Толкование Божественной литургии
Высшее Таинство Церкви
Ερμηνευτική στη Θεία Λειτουργία
Η κορυφαία Μύηση τής Εκκλησίας
Σεβ. Μητροπ. Πισιδίας Σωτηρίου
Преосвященнейший. Митрополит Писидийский Сотирий
Цикл проповедей Высокопреосвященнейшего Митрополита Писидийского Сотирия, сказанных в воскресные дни, в период с октября 2021 г.
Беседа 5-я
5. В сердце Божественной Литургии находится высшее Таинство -Божественная Евхаристия
В предыдущей нашей беседе мы смогли увидеть, что верующий во время Таинства Евхаристии, при божественным Причащении Святых Тела и Крови Господней, соединяется с воскресшим Телом Христовым и тем самым исполняются слова Господа: «Ядущий плоть, пьющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Иоан. 6:56).
Чтобы нам лучше понять более обильные благодеяния от Великого Таинства Евхаристии, необходимо увидеть:
Почему оно называется Таинством Евхаристии?
По свидетельству святых евангелистов, во время Тайной вечери Иисус взял хлеб и, произнеся благодарственную молитву, разделил его на куски и раздал Своим ученикам, говоря: «Примите и ядите, сие есть Тело Мое». Затем он взял чашу и, произнеся благодарственную молитву, подал им, говоря: «Пийте из нея вси: сия бо есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаемая, во оставление грехов» (Мф. 26, 26-27). Мы слышим одни и те же слова, повторяемые служителем на каждой Божественной литургии. Поскольку, таким образом, предшествовала сему благодарственная молитва Иисуса (то же самое делает священник, когда начинается великую молитву Анафоры), то оно называется «Таинством Божественного Благодарения(Евхаристии)».
Но это не единственная причина. Все Таинство Божественной Евхаристии есть БЛАГОДАРЕНИЕ БОГУ, приношение Даров благодарения и признательной благодарности верных и всей Церкви Человеколюбивому Богу, за неисчислимые блага – ведомые и неведомые, - которые Он даровал нам и продолжает подавать. нам. Это, между прочим, мы осознанно совершаем и при прочтении молитвы Проскомидии, которую возносит священнослужитель, после Великого Входа со Святыми Дарами и внесения Священного Дискоса с Хлебом и Священного Чаши с Вином на Святой Престол: «Господи Боже Вседержителю, Едине святе, приемляй жертву хваления от призывающих Тя всем сердцем. Приими и нас, грешных, моления и принеси ко святому Твоему жертвеннику, и удовли нас приносити Тебе дары же и жертвы духовныя о наших гресех и о людских неведениих, и сподоби нас обрести благодать пред Тобою, еже быти Тебе благоприятней жертве нашей, и вселитися Духу благодати Твоея благому в нас, и на предлежащих Дарех сих, и на всех людех Твоих. Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Приближается великий момент приношения Святых Даров, когда Служитель, поднимая Священный Диск с предлагаемым Хлебом и Святой Чашей с Вином, восклицает: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся». То есть: Господи, мы хотим предложить Тебе дары нашего благодарения Тебе за бесконечные благодеяния, которые Ты оказал нам и продолжаешь подавать их нам. Но у нас нет ничего своего. Вот почему мы выбираем Хлеб и Вино из Твоих творений, и мы преподносим их Тебе как Дары благодарения за все, что Ты сделал для нас, от начала творения и до сегодняшнего дня и в каждом месте Твоего владычества.
Вот теперь Тайна Божественной Евхаристии достигает своего апогея! Призывом служителя к Богу Отцу ниспослать Духа Святого на Святые Дары и сотворить «сей Хлеб Святым Телом Христовым, а в сей чаше во Святую Кровь Христову» дабы совершилось Таинство. Произошло чудо непостижимое для человеческого разума. С превращением хлеба в Тело Господа совершается жертвоприношение. На Святом Престоле теперь мы имеем Распятого и Воскресшего Христа. Вместе с Двенадцатью учениками в чертогах Сиона мы участвуем в Вечере. Этот трапеза благодарения ни чем не отличается от вечери Великого Четверга. Святая Трапеза (Престол) стала Святым Алтарем, Ж,ертвенником стала Голгофой. Потому что это Таинство Евхаристии есть в то же время образ Голгофской жертвы. В Божественной Евхаристии, как и на Голгофе, Христос приносится в жертву. После Голгофы мы достигаем Воскресения. Евхаристия есть непрекращающаяся Пасха Церкви и заверяет нас в радости Его будущего Царства.
Остановимся еще немного на понятии Евхаристии как жертвы.
Прежде всего, это становится очевидным из установительных слов Господа, когда Он передал Тансвто Своим ученикам: «Пийте из нея вси; Смя бо есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов» (Матф. 26:27-28). Господь ясно говорит здесь о жертве Своей Крови, которая «за всех проливается, для отпущения грехов». У нас создается впечатление, что Господь, говоря о жертве Своей Крови (пока Он еще не был распят), употребляет слово «изливаемая»[1] в настоящем времени. Он не употребляет будущего времени и не говорит: это Моя кровь «прольется»[2], но Моя Кровь «проливается» постоянно. Что это значит? богопросвещеннын Отцы Церкви открывают нам следующее: Господь пролил однажды на Голгофе Свою Святую Кровь за жизнь и спасение мира, за всех, кто жил от Адама и будет жить до Второго Пришествия. Но Его жертва так и не была совершена в прошлом. В Божественной литургии используется известное исчисление времени в днях, годах, веках. Для Бога, как известно, нет ни настоящего, ни прошлого, ни будущего. Все перед Ним есть вечное настоящее. Подобным же образом во время совершения Таинства Божественной Евхаристии действует «литургическое время», с которым все преображается в настоящее, так что человек любой исторического времени имеет возможность приблизиться к Таинству с Двенадцатью Учениками в Иерусалимской горнице и удостаивается от этого великих благодеяний.
Мы продолжим - с Богом - нашу тему в следующее воскресенье