Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Протопресвитер Ангелос Ангелакопулос 

 Πρωτοπρεσβ. Ἄγγελος Ἀγγελακόπουλος

Причастие Святых Таин: без всяких условий или всё же при определенных условиях?

ΑΠΡΟΫΠΟΘΕΤΗ Η΄ ΕΜΠΡΟΫΠΟΘΕΤΗ ΘΕΙΑ ΚΟΙΝΩΝΙΑ;

                                                                                   Евхаристия (Причащение Апостолов). Фреска церкви Святых Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год. Фрагмент.                                                             

 

 

На собрании духовенства Священной Чикагской митрополии, которое состоялось 18.11.2019 г., правящий архиерей — митрополит Нафанаил, по имеющимся сообщениям, дал указание священникам никому не запрещать участвовать в Таинстве Причащения, но, напротив, предлагать прихожанам причащаться, не накладывая на них никаких ограничений, а особенно — не заводить разговоров о «грешниках» и «грехах»[1].

Отсюда мы можем сделать вывод, что, по мнению митрополита Чикагского, Божественное Причащение должно быть совершенно «безусловным» (греч. ἀπροϋπόθετη), т. е. верующие могут причащаться Святых Таин, не соблюдая никаких предварительных условий, без подготовки.

Тогда возникает вопрос: является ли участие в Таинстве Божественной Евхаристии «безусловным», не связанным с некими предпосылками, или «обусловленным» (греч. ἐμπροϋπόθετη), т. е. требующим выполнения определенных условий? Эта проблема уже была решена ранее, и ответ на поставленный нами вопрос был получен сотни или даже тысячи лет назад, поскольку весь сонм Святых Отцов нашей Церкви высказывался за то, что верующий может быть допущен к Причастию Святых Таин лишь при соблюдении ряда условий.

  1. Условия для участия в Таинстве Святого Причащения

В качестве небольшого резюме, мы можем очень кратко изложить основные условия для участия верующего в Таинстве Святого Причащения: 1) исповедание грехов православному и опытному духовному отцу; 2) благословение духовника на приобщение Святых Таин; 3) пост (телесный и духовный); 4) чистая совесть; 5) молитва; 6) непоколебимая вера в то, что мы причащаемся Честнаго Тела и Крови Христовых; 7) испытание совести — самоуглубление; 8) прощение и примирение с ближними; 9) осознание своих грехов, немощей и недостоинства; 10) подобающая одежда; 11) приход в храм к началу богослужения[2]; 12) прочтение последования ко Святому Причащению и благодарственных молитв после причащения Святых Таин; 13) воздержание от супружеского общения в течение трех дней перед Причастием.

Недопустимо причащаться людям, состоящим во внебрачных отношениях (блуд), нарушающим супружескую верность (прелюбодеяние), имеющим противоестественные отношения с лицами того же пола (гомосексуализм), а также тем, кто состоит в гражданском, невенчанном браке, или заключил договор о свободном сожительстве. Препятствием к причащению является и страсть курения, поскольку Святые Отцы считали курение каждением диаволу и «блудом уст». Только после покаяния, исповеди и оставления этой пагубной и греховной привычки бывшие курильщики могут принять Святое Причастие.

Кроме того, не позволительно причащаться женщинам в периоды месячного очищения. По окончании этого периода они могут приступить ко Святому Причащению — конечно, при соблюдении остальных условий. Точно так же не могут причащаться женщины, сделавшие недавно аборт, поскольку это является убийством.

И, наконец, само собой разумеется, что принимать Святое Причастие могут только православные христиане, принявшие православное Крещение, без каких-либо исключений. Строго запрещено причащаться еретикам (папистам, протестантам, монофизитам), иноверцам (мусульманам, иудеям, участникам сект и парарелигиозных движений, а также масонам) из-за отсутствия общности в вере. То же самое касается и раскольников.

  1. Св. апостол Павел

Св. апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром»[3].

  1. Преподобный Никодим Святогорец

По интересующему нас вопросу писали очень многие Святые Отцы. В качестве примера возьмем преподобного Никодима Святогорца. В своей книге «О непрестанном Причастии Святых Христовых Таин» он пишет: «Мы должны вкушать сей духовный хлеб не без подготовки, поскольку наш Бог называется «огнь поядающий». Тех, которые едят Тело Господне и пьют Пречистую Кровь Его с чистою совестию и с истинным исповеданием грехов, Он очищает, и просвещает, и освящает. Но горе тем, которые причащаются недостойно и без исповеди, поскольку Святое Причастие опаляет и погубляет и души, и тела их, как произошло и с тем блудником, который вошел на брачный пир, как говорится в Евангелии[4], не имея брачной одежды, а именно дел и плодов достойных покаяния.

Те же, кто снова слушает сатанинские песни, глупые речи и болтовню, и другое тому подобное смехотворство, не достойны слушать слово Божие. Так же и те, кто живет во грехах, не могут причащаться и наслаждаться безсмертною жизнью, которая проистекает от Святого Причастия, поскольку их душевные силы умерщвляются гнездящимся в сердце грехом. Точно так же и члены человеческого тела: пока они исполнены жизненной силы, то могут быть оживотворяемы душой. Но если какой-то член тела сгнивает или усыхает, он больше не способен принимать жизнь, поскольку жизненная сила не передается в умершие члены. Точно так же происходит и с душой: она живет лишь до тех пор, пока способна принимать жизненную силу от Бога. А если она согрешит, то становится неспособна к восприятию жизненных сил. И тогда бедная душа умирает душевною смертью, а некоторое время спустя умирает и тело, и гибнет несчастный человек, уходя в муку вечную»[5].

В другом месте преподобный пишет: «Прежде причащения необходима надлежащая подготовка, а именно исповедь духовнику, сокрушение, исправление, умиление, внимание к себе, сохранение себя от страстных помыслов, насколько это возможно, и от всякого другого зла»[6].

В книге «Невидимая брань»[7] преподобный Никодим Святогорец посвящает всесвятому Таинству Божественной Евхаристии целых пять глав, некоторые отрывки из которых, касающиеся нашего вопроса, мы приведем ниже.

«Поскольку это святейшее Таинство является оружием всепобеждающим, и в нём невидимым образом пребывает Сам Христос, оно может совершаться двумя способами: с одной стороны, его принимают путем участия в Таинстве Церкви — с благоговением и очень часто, насколько это возможно (конечно же, с позволения духовника), с должным приготовлением, а именно с сокрушением сердца, исповедью, выполнением епитимьи и посильным постом; а во-вторых, могут принимать его мысленно и духовно, каждый час и каждый миг. А посему и ты непрестанно приемли Христа вторым способом многажды, когда только это возможно»[8].

В другом месте он говорит: «Мы можем приступать к сему Божественному Таинству в разных обстоятельствах. Для достижения этой цели надлежит нам совершить различные дела, которые могут быть разделены на три периода: прежде причащения, во время причащения и после причащения. Прежде причащения надлежит чрез Таинство покаяния и исповеди очистить себя от всякой скверны грехов, как смертных, так и не смертных, соделанных нами, и исполнить, что на исповеди наложит духовный отец. При этом следует иметь твердую решимость от всего сердца, всею душою, всею силою и всем помышлением служить единому Господу Иисусу Христу и делать только Ему благоугодное. Так как Он в этом Таинстве дает нам Тело Свое и Свою Кровь, с душою и Божеством и всею силою воплощенного Домостроительства, то, помышляя о том, как ничтожен и незначителен наш дар сравнительно с Его даром, мы должны возжелать, что если бы у нас был столь великий дар, сколь никогда еще не приносили Ему все создания, земные и небесные, то мы непременно принесли бы сей дар Его Божественному Величию.

Посему, когда хочешь принять сие Таинство, чтобы силою его победить и поразить врагов своих и Господних, с вечера еще, или даже раньше того, начинай помышлять, как сильно Спаситель наш, Сын Божий и Бог, желает, чтобы ты с приятием сего Таинства дал Ему место в сердце своем, дабы, соединясь с тобою, помочь тебе изгнать оттуда все страсти»[9].

Далее св. Никодим отмечает: «Утром снова, немного прежде Cвятого Причастия, пройди одним взором ума все прегрешения, содеянные тобой со времени предшествовавшего приобщения доселе, помянув при том, с каким бесстрашием все сие делалось и с полнейшим забвением о Боге — всевидящем и воздающем за грехи, Который твоего ради спасения претерпел столько страданий на Кресте»[10].

Также святой подчеркивает следующее: «Одного только требует от тебя Бог: «1) чтобы ты возболел сердцем своим о том, что преогорчил Его; 2) чтобы ты паче всего возненавидел грех: и большой, и малый; 3) чтобы ты всецело всего себя предал Ему и со всем расположением и любовью сердечною одно имел попечение всегда и во всем, во всяком деле быть в воле Его и в полной покорности Ему Единому; 4) чтобы ты имел крепкую в Него веру и твердо уповал, что Он помилует тебя, очистит тебя от всех грехов твоих и охранит от всех врагов твоих, видимых и невидимых»[11].

И, наконец, он даёт нам совет: «Чтобы подготовиться к этому приобщению умом и духовно, поступай так: обрати ум свой к Богу и, воззрев, с одной стороны, на грехи свои, а с другой — на Бога, во всем неисправном покайся и сокрушись перед Господом, и со всяким смирением и верой проси Его снизойти к тебе и вселиться в смиренную твою душу, и исполнить её благодати снова, чтобы исцелить и укрепить её против врагов»[12].

Заключение

Из приведенных нами свидетельств следует, что изложенные выше высказывания митрополита Чикагского о так называемом «безусловном» или «открытом» Причастии, без всякой подготовки и без условий, являются совершенно неправославными, противоречат святоотеческому учению, являются по сути отступническими от учения Святых Отцов (плоды так называемого «метапатристического (поспатристического) богословия»), экуменическими, а потому они совершенно неприемлемы для нас. Если мы, Православные, желаем иметь надежду на спасение, то должны верно и неуклонно следовать Святым Отцам, а не каким-то новоявленным и модернистским концепциям, даже если они прозвучали из уст высших церковных чинов и руководящих лиц церковной иерархии.

  05.12.2019 г.

Источник: https://thesecretrealtruth.blogspot.com/2019/12/blog-post_358.html

© Православный Апологет 2019г. 

 

 

[2] В тексте указано «к утрене», т. к. в Греции утреня и литургия служатся утром вместе, — прим. переводчика.

[3] 1 Кор. 11, 27-32.

[4] Мф. 22, 11-12.

[5] ΟΣΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Περί τῆς Συνεχοῦς Θείας Μεταλήψεως τῶν Ἀχράντων τοῦ Χριστοῦ Μυστηρίων, ἐκδ. Ν. Παναγόπουλος, Ἀθήνα 1991, с. 44-45.

[6] Там же, с. 82.

[8] Того же автора, Ἀόρατος Πόλεμος, ἐκδ. Ν. Παναγόπουλος, Ἀθήνα 2003, σ. 222.

[9] Там же, с. 222-223.

[10] Там же, с. 224.

[11] Там же, с. 230.

[12] Там же, с. 234-235.



Подписка на новости

Последние обновления

События