Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Христианство - это непрерывный аскетический подвиг, борьба за свободу и преображение

Архимандрит Феофил Лемондзис, доктор богословия

Ο Χριστιανισμός είναι ένας διαρκής ασκητισμός, ένας αγώνας ελευθερίας και μεταμόρφωσης

 

Αρχιμ. Θεόφιλος Λεμοντζής, Δρ. Θεολογίας

 

Христианство - это непрерывный аскетический подвиг, утомительный  аскетический труд, который заключается не в расширении и совершенствовании человеческих возможностей и способностей, как это происходит индуистская йоге и буддийской самоконцентрации, а в борьбе за свободу от страстей и борьбу за преображение всего  человеческого «существа», испытании и борьбе за нашу человеческую свободу. Это постоянное стремление изменить человека, который должен искать идеал в обожении. Как говорит Высокопреосвященнейший Митрополит Навпактский и св. Власия г-н Иерофеос:  «Аскетика, а следовательно и нравственность - это прохождение человеком трех ступеней духовной жизни, то есть очищения сердца, просвещения ума и обожения».

Аскетический подвиг не следует путать с моралью или аретологией, не следует отождествлять с  нравственной философией и системой добродетелей, с ее антропоцентрическим и идеологическим измерением. Христианская мораль, православная духовная жизнь - это не изложение объективных моральных принципов и норм, согласно которым человек должен действовать и вести себя, а аскетический труд, соблюдение заповедей и упражнение в заповедях Христовых. Это означает, что аскетический подвиг христианина не мыслится как закрытая система для увеличения человеческих способностей, но он является попыткой преобразить и приумножить человека в целом, настолько же, насколько это даровал ему Бог. Аскетический подвиг - это добровольное хранения и блюдение человеком себя от требований чувств.

Аскеза не является самоцелью. Когда Отцы говорят о заповедях и добрых делах, они не придают им морального или правового характера, а придают им чисто духовный характер. Если они говорят о соблюдении заповедей и о делах человека как о необходимых сторонах его спасения, то они делают это не для того, чтобы заявить, что сами они имеют какую-то ценность, а потому, что видят в них выражение доверия и любви к Богу. Вот почему аскетический подвиг - это не то же самое, что совершенство. Отождествление совершенства с  аскетическим подвигом является самодовольством, которое сатана влагает в душу подвижников для того, чтобы надеяться на человеческие достижения и подвиги, чтобы они впали в искушение самооправдания и самообожения, в ропот на Бога, без оправдание без Бога и обоготворение человека. «Пост, бдение, послушание - это средство, а не цель подвига. Мы напрасно хвастаемся постом, бдением и нищетой и знанием Священного, когда мы не достигаем любви к Богу и ближнему », - говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин.

Целью человека является не просто нравственное улучшение, согласно светским приннципам, но обожение, соединение с Богом, чтобы человек, участвуя в несотворенной энергии Бога, становился «по благодати» тем, чем Бог по природе. «Это не моральное улучшение человека, а воссоздание во Христе, перетворение человека, увековечение человека и общение со Христом бытийное и существенное, Христом, Который является явившемся воплощенным Бога в истории», как говорит отец Георгий Металлинос в своей работе «Православие как терапия». Кроме того, по словам о. Иоанна Романидиса, «... для Отцов не существует деления людей на нравственных и безнравственных, или же на плохих и добрых на основании нравственных правил. Это деление является поверхностным. По своей глубине в человечестве следует различать душевно больных, лечащихся и лечащих. Все те, кто не находятся в состоянии просвещения, являются психически больными ... Не только доброжелательность, здравый смысл, нравственны дела и преданность Православной традиции, делают человека православным, но очищение, просвещение и обожение. Эти этапы исцеления являются целью таинственной жизни в Церкви, как свидетельствуют литургические тексты». Православный аскет-подвижник - это не тот, кто сам о себе возглашает, не тот, кто просто решает совершать доброе делание, а является исцеленным на всех уровнях своего бытия. Духовный человек - это человек, который причастен Божественной благодати, который является причастником божественной жизни.

 

Аскетическая жизнь - это весь путь человека к обожению, соблюдению заповедей Христа, благодаря которым сердце очищается от многочисленных страстей и ума от мирских фантазий и от идола помыслов. Божественные заповеди и повеления -  это ничто иное, как «рецепты» в борьбе за наше исцеление. Но они не являются лечением. Лечение - это восстановление нашего духовного здоровья, возвращение к  состоянию сообразно природе (κατά φύσιν κατάσταση) человека.

Διαβάστε ολόκληρη τη μελέτη εδώ

Все исследование можно прочесть по ссылке, данной по адресу ниже…

https://www.pemptousia.gr/2019/05/o-christianismos-ine-enas-diarkis-askitismos-enas-agonas-eleftherias-ke-metamorfosis/

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2019г.



Подписка на новости

Последние обновления

События