Духовная жизнь
Очищение сердца
(наставления со Святой Горы)
Καθαρισμός της καρδίας [Διδαχές από τον Άθωνα]
Старец Иосиф Ватопедский (+ 2009)
Γέρων Ιωσήφ Βατοπαιδινός (+2009)
Центром нашей жизни является изучение духовного закона. Это то и является причиной того, почему мы отвергли мир и оставили семейную жизнь, которая не является грехом. Мы ее оставили потому, что возжелали особым образом выразить нашу любовь к Богу, тем самым в точности соблюдая первую заповедь. Призываемые Богом, мы последовали за его гласом ради исполнения этой заповеди. И ради того чтобы найти подходящее время, в большей мере не рассеянное, мы вышли из общества и отвергли наши семьи, тщательным образом занимаясь обращением внимания внутрь себя, избирая смысл вещей. И этот образ жития мы возжелали не только для того, чтобы одержать победу над реальным грехом, но чтобы истребить его в самом зарождении. Не только не согрешать на деле, но и даже в своем уме не содействовать злу. Тем самым мы достигаем блаженства Господня: «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Нам Господь сообщает, что «Извне привходящее не загрязняет человека».
То, что исходит из сердца, то делает нечистым. «Из сердца исходят злые помышления убийство, блуд» (Мф. 15, 18)». Эти с преизбытком исходящие из нечистого сердца помыслы, которые движутся изнутри во вне, соделывают тело вместилищем злых нравов. И тогда подпадает под осуждение свобода человеческой личности, а из благородного и созданного «по образу и по подобию Божию», каковым он и является, человек становится лукавым и развращенным. Поскольку и мы причастны этому болезненному состоянию, то, безусловно, именно по этой причине мы выходим из мира. Когда мы говорим слово мир ( ο κόσμος), то под ним мы понимаем не людей. Мир — это устроение ветхого человека, которым, согласно словам апостола Павла, обладают страсти и пожелания. А согласно Евангелисту Иоанну Богослову это «похоть очей, похоть плоти и гордость житейская», не целомудрие и, главным образом, тщетные мысли. Теперь мы находимся в этом положении, молимся прежде всего о том, чтобы мы стали «чистыми сердцем», потому что только такие сподобятся увидеть Бога, и тем самым, насколько же возможно, человеческой природе обрести опыт видения Бога. Вопрос о возрождении это не перенесение людей в некое состояние некое земного процветания, эвдемонизма. Эта идея несут иные иноверческие исповедания. Человек после явления ему Бога Слова не переносится в некое состояние расцвета, он не возвращается из состояния изгнания к некой лучшей жизни. Эти идеи не принадлежат нашей Церкви, но они являются крайней степенью заблуждений.
Уничижением Бог Слово, Своим кеносисом, перевел человеческую природу в состояние обожения. Человек через Христа испостасно переходит, если он начинает уже теперь подчиняться воле Божией. Это приводит к единению с Богом. Точно также как и приемное дитя становится причастным имуществу приемного отца и по имени и персонально, хотя оно и не является природным ребенком, точно так же как и мы. Хотя мы и не рождены от Бога неким образом, однако, усыновление Ему мы обретаем тем же образом и на тех же основаниях, что и природное дитя. В этом отношении говорится о нашей богочеловечности.
Это нам принес на землю Бог Слово. Как Он об этом сказал и Сам: «Я в них, и Ты во Мне» (Ин. 17, 23) и «славу, которую Ты дал Мне, Я дал и им» (См. Ин 17, 22) , а в другом месте Он говорит: «Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Ин. 17, 24), и вновь «вы друзья Мои суть, если вы исполняете то, что Я заповедал вам, глаголю вам вы уже более не рабы» (Ин. 15, 14). И когда ученики просили Господа научить их молиться , то Он им непосредственно сказал следующее: «Отче наш, иже еси на небесех». Но для того чтобы нам иметь успех в этом и войти в область сыновства, нам необходимо молится не только для того, чтобы мы не согрешали, но чтобы мы разбивали корень греховности, с тем чтобы в нашем разуме она не имела бы даже места. Когда мы очищаем сердце от действия-энергии страстей, которые и являются по себе ветхим человеком, тогда то и приходит Святой Дух и начинает обитать в нас. Обратите ваше внимание на то, что Господь наш Иисус нам говорит: «Если вы любите Меня, то соблюдите слово Мое, и Отец Мой возлюбит вас, и соделает вас свободными и не только это соделает» (Ср. Ин 8, 32). Смотрите, что Он говорит, «не только». Он не говорит, что мы придем и вас посетим, то есть то что мы делаем, когда сами наносим видит , посещаем кого-то, но Он говорит, что Мы пребудем у вас, соделаем вас Нашим жилищем. Это то и есть Богочеловечность.
Однако наше освобождение от греха происходит не автоматически, но постепенно, точно также как постепенно происходит рост тела. Но благодаря нашей настойчивости, постепенно благодатью Божией в нас совершается таинственное очищение сердца. Прежде всего очищается ум и он просвещается, и тем самым он приемлет добрые мысли и не рассеивается. После правильного и верного применения мыслей и соблюдением в точности заповедей совершается очищение и сердца. Тогда постоянно приходит Божественная благодать и соделывает человека истинным богоносцем. И этот человек, поскольку он является живущим, он переходит «от смерти в жизнь». Это и есть освящение (ο αγιασμός). Тогда в нем уже не работают естественные законы. Он постоянно приобщается Божественной благодати и восходит в состояние превышающее природу (надприродное υπέρ φύσι), так что он также обретает благодатью прозорливости или пророчества. Он не боится немощей, болезней, опасностей, поскольку он поставлен в состояние усыновления, его покрывает Божественная благодать. И когда он в свое время оставит этот мир, то он предпочтет славу обетований, которые нам обещал наш Христос.
В эти дни, если вы будете хот немного внимательны, то вы ощутите во многом воздействие Божественной благодати, поскольку, как говорил наш приснопамятный старец, Христос весьма щедро раздает Свои дары в дни великих праздников, словно некое особое благословение. Но разве есть причина для того, чтобы и нам проявить внимательность? Поскольку это является центром нашей цели, задачи! Почему же мы не становимся благоговейными, ревностными, внимательными, настоящими поклонниками и служителями нашего Христа, Который, как мы верим, нас призвал, поскольку Он нас предопределил и нас оправдал, и оставляет нам Свою милость, дабы нас прославить в те последние часы, когда мы покинем этот мир?
И теперь нам следует войти в наше «клеть», и постучат в нашу дверь и вознести молитву и исповедаться и припасть ко Христу нашему. И нам следует всей душой, всем сердцем и разумением и волей и намерением и деятельностью в молитве предстать пред Христом, Который дал столько обетований грешникам. С кротостью, смирением и добрым намерением вы припадите таким образом ко Господу. Это самый таинственный образ изменения характера, особенностей человека, который вызывает в человеке духовный подъем и серьезные духовные изменения: Это изменение совершаемое десницей Всевышнего». Изменение, которое превращает ветхого человека, грешного, который облечен в кожаные ризы. Она его изменяет в духовное существо, которого окружают Ангелы, и которые его любят, дабы служить ему. Они видят эти добрые помыслы, которые стремятся преодолеть закон тяготения и перейти в пренебесный жертвенник, туда, куда «предтечею за нас вошел Христос, во Святая святых и обрел вечное искупление» (См. Евр. 9, 12)
То же, что не относится к небесному, забудьте о том. Ибо там, на небе , наше жительство. Там нас ожидает наш Иисус. «» Какое сердце, ощущающее и переживающее эти слова-глаголы, не станет раскалываться, пусть, даже если оно, и создано из самого гранита? Неизреченная Его вселюбовь не завершилась Его божественным кеносисом-уничижением, но она пребывает с Ним и с нами на этой земле, где она облеклась в наше собственное смирение и нищету. Но и в пребывая в лоне отчем «со всякой Его славой», вновь нам напоминает, что «Я не оставлю вас сиротами, но пребуду с вами во вся дни».
Все же теперь желающие начинайте соревноваться в духовном, проявляйте страннолюбие один к другому. И это в действительности достойно всякой похвалы. «Ибо сей род живет Господом».
© перевод И.С. 2012г.
Источник: http://www.pemptousia.gr/2012/06