Пасха в Императорской Семье
святого мученика Императора Николая II.
Праздники дореволюционные даже нельзя сравнить с праздниками настоящими. Празднование Пасхи в Царской России – удивительный праздник в сказочной стране, которую в 1917 году уничтожили…
Пасха – светлый праздник Воскресения Христова – пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века (980г.). С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник. Слово «Пасха» в переводе с еврейского «избавление», «исход», «прехождение». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху Новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу, вечной смерти и ада, дарование жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств (прп. Иоанн Дамаскин. Пасхальный канон), почему и Богослужение этого Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.
Согласно Ветхому Завету, евреи целовали друг друга при встрече, выражая этим дружеские чувства. Поцелуй приветствия был усвоен и первыми последователями Христа, причем они вложили в него новый смысл. Поцелуй стал рассматриваться христианами как символ взаимной любви и единения последователей Христа. В XVII веке приветствовать друг друга поцелуем полагалось не только в Пасхальное воскресенье, но и в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения. Такого установления не было в Западной Европе, и иностранцы рассматривали его как специфически русский православный обычай. Пасхальное целование имело всесословный характер и утверждало равенство людей перед лицом всечеловеческой радости — Воскресения Христа. Так и Государь Николай II в день Христова Воскресения, где бы он его ни праздновал, в Царском Селе или в Крыму, целовал своих солдат. Государь был небольшой ростом, и ему надо было тянуться на цыпочках, целуя высоких солдат, которые деликатно наклонялись в его сторону. Некоторые из них давали Государю красное пасхальное яйцо, получая взамен фарфоровое, украшенное инициалами Государя. Иллюстрацию этого обычая можно увидеть на пасхальной открытке с изображением Императора Николая II в полевой форме, вручающего солдату красное пасхальное яйцо.
Традиция получать в подарок пасхальное яйцо возникла в 1885 году. Первое пасхальное яйцо, выполненное ювелиром Карлом Фаберже, было подарено Марии Федоровне императором Александром III. Яйцо было изготовлено из золота и украшено белой эмалью. Оно было разъемное, внутри была золотая курочка с глазами-рубинами и бриллиантовым гребнем. Курочка тоже открывалась. В ней находилась миниатюрная императорская корона и подвеска в виде рубинового яйца. Сюрприз, сделанный К. Фаберже произвел впечатление на императрицу, и с этого времени фирма каждый год к Пасхе готовила для царского двора новый подарок — всегда неожиданный и оригинальный. Император Николай II заказывал к Пасхе два яйца: одно дарил матери — императрице Марии Федоровне, другое жене — императрице Александре Федоровне.
Пасхальное яйцо – этот символический дар, окрашенный в цвет крови Спасителя – было уже не опосредованным символом, а обретало особое значение на фронтах, где лилась кровь солдат. И в светлый праздник Воскресения оно рождало надежду на спасение и искупление грехов личным подвигом мужества и самопожертвования. Пасхи военных лет Царская семья проводит на фронтах и в госпиталях, христосуясь с солдатами и раздавая им подарки. Строгие пасхальные яйца военного периода отличаются простотой и лаконизмом отделки. Солдатам на фронтах в день Пасхи вручались красные яйца с печатным изображением Георгиевского креста четвертой степени, называемого солдатским, так как им награждались низшие чины — солдаты, матросы, унтер-офицеры. Они изготавливались на заводах М.С. Кузнецова. Если в предшествующие годы производилось 4000 — 5000 фарфоровых яиц, то к Пасхе 1915 г. был представлен 10131 экземпляр. Большинство их было украшено вензелями императрицы Александры Федоровны и наследника Алексея Николаевича. В годы войны также начали делать и специальные белые яйца с красным крестом и датой под ним — для поднесения раненым. В 1916 г. было сделано 2000 таких яиц. В этом же году вдовствующая императрица Мария Федоровна заказала серию пасхальных яиц, украшенных красным крестом и более богатым декором. Она поднесла свой пасхальный дар тысяче раненых солдат. Государыня, Александра Федоровна, в свою очередь, посещала школы, где молодые девочки, получали ее пасхальный поцелуй. Она также как и Государь раздавала украшенные ее инициалами фарфоровые яйца. Пасхальным поцелуем приветствовались также и во дворце — этим Государь и Государыня показывали, что они помнят своих подданных.
1900г. Христосование на Пасху с ПреображенцамиПасха была одним из любимейших праздников в семье Императора Николая II. В первые годы царствования молодой Государь с супругою по установленному церемониалу в Пасхальную полночь возглавлял шествие в пышном кортеже по парадным залам Зимнего дворца к Большой церкви, совершая все положенные ритуалы торжественного богослужения. Николай Александрович часто лично участвовал в выносе плащаницы. По окончании литургии, царское семейство собиралось для пасхальной трапезы с куличами, пасхами и крашеными яйцами в великолепной Малахитовой гостиной, примыкавшей к личным покоям императора. Николай II писал в дневнике: «Легли спать около 4 часов утра, когда заря уже занималась… В 11.30 часов началось христосование со всеми людьми в Малахитовой; почти 500 человек получили яйца». В последующие дни продолжались поздравления, христосования, раздача даров родственникам, придворным чинам, свите, служащим дворца, число которых достигало тысячи человек.
Позднее Пасху Царская семья обычно встречала в Ливадии. Хотя этот праздник в императорской России и был утомителен для императрицы, он приносил ей много радости. Святая мученица Государыня не щадила сил, которые собирала по крохе. Христово Воскресение было главным событием года, важнее даже Рождества. Ближайшая и преданнейшая подруга императрицы Анна Александровна Вырубова вспоминала: «В светлое Христово Воскресенье в продолжение двух часов Их Величества христосовались, Государь с нижними чинами охраны, полиции, конвоя, команды яхты «Штандарт» и т.д. Императрица — с детьми местных школ». Когда заканчивалась служба, начинался всенародный праздник. Люди угощали и угощались, ходили друг к другу в гости, обменивались подарками. Великий пост, во время которого запрещено было, помимо прочего, есть масло, сыр и яйца, закончился. Традиционным угощением была пасха, готовившаяся из творога, сметаны, изюма и кулич — круглый праздничный кекс, залитый сверху белой глазурью, по которой выведена была монограмма ХВ — «Христос Воскресе». Всякий, кто заходил в дом, был желанным гостем, столы были накрыты днем и ночью. Ливадийский дворец превращался в огромный банкетный зал. Наутро приезжали из Ялты похристосоваться школьники, получавшие из рук императрицы и великих княжон куличики. Свитским и лейб-гвардейцам августейшие хозяева дарили свои знаменитые пасхальные яйца. Некоторые из них были незамысловаты: изящно раскрашенная скорлупа, откуда сквозь крохотные отверстия извлечено содержимое. Но были и такие, что представляли собой шедевры ювелирного искусства — творения бессмертного К. Фаберже. Традиция дарить пасхальное яйцо была исполнена и в Светлое Воскресенье 1917 г.: Александра Федоровна раздавала фарфоровые яйца, сохранившиеся из прежних запасов.
подарок святого мученика Государя Императора Николая Александровича матери Императрице Марие ФеодоровнеА.Вырубова вспоминала: "В светлое Христово Воскресенье в продолжение двух часов Их Величества христосовались, Государь с нижними чинами охраны, полиции, конвоя, команды яхты "Штандарт" и т.д. Императрица - с детьми местных школ". Когда заканчивалась служба, начинался всенародный праздник. Люди угощали и угощались, ходили друг к другу в гости, обменивались подарками. Пировать, как правило, начинали после возвращения из храма. Великий пост, во время которого запрещено было, помимо прочего, есть масло, сыр и яйца, оканчивался. Традиционным угощением была пасха, изготовлявшаяся из творога, сметаны и изюма, и кулич - круглый праздничный кекс, залитый сверху белой глазурью, по которой выведены были инициалы ХВ - "Христос Воскресе". Всякий, кто заходил в дом, был желанным гостем, столы были накрыты днем и ночью. Ливадийский дворец превращался в огромный банкетный зал. Наутро приезжали из Ялты похристосоваться школьники, получавшие из рук императрицы и великих княжен куличики. Свитским и лейб-гвардейцам августейшие хозяева дарили свои знаменитые пасхальные яйца. Некоторые из них были незамысловаты: изящно раскрашенная скорлупа, откуда сквозь крохотные отверстия извлечено содержимое. Но были и такие, что представляли собой шедевры ювелирного искусства - творения бессмертного Фаберже. ( http://elan-kazak.forum2x2.ru/t16p105-topic)
поздравление с Пасхой святой мученицы Императрицы Александры Феодоровны своих фрейлин и служащих в Ливадийском дворце
В апреле 1916 г. Николай II впервые встречал Пасху вне семьи. Поскольку он с августа 1915 г. являлся Главнокомандующим русской армии в военной ставке в Могилеве, со штабными посещает Пасхальные богослужения. На него обрушилось множество дел, то к Пасхе в Ставке у него не оказалось традиционных подарочных яиц для жены и детей. Царь сообщил о проблеме жене, и та немедленно ответила, что высылает пасхальные открытки и отобранные ею яйца, и даже «расписала», кому какое яйцо должно достаться.
Николай записал в дневнике: «Получил пасхальные яички от дорогой Алекс и детей.... Около полковой церкви в березовой роще я христосовался с казаками и нижними чинами всех частей, стоящих в Могилеве - всего 860 человек».(www.livemaster.ru/topic/1176563-pashalnye-traditsii-tsarskoj-semi)
Пасху 1917 г. Императорская семья встретила в заточении в Александровском дворце Царского Села, где, по приказу А.Ф. Керенского, общение членов семьи было ограничено встречами за столом, значительно сократилось число приближенных, которые присутствовали на богослужении и разделяли пасхальную трапезу царской семьи. В дневнике воспитателя цесаревича Пьера Жильяра запечатлено описание этого праздника: «В 9 ½ часов утра обедня и причастие. Вечером, в 11 ½ часов, все собираются к заутрене. У заутрени присутствует комендант дворца полковник Коровиченко, друг Керенского, и три офицера караула. Служба продолжается до двух часов, после чего все идут в библиотеку для обычных поздравлений. Государь, по русскому обычаю, христосуется со всеми присутствующими мужчинами, включая коменданта дворца и караульного офицера, который остался при нем. Они оба не могут скрыть волнения, которое вызвало в них это непосредственное движение Государя».
Христосование св. мученика Государя Императора Николая Александровича с высшим офицерскрим составом, офицерами и солдатами на Пасху в Ливадийском дворцеЕще более печальной была последняя Пасха в жизни императорской семьи в доме Ипатьева в Екатеринбурге, где в ночь на 17 июля 1918 г. они были расстреляны большевиками. Николай II писал о морозном и пасмурном дне Пасхи 1918 г.: «По просьбе Боткина (семейного врача Романовых) к нам впустили священника и дьякона в 8 час. Они отслужили заутреню скоро и хорошо; большое было утешение помолиться хоть в такой обстановке и услышать «Христос Воскресе»… Утром похристосовались между собою и за чаем ели кулич и красные яйца, пасхи не могли достать». Грусть и усталость, и безысходные душевные страдания уже не оставляли царскую семью вплоть до ее трагической гибели. Но до последней минуты император и императрица, преодолевая скорбь, стремились «в молитве искать утешения и не сомневаться в любви и милосердии Божьем».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анна Вырубова – фрейлина Государыни. СПб., 2012.
- Анна Вырубова. «Страницы моей жизни». М.: Благо 2000.
- Иванов М. С., Лукашевич А. А., Квливидзе Н. В. Воскресение Иисуса Христа // Православная энциклопедия. Том IX. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — С. 414-423. — 752 с. — 39 000 экз.
- Николай II. Дневник. М.: «Захаров» 2007, 512стр.
- Масси Роберт Николай и Александра. М.: 2004. 187 с
- Сургучев И. Царская дружба. Спб.: «Царское дело», 2008
- Энциклопедия православной святости: В 2 т. т. 1 /Авт.- сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. — М.: Лик пресс, 1997. — 400 с.