь как епископ, то он не придавал значения тому, что в столице были в основном противники Православия, которые поддерживались императорским двором и армией. Он не выражал никакого беспокойства. В храме святого Воскресения Анастасии( свт. Григорий произносил восхитительные гомилии, обладая лишь чистым сердцем и просвещенным от Бога умом, при этом он занял достойное место среди многочисленной толпы народа, среди великих богословов и даже философов киников.
б) В то время, когда II Вселенский собор признал его архиепископом Константинопольским, возвел его на столичную кафедру, как только был поднят вопрос о каноничности процедуры его поставления, что часто случается и в наше время, когда у нас нет желания получать мгновенного результата, свт. Григорий оставил свою кафедру.
Прощаясь со своей паствой, свт. Григорий высказывает оду лишь просьбу — разрешить ему уехать в свой дом и пребывать в безмолвии! Он восхваляет хор иноков, стройное пение певцов, вдов и сирот, и на него взирали «очи бедных», которые лишь взирали на Бога внимали его словам, а скрытые и явные стенографисты записывали его слова.
в) Этот отказ от Константинопольской кафедры является плодом божественной мудрости, внутренней гармонии и кротости, то что является единственным средством служащим общим интересам - и миру Церкви и общества, и они всегда явны. Преисполненный мира и кротости, свт. Григорий в любых обстоятельствах писал: «Любимый мир, - вожделенный делом и именем..Любезный мир — мой труд и моя похвала».
д) Свт. Григорий как величайший богослов отличался тем, что бы великолепным писателем, мудрым подвижником-аскетом, но и изумительным поэтом. Среди прочих творений он составил стихотворения богословского, догматического и нравственно содержания. В каждом стихе он пишет о что было избрано вопреки закону., по корысти :
«То что с корыстью и выгодой воспринято от лукавства, то будет обручен с несчастьем».
е) Язык поэзии свт. Григория высокий и восходит то к гомеровскому диалекту, то к современницу ему очищенному кафаревусному языку его эпохи. Это доказывает то, что христиане могут писать стихи весьма достойные и даже лучше чем язычники. Одновременно святитель Григорий отвергает и критикует закон императора Юлиана, которым запрещалось христианам заниматься или обучаться классической филологией.
ж) Если кто-либо изучал стихи свт. Григория, то он мог вполне ясно заметить, что он обладал опытным знанием богословия, что ему присуща глубина мысли, замечательное описаниописанижизни человека, но также и тенденция отказываться от всякого рода званий, должностей, что в действительности является большой редкостью в церковной и политической жизни нашей страны. Параллельно напрашиваются в уме слова одного современного писателя, поэта и музыковеда Марио из Бразилии, который аналогичным образом описывает реалии общества.
з) Андре пишет:
«У меня вовсе нет времени для бесконечных совещаний на которых обсуждаются, нормы и правила положений, процедур и внешних правил, осознавая то, что им никогда не будет конца. У меня нет достаточно времен для того, чтобы терпеть и переносить неразумных людей, которые не взирая на их возраст вовсе не взрослеют... Мне не хочется находиться на собраниях, где шествует напыщенный эгоизм.
Я не терплю тех, которые совершают манипуляции и занимаются кконъюнктурой. Меня беспокоит ревность и те, которые стараются обесчестить их же благодетелей для того, чтобы присвоить себе их положение, их таланты и их достижения.
Мне не хочется становиться свидетелем тех промахов и ошибок, которые порождены битвой за некое великолепное достоинство. Люди не говорят более о содержании, но с большим трудом о заголовке!»
Источник: ΜΑΚΕΔΟΝΙΑ, 20/1/2013
© перевод «Православного Апологета» 2013г.