Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Божественная Евхаристия как эсхатологическое собрание

Η Θ. Ευχαριστία ως εσχατολογική Σύναξη

 

Ираклис Псалтис, филолог

 

 

 

Отец Г. Флоровский (1893-1979) утверждает, что Церковь – это, прежде всего, община, совершающая служение[166]. Центром богослужебной жизни Церкви является таинство Святой Евхаристии. Отождествление Церкви и Евхаристии уходит своими корнями в первые христианские общины, о чем свидетельствуют письма апостола Павла[167]. Евхаристия от (Псевдо)Дионисия Ареопагита (около V в. н.э.)[1] до Максима Исповедника и Николая Кавасилы составляет конец и завершение всех таинств Церкви[168]. Она производит единство всего церковного тела и в то же время постоянно питает ее членов до воскресения[169]. Это таинство прежде всего повторяется и основывается на словах Христа во время Тайной вечери, и с тех пор Церковь совершает его в память о заповеди, данной основателем Церкви. Иисус изменяет единодушно совершающее трапезу собрание (ομοτράπεζη σύναξη ) с помощью наивысшего события социального или даже религиозного характера на центральное событие жизни, евхаристическое собрание (ευχαριστιακή σύναξη)[170]. Апостол Павел напоминает нам в 1-м Послании к Коринфянам[171], что его совершение есть непрерывное «воспоминание» (ανάμνηση) и «возвещение» (καταγγελία смерти Христовой «ἂχρι οὗ ἔλθῃ» (дондеже Он приидет).

Евхаристия в первую очередь изображает эсхатологическое собрание (εσχατολογική σύναξη) рассеянного народа Божия и, соответственно, всего мира. Центром собрания является Христос, Которые соединяет многих в Своей Личности[172]. Это «лекарство бессмертия» (φάρμακο της αθανασίας), оно освящает мир и «преподносит» его ко Творцу как подлинное творение: «Твоя от Твоих Тебе приносящее о всех и за вся». Во Христе ветхий Адам обновляется, не разрушаясь, восприемлется человеческое естество, не стыдясь, человек обоживается, не переставая быть человеком[173]. Хлеб и вино, его пища, приносятся в «бескровную жертву», а не его чувства или его нравственные достижения, потому что он не претендует на них как на свои, но признает их даром любви Божией[174]. Когда после «Возношения - Анафоры» мы приемлем обратно эти дары, принесенные нами Богу, мы можем теперь вкушать их как источник жизни[175], так как они пресуществляются в Тело и Кровь Господа: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизнь. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я Нем» [176]».

 

 

Евхаристия привносит в нравственную жизнь некий фундаментальный вклад в: новое открытие правильного смысла нравственной жизни. Ее «компас» указывает на Того, с Кем человек соединен через Божесвтенное Причащение, что он становится тем, чем он является на самом деле: совершенным человеком[177]. Его конец — обожение.

 

 

 СНОСКИ

[166]Γ. Φλωρόφσκυ, Θέματα Ορθοδόξου Θεολογίας, μετάφραση: αρχιμ. Α.Π. Κουμάντος, Σ. Παπαλεξανδρόπουλος, π. Ε. Πρατσινάκης, Σ. Χατζησταματίου (Αθήνα: Εκδόσεις  Άρτος Ζωής, 1989)σ.159.

[167]Ι. Ζηζιούλας, «Εκκλησία και έσχατα» στο Εκκλησία και Εσχατολογία (Αθήνα: Εκδόσεις Καστανιώτη, 2003)σσ. 27-45, εδώ σ.33.

[168]π. Ν. Λουδοβίκος, «Ο Τριαδικός Θεός  στη λειτουργική και μυστηριακή ζωή της Εκκλησίας» στο Κ. Αγόρας, Στ. Γιαγκάζογλου, π. Ν. Λουδοβίκος, Στ. Φωτίου Πίστη και Βίωμα της Ορθοδοξίας, τόμος Α, Δόγμα, Πνευματικότητα και Ήθος της Ορθοδοξίας (Πάτρα:  Εκδόσεις Ελληνικού Ανοικτού Πανεπιστημίου, 2002)σσ.64 -70, εδώ σ.68.

[169] Ν. Ματσούκας, Δογματική και Συμβολική Θεολογία, Β., όπ. παρ., σ.484.

[170]Α. Αντωνόπουλος, «Η ερμηνευτική διαχρονικότητα στην Ορθόδοξη Θεολογία» στο Α.  Αντωνόπουλος, Σ. Δεσπότης Πίστη και Βίωμα της Ορθοδοξία, τόμος Γ, Διαχρονικές Συνιστώσες της Χριστιανικής θεολογίας στην Ορθοδοξία (Πάτρα: εκδόσεις Ελληνικού Ανοικτού Πανεπιστημίου, 2008)σσ.221-242, εδώ σ.222.

[171]Α΄ Κορ. 11ο κεφάλαιο.

[172]Στ. Γιαγκάζογλου, «Οι θεολογικές προϋποθέσεις της Εκκλησιολογίας» στο Κ. Αγόρας, Στ. Γιαγκάζογλου, π. Ν. Λουδοβίκος, Στ. Φωτίου Πίστη και Βίωμα της Ορθοδοξίας, τόμος Α, Δόγμα, Πνευματικότητα και Ήθος της Ορθοδοξίας (Πάτρα:  Εκδόσεις Ελληνικού Ανοικτού Πανεπιστημίου, 2002)σσ. 172-191, εδώ σ.190.

[173]Ι. Ζηζιούλας, Η κτίση ως ευχαριστία (Αθήνα: Εκδόσεις Ακρίτας, 20114)σ.24.

[174]Χ. Γιανναράς, Αλφαβητάρι της πίστης, όπ. παρ., σ.195.

[175]Ι. Ζηζιούλας, Η κτίση ως ευχαριστία, όπ. παρ., σ.121.

[176]Ιоан. 6. 53-54.

[177]Ι. Ζηζιούλας, Η κτίση ως ευχαριστία, όπ. παρ., σ.30.

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2022г.

Источник: https://www.pemptousia.gr/2015/07/101810/

 

[1] Редакция Православного Апологета отвергает точку зрения протестантской патристики, которая была усвоена римо-католической патристикой и многими православными современными богослове о подложности Творений под именем свмч. Дионисия Ареопагита. Мы придерживаемся точки зрения Правсоалвного священного предания, которое выражено, прежде всего, в богослужебных текстах, службе свмч. Дионисия Ареопагита, точке зрении прп. Максима Исповедника, а также таким крупным и видным современным иерархом Православной Церкви и богословом митрополитом Навпактским Иерофеем (Влахосом), о подлинности Творений или корпуса трудом свмч. Дионисия Ареопагита.



Подписка на новости

Последние обновления

События