Воскресенье после Воздвижения (Мк. 8, 34–9, 1)
Запись проповеди приснопамятного старца Афанасия Митилинеоса на тему: «Вред для души», которая была произнесена в Священном монастыре Комнинио в Стомио (г. Лариса, Греция) 21.09.1997 г.
Сегодня, дорогие мои, у нас Воскресенье после Воздвижения Честного Креста Господня. Как мы видим, праздник Воздвижения Креста Господня обрамлен двумя воскресеньями. До Воздвижения и после Воздвижения. Это литургически показывает важность Честного Креста в нашем спасении. Поэтому и Господь подчеркнул: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». По слову Господню, крест каждого верующего непосредственно связан с Его Крестом.
Далее Господь говорит (мы слышали это сегодня в Евангельском чтении): «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мір, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?». Иными словами, какая выгода человеку, если он завоюет весь мір или даже получит власть над всей вселенной — в том смысле, как диавол однажды сказал Христу: «Поклонись мне, и я дам тебе все царства міра»? Что бы вы ни получили, что бы вы ни приобрели, ценность души превыше всего сотворенного міра.
Что такое душа? И откуда у нее такая высокая ценность? «Подобие Божие», — говорит святой Григорий Нисский. «Дуновение Божие», — говорит святой Ириней Лионский. «Наша душа, — говорит святой Афанасий Великий, — есть сущность умная, безтелесная, безстрастная, безсмертная». И она такова не по своему составу, а потому, что так хочет Бог. Как и святые ангелы бессмертны не по своему составу, а потому, что Бог желает, чтобы они были таковы. По всему прочему Бог, как говорит апостол Павел, — «единственный, имеющий бессмертие». Бессмертие Сам по себе имеет только Бог. У нас же оно от Бога, потому что такова Божия воля. Уникальная ценность души может быть сопоставима только с событием Вочеловечения Бога-Слова. То, что Бог-Слово приходит, чтобы вочеловечиться ради людей, это удивительно! А тем более — то, что Он пострадает даже до смерти, и, как говорит апостол Павел, «до смерти крестной» (Фил. 2, 8).
Итак, мы видим, что ценность человеческой души поистине неизмерима. Если хотите, я уточню — ценность всего человеческого существа. Тело, по сути, тоже не может быть рассмотрено вне человеческого спасения. Ведь оно воскреснет. Но давайте сейчас поговорим о душе. Душа и тело связаны друг с другом. И эта связь представляет собой некий непостижимый союз...
И вот, за эту бесценную душу берётся ее обладатель-человек, чтобы поставить её на кон ради удовольствий нынешней жизни. Да! Поставить её на кон, как в азартной игре. Если бы у нас было две или больше душ, дорогие мои, возможно, мы могли бы рискнуть одной из них. Но у нас только одна-единственная душа. У нас нет второй или третьей. И то, что приносит душе пользу и способствует ее спасению, и то, что приносит ей вред, имеет продолжение в вечности! Так что мы должны хорошо подумать о последствиях, к которым приводит то, что наносит вред для души...
А что повреждает её? Все, что не имеет благоволения Божия. И в первую очередь грех — нарушение Божественных заповедей. Заповеди уводят нас от того, что противно природе человека (противоестественное), и приводят к тому, что свойственно для нее и заложено в нее Богом (естественное), а оттуда — к тому, что превосходит её (сверхъестественное). Адам в раю жил естественной жизнью — такой, как она была устроена Богом. Однако из-за своего падения он перешел к противоестественной жизни. И вот, наконец, приходит Христос, чтобы вернуть нас от противоестественного к естественному. Поэтому, говорит один Отец Церкви, христианство есть возвращение к природе человека.
Для того, чтобы понять разницу естественного и противоестественного, давайте рассмотрим использование вина. Бог дал нам вино, и поэтому его использование является естественным. Когда во время Тайной вечери Господь Иисус взял вино, освятил и сказал: «Сие есть Кровь Моя», вино преложилось в Кровь Христову, то есть от естественного своего состояния перешло к сверхъестественному. Вино не является чем-то плохим, это неоспоримый факт. Но если ты упиваешься им без меры, то оказываешься в противоестественном состоянии, ты согрешаешь.
Или возьмем, к примеру, брак, благословенный Богом. Это естественно — иметь детей, жить супружеской жизнью. Человеческий земной брак связан с тем, что люди стали подвержены смерти: если бы не смерть, не было бы и брака. Это образ века сего. Однако он получает благословение. Весь телесный состав человека был организован таким образом, чтобы в дальнейшем стало возможным появление брака. Бог предвидел, говорит святой Ириней, что человек падет, и сделал все необходимое для того, чтобы Его чудесное творение продолжало жить на земле.
Но если некто живет в блуде, то есть в состоянии, не благословенном Богом, то такой находится вне закона Божия и согрешает. А есть грехи, дорогие мои, которые противны не только Закону Божию, но и самой природе человека. Блуд, незаконное сожительство лиц мужского и женского пола, противен Божественному Закону, но он совершается по естеству. А гомосексуализм — это грех, который находится и вне Закона, и вне природы человека. Этот грех постоянно растет и распространяется все больше и больше… Через некоторое время мы дойдем до того, о чем пишет драматург Ионеско в своей пьесе, где говорится, что однажды в городе началась эпидемия и у одного человека вырос рог. Он не знал, как это скрыть, и все время думал, как спрятать это уродство. Однако вскоре эпидемия распространилась по всему городу, и такой рог вырос у каждого. Без рога остался только один, и ему стыдно было показаться на людях… Это хороший пример того, когда повреждение грехом начинает восприниматься как некая норма.
И когда таких случаев, дорогие мои, становится очень много, и когда такие грехи повсеместно совершаются каждый день, тогда наступает эпоха антихриста! Об этом говорит святой Иероним. «Когда среди христианских народов будет много содомитов, — говорит он, — это будет означать, что конец истории близок».
Пророк Исаия сказал: «Горе тем, кто зло называет добром, а добро — злом, тьму считает светом, а свет — тьмой, горькое считает сладким, а сладкое — горьким!» (Ис. 5, 20). Речь идет о полном извращении истины. В наше время если парень в армии скажет, что он сохраняет девственность, то он будет выставлен на посмешище. Люди совершенно потеряли понятие о грехе. А другой говорит: «Что греховного в том, чтобы сожительствовать с девушкой или с парнем? Что в этом плохого?». Человек не осознает, что такое грех, и такое состояние наносит ужасный вред его душе. Дай Бог, чтобы такая душа пришла к покаянию…
Есть и нечто другое, что наносит вред душе человека. Это неверие. Неверие означает отделение, отступничество от Бога. Вообще наш век является веком апостасии. И это не только время апостасии, но и время обращения против Бога, против всего божественного. Война против Бога всеми средствами и на всякое время. Такое понятие выражается словом «хула», в древнегреческом ύβρις. Когда человек доходит до состояния хулы на Духа Святого, покаяние для него невозможно, это сказал Сам Господь…
В качестве подтверждения послушайте два отрывка из Послания к Евреям. Один из них — в 6-й главе. «Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6, 4–6). Слова «и отпадших» означают не обычные грехи, которые мы совершаем каждый день и в которых мы затем каемся на исповеди — во время Таинства, которое нам дало милосердие Божие. Речь идёт о хуле на Святого Духа, о которой я рассказал вам прежде. Заметьте: хула — это не богохульство, когда человек говорит ругательства с упоминанием Божественного. В таком случае он еще может прибегнуть к покаянию, это возможно. А вот то «невозможно», о котором говорит апостол Павел, — это когда человек «снова распинает в себе Сына Божия» и «ругается Ему», т.е. поносит Сына Божия, насмехается, издевается над Ним. И восстает против Него.
Точно так же апостол Павел пишет в Послании к Евреям в 10-й главе: «Ибо если мы, получив познание истины (т.е. после Крещения), произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10, 28–29). Жертва за грехи — это Кровь Христова. А если человек похулил Кровь Христову и уравнял эту великую святыню, Кровь завета, с кровью всех остальных людей и даже животных, как он спасется? Если он не почитает ее Кровью Богочеловека, которая нас освящает, и хулит Духа благодати? Для такого нет покаяния. Нет никакой необходимости объяснять, какой вред это наносит душе…
Есть ещё и третье. То, что причиняет душе безвозвратный ущерб и вредит ей настолько, что её никакими молитвами не вызволить из геенны огненной. Это самоубийство. Когда человек становится сыном погибели, как и Иуда. Для такого нет надежды спасения, это ад навсегда. Запомните это. Тьма кромешная, скрежет зубовный, огнь неугасимый. А самое главное — невозможность увидеть Христа, Которого узрят те, кто будет в Царствии Божием. Именно это святой Златоуст считает самым страшным во аде. «Ах, — говорит он, — я не помышляю об адских муках, но помышляю о том, что утрачу созерцание безмятежного лика Христа».
Вспомните слова Христовы: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). Обратите внимание: мы пойдем в ад вместе с телами. Потому что перед адом будет воскресение мертвых. И мы с телами войдем в Царство Божие. Некоторые с насмешкой говорят: «Что такое ад? Кипящие котлы и все такое?». О, если бы это были котлы с кипятком и тот огонь, который мы зажигаем, когда кипятим воду... это было бы ещё хорошо! Знаешь, что это будет за огонь? Это огонь, исходящий от Бога. Нетварный свет, который может обладать различными свойствами, в зависимости от состояния души человека, как говорит святой Василий Великий. Этот же нетварный свет пребывает и в Царствии Божием, поэтому спасенные люди будут светоносцами. А для тех, кто пребывает в аду, он будет неугасимым огнем. Этот огонь будет жечь, но освещать он не будет, он будет мрачен. Это ужасно! Горьким примером действия такого огня является поведение бесноватых, когда они идут поклониться мощам св. Нектария, св. Дионисия, св. Герасима, св. Спиридона. Вы знаете сами, что они кричат. «Ты меня пожигаешь!». Это кричат пребывающие в них демоны. Диавол и демоны пожигаются этим нетварным огнем, идущим от Бога.
Возлюбленные, все эти вещи, о которых мы упомянули, наносят вред нашей душе. Мы не должны «играть» со своим спасением. Душа у нас только одна и второй жизни не будет. Надо беречься не только смертного греха, но и тех повседневных грехов, которые кажутся незначительными и маловажными, потому что из-за нашей беспечности мы теряем душевный мир, любовь и радость. И это тоже вредит душе. Для чего нам ежедневно терпеть такой урон? Так давайте послушаем слова Спасителя снова: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мір, а душе своей повредит?». Что даст человек в обмен на душу свою?
Источник: https://www.impantokratoros.gr/01C31871.el.aspx
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.