Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф


о. Симеон Крагиопулос

Три особенности покаяния

Τρία χαρακτηριστικά της μετανοίας

π. Συμεών Κραγιόπουλος (†)

 

Отцы Церкви глубоко осознавали и понимали ту драму, которую сам человек разыграл в себе, и ту цель, ради которой воплотился Господь. Вот почему они, прежде всего, сами переживали покаяние, а затем проповедовали другим; словом, пером и примером они проповедовали покаяние. Здесь мы могли бы привести достаточное количество цитат из Отцов, говорящих о покаянии, но я думаю, что все мы в значительной степени имеем в виду некоторых из них, и я не хочу утомлять вас.

 Я думаю, что было бы хорошо указать на три характерных признака покаяния, которые мы находим в Священном Писании и у Отцов Церкви.

 

 

Покаяние - составная часть заповедей. Существует много заповедей, но все заповеди заключаются в покаянии. Вот что говорит святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникский: «Что это для нас ныне важно - не заповедь ли от Бога данная? Что это за заповедь, которую мы получили сегодня от Бога? «Покаяние». И он объясняет: Когда Бог создал первых созданий и поместил их в раю, Он дал им не много, а только одну заповедь, и они нарушили эту заповедь, так после падения Бог снова дает людям одну заповедь - это покаяние.

«Чего хочет от меня Бог? Чтобы я покаялся».  Когда человек принимает эту единственную заповедь и начинает каяться, он обнаруживает там все остальные заповеди.

Невозможно чтобы кто-либо пребывал в покаянии и не любил бы, был бы в покаянии и не был бы смиренным, был бы в покаянии и гневался бы. Невозможно не примириться с другими, нельзя не помочь другим. Это невозможно. Итак, как в первые дни Бог дал одну заповедь в раю, так теперь, после грехопадения, Бог дает только одну заповедь - покаяние. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Исповедайся мне и принеси мне слезу и покаяние, и получишь от Меня человеколюбие» (Гомилия 2 на 50 псалом PG, 55, 580). Другими словами, он вкладывает эти слова в уста Бога: Исповедуйтесь, плачьте, кайтесь, исполняйте эту единственную заповедь, а все остальное я отдам вам по Моему человеколюбию. То есть я человеколюбивый Бог и все остальное тебе подарю.

 Все Святые Отцы, и в первую очередь Священное Писание согласны с тем, что «в будущем мы не будем осуждены на адские мучения за то, что мы согрешили, не за то, что осуждали…но за то, что согрешая, мы не покаялись, не обратились от зла ко Господу» (Прп. Феогност § 47 , Φιλοκαλία Β ')

Все отцы согласны с этим. Человек не будет осужден в ад, он не будет наказан, потому что он грешник. Бог знает это, и поэтому Он пришел спасти нас. В конце концов, человек будет наказан, и он заслуживает наказания, потому что, хотя Бог предлагает ему прощение, в то время как Бог предлагает ему спасение, но человек не раскаивается.

 

Покаяние для всех и навсегда. Оно нескончаемо, не завершается. «Покаяние и начало - это середина и конец христианского образа жизни», - говорит св. Григорий Палама. То есть покаяние нужно и в начале, и в середине, и в конце христианской жизни. И для начинающих, и для тех, кто прошел долгий путь, и для тех, кто прошел даже весьма долгий путь, покаяние необходимо.

«Покаяние мало и велико, но до смерти», - говорит Марк подвижник. Покаяние предназначено и для молодых, и для находящихся в возрасте, пока мы не умрем. Невозможно когда-либо сказать человеку: «Хватит, сколько можно; я более не нуждаюсь в покаянии». И здесь мы говорим о том, что когда человек действительно раскаивается, он чувствует сладость раскаяния и никогда не желает выходить из этого состояния своей души.

 «Ни одна из добродетелей не выше покаяния, которое никогда не завершится», - говорит святой Исаак Сирин. Ни одна из добродетелей не выше покаяния, и работа покаяния никогда не заканчивается.

«Оно приличествует всегда, для грешников и праведников, всегда, для желающих обрести спасение». То есть покаяние подобает иметь всем, как грешникам, так и праведникам. Всегда подходяще тем, кто хочет спастись. «И ни кому не подходит термин« совершенство », потому что это совершенство и совершенствующийся в действительности не совершенен». Вот почему покаяние «ни временем, ни делами не ограничивается и вплоть до смерти», - снова говорит св. Исаак (Слово 45 О страстях). Покаяние не ограничивается ни определенным временем или определенными делами, но длится до смерти. Потому что, сколько бы человек ни раскаивался, он никогда не достигнет конца покаяния.

 

Из книги: π. Συμεών Κραγιοπούλου, «Αδάμ, πού ει;», Δ’ έκδ., Πανόραμα Θεσσαλονίκης, 2013, σελ. 54.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.



Подписка на новости

Последние обновления

События