Иоанн Фундулис
почетный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля
Великая (Страстная) Неделя
Часть 1
Μεγάλη Ἑβδομάδα (Α’)
повторная публикация
Пятница шестой недели Великого поста завершает Великую Четредесятницу.Длительный период поста и усердная молитва подходят к своему завершению. В этом уверяют и два тропаря богослужебного последования этого дня, которые отмечают завершение Четыредесятницы и указывают на начало Великой (Страстной) Недели:
«Душеполе́зную соверши́вше Четыредеся́тницу, и святу́ю седми́цу Стра́сти Твоея́, про́симъ ви́дѣти, Человѣколю́бче, е́же просла́вити въ не́й вели́чія Твоя́ и неизрече́нное на́съ ра́ди смотре́ніе Твое́, единому́дренно воспѣва́юще: Го́споди, сла́ва Тебѣ́.»[1]
После сорокадневного поста Моисей Боговидец взошел на вершину горы Синай, чтобы встретиться с Богом и принять дощечки с законом, символа Ветхого Завета.[2] Новый народ Божий, Израиль по благодати, очищался в течение сорока дней и уже восходит в Иерусалим, на благодатную гору. Не на страшную гору, горящую и пылающую огнем, с молниями и громом, но во святый град мира, в град живого Бога, откуда вместе с нами восходит и посредник Нового Завета. Там, откуда кровь окропления будет вопиять «сильнее» нежели кровь праведного Авеля, ради того, чтобы обновить Завет и привести в порядок, умирить народ святой, народ избранный Божий.[3] Там будет установлено знамение любви Бога к человеку, крест, и будут сокрушены начала власти и силы тьмы. Христос грядет вновь , чтобы пострадать и одержать победу. Временные образы мира сего ниспадут. Вечность и время переплетаются. Христос есть грядый и будет всегда грядущим. Страдающий и страждущий. Он победил и побеждает. Прошлое, настоящее и будущее суммируется во Христе. Вместе со Христом и верующий восходит в мысленный Иерусалим. И он одержит победоносную битву. Он будет распят и будет воскрешен ради того, чтобы с Ним вместе жить в нескончаемом веке.
И начинается Великая Неделя. «Великая», потому что «некие великие и неизреченные существенные блага доставляются в ней», - согласно словам свт. Иоанна Златоуста.[4] Два основных праздника являются связующим между Великим постом и Великой Неделей: Воскрешение Лазаря и Неделя Вайи. Этими и вместе с ними тремя первыми днями Великой недели, которые составляют литургическое единство, мы и дум заниматься в нашей лекции. Время достаточно ограничено, и поэтому мы необходимости ограничимся неким кратким обзором литургического содержания этих дней. Тематика достаточная обширна и компакта, чтения достаточно большие, гимнография сосредотачивает на том, что составили выборочно и непревзойденным образом составили свои богодвижимым умом священные поэты-творцы Церкви. Подле богословской и духовной глубины священных последований, к которым вы будете приглашены, уместно будет только священное безмолвие изумления. Великое всегда вызывает страх: это настолько является человеческим, но и настолько является богоприличным в переживании сего. «Молчанием почту божественное». «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой».[5] Итак, подле ног священных гимнографов бы займем наши места во время этой церемонии и станем внимать их гласу о смысле, который Церковь придала эти священным дням. Уста гимнографов это уста Церкви. И наше богослужение станет небольшой антологией и неким комментарием некоторых из этих особых священных песнопений.
Ра́дуйся и весели́ся, гра́де Сіо́не, красу́йся и ра́дуйся, Це́ркве Бо́жія, се́ бо Ца́рь тво́й пріи́де въ пра́вдѣ, на жребя́ти сѣдя́, отъ дѣте́й воспѣва́емый: оса́нна въ вы́шнихъ, благослове́нъ еси́, Имѣ́яй мно́жество щедро́тъ, поми́луй на́съ.
Тропарь этот является некой похвалой победе, приглашением и призывом для торжественного празднования триумфа. Христос победитель смерти. Он воскресил трехдневного мертвого Лазаря, тем самым предначертывает чудесную свою победу над смертью и предвозвещая Свое собственное и наше воскресение. И теперь идет, восседая не жребяти осли, царь мира, кроткий и смиренный триумфатор. Еврейские дети Его принимают с победными восклицаниями: «Осанна в вышних. Благословен грядый во имя Господне».[6] И священный град Сион «потрясеся»[7], он радуется и веселиться. Но вместе с Сионом радуется и торжественно празднует и Церковь Божия, новый Израиль, град Бога живого. Потому что грядет вновь Господь, его царь, победитель. Согласно Апокалипсису: «И изыде побеждаяй, и да победит[8]». Этот исторический вход Христа происходит и сегодня. Господь идет и сегодня, как и тогда. Роль детей теперь выполняет новый народ, который удостоен бессмертной жизни благодаря Христову воскресению. Камни стали чадами Авраама и теперь взывают «Осанна».[9] Как и тогда, они, как дети, держат пальмовые финиковые ветви, ветви добродетелей. Кровию Христа они очистили свои души, и они являются «незлобивими детьми», как и те дети Иерусалима. Они приветствуют нового Адама, который пришел в мир, чтобы спасти ветхого Адама. Эта тема раскрывается в первом седальне утрени недели Вайи 4 гласа, на подобен«Удивися Иосиф»:
Съ вѣ́твьми у́мно очище́ни душа́ми, я́коже дѣ́ти, Христа́ восхва́лимъ вѣ́рно, велегла́сно зову́ще Влады́цѣ: благослове́нъ еси́, Спа́се, въ мíръ прише́дый спасти́ Ада́ма отъ дре́внія кля́твы, духо́вно бы́въ, Человѣколю́бче, Но́вый Ада́мъ, я́коже благоволи́лъ еси́. Вся́, Сло́ве, къ поле́зному устро́ивый, сла́ва Тебе́!
Итак, грядет Господь на вольные страдания. Он, «Сын человеческий», восходит в Иерусалим для того, чтобы Себя предать и чтобы Его распяли. И вновь верные приемлют на себя роль учеников, они восходят вместе, сопровождают Его, распинаются для того, чтобы стать сродными Ему. И это восхождение приобретает и некий эсхатологический оттенок. Оно предызображает и является залогом совместного восхождения верующих с прославленным Господом, не в земной Иерусалим, а в Небесный Иерусалим, в царствие небесное, ко Отцу Христа и Отцу нашему. Несомненно эта мысль является содержанием стихиры самоподобна 1 гласа на утрени Великого Понедельника:
Гряды́й Госпо́дь къ во́льной стра́сти, апо́столомъ глаго́лаше на пути́: се́ восхо́димъ во Іерусали́мъ, и преда́стся Сы́нъ Человѣ́ческій, я́коже е́сть пи́сано о Не́мъ. Пріиди́те у́бо и мы́, очище́нными смы́слы сше́ствуимъ Ему́, и сраспне́мся, и умертви́мся Его́ ра́ди жите́йскимъ сласте́мъ, да и оживе́мъ съ Ни́мъ, и услы́шимъ вопію́ща Его́: не ктому́ въ земны́й Іерусали́мъ, за е́же страда́ти, но восхожду́ ко Отцу́ Моему́ и Отцу́ ва́шему, и Бо́гу Моему́ и Бо́гу ва́шему, и совозвы́шу ва́съ въ го́рній Іерусали́мъ, въ Ца́рство небе́сное.
Воспоминание исторических событий, которые произошли, а также слов Христа Спасителя, которые Им были сказаны со времени вхождения в Иерусалим и до Его предательства, совершается во время первых дней Страстной Недели. Христос проклинает бесплодную смоковницу, которая обозначает духовенство бесплодной смоковницы, но и ей подобны все те, которые недостойны увидеть и восприять дары Божии, «осенние деревья бесплодные, дважды умершие, исторгнутые».[10]далее следуют трагические по своему содержанию слова с начальниками народа и фарисеями, которые стремятся уловить «в слове» Христа, последние причти о суде над рабом, которые сокрыл талант и об осуждении злых работников в винограднике, пророческие предвидения о гибели Иерусалима и о явлении Праведного Судии, а также о страшном «уа»-горе книжникам и фарисеям. Вместе со всеми ними соединяется образ сраждущего праведника, память Иосифа Прекрасного. Но эти слова Господа, которые адресованы всем, а среди преобладающих тем в Его беседах этих дней является притча о десяти девах. Их нам «преподносит» Великий Вторник, но эта потрясающая повесть словно пропитывает и остальные два дня. Это пробуждающая от сна труба явления Христа. «Христос грядый явно приидет и не замедлит» Это «Жених» из притчи, «Жених Церкви», Жених всякой души. И он придет в тот час, о котором никто не знает, никто не ожидает, чтобы совершать внезапно таинственный брак: «В полунощи». Блаженны те, которые Его ожидают, когда Он не застанет их в лености сна, когда не застанет их при недостатке елеи в их светильниках. Недостойны его те рабы, которых Господь застанет в лености и спящими. Жених украшен, одежды наши для входа к Нему должны быть достойны брака, светлыми, чистыми, светоносными. Эта тематика подчеркивается и выделяется рядом тропарей. Мы остановимся на двух, хорошо известных и весьма характерных: Тропаре 4 гласа и эксапостиларии 3 гласа:
Се́ Жени́хъ гряде́тъ въ полу́нощи, и блаже́нъ ра́бъ, его́же обря́щетъ бдя́ща; недосто́инъ же па́ки, его́же обря́щетъ уныва́юща. Блюди́ у́бо, душе́ моя́, не сно́мъ отяготи́ся, да не сме́рти предана́ бу́деши, и Ца́рствія внѣ́ затвори́шися; но воспряни́ зову́щи: Свя́тъ, Свя́тъ, Свя́тъ еси́ Бо́же, Богоро́дицею поми́луй на́съ.
Черто́гъ Твой ви́жду, Спа́се мо́й, украше́нный, и оде́жды не и́мамъ, да вни́ду въ о́нь. Просвѣти́ одѣя́ніе души́ моея́, Свѣтода́вче, и спаси́ мя́.
Живой пример ленивого (унывающего) раба и души бодрствующей дарит Великой Неделе историческое звучание, ибо этот примет является связующим между первой и второй частями Страстной Недели. Грешная жена, которая разлила на Господа миро, благодаря этому из ряда вон выходящему деянию, которое приносит потрясение и являет благоразумие, обретает избавление от зла, очищение одежды своей души от греховной нечистоты. Поразительная глупость выявляет благоразумие, раба страстей через покаяние становится свободной – готовой дать ответ Жениху. Напротив того «сын жениха», ученик, друг, закрывает только для самого себя дверь жениха. Свободный становится рабом. Блаженный становится недостойным. Поэтому Церковь в особенности подчеркивает и выделяет эти две личности в течение этих Страстных дней. Поэтому пример грешной женщины является настолько воодушевляемым для всех нас, поскольку он показывает как из глупых и неразумных мы можем стать благоразумными.А пример Иуды является столь страшным, поскольку он показывает как благоразумные время от времени оказываются безумными. Из прекрасных тропарей, которые повествуют об этом, мы выбираем один, третий самоподобен утрени Великой Среды 1 гласа, которым мы и завершаем нашу лекцию.
Егда́ грѣ́шная приноша́ше мѵ́ро, тогда́ учени́къ соглаша́шеся пребеззако́ннымъ. Овая у́бо ра́довашеся, истоща́ющи мѵ́ро многоцѣ́нное, се́й же тща́шеся прода́ти Безцѣ́ннаго. Сія́ Влады́ку познава́ше, а се́й отъ Влады́ки разлуча́шеся. Сія́ свобожда́шеся, а Іу́да ра́бъ быва́ше врагу́. Лю́то е́сть лѣ́ность, ве́ліе покая́ніе: е́же мнѣ́ да́руй, Спа́се, пострада́вый о на́съ, и спаси́ на́съ.
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2020г.
Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ Καθηγητού Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. ¨Εκδοση τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1994, σελ. 72-79
[1] Слава на стиховнах утрени пятницы 6 недели Великого поста.
[2] Исход. 24, 12.18
[3] Евр. 12, 18-24