Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Прп. Никодим Святогорец об образе  празднования православными христианами дней Светлой, Пасхальной недели

(в связи современными недоумениями относительно Причащения Тайн Христовых и подготовки в дни Светлой Седмицы)

Прп. Никодим Святогорец (+1808) является одним из авторитетнейших писателей, духовных наставников и истолкователей священных канонов Православной Церкви. Будучи воспитанником Университета на Святой Горе, так называли келлию Скиропуло ( Σκυροπούλα – пустынный островок напротив Святой Горы Афон, где подвизался прп. Никодим Святогорец под руководством старца Арсения безмолвника)  прп. Никодима, в которой он, пребывая в безмолвии, умной молитве, предавался и изучению разных наук.[1]  Для православного христианина прп. Никодим Святогорец является «золотой дверью, с помощью которой православный христианин входит в богословие Отцов, чтобы достичь до ее изначальных корней, времен Апостолов. Поскольку путь, который нам следует пройти  для познания нашего подлинного божественного Православного богословия начинается с ближайшего к нам святого Церкви, святого Никодима, он проходит через свт. Григория Паламу, святого Симеона Нового Богослова, святого Иоанна Дамаскина, святого Максима Исповедника, трех Великих Святителей, святого Дионисия Ареопагита и достигает святого Игнатия Богоносца, святого Иоанна Богослова и апостола Павла». [2] Составленный им  комментарий на собранные и систематизированные им священные каноны Православной Церкви под именем «Пидалион» является самым авторитетным для Греко-Восточной Православной Церкви на протяжении уже более чем двух столетий.[3] В своих комментариях или истолкованиях тех или иных правил прп. Никодим Святогорец держится буквального истолкования текста, при этом опирается на иные  авторитетные источники канонического права Византии, известных и общепризнаных канонистов: Вальсамона, Аристина и др. Оценивая труд прп. Никодима в написании толкований на священные каноны в виде «Симфоний», известный ученый святогорский монах Феоклитос Дионисиатский пишет следующее: «Особенно талант преподобного писателя раскрылся в «симфониях»: именно они позволяют признать Никодима Святогорца, по общему мнению критиков, великим канонистом. «Симфонии» предполагают остроту суждения, глубокое знание канонов  и их истории и свободное припоминание всех их вместе, что помогало ясно представить их тождество, различие друг друга и соотношение. А в собственных авторитетных толкованиях преподобного, помещенных в примечаниях, которые составляют почти половину из 750 страниц «Пидалиона», комментируются исторические случаи и нужды Церкви, побудившие принять те или иные каноны, говорятся о ересях и дается множество сведений, относящихся к догматам, управлению и благочинию Церкви, а также об императорских Новеллах, Дигестах, Институциях и т.п., что показывает великую ученость мужа». [4] Чтобы данная оценка не воспринималась как односторонняя, поскольку она дается ученым святогорским монахом, нам следует обратить внимание на положительные оценки дятельности прп. Никодима, которые были высказаны и о. Георгием Флоровским, и рядом канонистов Православной Церкви.  Так, авторитетнейший современный канонист, профессор Афинского университета П. Бумис говорит  о прп. Никодаме Святогорце как о «величайшем из новейших канонистов».[5]   Говоря о важности и значении священных канонов в жизни нашей Православной Церкви, известный профессор Афинского университета В. Фидас,  об их «неизменном» Вселенском авторитете пишет следующее: «Они являются фундаментальными текстами всего церковного предания и считаются критерием как для ревизии, контроля авторитетности для каждой формы в организации церковного строя, так и для систематического описания Канонического Права Церкви. Закрепление всех священных канонов Пято-Шестым Вселенским собором в Труллах (692) подтвердил непререкаемость авторитета  их духа, который служит в качестве постоянного критерия и обновления законной традиции Церкви. Линия священных канонов связана с историческими обстоятельствами той эпохи, во время которой эти каноны были установлены, но они прочно записаны в непрерывно продолжающуюся церковную традицию».[6] Именно для этих священных правил прп. Никодимом  даются обширные святоотеческие толкования свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста и др. «Пидалион – многоценное и вовеки неизменное достояние всех Православных Церквей, - пишет о. Феоклитос Дионисиатский, - Инославные же видят в нем православный Кодекс  права. Все священноначалие считает примечания преподобного «Пидалионе» как сокровищницу самого подлинного церковного учения».[7]

Вопрос об образе препровождения православными христианами Святой Пасхальной недели, который часто волнует многих современных православных христиан отражен и в комментариях прп. Никодима Святорца на 66 правило Пято-Шестого, Трулльского собора. Эти комментарии имеют особую ценность, потому что они, наряду с византийскими авторитетными канонистами, дают прекрасное руководство. Тем самым в них дается явное опровежение несколько подобострастным стремлениям без подготовки и исповеди причащаться Святых Тайн Христовых, либо не давать мирянам причащаться в эти дни вообще. Эти несколько крайние воззрения имеют в равной степени своих сторонников. Первые – в лице многих епископов, вторые – у духовенства в летах и монашествующих. На последнюю в значительной мере оказало влияние т.н. Синодальной эпохи, когда, за небольшими исключениями, наблюдался общий упадок духовной жизни, активное расцерковление, пренебрежение святыми Таинствами Церкви.

Однако же, мы полагаем, что для более ясного понимания того, чему, на самом деле, нас учит сама Церковь, нам важно непосредственно обратиться к самому тексту 66 правила Пято-Шестого Вселенского собора:

От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, в псалмех, пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чнению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище.

Какой же комментарий дает на это правило прп. Никодим Святогорец? Мы процитируем его, сделав перевод с греческого языка:

Поскольку и вся Пасхальная неделя считается как один день Господень, то поэтому данное правило определяет, что все христиане, в эту неделю должны пребывать в радости в церквах и праздновать Воскресение Господне с псалмами и песнопениями, и духовными песньми, внимая словам Божественных Писаний, и причащаясь Божественных Тайн. Дабы таким образом  желали бы совоскреснуть и вознестись со Христом. Поскольку в эти дни не допускаются неразумные хлопоты, ни какие иные публичные зрелища, беспорядочность, то есть  развлечение, или гуляния.[8]

В своем дополнительном замечании к этому правилу прп. Никодим пишет следующее: «Нынешним правилом да научимся мы, теперешние христиане, которые должны использовать эти святые дни Воскресения для провождения в святой жизни, и которые вместо этого живут беспорядочной теперь жизнью, дабы нам исправиться,   прекращая гуляния, хороводы, забавы и другого рода неуместные деяния, которые делаются. В Московии, как я слышу, христиане каждый день этой недели ходят от одной церкви в другую, и совершают литии, дабы не находить времени на совершение чего-то иного неуместного, что следовало бы делать в особенности нам христианам, дабы уклониться от бесчиния и неуместных дел». И далее, ставя в пример русских христиан Московского государства, он пишет: «Многим известен и другой святейший обычай, который преобладает в Московии, дабы мужья в течении всей недели этой не спали со своими женами, а следовательно в это время не совершать никаких браков. По сути это действительно святой обычай, которому следует подражать нам христианам. Потому что, как я говорил прежде, вся эта неделя, как один день Господень, мыслится как светлый день…[9]

Итак, опираясь на традицию Церкви, изложенную в священном 66 каноне Пято-Шестого Вселенского собора и у видных византийский истолкователей, а также учитывая благочестивую традицию православных христиан России, прп. Никодим призываети обязывает каждого православного христианина в дня Светлой Недели:

- прекращать все виды развлечений и забав,

-регулярно посещать богослужение в храмах Божиих,

- к святому, воздержному образу жизни,

-стремиться к ежедневному причащению Святых Тайн Христовых.

- но причащению святых Тайн Христовых должна предшествовать соответствующая подготовка.

Последнее положение прп. Никодим Святогорец не раскрывает, поскольку подготовленность ко святому Причащению является чем-то саморазумеющимся исходя из общего направления учения прп. Никодима, как видного представителя движения Отцов Колливадов о трезвении, непрестанной молитве и покаянии. Откровение помыслов, регулярная, ежедневная исповедь духовным отцам и духовное руководство для отцов Добротолюбия является одним из основополагащих условий для правильной духовной жизни, для ее богоугодного и спасительного характера.[10] А такой образ жизни не является исключительной прерогативой монашествующих, но он распространяется и на всех  мирян. Непонимание этого и попытка как-то иначе трактовать рекомендации прп. Никодима и отцов Добротолюбия является серьезной ошибкой, которая приводит к неправильным ориентирам, обмирщению, секуляризации.

Учитывая то, что прп. Никодим Святогорец является выразителем святоотеческого учения о спасении, обожении, который опытном путем постигал все аскетическое предание Православной Церкви и ее священные каноны, мы по необходимости должны видеть в его рекомендациях и толкованиях важный ориентир для духовной жизни и критерий для оценки степени церковности  современных тенденций и предлагаемых рекомендаций, от кого бы они не исходили, внутри Православной Церкви.

И.С.

 


[1] См. Μ. Μανωλόπουλου. Άγιος Νικόδημος Αγιορείτης και Θετικές Επιστήμες. http://oodegr.co/oode/epistimi/genika/ag_nikod_1.htm

[2]Π. Β. Πάσχου. Ὁ Ἅγιος Νικόδημος ὁ Ἁγιορείτης, μέγας διδάσκαλος τῆς ὀρθοδόξου πνευματικότητος (200 χρόνια ἀπὸ τὴν κοίμησή του). http://users.uoa.gr/~nektar/orthodoxy/tributes/osios_nikodhmos_agioreiths/or8odo3h_pneymatikothta.htm

[3] Κοτσώνης Ι. Ιερώνυμος, Κανονικόν και Εκκλησιαστικόν Δίκαιον, Θρησκευτική και Ηθική Εγκυκλοπαίδεια (Θ.Η.Ε.), τόμ. 07, εκδ. Μαρτίνος Αθ., Αθήνα 1962-1968, στ. 304 : «В конце турецкой оккупации появляются два выдающихся канониста Агапий Леонардос и Никодим Святогорец, которые (…) составили в 1800 г первый на димотическом языке скомментариями сборник Священых канонов и издали его, который известен под именем «Пидалион», который рассматривается в качестве официального сборника Элладской Церкви».

[4] Монах Феоклит Дионисиатский. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды.М. 2005, с. 277 См. также Πρωτοπρ. Σαράντη Σαράντου, Κωδικοποίηση των Ιερών Κανόνων;, «Παρακαταθήκη», τεύχ. 8, σελ. 14

[5] Μπούμης Ι. Παναγιώτης, 'Κανονικόν Δίκαιον', έκδ. 3η επηυξημένη, Γρηγόρης, Αθήνα 2002, σελ. 22

[6] Φειδάς Βλ., Κανών (Καν. Δικ.), Εγκυκλοπαίδεια Πάπυρος-Λαρούς-Μπριτάννικα, τόμ. 32

[7] Монах Феклит Дионисиатский. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды.М. 2005, с.272

[8] Πηδάλιον., σελ. 229-230

[9] Πηδάλιον., σελ. 230

[10] См. прп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы. (154 πρακτικά καί θεολογικά κεφάλαια) П. 84 (75 в греческом тексте) «Через покаяние совершается отмытие скверны прежних непотребных дел, а после такого очищения бывает причастие Святого Духа..Почему хорошо каждодневно каяться, как повелевает заповедь». Творения. М. 2, с.533, п. 44 «Те, которые во дворе благочестия со страхом и трепетом положили доброе основание веры и надежды, и ноги свои незыблемо утвердили на камне послушания духовным отцам, слушая заповедуемое ими, как из уст Божиих…скоро преуспевают. И исправляется в них великое и первое дело, состоящее в том, чтобы отвергнуться себя самих», с. 519-520

 

 

 

»



Подписка на новости

Последние обновления

События