Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Старец Лука Филофейский: О духовнике и исповеди

Проблема не столько в «качестве» духовника, сколько в состоянии человека, приходящего на исповедь.

 

- «Найдите хорошего духовника: знающего, мудрого, добродетельного и благоговейного»1, - говорит в одном из своих «Поучений» равноапостольный Косма Этолийский. Как сегодня найти такого духовника?

 

- Действительно, общее правило такое: постараться найти хорошего духовника. В то же время Христос «всѣ́мъ человѣ́комъ хóщетъ спасти́ся и въ рáзумъ и́стины прiити́»2. Он может совершить дело спасения, опираясь на благоговение, страх Божий, благое расположение приходящего на исповедь человека.

Святой Марк подвижник в произведении «О законе духовном» говорит: «Человек советует ближнему, как знает. Бог же действует в слышащем по мере его веры (к советующему)»3.

Теперь о том как следует понимать эти слова.

Человек приходит к священнику на исповедь. После того как он принес покаяние в своих грехах, духовник, опираясь на собственный опыт, Священное Писание, Кормчую книгу, пытается дать исповедующемуся ответ на беспокоящие вопросы. То есть он выступает как духовный наставник, пастырь, врач души. Говорит: «Сделай так, предприми это и это. Твори земные поклоны, постись и т.д.».

Духовник дает советы опираясь на собственные знания, но благодать Божия в этот момент «переводит» то что говорит духовник в соответствии с потребностями того кто приносит покаяние. То есть важно не то, что буквально говорит священник, а то что «в Духе» услышит исповедующийся.

Поэтому священник и называется «духовником» – он действует благодатью Святого Духа.

Когда у человека есть страх Божий, духовное расположение и стремление исправить свою жизнь – то, что ему скажет духовник, Дух Святой «переведет» ему таким образом, чтобы это принесло ему духовную пользу.

То есть проблема не столько в «качестве» духовника, сколько в состоянии человека, приходящего на исповедь. Если приносящий Покаяние действительно имеет желание исправиться – Господь в этот момент просветит священника (вне зависимости от того «хороший» он или «плохой» духовник) и подскажет ему необходимые слова, которые помогут кающемуся достигнуть духовного преуспеяния.

 

 

 

1 Равноап. Косма Этолийский «Слова». – М. : Святая Гора, 2009. Стр. 136.

2 «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

1-е послание к Тимофею, 2:4.

3 Преподобного Марка Подвижника Слово первое. О законе духовном, 200 глав. Глава 78.

 

http://www.agionoros.ru/docs/1682.html

 



Подписка на новости

Последние обновления

События